Как составить бухгалтерский баланс Виткалова Алла Петровна

3.1. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу

В российских условиях бухгалтерская отчетность используется (пока еще) для контроля деятельности организации, финансового и налогового. Она по-прежнему носит адресный характер, баланс считается конфиденциальным документом, недоступным для обозрения.

Однако развитие рыночных отношений расширяет функциональные возможности бухгалтерской отчетности в сторону рыночно-ориентированной, финансовой, целью которой является предоставление данных пользователям заинтересованным в ней, необходимой им для принятия финансовых решений.

Рынок увеличивает спрос на сигнальную информацию о перспективах и рисках ведения бизнеса. В этом особенно заинтересованы акционеры, инвесторы. Они хотят иметь информацию о будущих экономических выгодах для того, чтобы не просто получить данные о текущих финансовых результатах деятельности, но, главным образом, о ценности бизнеса в целом.

Чтобы создать условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности, направленных на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечении гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям, разработана по решению Правительства РФ Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу. (здесь и далее – Концепция). (см. приложение 1).

Концепции предшествовала Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.

Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты МСФО.

В соответствии с рекомендациями МСФО в бухгалтерской отчетности раскрывается информация, соответствующая рыночным отношениям: об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, о прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, информация по сегментам и др. Используются способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупные и крупнейшие организации со сложной организационной структурой подготавливают консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам. Получил развитие рынок аудиторских услуг, возникла аудиторская профессия. Возрос престиж бухгалтерской профессии, появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной Федерации бухгалтеров.

В то же время в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные недостатки:

отсутствует официальный статус бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, не созданы необходимые условия для МСФО;

имеет место формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям учета и отчетности;

неоправданно высоки затраты хозяйствующих субъектов при подготовке консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации отчетности, составленной по российским правилам;

излишние затраты идут на представление избыточной отчетности по запросам административных органов и на ведение параллельно с бухгалтерским, налогового учета;

слаба система контроля качества бухгалтерской отчетности и ее аудита;

недостаточно участие общественности(включая заинтересованных пользователей) в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии.

Вместе с тем, благоприятные условия дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности продолжают складываться: введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. Уже почти прекратились дискуссии по поводу необходимости ведения учета и отчетности по рекомендациям МСФО, уступив место профессиональному суждению о более рациональных методах перехода на систему международных стандартов. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в качестве цели их развития на среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.) установила создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации.

Важнейшим условием реализации этой функции явится активизация использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Концепция формирует направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности. Это:

повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

создание инфраструктуры применения МСФО;

изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности – повышение качества информации, формируемой в них, общим критерием качества информации бухгалтерского учета и отчетности является ее полезность.

На основе данных бухгалтерского учета и отчетности, хозяйствующие субъекты подготавливают информацию юридического лица (индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, бухгалтерская информация используется для формирования управленческих показателей, для составления налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами и при необходимости других видов отчетности. В этих условиях качество бухгалтерской отчетной информации достигается обеспечением относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Это возможно осуществить при составлении индивидуальной бухгалтерской отчетности, которую необходимо составлять пока по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе, с учетом накопленного опыта, целесообразно оценить возможность составления индивидуальной отчетности непосредственно по МСФО.

Необходимым условием широкого применения МСФО в практике российского бухгалтерского учета является создание инфраструктуры, обеспечивающей применение МСФО.

Основные элементы процесса создания инфраструктуры:

законодательное признание МСФО в РФ;

процедура одобрения МСФО;

механизм обобщения и распространения МСФО и другие элементы.

Остальные направления совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в данном учебном пособии не рассматриваются. Они расписаны по пунктам и уже претворяются в практику совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с запланированными по годам этапами.

В период 2004–2010 гг. предполагаются следующие этапы реализации Концепции:

а) 2004–2007 гг. – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, в коммерческую деятельность которых вовлечены прямо или косвенно средства неограниченного круга лиц: ОАО, финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации.

Утверждение основного комплекта Российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.

Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО и др.

б) 2008–2010 гг. – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов.

Оценка возможностей составления определенных хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо Российских стандартов) и другие направления.

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

2. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» Основным направлением функционирования экономики региона является ее устойчивое развитие – достижение более высокого по сравнению с предыдущим

Из книги Теория бухгалтерского учета: конспект лекций автора Дараева Юлия Анатольевна

2. Исторический обзор важнейших этапов развития бухгалтерского учета Жан-Батист Демарше (1874–1946) – выдающийся французский ученый, создавший всем известный и популярный герб бухгалтеров, на котором изображены три предмета (солнце, весы и кривая Бернулли) и девиз «Наука –

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

36. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» Управление экономическим развитием входит в прямую задачу Министерства регионального развития Российской Федерации. Этим органом государственной власти была

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

47. Концепция национальной безопасности Российской Федерации Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от

Из книги Изменение учетной политики и оценочных значений автора Сотникова Л В

Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1) Медицинское страхование граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

1. Учетная политика организации – основа достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской

Из книги Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности автора Брагинская Лада Сергеевна

1.5. Уведомление Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования о создании филиала В соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс,

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

Определение целей, задач и критериев оценки эффективности реализации стратегических долговых документов на примере Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную (2003 – 2005 годы) в части государственного долга Распоряжением

Из книги 25 положений по бухгалтерскому учету автора Коллектив авторов

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации УтвержденоПриказом Министерства финансовРоссийской Федерацииот 29 июля 1998 г. № 34 нПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

28. Правовые основы бухгалтерского учета, отчетности и аудита в коммерческих банках Общие правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются ЦБ РФ с учетом

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

10. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в России относится к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете. Положение

Из книги Как составить бухгалтерский баланс автора Виткалова Алла Петровна

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ относится к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать ФЗ «О бухгалтерском учете».К числу основных положений по

Из книги Территориальные кластеры. Семь инструментов управления автора Тарасенко Владислав

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ)

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

3. Практическое задание

Приложения


1. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ


Реформирование бухгалтерского учета представляет собой процесс преобразований, происходящих в области бухгалтерского учета и вытекающих из общего процесса экономических реформ в России, включая изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды. Реформирование включает разработку правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, адекватных требованиям современной экономики.

Так, в условиях плановой экономики существовала система бухгалтерского учета, которая была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в этой системе, выступало государство (в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов). Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г. № 283, была разработана в связи с тем, что процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета в это время отставал от общего процесса экономических реформ в России.

Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Основные задачи реформы заключаются в следующем:

Сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

Обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

Оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа проводится по следующим основным направлениям:

Совершенствование нормативного правового регулирования;

Формирование нормативной базы (стандарты);

Методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

Кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

Международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета. Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде. Для этого необходимо обеспечить непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформировать модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, ввести процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотреть допустимые способы оценки активов и обязательств, создать механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

Совершенствование нормативного правового регулирования включает не только создание нормативной базы бухгалтерского учета, но и обоснование законодательных актов в области гражданского (включая законы об организациях различных организационно-правовых форм), финансового и налогового права и др.

Одним из итогов выполнения работы по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами явилось создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, где ключевым элементом стала разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. При этом осуществляется переориентация нормативного регулирования, осуществляемого Министерством финансов Российской Федерации, с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность с акцентом на регулирование финансового учета.

Методическое обеспечение реформирования бухгалтерского учета (создание инструкций, методических указаний, комментариев) взаимоувязано с направлением, которое связано с обучением бухгалтерских кадров. Первые итоги реформирования свидетельствуют о необходимости ознакомления с новыми правилами бухгалтерского учета не только руководителей, но и их заместителей, других работников, задействованных в управлении организациями и их финансовыми потоками.

Развитие методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.) предполагает усиление роли профессиональных организаций и прежде всего Института профессиональных бухгалтеров России. Следует отметить, что уже сегодня все проекты положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов, подлежащих утверждению Минфином России, разрабатываются его специалистами.

Гармонизация национальной системы бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности включает соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов в области бухгалтерского учета. Поставлена задача улучшения качества подготовки кадров в учреждениях начального профессионального образования, среднего специального и высшего образования, где реализуются долгосрочные программы, а также создания системы профессионального ускоренного образования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки и переподготовки. При этом система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров должна соответствовать государственным образовательным стандартам и содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.

Специфической формой профессионального образования является проводимая в настоящее время аттестация главных бухгалтеров (средних и крупных организаций), консультантов по бухгалтерскому учету. По окончании установленного времени подготовки проводится аттестация на возможность присвоения квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, которая осуществляется профессиональной организацией под контролем государства в лице Министерства финансов РФ.

Реформирование бухгалтерского учета невозможно без активного сотрудничества как с соответствующими специализированными международными организациями (Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров), так и с национальными организациями (стран СНГ, Франции, Германии и др.).


2. Необходимость составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, пользователи отчетной информации


В условиях рыночных отношений резко возрастает значение достоверной и объективной бухгалтерской отчетности, так как анализ ее показателей позволяет определить истинное имущественное и финансовое положение организации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет оценить общую стоимость имущества, стоимость иммобилизованных и мобильных средств, материальных оборотных средств, величину собственных и заемных источников средств организации.

Поданным бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается излишек или недостаток источников средств для формирования оборотных фондов организации, то есть определяется обеспеченность организации собственными и заемными источниками.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность дает возможность оценить кредитоспособность организации, то есть способность полностью и своевременно рассчитываться по обязательствам.

Бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа, результаты которого используются для управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, для оценки эффективности деятельности ее руководства, для выбора направлений инвестирования капитала. Финансовый анализ может выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом.

Посредством бухгалтерской (финансовой) отчетности реализуется основная задача бухгалтерского учета - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении и представление этой информации внутренним и внешним пользователям.

Основная целевая установка, преследуемая при составлении отчетности, - обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных пользователей независимо от возможностей пользователя получить эту отчетность. Такая цель определяется стремлением организации максимально расширить круг пользователей.

Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете и отражаемой в бухгалтерской отчетности, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации, обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также желающие изучать эту информацию.

Физические и юридические лица, являющиеся пользователями информации, условно делятся на две основные группы - внутренние и внешние (рис. 1).

Внутренние пользователи ведут свою деятельность в рамках данного экономического субъекта. Информация бухгалтерской отчетности используется ими, прежде всего для обоснования и принятия различных управленческих решений, для разработки стратегии и тактики функционирования и развития организации. Внутренние пользователи, в отличие от внешних, располагают возможностью использовать данные не только бухгалтерской отчетности, но и бухгалтерского, оперативного и статистического учета. Для внешних пользователей эта информация недоступна, так как составляет коммерческую тайну организации.

Внешние пользователи в своей деятельности обособлены по отношению к данному экономическому субъекту, но нуждаются в информации о нем. Они могут иметь прямой или косвенный финансовый интерес к данной организации.

Рис. 1 Состав внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности


Косвенный финансовый интерес возникает, когда у пользователей нет прямой финансовой заинтересованности в результатах деятельности организации, но в силу возложенных на них контрольных функций или хозяйственных связей их интересует отчетная информация для определения перспектив сотрудничества. К данной группе относятся налоговые и финансовые органы, которые контролируют сбор налогов и формирование бюджетов различных уровней. Они заинтересованы в информации о налогооблагаемых показателях, которые в основной своей массе формируются в бухгалтерском учете и отражаются, в том числе в бухгалтерской отчетности. Обслуживающие банки и страховые организации на основании отчетных данных оценивают возможность заключения договоров по расчетно-кассовому обслуживанию и договоров страхования. Правительственные органы заинтересованы в информации по осуществлению возложенных на них функций: распределению ресурсов, регулированию экономики, разработке и реализации общегосударственной политики. Покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации. Аудиторские организации подтверждают достоверность бухгалтерской отчетности, а так как их услуги являются платными, то присутствует косвенный финансовый интерес в информации о финансовом положении и финансовых результатах клиентов.

Отдельную группу внешних пользователей бухгалтерской отчетности составляют пользователи без финансового интереса - органы статистики, арбитраж, биржи. Сбор и обработка отчетных данных являются обязательным атрибутом деятельности этих пользователей, возложенными на них обязанностями, выполнение которых не связано с прямым или косвенным финансовым интересом.

Информационные потребности внешних пользователей бухгалтерской отчетности в силу их многочисленности различаются. Но все внешние пользователи ориентируются, как правило, на публичную бухгалтерскую отчетность или, как ее еще называют, бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Она доступна пользователям, не содержит сведений, относящихся к коммерческой тайне, и унифицирована по объему информации.


3. Практическое задание

реформирование бухгалтерский учет отчетность

Приведите примеры фактов хозяйственной жизни по основаниям.

1 группа. Классификация по экономическому содержанию.

1) В зависимости от роли субъекта - факты действия (двусторонние) и факты события (односторонние).

Действия относятся к активным проявлениям роли субъекта, выполняются под его целенаправленным воздействием. Данной операции предшествуют договорные соглашения.

Например: поставка товарно-материальных ценностей поставщиком, счет (Приложение 1).

События возникают в результате случайных явлений без участия руководителей, а также можно отнести события, связанные с естественными процессами.

Например: отражение потерь от стихийных бедствий, хищений и т. д., начисление амортизации оборудования.

2) По отношению к хозяйственной единице факты хозяйственной жизни делятся на внутренние и внешние.

Внутренние ФХЖ описывают действия или события, протекающие в границах хозяйственной единицы, не выходят за рамки информационной совокупности своего предприятия и характеризуют агентские связи.

Например: отпуск материалов со склада в производство, путевые листы, кассовые приходные (Приложение 2) и расходные (Приложение 3) ордера, акты, расчетно-платежные ведомости по заработной плате.

Внешние ФХЖ отражают корреспондентские связи, не ограниченные контурами предприятия и распространяющиеся на внешнюю среду, затрагивающие информационные совокупности других хозяйственных образований (предприятий, организаций) и физических лиц, не состоящих в штате данного хозяйствующего субъекта.

Например: поступления материалов от поставщика, расчеты с бюджетом, товарно-транспортные накладные (Приложение 4) , счета-фактуры поставщиков, судебные и исполнительные документы и т. д.

3) По уровню обобщенности ФХЖ различают индивидуальные и агрегированные.

Индивидуальные описываются показателем, характеризующим только один объект учета.

Например: начисление заработной платы конкретному работнику за объем работы (Приложение 5), выполненной на определенной производственной операции.

Агрегированные ФАЖ объединяют несколько индивидуальных, связанных общностью объектов учета.

Например: начисленная заработная плата работникам цеха, суммарный расход материалов за отчетный период.

4) В зависимости от длительности совершения факты хозяйственной жизни классифицируются на моментальные, длительные и абсолютные.

Моментальные происходят в течение одного учетного периода или цикла. Чаше всего такие ФХЖ носят разовый характер.

Например: принятие к учету материалов на склад, выдача из кассы заработной платы (Приложение 2).

Длительные ФХЖ осуществляются в течение нескольких учетных периодов.

Например: процесс распределения стоимости долгосрочных активов по периодам полезного функционирования.

Абсолютные ФХЖ наступают вследствие истечения сроков исковой давности.

Например: списание невостребованных долгов.

5) Классификация ФХЖ по степени влияния на показатели бухгалтерского баланса - 4 типа на валюту баланса и 3 типа - на величину собственного капитала.

По степени влияния на валюту баланса факты хозяйственной жизни подразделяются на ФХЖ модификации и ФХЖ пермутации.

ФХЖ модификации вызывают одновременное изменение как в составе активов, так и источников их формирования (капитал и пассивы). Валюта баланса или увеличивается, или уменьшается.

ФХЖ пермутации не изменяют валюту баланса. Хозяйственные операции носят односторонний характер: в результате ФХЖ происходит перераспределение или в составе активов (левая сторона балансового уравнения), а источники не задействованы, или изменения имеют место на правой стороне (капитал и пассивы), в то время как активы в операции не участвуют.

3 типа - на величину собственного капитала – доходы, расходы, инвестиции.

6) По сложности отражения в номенклатуре Плана счетов - простые и сложные (один счет дебетуется и два кредитуются).

Например: Д 41 К60 – получен товар;

Д 19 К 60 – отражен НДС.

2 группа. Классификация по юридическому признак.

С юридической точки зрения факты хозяйственной жизни подразделяются на правомерные и неправомерные. Для правомерных характерны сделки, поступки и административные акты.

Сделки выполняются на основе договоров и соглашений. В практике хозяйственной деятельности они составляют основную массу ФХЖ.

Например: заключения договора купли-продажи.

В отличие от сделок поступки не являются результатом целенаправленной деятельности субъекта управления.

Например: принятие к учету излишков ценностей на складе при инвентаризации.

Административные акты - являются следствием применения нормативно-регламентирующих и законодательных документов.

Например: государственная регистрация сделки с недвижимостью, отражение в учете амортизации долгосрочно потребляемого имущества предприятия; удержание НДФЛ из заработной платы; начисление налога на прибыль или имущество предприятия и т.д.

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Совершенствование финансового рынка страны требует постоянной работы над совершенствованием методов и форм его регулирования. Необходимая для этого финансовая информация добывается самым известным на данный момент инструментом - бухгалтерским учетом хозяйственной деятельности, без которой, в современном мире, невозможна деятельность любой организации в принципе. Именно поэтому, от знаний и профессионализма бухгалтера благосостояние организации зависит не меньше, чем от его кадров и руководителя.

Долгое время ситуация с бухгалтерской отчетностью и финансовым правом складывалась так, что две обязательные научные базы применялись только соответствующими специалистами каждой области - учет вели бухгалтера, с финансово-правовыми вопросами работали юристы. Но право давно стало насущной потребностью и для бухгалтера, и для руководителя. Для современного бухгалтера знания о нормативной базе бухгалтерии, договоров, сделок, имущества, трудовых отношений и о многих других аспектах деятельности предприятия теперь обязательны, без них невозможно успешное ведение учета без ошибок.

Сопровождение бухгалтерского учета любого предприятия обеспечивается в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, изданными государственными органами страны, где ведется деятельность.

Акты, в свою очередь, обеспечены определенной иерархией, в соответствии с которой каждый из них имеет свою приоритетность - в юриспруденции такая иерархия называется всем знакомым термином «верховенство закона». В отличие от верховенства права здесь имеется в виду не общее понятие господства права над каждым без исключения гражданином, независимо от его статуса и общая концепция принципа законности и гуманизма, а буквальное господство одного законодательного акта над другим - в зависимости от установленной системы их предназначения и статуса.

Главную роль в определении верховенства одного акта над другим играет законодательный субъект, который его издал - Постановление главы местного муниципального образование всегда будет играть меньшую роль и иметь меньший приоритет по сравнению с Указом Президента Российской Федерации. Более того, при возникновении спорных моментов, именно Указ будет верным к принятию в исполнение, а спорный акт посчитается как такой, который противоречит Указу и в части, где его положения будут отличаться от положений, изложенных в Указе, такое Постановление не будет иметь силу.

Нормативная база бухгалтерской отчетности

Первой ступенью нормативного регулирования области бухгалтерского учета в Российской Федерации являются кодексы - Трудовой, а также Налоговый. Трудовой кодекс важен для бухгалтера во многих аспектах - нормирование труда, управление им и его организация, вопросы касаемо заработной платы, материальная ответственность, а также прочие. На его основе бухгалтер работает с локальными актами организации, такими как: штатное расписание, трудовые договора, положение об оплате труда и другими, кроме того, Трудовой кодекс устанавливает основы ведения учета рабочего времени, а также времени отдыха. Что касается Налогового кодекса, он закрепляет федеральную систему налогов и сборов, которая касается абсолютно любой организации, независимо от её статуса или вида деятельности. С его помощью бухгалтер решает проблемы, которые возникают в процессе налогового контроля со стороны государства, уточняет порядок и сроки подачи обязательной отчетности, а также механизм и сроки уплаты налогов и сборов.

Следующая, вторая ступень нормативной базы - федеральная. Важнейшим документом этого уровня является Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. N129, который определяет суть и основы бухучета, его объекты, задачи, а также устанавливает права, обязанности бухгалтера и его ответственность в данной области. Кроме того, Закон определяет, что именно входит в бухгалтерскую отчетность и содержит требования к ней. Существует несколько десятков иных Федеральных законов, которые используются в бухгалтерском учете, например, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», «О финансовой аренде (лизинге)», «О финансовой аренде (лизинге)». Каждый из них имеет свою специфику, в связи с которой знания этих законов для некоторых бухгалтеров очень важны для ведения важного направления хозяйственной деятельности их предприятия, тогда как для некоторых не играют никакой роли, поскольку не применяются в работе на отдельном предприятии в связи с иным профилем деятельности.

Третий уровень нормативной базы бухгалтера составляют профильные акты о бухгалтерском учете Министерства Финансов, а также Постановления Правительства РФ. Особое место среди них занимают следующие документы:

  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.00 N94н),
  • Положение по ведению бухгалтерского учета (Приказ Минфина от 29.07.98 N34н),
  • Прочие ПБУ № 1-23, утвержденные Приказами Минфина с 1999 по 2011 годы,
  • Программа реформирования бухгалтерского учета (согласно Постановлению Правительства РФ от 06.03.98 N283).

Кроме того, этот уровень включает другие нормативные акты (Приказы, Инструкции, Положения), устанавливающие порядок формирования .

Четвертую и последнюю ступень законодательного нормативного регулирования составляют методические указания Министерства финансов, а также других ведомств, основное предназначение которых - конкретизация статей законов, а также положений бухгалтерского учета, в них уточняются и детально объясняются отдельные моменты ведения учета и составления отчетности по установленным стандартам. Как правило, такие указания затрагивают регулирование конкретных отраслевых особенностей ведения бухгалтерии.

Регулирование бухгалтерской отчетности внутри организации

Стоит заметить, что кроме государственных законодательных актов, отдельной ступенью можно выделить нормативные акты, принятые руководством организации, которые определяют порядок ведения бухучета внутри организации. Так как согласно действующему законодательству, организация определяет собственную учетную политику, формы первичных бухгалтерских документов, утверждает формы регистров и так далее. Это означает, что нормативные акты, принятые на предприятии, для бухгалтера, ведущего его бухгалтерию, имеют не меньшее значение, чем те, что установлены государством.

Каждое предприятие, независимо от вида деятельности, осуществляет те или иные хозяйственные операции, и все они находят свое отражение в бухгалтерской отчетности. Ориентируясь на все вышеперечисленные нормативно-правовые документы, бухгалтер обобщает полученные в ходе деятельности предприятия показатели, на их основе ведет регистры, оформляет промежуточную и годовую отчетности, а также приложения к ним. Кроме того, для представления этих данных уполномоченным государственным органам, бухгалтер подает пояснения к бухгалтерской отчетности, оформленной в виде пояснительной записки, в которой приводятся дополнения к содержанию всех предоставленных форм. От правдивости и достоверности подготовленной бухгалтером отчетности, зависит не только финансовое благополучие организации, но и принятие решений других пользователей - акционеров, инвесторов, налоговых инспекторов, клиентов и других. Именно поэтому существующая законодательная система имеет огромное практическое значение и закрепляет единый порядок обобщения информации о предприятии в сжатом виде - в виде бухгалтерской отчетности.

Фрагмент семинара О.Л.Харалгиной «Годовая бухгалтерская отчетность»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2

ПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2

I. Общие положения 2

II. Основные правила ведения бухгалтерского учета 4

Требования к ведению бухгалтерского учета 4

Документирование хозяйственных операций 4

Регистры бухгалтерского учета 5

Оценка имущества и обязательств 5

Инвентаризация имущества и обязательств 6

III. Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности 6

Основные требования 6

Правила оценки статей бухгалтерской отчетности 7

Незавершенные капитальные вложения 7

Финансовые вложения 8

Основные средства 8

Нематериальные активы 10

Сырье, материалы, готовая продукция и товары 11

Незавершенное производство и расходы будущих периодов 11

Капитал и резервы 12

Расчеты с дебиторами и кредиторами 12

Прибыль (убыток) организации 13

IV. Порядок представления бухгалтерской отчетности 13

V. Основные правила сводной бухгалтерской отчетности 14

VI. Хранение документов бухгалтерского учета 15

Министерство финансов российской федерации

От 29 июля 1998 г. N 34н

Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в российской федерации

(Российская газета ("Ведомственное приложение"), N 208, 31.10.1998)

от 24.03.2000 N 31н)

(с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ

от 23.08.2000 N ГКПИ 00-645)

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 382-р приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 170 "О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации";

пункт 3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N 8 "О квартальной бухгалтерской отчетности организации".

М.М.ЗАДОРНОВ

Утверждено

Приказом Министерства финансов

Российской Федерации

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в российской федерации

(в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н,

от 24.03.2000 N 31н)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете".

2. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно - правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

(в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

3. Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" и настоящего Положения разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

4. В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете":

а) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций;

б) объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности;

в) основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российский Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

5. Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

6. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

7. Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Случаи, предусмотренные в подпунктах "б", "в" и "г" настоящего пункта, рекомендуется применять в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства.

8. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Теоретическая часть

1.2 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчётности в Российской Федерации

1.5 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

2. Практическая часть

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время изучение права стало насущной потребностью для всех, кто занят предпринимательской и хозяйственной деятельностью. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил. В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние организации. Благосостояние самого бухгалтера также напрямую зависит от багажа знаний, которыми он располагает. Сейчас, для того чтобы продолжать нормальную работу, бухгалтер обязан владеть правовой терминологией, знать, как применяются и действуют нормативные акты, кто может быть субъектом хозяйственных отношений, как совершаются сделки и заключаются договоры, что такое имущество и интеллектуальная собственность, как регулируются трудовые отношения в организации и многое другое.

Проблема, с которой сталкивается каждый бухгалтер, заключается в том, что вся юридическая литература написана юристами и для юристов.

Многочисленные учебники права, учебные пособия, иная правовая литература отталкивают неподготовленного читателя своей тяжестью и фундаментальностью изложения.

бухгалтерский учет отчётность нормативный

1. Теоретическая часть

1.1 Понятие и виды нормативных актов

Нормативный акт - это акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Нормативный акт действует непрерывно, предназначен для регулирования неопределенного числа однообразных и повторяющихся случаев и обязателен для исполнения неопределенным кругом лиц. Этим нормативный акт отличается от индивидуальных актов, применяющих норму права в конкретной ситуации к конкретному лицу, и актов толкования, разъясняющих существующие нормы права.

Закон - нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. Различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Различные виды нормативных актов получили разные наименования в правовой литературе и текстах нормативных актов. Термин "законодательство" применяется, как правило, ко всей совокупности нормативных актов. Термином "правовой акт" принято обозначать федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства. Термин "подзаконный акт" ("акт законодательства") применяется к указам Президента, постановлениям Правительства и ведомственным актам.

1.2 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

Первый уровень системы составляют законодательные акты (Федеральный закон от 13 декабря 2013 г. N402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями), Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д., указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие прямо или косвенно порядок бухгалтерского учета в организациях. К этому же уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями).

Второй уровень составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности.

Третий уровень - методические рекомендации (инструкции, указания и другие подобные документы) по учету имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности и т.п., которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций.

Особое место среди нормативных документов данного уровня отводится Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, где определяется порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Четвертый уровень - это рабочие документы организации. В их состав входят положение об учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета); рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота.

Основным актом первого уровня является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 13 декабря 2013 г. N402-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, Постановление Правительства РФ "О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности" от 6 марта 1998 г. N 283 и др.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 16 положений по бухгалтерскому учету и отчетности. На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Министерство финансов РФ.

Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Министерством финансов РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем.

1.3 Закон о бухгалтерском учете

21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон "О бухгалтерском учете", который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.

Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:

а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;

б) закрепляет обязанность юридических лицах вести бухгалтерский учет;

в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

Закон "О бухгалтерском учете" состоит из 4 глав и 32 статей.

В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.

Во втором разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В третьем разделе "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

1.4 Нормативное регулирование учета и отчетности в России

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, формируемая на основе данных бухгалтерского (финансового) учета.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет оценить общую стоимость имущества, стоимость иммобилизованных и мобильных средств, материальных оборотных средств, величину собственных и заемных источников средств организации.

По данным бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается излишек или недостаток источников средств для формирования оборотных фондов организации, то есть определяется обеспеченность организации собственными и заемными источниками.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность дает возможность оценить кредитоспособность организации, то есть способность полностью и своевременно рассчитываться по обязательствам.

Бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа, результаты которого используются для управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, для оценки эффективности деятельности ее руководства, для выбора направлений инвестирования капитала. Финансовый анализ может выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом. Система нормативного регулирования учета и отчетности в России состоит из четырех уровней:

1. Законы и другие законодательные акты РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку учета, Постановления правительства, Приказы Министерства Финансов (Закон о бухгалтерском учете, Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

2. Отечественные стандарты бухгалтерского учета (ПБУ).

3. Различные инструкции, методические указания, рекомендации, письма МинФина и отраслевых министерств, а также Арбитражного суда

4. Внутренние документы предприятия (Приказ об учетной политике).

Основными нормативными документами, регулирующими порядок составления и представления бухгалтерской отчетности являются:

1) ФЗ «О бухгалтерском учете» от 13.12.2013г. № 402-ФЗ;

2) Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное Приказом МинФина 29.07.1998г. № 34н;

3) ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом МФ от 06.07.1999г. № 43н;

4) Приказ МФ от 02.07.2010г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»;

5) Приказ МФ от 22.09.2010г. №108н «Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности» и «Указания о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности»;

6) Приказ об учетной политики организации.

На основании нормативных документов в состав промежуточной отчетности входят основные формы отчетности, а в состав годовой отчетности - основные формы и приложения к ним.

Основными формами отчетности являются:

Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»

Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

К приложениям относятся:

1) Форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»;

2) Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

3) Форма № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»;

4) Форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств»;

5) Пояснительная записка;

6) Аудиторское заключение для предприятий, подлежащих обязательному аудиту.

Субъекты малого предпринимательства, а также некоммерческие организации и общественные объединения, не осуществляющие предпринимательской деятельности, имеют право не представлять в составе годовой отчетности формы 3,4,5 и пояснительную записку.

При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно - правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале, резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

Все утвержденные формы носят рекомендательный характер. Это означает, что предприятия вправе разработать собственные формы, но при этом должны быть сохранены принципы построения отчетности, т.е. сохранены коды строк итогов, разделов, групп статей, последовательность расположения показателей в формах и т.д. Если организация применяет стандартные формы, то незаполненные строки и графы прочеркиваются. Если предприятие использует разработанную самостоятельно форму, то оно просто не включает в нее отсутствующие у него показатели.

Отчетность заполняется в валюте РФ - рублях. Данные в формы бухгалтерской отчетности заносятся в тысячах или миллионах рублей без десятичных знаков. При незначительной сумме активов предприятие могут составлять отчетность в рублях. В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.

При отражении данных в бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что если в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей при исчислении соответствующих данных или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, убыток от продаж, проценты к уплате, операционные расходы, уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств и прочее).

Отчетным годом в России является календарный год, т.е. период с 01.01. по 31.12. отчетного года. Для вновь созданной организации отчетным годом считается период со дня ее регистрации по 31.12., а для организаций созданных после 01.10. -отчетным годом является период с 01.10. по 31.12. следующего года.

Промежуточная отчетность представляется в течение 30 дней по окончании отчетного периода, годовая - в течение 90 дней со дня окончания отчетного периода. Конкретная дата представления отчетности устанавливается учредителями или общим собранием. При этом годовая отчетность предоставляется не ранее 60 дней по окончании отчетного года.

Датой представления бухгалтерской отчетности считается день ее фактического представления по принадлежности или дата ее почтового отправления. Если дата представления приходиться на нерабочий день, то сроком предоставления считается первый, следующий за ним рабочий день.

Отчетность представляется учредителям, налоговым органам, вышестоящим организациям, органам статистики бесплатно. Отчетность в России является публичной и поэтому она может быть представлена всем заинтересованным лицам с возмещением затрат на копирование.

В случае наличия у предприятия филиалов и представительств составляется сводная отчетность. Если у предприятия есть дочерние или зависимые общества, то составляется консолидированная отчетность.

При составлении бухгалтерской отчетности она должна отвечать следующим требованиям:

1) Достоверности и полноты представления информации об имущественном и финансовом положении организации. Это значит, что бухгалтерская отчетность должна быть сформирована в соответствии с установленными в нормативных документах требованиями;

2) Последовательности представления информации во времени. Это значит, что организация должна придерживаться принятых ее форм бухгалтерской отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому;

3) Нейтральности информации. Это значит, что показатели отчетности должны отвечать интересам разных групп пользователей и не оказывать влияния на решения и оценки пользователей информации;

4) Возможности сравнения данных во времени. Это означает, что избранные организацией формы бухгалтерской отчетности должны предусматривать числовые показатели как минимум за два.

Существенности (значимости) информации. Это значит, что существенная информация должна быть дополнительно пояснена. Существенным считается показатель, нераскрытие которого может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей. В России существенной считается информация, если она превышает 5 % к общему итогу соответствующих данных.

1.5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

Данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений трижды утверждался Министерством финансов Российской Федерации: 20 марта 1992 г. Приказом N 10, 26 декабря 1994 г. Приказом N 170 и 29 июля 1998 г. Приказом N 34н.

В дальнейшем в Положение внесены изменения и дополнения Приказами Министерства финансов от 30 декабря 1999 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N 31н.

Положение следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.

Положение включает шесть разделов.

В разд. I "Общие положения" определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.

В разд. II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений).

В разд. III "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).

В разд. IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.

В разд. V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.

В разд. VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.

1.6 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)

В системе нормативного регулирования положения по бухгалтерскому учету являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете по каждому объекту учета.

К настоящему времени разработано и введено в учетную практику 23 положений по бухгалтерскому учету:

Перечень действующих ПБУ:

* ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»;

* ПБУ 2/2008 «Учёт договоров (контрактов) на капитальное строительство»;

* ПБУ 3/2006 «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;

* ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации» * ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов»;

* ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» * ПБУ 7/98 «События после отчётной даты»;

* ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» * ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

* ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

* ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;

* ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»;

* ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи»;

* ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов»;

* ПБУ 15/01 «Учёт займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»;

* ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;

* ПБУ 17/02 «Учёт расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ;

* ПБУ 18/02 «Учёт расчетов по налогу на прибыль»;

* ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений» ;

* ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» ;

* ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»;

· ПБУ 22/2010 « Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности;

· ПБУ 23/2011 «Отчёт о движении денежных средств».

То есть сейчас действует 23 Положение по бухгалтерскому учету. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным при составлении бухгалтерской отчётности и ведении регистров бухгалтерского учёта в Российской федерации

1.7 План счетов бухгалтерского учета

В системе нормативного регулирования План счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно - правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010) и действует в 2013 и 2014 году.

План счетов 2000 г. (в редакции от 08.11.2010г.) является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно - правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов РФ вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.). Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.

В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов - в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (разд. I "Внеоборотные активы", разд. II "Производственные запасы"). Затем показаны разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (разд. III - VI). Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от трудно реализуемого к легко реализуемому.

Обязательства организации отражены в разд. VI. В последующих разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (разд. VII, VIII).

Размещено на http://www.allbest.ru/

2. Практическая часть

Для того чтобы произвести анализ оборотных активов ЗАО «Астра» построю таблицу горизонтального и вертикального анализа активов данной организации (по данным ф.№1).

Таблица 1

Показатели

Остатки по балансу

Изменения

Темп Динамики %

Остатки по балансу

Изменения

Темп Динамики %

Внеоборотные активы (всего)

в. т. ч. нематериальные активы

Отложенные налоговые активы

Оборотные активы (всего)

В т. ч. запасы

НДС по приобретённым ценностям

Дебиторская задолженность

Денежные средства и денежные эквиваленты

Прочие оборотные активы

Размещено на http://www.allbest.ru/

Для расчёта эффективности использования оборотных средств ЗАО «Астра» построю таблицу с данными взятыми из ф. №1, ф. №2.

Таблица 2

Показатель

Изменения

1.Поступления всего (нетто):

2. Среднегодовые остатки оборотных активов(0,5*(стр.290н.г.+стр.290к.г.)

3.Коэффициент оборачиваемости (с точностью до 0,001(Ко = Выр. / Аср)

4. Коэффициент оборачиваемости при объёме продаж анализируемого периода и среднегодовых остатков предыдущего года (1 отч./2пред).

5. Экономический эффект по коэффициенту оборачиваемости

После произведённых расчётов, можно сделать вывод, что за отчётный период 2012г. организация «Астра» увеличила стоимость своих активов до 136921т.р., что по сравнению с 2011г. на 37996т.р. больше.(темп динамики 138,4%). В 2012г. произошло большее увеличение активов, чем за период с 2010 по 2011г.г., там увеличение было только на 13525т. р.(темп динамики 115,83%). Но, исходя из данных баланса за 2012г., можно судить, что активы выросли (по сравнению с 2011г.) в большей части за счёт отложенных налоговых активов на 37т.р.(вероятно были созданы резервы), (темп динамики 186,05%), за счёт увеличения запасов на 21706 т.р. (темп динамики 131,98%) и за счёт дебиторской задолженности на 14448т.р. (темп динамики 186,3%).

Величина оборотных активов всего за 2012г. составила 121009т.р. или 88,4% . Удельный вес оборотных активов повысился на 4,4%. В том числе: запасы - 89589т.р. или 64,03%, удельный вес снизился на 4,57%; дебиторская задолженность- 31186т.р. или 24,24%, удельный вес повысился на 7,34%; денежные средства и денежные эквиваленты - 12т.р. или 0,009%, удельный вес снизился до 0,071%; прочие оборотные активы - 221т.р. или 0,16%, удельный вес снизился на 0,17%.

Увеличение суммы дебиторской задолженности на фоне снижения денежных средств, свидетельствует о том, что организация использует для авансирования своих покупателей коммерческий кредит. Повышение кредиторской задолженности (по данным баланса) и повышение суммы заёмных средств свидетельствует о мобильной структуре как активов, так и пассивов организации.

За 2012г. произошёл рост эффективности дополнительных вложений в оборотные активы, о чём свидетельствует показатель оборачиваемости (таблица2) - 0,037%. Однако, если рассчитать экономический эффект по коэффициенту оборачиваемости, он составил -1801 т.р., из этого можно судить, что данная организация использовала эффективно.

Исходя из выше изложенного, выполнив расчёты и проведя анализ отдельных статей финансовой отчётности, можно сделать вывод, что организация «Астра» в отчётном году незначительно увеличила свои возможности и уменьшила свою чистую прибыль, так как вложила часть средств в основные средства и отложенные налоговые активы. Увеличение (незначительное!) доли нераспределённой прибыли повлияло на рост собственного капитала, а значит, укрепление финансовой независимости.

Увеличение дебиторской задолженности положительно повлияло на ликвидность активов, что необходимо для устойчивого функционирования и развития производственно-финансовой деятельности.

При всей видимости положительного состояния финансовой отчётности организации, у неё всё же есть отрицательные моменты:

Излишек дебиторской задолженности - на начало года 16,9%, на конец года 24,24%. Это приводит к несбалансированности ликвидных и трудно реализуемых активов.

Обобщая все выше сказанное, можно сделать следующий вывод:

К нормативной базе бухгалтерского учета относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов; на основании которых составляется бизнес-план, ведется начисление в фонды, отчисление налогов, проводятся анализы деятельности организации и выполняются другие расчеты. К ним относятся правовые, материальные, трудовые, денежные нормативы и нормативы отчислений в фонды и налоги.

В России продолжается работа по совершенствованию нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283. Цель преобразований системы отечественного бухгалтерского учета - привести ее в соответствие с требованиями рыночной экономики, а информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, - с требованиями, установленными международными стандартами финансовой отчетности. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которой должны руководствоваться организации, состоит из документов четырех уровней:

1 уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию о ведение бухгалтерского учета в организации;

2 уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

4 уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

Основы построения системы бухгалтерского учета определяются Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, которая одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.

Список литературы

1. Андросов А. М., Викулова Е. В., «Бухгалтерский учет», М., ИНФРА - М, 2000 г.

2. Бакаев А. С. «Бухгалтерские термины и определения», Библиотека журнала «Бухгалтерский учет», 2002 г.

3. Бакшинскас В. Ю. «Правовое регулирование хозяйственной деятельности», М., «Информационное агентство ИПБ-БИНФА», 2002 г.

4. Ложников И. Н. «О переходе РФ на международные стандарты финансовой отчетности»// «Налоговый вестник», № 12, 2002 г.

5. «Нормативная база бухгалтерского учета: Сборник официальных материалов», / Предисл. И сост. А. С. Бакаев, М., «Бухгалтерский учет», 2003 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные модели нормативного регулирования бухгалтерского учета. План Министерства финансов Российской Федерации на 2012-2015 г. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2014

    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Организация бухгалтерского учета на предприятии. Виды и назначение бухгалтерской отчетности. Права и обязанности главного бухгалтера. Методы бухгалтерского учета, классификация его счетов.

    шпаргалка , добавлен 11.11.2010

    Понятие бухгалтерского учета. Федеральные и отраслевые стандарты. Проблемы реализации принципов международных стандартов финансовой отчётности в бухгалтерском учете Российской Федерации. Применяемые методы обязательств по отчёту о прибылях и убытках.

    реферат , добавлен 18.12.2013

    Система бухгалтерского учета. Закон "О бухгалтерском учете". Предмет и основные объекты бухгалтерского учета. Методы бухгалтерского учета. Нормативное регулирование бухгалтерского учета. Основные правила ведения бухгалтерского учета.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2002

    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Состав и порядок представления (сроки и правила подачи) бухгалтерской отчетности. Сведения, которые должны содержаться в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2010

    Законодательные основы бухгалтерского учета. Современная система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Устранение противоречий между российской системой бухгалтерского учета и общепризнанными в мире подходами к ведению бухгалтерского учета.

    реферат , добавлен 10.12.2014

    Нормативно-правовые основы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Организация бухгалтерского учета и требования, предъявляемые к его ведению в РФ и в зарубежных странах. Изучение роли бухгалтерского учета в инновационной экономике.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2014

    Нормативное регулирование и базовые принципы бухгалтерского учета, основные направления его реформирования. Основные правила ведения бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Порядок передачи первичных документов и сроки их передачи.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2013

    Правовые и методологические основы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Изучение положений Закона РФ о бухгалтерском учете, система его национальных стандартов. Анализ требований к ведению и составлению первичных документов и баланса

    курсовая работа , добавлен 13.11.2010

    Российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета: сущность, понятие, модели, уровни: правовой, нормативный, методический, организационный; строгая иерархия, логическая последовательность в разработке норм бухгалтерского законодательства.