Устройство бюджетной системы страны определяется формой государственного устройства – унитарное государство или федерация.

Страны с федеративным государственным устройством, к которым относится и Россия, имеют трехуровневую бюджетную систему:

1) государственный бюджет;

2) бюджеты членов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии, земель в Германии, провинций в Канаде, субъектов федерации в России);

3) местные бюджеты.

В унитарных государствах бюджетная система включает в себя два уровня: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. До 1991 года бюджетная система бывшего СССР объединяла в себе:

· бюджет союза, бюджет социального страхования и государственные бюджеты 15 союзных республик. В состав последних включались государственные бюджеты 20 автономных республик, которые, в свою очередь, включали 53 тыс. местных бюджетов (краев, областей, округов, городов, районов, сельских и поселковых советов). Данная система была оформлена Конституцией СССР в 1924 г.

В настоящее время бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· местные бюджеты (бюджеты городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений).

Таким образом, современная бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Принципы функционирования бюджетной системы России определены главой 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

1. единства бюджетной системы Российской Федерации;

2. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

3. самостоятельности бюджетов;

4. равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6. сбалансированности бюджета;

7. результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9. прозрачности (открытости);

10. достоверности бюджета;

11. адресности и целевого характера бюджетных средств;

12. подведомственности расходов бюджетов;

13. единства кассы.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

· право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

· право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

· недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

· недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

· недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Сбалансированность доходов и расходов бюджетов является важнейшим условием проведения бюджетно-финансовой политики государства. Представительные органы власти имеют право устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если выявляется превышение дефицита, то осуществляется механизм секвестра расходов. Суть секвестра сводится к пропорциональному снижению государственных расходов ежемесячно по всем статьям расходов, исключая защищенные статьи. К защищенным статьям относятся: зарплата с учетом взносов на социальное страхование, стипендии, государственные пособия и др. Состав защищенных статей меняется.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

· субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

· средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

· добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

· расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

· расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

· отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

· обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

· обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

· стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ счета, через которые осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов. Исполнение бюджетов по доходам осуществляется с использованием Единого казначейского счета (ЕКС). Методологической основой ЕКС является принцип единства кассы: УФК по субъекту РФ открывает в РКЦ ГУ Центрального банка РФ счет 40101 «Доходы, подлежащие распределению органами Федерального казначейства». На данный счет подлежат зачислению все доходы, перечисляемые плательщиками данного субъекта РФ. На основании информации, введенной с платежных документов в базу данных текущего дня, по счету ежедневно формируется Сводный реестр поступивших доходов, в разрезе видов доходов. Доходы, поступившие на указанный счет, группируются по кодам бюджетной классификации с указанием итоговых сумм по каждому виду дохода бюджетной классификации.

Исполнение бюджетов организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

· принятие бюджетных обязательств;

· подтверждение денежных обязательств;

· санкционирование оплаты денежных обязательств;

· подтверждение исполнения денежных обязательств.

Свод бюджетов в целом по Российской Федерации или соответствующей территории носит название консолидированного бюджета . Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет страны. Консолидированный бюджет не утверждается в законодательном порядке и используется для аналитических и статистических целей.

В настоящее время консолидированный бюджет страны включает в себя в качестве самостоятельных частей: федеральный бюджет, 83 (по Конституции 89) бюджета субъектов РФ (в их числе 21 бюджет республик в составе РФ, 54 бюджета краев и областей, бюджеты городов Москва и Санкт-Петербург, бюджет ЕАО и 10 бюджетов автономных округов), тысячи бюджетов городов и районов, из которых 36 ‑ бюджеты закрытых административно-территориальных образований.

Схема консолидированного бюджета субъекта РФ приведена на рис. 1.

Рис.1. Состав консолидированного бюджета субъекта РФ

2.5. Правовые основы функционирования бюджетной системы

Предметом бюджетного права являются бюджетные общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием бюджетов как составной части финансовой системы государства. Они отличаются спецификой содержания и целенаправленностью, формами прояапения, связанными с функциями по образованию, распределению или использованию государственных (и муниципальных) денежных фондов (доходов), а также контролем за этими процессами. Такое содержание предмета бюджетного права обусловливает и особенности его приемов и способов юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер взаимодействия между ними.

Иерархическую систему российских нормативно-правовых актов по вопросам регулирования наиболее значимых общественных отношений можно схематично представить в следующем виде (рис. 2.5).

Рис.

Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах (рис. 2.6).

Принцип единства бюджетной системы - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает:

Право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом


Рис. 2.6.

уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

  • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы финансируются за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться обшей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности предполагает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета - это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкрстных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В зарубежных экспертных оценках бюджета большое внимание уделяется принципу прозрачности бюджета (transparency), нс нашедшему отражения в Бюджетном кодексе РФ. Этот принцип означает открытость и гласность в отношении структуры и функций государственного аппарата, целей фискальной политики, государственных счетов и бюджетных прогнозов. Реализация этого принципа предполагает беспрепятственный доступ к достоверной, полной, актуальной, отвечающей международным стандартам информации о государственных операциях. Соблюдение принципа прозрачности в бюджетной сфере позволит реально оценить текущее и перспективное финансовое положение государства, принять обоснованную экономическую политику, обеспечить контроль за действиями правительства, сравнить финансовые операции, предусмотренные бюджетами, с фактическими.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплено, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

Единство бюджетной системы РФ;

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

Самостоятельность бюджетов;

Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Сбалансированность бюджета;

Эффективность и экономность использования бюджетных средств;

Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

Гласность;

Достоверность бюджета;

Адресность и целевой характер бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаются все доходы и расходы государства.

Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политику государства. В современных условиях единство бюджета нарушается путем выделения из бюджета специальных фондов, целевых программ и т.п.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает: право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондах в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Различают бюджеты брутто и нетто.

В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто - только чистые расходы и доходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами. Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов др. уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного (представительного) органа или между исполнительным и законодательным (представительными) органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. На практике этот принцип реализуется формально: бюджет публикуется и утверждается в укрупненных цифрах, что искажает его действительную сущность.

Принцип достоверности бюджета, т.е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны. Для современных бюджетов характерны затушевывание направлений расходов и сокрытие реального участия различных слоев общества в формировании доходной части бюджета, т.е. принцип реальности бюджета не соблюдается в настоящее время ни в одной стране (и Россия не исключение), хотя бюджеты большинства стран пропагандируются как реальные.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Государственные и муниципальные финансы Новикова Мария Владимировна

5. Принципы функционирования бюджетной системы

Для эффективности функционирования бюджетной системы в России должны соблюдаться следующие принципы (ст. 28 БК РФ):

1) единства бюджетной системы РФ. Данный принцип предполагает единство бюджетного законодательства РФ, форм бюджетной документации и отчетности, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и т. п.;

2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами означает распределение и закрепление определенных видов полномочий за разными уровнями власти;

3) самостоятельности бюджетов. Принцип самостоятельности бюджета включает в себя право органов власти самостоятельно формировать и исполнять принятый бюджет;

4) равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов власти, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями;

5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;

6) сбалансированности бюджета. Принцип означает соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов;

7) эффективности и экономности использования бюджетных средств. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

9) гласности. Принцип гласности означает доступность информации о ходе разработки, утверждения, исполнения бюджета;

10) достоверности бюджета. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности предполагает использование бюджетных средств по назначению.

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

122. Особенности функционирования банковской системы Италии Банковское дело в Италии зародилось в Риме и было организовано по образу и подобию греческого.Банковская деятельность утвердилась в конце Средних веков и в период Возрождения в Венеции и Флоренции, где, помимо

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

32. Механизм функционирования кредитной системы Кредитная система функционирует через кредитный механизм. Он представляет собой, во-первых, систему связей по аккумуляции и мобилизации денежного капитала между кредитными институтами и различными секторами экономики,

Из книги Основы кибернетики предприятия автора Форрестер Джей

17. 2. Структурные принципы системы В этой книге много места было уделено «основополагающим принципам», которые определяют поведение системы. Сейчас еще слишком рано пытаться дать точно сформулированное, исчерпывающее толкование этих принципов, но их природа уже

Из книги Финансы автора Котельникова Екатерина

43. Принципы функционирования страхового рынка Принципы функционирования страхового рынка определяются общими условиями развития и состояния экономики.Одним из основополагающих является принцип демонополизации страхового дела.Реализация этого принципа означает,

автора

3. Форма устройства бюджетной системы с точки зрения государственных финансов Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, взаимосвязанных между собой. Структура бюджетной системы основывается на форме государственного устройства.

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

51. Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ Совокупность финансово-правовых норм, определяющих порядок формирования доходов и расходов бюджета, бюджетное устройство страны, закрепляющих использование внебюджетных фондов для развития

Из книги Экономическая теория. автора

19.3. Налоговая система и принципы ее функционирования Основным источником доходов государства являются налоги. Налоговую политику называют фискальной. Слово «фискальный» латинского происхождения и в переводе означает «казенный». В России в эпоху Петра I фискалами

автора Маховикова Галина Афанасьевна

6.5. Налоговая система и принципы ее функционирования Налоговая система – это совокупность пошлин, сборов налогов и других платежей, а также общих принципов налогообложения и сборов.Пошлина (англ. tariff) – денежные сборы, взимаемые соответствующими государственными

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

16.5. Механизм функционирования системы национальных рынков. Теоретические модели общего экономического равновесия Общее экономическое равновесие (ОЭР) – такое состояние экономики, при котором макроэкономическое равновесие одновременно достигается на всех

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

Занятие 15 Налоговая система и принципы ее функционирования Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Обсуждаем1. Сущность и принципы налогообложения.2. Виды налогов. Кривая Лаффера.3. Система налогов в Российской Федерации.Отвечаем и

Из книги Экономические институты: возникновение и развитие автора Убайдуллаев Сурат Нусратиллаевич

2.3.3. Механизм функционирования новой системы общественных институтов При учете всех этих обстоятельств вполне закономерно возникает вопрос: каким образом при наличии таких препятствий оказалось возможным осуществить переход человеческих обществ от стадии

автора Бурханова Наталья

3. Характеристика уровней бюджетной системы Согласно ст. 11 БК РФ, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

10. Принципы бюджетной системы РФ Принципами бюджетной системы РФ являются.1. Принцип единства бюджетной системы РФ – это единство бюджетного законодательства РФ, форм бюджетной документации и отчетности, принципов организации и функционирования бюджетной системы,

Из книги Менеджмент. Шпаргалка автора Дружинина Н Г

33 ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ Деятельность организации подчиняется законам, следственным взаимосвязям явлений, т. е. если происходит одно событие, то оно всегда влечет за собой определенный эффект.Законы можно подразделить на два вида: естественные

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Экономическая азбука автора Ефимов Виктор Алексеевич

18. Концептуальные истоки кризиса мировой кредитно-финансовой системы и методологические предпосылки её устойчивого функционирования Не во всякой игре тузы выигрывают. К.Прутков 1. Метрологическая несостоятельность и военные подпорки системы мировых валют.На

По мнению Л.А. Дробозиной : Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие:

  • - единство бюджетной системы;
  • - разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • - самостоятельность бюджетов разных уровней;
  • - полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • - сбалансированность бюджета;
  • - эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  • - общее покрытие расходов бюджета;
  • - гласность;
  • - достоверность бюджета;
  • - адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
  • 1. Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
  • 2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ -- это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

З. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов:

  • 1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • 2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • З) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • 4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  • 5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • 6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
  • 4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов , бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
  • 5. Сбалансированность бюджета -- каждый бюджет должен быть сбалансирован, то есть объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
  • 6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
  • 7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
  • 8. Гласность -- это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
  • 9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
  • 10. Адресность и целевой характер бюджетных средств -- бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. (ДробозинаЛ.А., с.236-238)

Вывод к 1 главе: Бюджет, денежное обращение - это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.

Рассмотрев бюджетную систему и бюджетное устройство, можно сделать некоторые выводы.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - Федеральный бюджет. Средства Федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства.

Бюджет государства - основной орудие перераспределения национального дохода.

К главным функциям бюджета можно отнести:

перераспределения национального дохода и ВВП;

государственное регулирование и стимулирование экономики;

финансовое обеспечение социальной политики;

контроль за образованием и использованием денежных средств.