Введение

Конечная цель любой экономической системы - повышение уровня и качества жизни населения. В связи с этим возрастает значение не только экономико-социальных факторов, но и конкурентные аспекты регионов. В условиях нестабильного экономического развития, которое осложняется последствиями мирового финансового кризиса, именно конкурентоспособность становится решающим фактором, который способен обеспечить инновационное развитие России в целом и стратегическое развитие регионов.

В настоящее время повышение конкурентоспособности регионов поставлено в центр Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. Переход России на концепцию устойчивого развития в условиях усиления процессов глобализации мирового хозяйства обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования методов оценки и управления конкурентоспособностью, прежде всего, в региональных экономических системах. Усиление конкуренции между территориями приобретает все большую значимость, становясь ведущим принципом, определяющим будущую территориальную систему в России, Европе и мире.

Объектом исследования является обеспечение конкурентоспособности регионов на примере Иркутской области. В работе использовались данные Росстата по социально-экономическим показателям регионов России за 2014 г. Для выводов о сильных и слабых сторонах экономики области и путях её развития использованы данные Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы.

Целью настоящей работы является исследование современных факторов и форм повышения конкурентоспособности региона. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить методику оценки и исследовать факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов, провести анализ конкурентоспособности на примере Иркутской области, проанализировать проблемы повышения конкурентоспособности этой области.

Понятие конкурентоспособности регионов

Определение конкурентоспособности

Существует множество определений конкурентоспособности региона. Приведем наиболее распространенные:

Под конкурентоспособностью региона следует понимать его роль и место в экономическом пространстве страны, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой и др.)

Под конкурентоспособностью региона следует понимать обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели, адекватно характеризующие его состояние и динамику.

Под конкурентоспособностью региона понимается, прежде всего, наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях, как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособность региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона (климат, географическое положение), наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения.

Конкурентоспособность, как и конкурентный потенциал, обладает рядом признаков, в частности базовых и обеспечивающих. К базовым признакам конкурентоспособности относятся наличие у региона развитой системы производительных сил, включающей в себя природные богатства, научный потенциал, уровень применения достижений технического прогресса на предприятиях региона, степень развитости интеллекта жителей определенной территории и др. Обеспечивающие признаки конкурентоспособности региона - это система хозяйствования в нем: эффективность управления экономикой, скорость и простота протекания экономических процессов, в том числе финансовых, товарных и других. К обеспечивающим признакам конкурентоспособности относят и наличие разного вида инфраструктур региона, от производственной до рыночной. Именно полная обеспеченность региона инфраструктурами означает, что потенциальные возможности региона могут превратиться в его реальную конкурентоспособность и затем уже реализоваться в конкурентных преимуществах данного региона перед другими регионами.

Базовые и обеспечивающие характеристики конкурентоспособности постоянно взаимодействуют, создавая синергетический эффект осуществления этих характеристик в реальной действительности. Институциональная же характеристика конкурентоспособности региона оформляет названное выше взаимодействие ее базовых и обеспечивающих признаков. Одновременно чрезмерная развитость институциональной составляющей конкурентоспособности региона несет в себе угрозу самодостаточности функционирования, независимости от того, реализуется конкурентоспособность региона или нет. Иначе говоря, институциональная составляющая конкурентоспособности региона представляет собой форму взаимодействия названных выше признаков конкурентоспособности.

Конкурентоспособность региона включает в себя понятие риска как важнейшей характеристики хозяйственных процессов региона. Поэтому конкурентная позиция и характеристика конкурентоспособности как совокупности потенциалов вбирает в себя обоснование риска, присущего данному региону. Риск наличествует во всей системе потенциалов, характеризующих конкурентоспособность, и в конкурентной позиции региона, поскольку эта позиция может нести в себе разную степень риска хозяйствования, политического и социального поведения региона.

Конкурентоспособность региона - это экономическая категория, выражающая отношения взаимодействия системы производительных сил определенной территории, хозяйственных отношений и институциональной формы протекания названных процессов, осуществляющихся как синергетический эффект такого взаимодействия.

В экономической литературе последних лет широко распространено применение теории М. Портера, который характеризовал конкурентные преимущества стран.

Обеспечение конкурентоспособности конкретных стран осуществляются, по мнению Портера, на основе так называемого «правила ромба» (рис. 1), т.е. создания четырех основных предпосылок, которые государство старается поддерживать для своей экономики:

1. Условия для факторов. Позиция страны в факторах производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли. Например, эффективная система государственного образования, дороги, электросети и т.д.

2. Состояние спроса. Характер и объем спроса на внутреннем рынке для своего продукта или услуг. Например, формирование платежеспособного спроса на новое жилье или страхование.

3. Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в данной стране отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне. Например, современные управляющие системы или двигатели для самолетов в России.

4. Устойчивая стратегия, структура и соперничество. Существующие в стране условия создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции. Например, сильная правовая защита собственности и акционеров.

Эти элементы тесно взаимосвязаны, причем действие одной из составляющих часто зависит от состояния трех остальных.

Собственно, речь у Портера идет не о конкурентоспособности, а о конкуренции и ее характеристиках. Однако в отечественной экономической литературе это выдается за характеристики конкурентоспособности Портера. Если принять эту посылку, то конкурентоспособность региона (понимая под регионом страны), по Портеру, характеризуется степенью развитости технологии, овладения факторами производства и сбыта, глобализацией стратегий как опережения в действиях своих конкурентов. Все названные характеристики действительно определяют реализацию конкурентоспособности региона, но не дают характеристику содержания самой конкурентоспособности региона.

Рисунок 1. Определители конкурентных преимуществ страны

Анализируя мнения, высказываемые разными авторами, можно придти к выводу, что под конкурентоспособностью региона понимается, прежде всего, наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира.

Развитие рыночных отношений обусловливает развитие конкуренции в различных отраслях и сферах экономики. Конкуренция является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений и под которой понимается борьба за ограниченный ресурс (например, природные богатства, рыночный спрос, квалифицированный персонал), который не может достаться одновременно всем. Конкуренция - это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Конкурентоспособность - явление производное от конкуренции, под которой в общем смысле понимается способность конкурировать (соперничать) субъектов рыночных отношений за факторы производства.

Создание цивилизованного рынка, глобализация экономических отношений и новый этап экономического развития резко обострили проблему конкурентоспособности на всех ее уровнях: продукции, предприятия, отрасли, региона и страны в целом. В иерархии конкурентоспособности особое место занимает конкурентоспособность региона. Это объясняется тем, что регионы являются субъектами рыночных отношений, где непосредственно реализуются поставленные цели и задачи удовлетворения социально-экономических потребностей населения, в достижении которых существенное значение имеет их конкурентоспособность. Конкурентоспособность региона в современных условиях выступает как готовность отвечать на вызовы глобальной среды, способность адаптации к изменению ее условий, к поиску и защите локальных конкурентных преимушеств, поддержанию или улучшению позиции экономики региона в конкуренции.

Известный исследователь в области конкурентоспособности профессор Гарвардского университета М. Портер, рассматривая сущность конкуренции между регионами, полагает, что она является следствием конкуренции фирм. Он увязывает территориальную конкуренцию со способностью промышленности региона вводить новшества и модернизироваться. Различия в региональных ценностях, культуре, структуре экономики, в существующих организациях и историческом развитии, по его мнению, вносят вклад в достижение успешной конкуренции конкретного региона. Портер определяет конкурентоспособность региона как более высокую продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая интегрируется в величине и динамике валового регионального продукта на душу населения (и / или одного работающего), а также выражается другими показателями.

В настоящее время в экономической литературе не сложился единый методологический подход к определению конкурентоспособности региона. Известны следующие подходы.

  • 1. Конкурентоспособность как способность выдерживать конкуренцию на товарных рынках региона.
  • 2. Конкурентоспособность как способность к повышению уровня жизни населения региона.
  • 3. Конкурентоспособность как способность выявлять, создавать, использовать конкурентные возможности региона.

Вышеперечисленные подходы к определению конкурентоспособности региона не противоречат, а дополняют друг друга, в то же время каждое из них, взятое в отдельности, нельзя признать достаточно полно отражающим его сущность с учетом факторов в современной экономике. Это выражается в том, что, характеризуя отдельные важные признаки конкурентоспособности региона, в них недостаточно обращено внимание на системность этого понятия.

Применение системного подхода к раскрытию сущности понятия конкурентоспособности региона позволяет всесторонне рассмотреть данную экономическую категорию.

Конкурентоспособность региона является подсистемой, которая является составной частью системы более высокого уровня, а именно социально-экономической системы региона. Однако конкурентоспособность региона является не только свойством экономической системы, но и сама выступает системой свойств, позволяющих региону эффективно вести конкуренцию для достижения поставленных целей (рис. 4.4).

Рис. 4.4.

Конкурентоспособность региона состоит из следующих взаимосвязанных между собой элементов:

  • конкурентного потенциала региона;
  • факторов и условий формирования конкурентной среды;
  • эффективности использования ресурсов;
  • конкурентных преимуществ;
  • конкурентных стратегий хозяйствующих субъектов;
  • государственных и рыночных механизмов управления экономическим потенциалом региона для более полного удовлетворения потребностей человека.

Конкурентоспособность региона как экономический процесс является совокупностью сложных, противоречивых действий, на которые влияет множество самых различных условий как объективного, так и субъективного характера:

  • 1) факторные условия производства (обеспеченность региона сырьевыми ресурсами, квалифицированным персоналом, развитой материальной и рыночной инфраструктурой);
  • 2) общие условия хозяйствования (развитость отраслей материального производства, экологическая безопасность, степень изношенности основных фондов и др.);
  • 3) факторы спроса на продукцию базовых отраслей региона;
  • 4) социальные, социокультурные, организационно-правовые, политические факторные условия и др.

На конкурентоспособность региона оказывают влияние как общая экономическая ситуация в стране, так и специфика отдельных отраслей, комплексов, расположенных на территории региона.

Исследование природы конкурентных преимуществ региона необходимо для более глубокого понимания механизма конкурентоспособности региона. Сегодня возможность успешно конкурировать на рынке определяется наличием или отсутствием у регионального субъекта конкурентных преимуществ по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Конкурентные преимущества региона, составляющие основу его конкурентоспособности, по существу, и определяют уровень развития всей региональной социально-экономической системы.

В основе теории конкурентных преимуществ Портера находится цепочка стоимости, образуемая в результате анализа видов деятельности хозяйствующего субъекта, непосредственно создающего стоимость для потребителя.

Понятие «конкурентные преимущества объекта (субъекта)» раскрыто в работах российского ученого-экономиста Р. А. Фат- хутдинова. Согласно его теории, основу конкурентного преимущества составляет какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает объект, дающая ему превосходство перед конкурентами. При этом ценность понимается Фатхутдиновым как нечто особенное, чем владеет объект или субъект управления, стремиться сохранить либо иметь в будущем. Конкурентные преимущества региона определяются следующими группами факторов:

  • конкурентоспособностью страны;
  • природно-климатическими, географическими, экономическими и социально-экономическими параметрами региона;
  • предпринимательской и инновационной активностью в регионе;
  • уровнем соответствия параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;
  • уровнем международной интеграции и кооперирования регионов.

Конкурентные преимущества региона - это специфические черты и особенности региона, важные для его целевых рынков и отличающие его от других регионов. Региональные конкурентные преимущества обеспечиваются за счет конкурентных ресурсов, к которым в современных условиях необходимо отнести не только и не столько традиционные экономические ресурсы, сколько материальные и нематериальные элементы региона, обладающие рыночной ценностью или способствующие повышению спроса на другие элементы региона. К нетрадиционным ресурсам относятся научно-образовательный комплекс, самобытные ремесла, развитая транспортная сеть.

Конкурентные преимущества - это те факторы, которые уже обеспечивают преимущества анализируемого объекта (субъекта) перед конкурентами или будут обеспечивать в будущем при реализации запланированных мероприятий.

Создание конкурентных преимуществ региона происходит на базе современных достижений научно-технического прогресса, развития экономической теории с учетом процессов глобализации экономики. Для каждого региона характерна определенная совокупность конкурентных преимуществ, определяемая сочетанием отраслей и кластеров, специализаций и уровнем развития экономики, направлениями и структурой межрегиональных и международных взаимодействий. В усилении конкурентных преимуществ регионов большое значение имеет развитость инфраструктурной базы, в первую очередь таких ее элементов, как транспорт, связь, средства коммуникации, компьютерные сети, обеспечивающие формирование, обработку и использование рыночной информации .

Региональные конкурентные преимущества создаются на основе высоких интеллектуальных возможностей его населения, персонала предприятий и организаций, расположенных на данной территории, обеспечивающих разработку и производство конкурентной продукции с высокими потребительскими свойствами, минимальными ресурсами и энергетическими затратами. При этом система управления созданием региональных конкурентных преимуществ должна строиться по законам рыночных отношений, конкуренции, управления (менеджмента) и т. д. В современных условиях политика укрепления и развития конкурентоспособности региона базируется на том, что его конкурентные преимущества - это средства, за счет которых он может стать лучше своих конкурентов и достичь главной его цели - высокого уровня жизни своего населения, соответствующего как отечественным, так и мировым стандартам.

Конкурентоспособность региона является следствием наличия конкурентных преимуществ субъектов рыночной деятельности, следовательно, необходимо их создавать и поддерживать. Содействовать данному процессу можно путем выявления и анализа состояния существующих региональных факторов конкурентоспособности с целью определения стратегических возможностей для формирования новых конкурентных преимуществ. В долгосрочном периоде конкурентоспособность региона должна определяться способностью государственных и рыночных институтов создавать эффективные механизмы трансформации сравнительных преимуществ региональных в конкурентные и их постоянного развития (адаптации, обновления и совершенствования). В этих условиях задача государства должна заключаться в помощи региональным и местным органам самоуправления в создании механизмов выявления очагов конкурентоспособности, распространении положительного опыта по всей территории страны.

Конкурентные преимущества региона определяются как внутренними, так и внешними условиями и факторами:

  • 1) условиями производства (обеспеченность региона сырьевыми ресурсами, квалифицированным персоналом, развитой материальной и рыночной инфраструктурой);
  • 2) общими условиями хозяйствования (развитость отраслей материального производства, экологическая безопасность, степень изношенности основных фондов и др.);
  • 3) факторами спроса на продукцию базовых отраслей региона;
  • 4) социальными, социокультурными, организационноправовыми, политическими условиями и др.

Влияние на конкурентоспособность региона оказывает как общая экономическая обстановка в стране, так и специфика отдельных отраслей, производственных комплексов, кластеров, расположенных на территории самого региона.

Региональные конкурентные преимущества - это совокупность социальных, природных, экономических, научно-образовательных, технических, информационных, инновационных, институциональных условий, сложившихся в регионе и отличающих его от других регионов, определяющих долгосрочные перспективы жизнедеятельности населения региона.

Особенность конкурентных отношений между регионами (за экономические ресурсы в целом) на современном этапе заключается в том, что процессы глобализации стирают национальные экономические границы, и это приводит к расширению возможностей привлечения ресурсов (объектов конкуренции) регионами страны за счет внешних источников.

Конкурентные преимущества региона - это интегральный показатель, образующийся из преимуществ предприятий и организаций, производящих конкурентоспособные товары и услуги. Производство в регионе конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом потребителей как на отечественном, так и на мировом рынках, является одним из основных факторов его конкурентного преимущества. Задача состоит в том, чтобы регион как социально-экономическая система сам содействовал формированию конкурентных преимуществ предприятий и фирм, находящихся на его территории, путем создания конкурентной среды и развития инновационного потенциала, который можно охарактеризовать как возможности, обусловленные научно-техническими факторами.

Понятие конкурентоспособности региона непосредственно связано с понятием конкурентного потенциала, т. е. его способности формировать новые конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе на основе инноваций.

Известны следующие подходы к определению конкурентного потенциала: факторный, экспертный и отождествление конкурентного потенциала с социально-экономическим потенциалом. Последний формируется за счет потенциалов конкретных хозяйствующих единиц на основе синергетического эффекта 1 .

На основе комплексного подхода и с позиции устойчивого развития региона выделяют следующую структуру содержания понятия конкурентного потенциала, включающего семь частных потенциалов: природно-ресурсный, человеческий, инвестиционный, производственный, экспортный, инновационный и организационно-управленческий. Данная структура определяется логикой конкурентного управления развития региона, предусматривающей развитие конкурентного потенциала как совокупности конкурентных ресурсов и формирующихся конкурентных преимуществ .

Конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. В этом случае конкурентоспособность региона описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона (климат, географическое положение), наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения.

Конкурентоспособность обладает признаками, в частности базовыми и обеспечивающими (табл. 4.7). При этом к базовым признакам конкурентоспособности относятся наличие у региона развитой системы производительных сил, а обеспечивающие признаки - это система хозяйствования в нем. Базовые и обеспечивающие характеристики конкурентоспособности постоянно взаимодействуют, создавая синергетический эффект осуществления этих характеристик в реальной действительности.

Таблица 4.7

Признаки конкурентоспособности (конкурентного потенциала) региона

Содержание конкурентоспособности, таким образом, представляет собой совокупность базовых и обеспечивающих признаков и оформление их взаимодействия в виде институциональной характеристики. Следовательно, конкурентоспособность региона - это экономическая категория, выражающая отношения взаимодействия системы производительных сил определенной территории, хозяйственных отношений и институциональной формы протекания названных процессов, осуществляющихся как синергетический эффект такого взаимодействия.

В современных условиях существует объективная потребность в количественной оценке конкурентоспособности экономики региона, которая служит ориентиром и основой для разработки конкурентной стратегии региона и его социально- экономического развития.

Широкое распространение в настоящее время получил рейтинг индекса глобальной конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума . В таблице 4.8 представлена динамика рейтинга данного индекса России.

Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 113 переменных, которые характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Совокупность переменных на 2 /з состоит из результатов глобального опроса руководителей компаний, а на! /з из общедоступных источников. Все переменные объединены в 12 показателей, определяющих национальную конкурентоспособность.

  • 1. Качество институтов.
  • 2. Инфраструктура.
  • 3. Макроэкономическая стабильность.
  • 4. Здоровье и начальное образование.
  • 5. Высшее образование и профессиональная подготовка.
  • 6. Эффективность рынка товаров и услуг.
  • 7. Эффективность рынка труда.
  • 8. Развитость финансового рынка.
  • 9. Уровень технологического развития.
  • 10. Размер внутреннего рынка.
  • 11. Конкурентоспособность компаний.
  • 12. Инновационный потенциал.

В докладе, подготовленном Евразийским институтом конкурентоспособности, выделяются сильные и слабые стороны российской экономики, обусловившие значения индекса глобальной конкурентоспособности (табл. 4.9).

Сильные и слабые стороны российской экономики в области конкурентоспособности

Таблица 4.9

В мировой практике для оценки конкурентоспособности регионов используется региональная модель Британского института конкурентоспособности. Интегральный показатель конкурентоспособности учитывает макроэкономические и микроэкономические показатели, доступные и сопоставимые на локальных, региональных и национальных уровнях. Особенность модели оценки конкурентоспособности заключается в том, что конкурентоспособность рассматривается как совокупный результат экономического процесса, который имеет группу факторов «на входе», экономический результат и группу факторов «на выходе» (рис. 4.5).


Рис. 4.5.

В отечественной практике для оценки региональной конкурентоспособности используется методика, разработанная специалистами Совета по изучению производительных сил (СОПС) в 2004 г. В данной методике учитываются статические и динамические показатели (рис. 4.6).


Рис. 4.6.

Одним из наиболее адаптированных к современным условиям методом оценки конкурентоспособности региона является система национальных счетов (СНС). Оценка конкурентоспособности регионов возможна на основе программно-целевого подхода, заключающаяся в структуризации проблемы формирования конкурентоспособности региона и разработке «дерева целей». Распространенными методами оценки конкурентоспособности регионов является рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности российских регионов, кластерный анализ. Методику отбора регионов и проектов программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002...2010 гг. и до 2015 г.)» для финансирования из Фонда регионального развития также возможно использовать для оценки конкурентоспособности региона. В качестве метода оценки конкурентоспособности используется подход «квалиметрии», согласно которому объект можно оценить одним числом. Во многих методиках предпочтение отдается балльным, преимущественно экспертным оценкам каждого из учитываемых факторов. Однако на практике такие оценки неизбежно являются в значительной мере субъективными и обычно сглаживают реальный разброс региональных характеристик, так как эксперты остерегаются крайних оценок. Другой метод, получивший широкое распространение, - статистические балльные оценки, недостатком которого является невозможность учета реального разброса соответствующих фактических объективных характеристик.

Необходимость управления конкурентоспособностью региона предопределена продолжающимися быстрыми изменениями внешней среды, возникновением трудно предсказуемых экономических и финансовых ситуаций. Важной предпосылкой перехода к управлению конкурентоспособностью региона является процесс глобализации экономики страны, ее субъектов и устремление международной конкуренции на рынки сбыта, а также требования международной стандартизации. В этих условиях управление региональной конкурентоспособностью рассматривается как комплекс стратегических решений, определяющих долгосрочное обеспечение ее развития, который становится в современных условиях основой поступательного развития всей территориальной социально-экономической системы.

Региональная политика в области управления конкурентоспособностью региона как элемент системы регионального регулирования должна иметь:

  • четко сформулированные стратегические цели и стратегию;
  • органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
  • информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций стратегического управления;
  • инструменты стратегического регулирования и поддержки, с помощью которых органы регионального управления воздействуют на отрасли, кластеры, предприятия и конкурентную среду в рамках выполнения своих функций.

В настоящее время каждый регион выстраивает свой путь повышения уровня конкурентоспособности на основе факторов производства (природных ресурсов, человеческого капитала, инвестиций, инноваций и т. д.), а также факторов новой экономики (экономики знаний).

Эффективность управления конкурентоспособностью регионов обусловлена адекватным выбором приоритетных направлений развития региона, в качестве которых могут выделяться следующие.

Неймушин В. Постиндустриальные иллюзии или системная «неоиндустриализация»: выбор современной России // Экономист. 2009. № 4. С. 47-52.

  • Всемирный экономический форум (ВЭФ) - швейцарская неправительственная организация, созданная в 1971 г. Организует встречи в Давосе,на которых обсуждаются наиболее острые мировые проблемы. Членами ВЭФявляются около 1000 крупных компаний и организаций из разных странмира, в том числе России. Состав участников ежегодно пересматривается.
  • ТЕМА 9: ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА.

    Конкурентоспособность региональной экономики - это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования - устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхност­ные признаки конкурентоспособности региона. Однако суть их одна и та же. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) - предпринимательский климат, качество управленческого потенциала. стоимость рабочей силы, инфраструктура.

    И отечественной экономической науке конкурентоспособность региона как экономическое явление относится к числу слабо разработанных. По мнению ряда авторов, в «определенной степени такому осмыслению мешает и кажущаяся очевидность содержания категории «конкурентоспособность региона», ее близость к категории эффективности: их нередко рассматривают в качестве одноплановых, хотя первая основывается на последней, несет в себе сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов - отдельных фирм, корпораций, отраслевых объединений и национальных комплексов».

    Приобретение региональными системами экономической са­мостоятельности в условиях рынка вызывает необходимость пе­реоценки положения и функций каждого региона в системе ко­ординат экономического пространства, в котором предстоит при­нимать решения, обеспечивающие условия его устойчивого развития. При этом следует учитывать некоторые явления и про­цессы, которые ведут к изменению характера поведения управля­ющих структур региона. Вместо отраслевой специализации, жест­ко планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых про­цессов рынок порождает стремления каждого субъекта Федерации к самоутверждению, выбору экономической структуры, способ­ной обеспечить его надежное положение в рыночном простран­стве страны и мира. Любое решение, связанное с межрегиональ­ным взаимодействием, оценивается с точки зрения экономичес­кой выгоды и возможности достижения бюджетно-финансовой стабильности, а также реализации стратегических задач социаль­но-экономического и экологического развития региона.

    В рыночном пространстве участвуют все субъекты Федерации, интересы которых пересекаются, образуя конкурентную среду. Побеждает в этой среде регион, имеющий наиболее надежные конкурентные позиции, обеспечивающие благоприятные условия для эффективной предпринимательской и коммерческой деятель­ности. В этом случае регион приобретает преимущественное по­ложение в рыночном пространстве, что дает ему возможность из­влечь максимум выгоды для развития производительных сил и территориальной организации хозяйства.


    Конкуренция сопровождается концентрацией и централизаци­ей производства и капитала в наиболее перспективных для разви­тия рынка районах. Она усиливает могущество крупного капита­ла, порождает стимулы развития производства товаров, необходи­мых населению. На различных стадиях развития рыночных отношений в каждом регионе она проявляется по-разному.

    С переходом к рынку региональные системы наделяются функциями экономически самостоятельных субъектов рыночных отношений, важнейшими из которых являются:

    а) согласование и защита интересов региона внутри страны и за рубежом;

    б) уси­ление конкурентных позиций региона путем научной подготовки территории с целью привлечения инвесторов и совершенствова­ния экономической структуры;

    в) создание условий, благоприят­ствующих развитию в регионе малого и среднего бизнеса, а так­же стабилизации и расширению производственных возможностей государственной и муниципальной собственности;

    г) создание системы региональных льгот и гарантий для деятельности пред­принимательских, коммерческих структур и инвесторов;

    д) на­ращивание внешнеэкономического потенциала и расширение тор­гово-экономических связей регионов.

    Перечисленные функции способствуют формированию соци­ально-экономической и правовой среды, гарантирующей предпри­нимательским и коммерческим структурам надежное «тыловое» обеспечение в смысле социальной, экономической и экологичес­кой безопасности, и тем самым повышают конкурентоспособность региональной системы.

    Предметом конкурентной борьбы между субъектами Федера­ции могут стать государственные программы и проекты, связан­ные с размещением и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. При постоянной нехват­ке ресурсов претендовать на участие в реализации таких программ и проектов смогут лишь регионы с наиболее высоким уровнем конкурентоспособности.

    Научное осмысление проблемы конкурентоспособности реги­она осуществляется в отечественной экономической науке в ус­ловиях сложнейших трансформационных процессов, когда про­исходят слом старых отношений, преобразование некоторой их части в иные отношения путем приобретения нового содержания и возникновения совершенно новых экономических отношений, не существовавших в прежней экономике. При этом особую роль в научном знании играет категория «конкурентоспособность ре­гиона». Речь идет именно о конкурентоспособности, а не об уча­стии региона в реальной конкуренции. Эта проблема вторична, поскольку определяется конкурентоспособностью региона.

    Под конкурентоспособностью региона понимается прежде все­го наличие и реализация конкурентного потенциала данного ре­гиона. При этом конкурентный потенциал является многоплано­вым и формируется как многообразные характеристики возмож­ности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отноше­ниях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспо­собность региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества ре­гиона в самых различных сферах и отраслях экономики и соци­альной сфере, условия существования региона (климат, географи­ческое положение), наличие природных богатств, интеллектуаль­ный уровень развития населения.

    Научное осмысление конкурентоспособности регионов, начатое в последние годы, проходит в условиях переживаемого Рос­шей многолетнего, глубокого экономического кризиса. Положе­ние в промышленности и в агропромышленном комплексе за ис­пекший период реформ отмечено существенными потерями: менее чем за 10 лет производственный потенциал России сократился более чем вдвое. Существенно уменьшился выпуск практически всех основных видов продукции. Перечень наукоемких технологий, утраченных в эти годы, насчитывает сотни наименований.

    Конкурентоспособность, как и конкурентный потенциал, об­ладает рядом признаков, в частности базовых и обеспечивающих.

    К базовым признакам конкурентоспособности относятся нали­чие у региона развитой системы производительных сил, включа­ющей в себя природные богатства (разведанные, используемые), научный потенциал, уровень применения достижений техничес­кого прогресса на предприятиях региона, что создает общий уро­вень технико-технологического обеспечения хозяйствования в определенном регионе, степень развитости интеллекта жителей определенной территории и др. Обеспечивающие признаки конку­рентоспособности региона - это система хозяйствования в нем: эффективность управления экономикой, скорость и простота про­текания экономических процессов, в том числе финансовых, то­варных и др. К этим же признакам относится весь процесс фор­мирования и осуществления хозяйственного механизма, который включает в себя не только чисто экономические составляющие, но и политическое оформление и социальные характеристики.

    К обеспечивающим признакам конкурентоспособности отно­сят и институциональную ее составляющую - наличие разного вида инфраструктур региона, от производственной до рыночной. Именно полная обеспеченность региона инфраструктурами озна­чает, что потенциальные возможности региона могут превратиться в его реальную конкурентоспособность и затем уже реализовать­ся в конкурентных преимуществах данного региона перед други­ми регионами. Институциональная составляющая конкурентоспо­собности региона необходима для упорядочения взаимоотноше­ний между хозяйствующими субъектами региона и эффективного использования базовых составляющих этой конкурентоспособ­ности.

    Базовые и обеспечивающие характеристики конкурентоспо­собности постоянно взаимодействуют, создавая синергетический эффект осуществления этих характеристик в реальной действи­тельности. Институциональная же характеристика конкуренто­способности региона оформляет названное выше взаимодействие ее базовых и обеспечивающих признаков. Одновременно чрезмер­ная развитость институциональной составляющей конкурентоспо­собности региона несет в себе угрозу самодостаточности функци­онирования, независимости оттого, реализуется конкурентоспо­собность региона или нет. Иначе говоря, институциональная составляющая конкурентоспособности региона представляет со­бой форму взаимодействия названных выше признаков конкурен­тоспособности.

    Содержание конкурентоспособности, таким образом, пред­ставляет собой совокупность базовых и обеспечивающих призна­ков и оформление их взаимодействия в виде институциональной характеристики. Иначе говоря, конкурентоспособность региона - это экономическая категория, выражающая отношения взаимо­действия системы производительных сил определенной террито­рии, хозяйственных отношений и институциональной формы про­текания названных процессов, осуществляющихся как синергети­ческий эффект такого взаимодействия.

    Подобной характеристики нет в экономической литературе. Ряд авторов, стремясь дать характеристики конкурентоспособно­сти региона, в основном обращали внимание на географические признаки либо на признаки своеобразия хозяйствования. Так, в экономической литературе последних лет широко распространено применение теории М. Портера, который характеризовал конкурентные преимущества стран. Собственно, речь у Портера идет о конкурентоспособности, а о конкуренции и ее характеристиках. Однако в отечественной экономической литературе это выдается за характеристики конкурентоспособности Портера. Если принять эту посылку, то конкурентоспособность региона (понимая под регионом страны), по Портеру, характеризуется си­пенью развитости технологии, овладения факторами произволе пи и сбыта, глобализацией стратегий как опережения в действии» своих конкурентов. Все названные характеристики действительно определяют реализацию конкурентоспособности региона, но не дают характеристику содержания самой конкурентоспособности региона.

    Конкурентоспособность региона как экономический процесс является совокупностью сложных, противоречивых действий, на которые влияет множество самых различных условий как объек­тивного, так и субъективного характера: факторные условия про­изводства (обеспеченность региона сырьевыми ресурсами, квали­фицированным персоналом, развитой материальной и рыночной инфраструктурой); общие условия хозяйствования (развитость отраслей материального производства, экологическая безопас­ность, степень изношенности основных фондов и др.); факторы спроса на продукцию базовых отраслей региона; социальные, со­циокультурные, организационно-правовые, политические, фак­торные условия и др. Влияние на конкурентоспособность регио­на имеет как общая экономическая обстановка в стране, так и специфика отдельных отраслей, комплексов, расположенных на территории региона.

    Экономический, научно-технический, кадровый потенциал - та база, на которой формируется конкурентоспособность регио­на, того или иного субъекта Федерации. Посредством воздействия факторных условий эта база из состояния потенции трансформи­руется в новую действительность - конкурентную позицию реги­она. Под конкурентной позицией региона понимается совокупность конкурентных преимуществ, детерминированных факторами и условиями, создающими региону благоприятное положение на соответствующем конкурентном поле (рынках товаров, услуг, ка­питалов, инвестиций). Конкурентная позиция региона будет благоприятной, если отвечает таким качественным параметрам, как устойчивость, надежность, стабильность, привлекательность для инвесторов (отечественных, иностранных). Формирование конку­рентоспособности региона ориентируется на указанные параметры. К важнейшим условиям, характеризующим конкурентную по­зицию региона, можно отнести:

    ü удобное географическое положение региона;

    ü наличие природных ресурсов (сырьевых, гидроэнергетических), свободных земель для новых и реконструкции действующих производственных мощностей;

    ü рациональное размещение производительных сил;

    ü соответствие экономической структуры региона современ­ным требованиям отечественных и мировых рынков;

    ü наличие трудового потенциала, интеллектуального капита­ла в регионе;

    ü наличие развитой материальной и рыночной инфраструктуры;

    ü устойчивость межрегиональных и хозяйственных связей;

    ü наличие научно-технического потенциала и научно-информационной базы для сопровождения производственной и коммерческой деятельности;

    ü стратегию региона на выпуск продукции, пользующейся на­дежным спросом в России и за рубежом; высокую долю та­кой продукции в общем объеме производства;

    ü эффективность существующих схем товародвижения;

    ü сбалансированность бюджетно-финансовой системы реги­она;

    ü наличие высокого внешнеэкономического потенциала, рас­ширение торгово-экономических связей;

    ü емкость регионального рынка, приближенность его к миро­вым (например, к европейским) рынкам;

    ü стабильность политической обстановки в регионе;

    ü доверие населения региональным лидерам;

    ü наличие в регионе социально ориентированной программы;

    ü протекционизм местных властей в отношении приоритет­ных направлений развития экономики региона.

    Созданием устойчивой конкурентной позиции региона является его устойчивая конкурентоспособность. В связи с этим правомерно замечание Г.В. Копанева о том, что устойчивая конкурентноспобность региона в условиях рынка становится реальностью только при наличии надежной и сильной конкурентной позиции.

    В названной форме связи центральное место принадлежит кон­курентной позиции. Если она обладает признаками устойчивос­ти, надежности и стабильности, то детерминирует конкурентные преимущества, обеспечивающие региону выигрыш в конкурент­ной борьбе на соответствующем конкурентном поле (товарном, финансовом, инвестиционном и др.). На это справедливо обра­тила внимание М.В. Дмитриева: «возможность успешно конкури­ровать на рынке во многом определяется тем, обладает ли та или иная экономическая система конкурентными преимуществами по сравнению с другими».

    Таким образом, следует различать конкурентоспособность ре­гиона как потенциальную возможность участвовать в конкурен­ции с другими регионами на основе обладания достаточным уров­нем составляющих, формирующих этот потенциал, когда интег­ральным элементом конкурентоспособности является понятие конкуренция, и конкурентную позицию региона. Эти два поня­тия в науке нередко подменяют друг друга, поскольку на практи­ке конкурентоспособность очень трудно определить, а тем более рассчитать. Конкурентная же позиция четко проявляется в хозяй­ственном, социальном и политическом поведении региона. В свя­зи с этим нередко эта позиция выдается за сильную или слабую конкурентоспособность определенного региона. Поэтому только четкое разделение указанных категорий позволит выделить конкурентоспособность как объективную характеристику и конкурентную позицию как субъективное поведение региона как хозяйствующего субъекта.

    Конкурентоспособность региона включает в себя понятие рис­ка как важнейшей характеристики хозяйственных процессов ре­гиона. Поэтому конкурентная позиция и характеристика конку­рентоспособности как совокупности потенциалов вбирает в себя обоснование риска, присущего данному региону. Риск наличествует во всей системе потенциалов, характеризующих конкурентоспособность, и в конкурентной позиции региона, поскольку эта позиция может нести в себе разную степень риска хозяйствования, политического и социального поведения региона.

    В современной экономической литературе понятие «конкурентоспособность региона» сводят либо на уровень государства, либо на уровень крупных корпораций, представляя как «бизнес-систему, способную завоевывать и удерживать существенную долю рынка, а следовательно, обеспечивать рост доходов и финансовое благополучие». Чаще всего конкурентоспособность региона рассматривают «как способность создавать условия на внутренних и внешних рынках». Так, по мнению А. Селезнева, под конкурентоспособностью региона понимается «обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику». Отличается от предлагаемых понятий определение Л. Шеховцевой, которая, опираясь па концепцию конкурентоспособности страны, предложенную М. Портером, представляет конкурентоспособность региона как «продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике».

    — это:

    • его роль и место в экономическом пространстве России, способность обеспечить высокий и возможность реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал (финансовый, производственный, трудовой, инвестиционный, ресурсный);
    • обусловленное экономическими, социальными и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику;
    • способность региона производить товары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условия
    • наращивания региональных ресурсов (инновационные, интеллектуальные, инвестиционные) для обеспечения роста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста ВРП и качество жизни населения региона на уровне мировых значений.

    Оценка конкурентоспособности региона

    Оценка конкурентоспособности региона может быть основана на определении уровня социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности регионов, экспертной оценки определения рейтинга региона по инвестиционной привлекательности на основе показателей оценки инвестиционного потенциала региона и уровня инвестиционных рисков.

    Методические подходы к оценке уровня социально-экономического развития региона:

    • количественные методы оценки на основе макроэкономических показателей для анализа тенденций социально-экономического развития региона;
    • рейтинговые оценки для анализа инвестиционной привлекательности региона;
    • оценки эффективности использования элементов социально- экономического потенциала для анализа конкурентных преимуществ региона.

    Каждая из этих групп методик оценки имеет свои разновидности. К количественным методам оценки на основе макроэкономических показателей социально-экономического развития относится оценка на основе интегральных показателей эффективности социально-экономического развития. Интегральность обеспечивается расчетом совокупности частных показателей, характеризующих динамику протекания отдельных процессов внутри региона. Выделяют 4 интегральных показателя:

    ИПСЭР 1 — интегральный показатель социально-экономического развития, рассчитанный по методике А. Ревайкина. ориентирован на экономические и социальные показатели региона с упором на ВРП;

    ИПСЭР 2 — интегральный показатель социально-экономического развития, рассчитанный по методике Г. Губанова, ориентирован на экономические показатели региона;

    ИКРТ — интегральный критерий развития территории, рассчитанный по методике И. Вистбакка и А. Шишкина, ориентирован на баланс экономических и социальных показателей;

    ИПУСБ — интегральный показатель уровня социального благополучия, рассчитанный по методике Института экономики УрО РАН, ориентирован на уровень социального благополучия населения региона; ИПСУБ — это результат деления интегрального показателя уровня жизни населения на интегральный показатель уровня социальной напряженности.

    Рассмотрим подробнее методики расчета данных показателей. Интегральный показатель социально-экономического развития ИПСЭР I учитывает основные социально-экономические показатели. характеризует социально-экономическое положение региона по сравнению со средним уровнем по России и рассчитывается по формуле:

    Частные показатели (Р i):

    1. Демографические — ожидаемая продолжительность жизни населения, лет.

    2. Благосостояние населения:

    • покупательная способность денежных доходов населения (отношение денежных доходов к прожиточному минимуму), раз;
    • доля денежных доходов населения без расходов на продовольственные товары в общей сумме доходов, %:
    • доля населения с доходами выше прожиточного минимума, %.

    3. Социальные:

    • доля расходов консолидированного бюджета на социальную сферу во внутреннем региональном продукте. %;
    • доля занятых в обшей численности экономически активного населения, %;
    • доля граждан, не совершивших преступление, %.

    4. Экономические:

    • ВРП на душу населения, тыс. руб.

    За базовый i-й частный показатель (N pi ) принимается нормативное значение (среднее фактическое значение по России) i-го частного показателя.

    Коэффициент значимости определяется в баллах экспертным путем. Используемые коэффициенты: усредненные представления экспертов о важности тех или иных показателей. Критериями при расчете коэффициентов являются:

    • степень обобщения информации, которую несет показатель;
    • уровни влияния на изменение социально-экономической ситуации;
    • масштабность явления и последствия для социально-экономического развития республики.

    Интегральный показатель социатьно-экономического развития ИПСЭР 2 учитывает основные макроэкономические и социальные показатели, дает характеристику положения региона с точки зрения экономической стабилизации и относительно «пороговых» значений экономической безопасности, рассчитывается по формуле:

    • К i — коэффициент значимости i-го частного показателя;
    • Р i — фактическое значение i-го частного показателя;
    • N pi — нормативное значение i-го частного показателя.
    Частные показатели (р i):
    • производства промышленной продукции;
    • производства сельскохозяйственной продукции;
    • реализации платных услуг;
    • розничного товарооборота.

    3. Соотношение импорта и экспорта, %.

    4. Показатель, обратный индексу потребительских цеп, %.

    5. Уровень занятости экономически активного населения, %.

    6. Доля населения, имеющая среднедушевые доходы выше прожиточного минимума. %.

    7. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, %.

    За нормативное значение i-го частного показателя принимается наилучшее его значение либо значение, вытекающее из условия экономической безопасности. Коэффициенты значимости определяются по динамике изменения частных показателей и в сумме они равны единице.

    Интегральный показатель социально-экономического развития ИКРТ учитывает основные макроэкономические социально- экономические характеристики региона; рассчитывается по формуле:

    • i — индекс частного показателя;
    • n — общее количество частных показателей;
    • К i — коэффициент значимости i-го частного показателя;
    • Р i — фактическое значение i-го частного показателя;
    • N pi значение i-го частного показателя за предыдущий год.
    Частные показатели (Р i):

    1. Индекс базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства и торговли (по крупным и средним предприятиям), %.

    3. Инвестиции в основной капитал, %.

    4. Доля занятого населения в общей численности экономически активного населения, %.

    5. Доля населения с доходами выше прожиточного уровня, %.

    6. Соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума, %.

    7. Реальные располагаемые денежные доходы населения. %.

    7. Ожидаемая продолжительность жизни, лет.

    9. Доля нормально (прибыльно) работающих предприятий в экономике республики, %.

    За базовый i-й частный показатель (Np i) принимается значение i-го частного показателя за предыдущий год.

    Коэффициенты значимости определяются в баллах с помощью проведения двухступенчатого экспертного опроса. В итоге каждый частный показатель получает свой ранг, исходя из полученной суммы баллов и представления экспертов о степени важности тех или иных социально-экономических показателей.

    Интегральный показатель социально-экономического развития ИГ1НСБ учитывает основные социальные показатели развития региона. Акцент сделан на показатели уровня жизни и самооценки своего жизненного уклада населением. Интегральная оценка строится на основе статистической и социологической оценок; рассчитывается по формуле:

    SW = SL / SS,

    где SW- интегральная оценка социального благополучия, усл. ед.; SL — интегральная оценка уровня жизни населения, усл. ед.; SS — интегральная оценка уровня социальной напряженности;

    SL = 0.5 — (SL S I + SL so),

    где SL SI — статистическая оценка уровня жизни, усл. ед.; SL S 0 — социологическая оценка уровня жизни, усл. ед.

    где ISL st i значение стандартизированного i-го статистического индикатора уровня жизни населения; К i — коэффициент значимости i-го статистического индикатора уровня жизни населения; i = 1,2,..., n, n — число статистических индикаторов уровня жизни.

    Социологическая оценка рассчитывается аналогично. То же верно и для оценки уровня социальной напряженности.

    Принцип отбора частных показателей — для разных уровней исследования, для разных регионов и исторических периодов. Система частных показателей может быть неодинаковая. Частные показатели оценки уровня жизни и социальной напряженности должны с разных сторон описывать эти показатели. Перечень частных показателей не является закрытым и неизменным.

    Система частных показателей (Р i)

    1. Уровень жизни:

    Статистическая оценка:

    • средняя продолжительность жизни;
    • коэффициент естественного (механического) прироста (убыли) населения;
    • уровень заболеваемости;
    • среднедушевые реальные доходы населения;
    • доля населения, проживающего в отдельных квартирах;
    • объем нового жилищного строительства на одного жителя;
    • число легковых автомобилей на 1 тыс. жителей;
    • число телефонов на 1 тыс. жителей;
    • число посещений театров и концертных залов на 1 жителя.

    Социологическая оценка:

    • доля населения, желающего иметь детей в ближайшие год-два:
    • считающих свое здоровье плохим или очень плохим;
    • считающих себя среднеобеспеченными и т.д.

    2. Социальная напряженность:

    Статистическая оценка:

    • уровень безработицы;
    • средняя продолжительность периода безработицы;
    • отношение среднедушевого дохода к темпу роста потребительских цен;
    • число случаев суицида на 100 тыс. жителей;
    • уровень преступности;
    • уровень раскрываемости преступлений.

    Социологическая оценка:

    • считающих угрозу безработицы (рост преступности, расслоение на бедных и богатых, загрязнение окружающей среды) наиболее угрожающей проблемой;
    • считающих, что развитие общества идет в неверном направлении;
    • с тревогой и обреченностью думающих о завтрашнем дне.

    За базовый i-й частный показатель (Np i) принимается его значение за предыдущий год для статистической оценки.

    Коэффициенты значимости статистических и социологических индикаторов уровня жизни и социальной напряженности определяются самими респондентами. Количество коэффициентов зависит от количества индикаторов.

    С точки зрения основного подхода к расчету представленных интегральных показателей решающую роль играет базовый (нормативный) частный показатель.

    В зависимости от того, что берется за основу, определяется суть интегрального показателя:

    ИПСЭР 1 — за базовый частный показатель принимается среднее фактическое значение соответствующего частного показателя по России (значение показателя больше 1 — положение региона лучше, чем в среднем по России; равно 1 — положение региона соответствует среднероссийским показателям; меньше 1 — положение региона хуже, чем в среднем по России):

    ИПСЭР 2 — за базовый (нормативный) частный показатель принимается либо наилучшее его значение по региону, либо значение, вытекающее из обеспечения условий экономической безопасности по данному показателю. Акцентируется внимание на финансово- экономической стороне комплексного развития территории:

    ИКРТ — за базовый показатель принимается значение соответствующего частного показателя за предыдущий год или его отклонение от 100%. Позволяет оперативно оценить тенденции движения, так как чувствителен к изменениям, имеет простую методику оценки частных показателей методом экспертного опроса;

    ИПУСБ — за базовые показатели принимаются два интегральных показателя — уровень жизни и уровень социальной напряженности.

    Все вышеперечисленные показатели, по мнению авторов, могут использоваться как изолированно друг от друга, гак и в комплексе, что позволяет получить более объективную оценку.

    К группе структурных методов оценки уровня социально-экономического развития регионов относится методика на основе трех показателей. оценивающих промышленное и финансовое развитие: сельскохозяйственный потенциал, уровень жизни и социальная сфера. На основании результатов оценки поданной методике все территории классифицируются по шести типам:

    • отсталые (низкий уровень почти всех социально-экономических показателей):
    • промышленно-депрессивные (большинство показателей сельскохозяйственного производства сопоставимо со средними показателями; уровень душевого производства промышленной продукции крайне низок: высокие темпы падения капиталовложений произвол- ственного назначения; нет возможности самостоятельно формировать доходы местного бюджета);
    • сельскохозяйственно-депрессивные (самые высокие темпы падения сельскохозяйственных показателей; показатели уровня жизни и социальной сферы на уровне средних; показатели промышленного производства лучше, чем по первому и второму типам);
    • благополучные (показатели уровня жизни и социального развития выше средних; способны за счет промышленного и сельскохозяйственного потенциала сформировать более 1/2 доходов бюджета);
    • вполне благоприятные (самые лучшие показатели);
    • средние (средние показатели).

    Компонентами инвестиционной привлекательности регионов могут выступать индикаторы, отвечающие требованиям отечественных и зарубежных инвесторов:

    • абсолютные и относительные индикаторы экономического потенциала регионов, включающие наряду с характеристиками их производственно-ресурсного потенциала и показатели состояния производственной и социальной инфраструктур;
    • показатели доходов и потребления населением материальных благ и услуг, образующие в единстве и взаимной обусловленности понятие «уровень и качество жизни населения», которые позволяют учесть при оценке инвестиционной привлекательности регионов уровень не только экономической, но и социальной эффективности:
    • показатели развития новых форм экономических отношений, выражающих процесс реформирования экономики и всего общества, развитие рыночных экономических отношений, рыночной инфраструктуры. процесс структурной перестройки экономики и формирование ее социальной ориентации;
    • показатели экономической безопасности регионов, представляющие интерес для инвестора с точки зрения уровня гарантий защищенности его интересов от социальных конфликтов, криминогенного, экологического и других факторов риска.

    В целом инвестиционная привлекательность региона определяется показателями оценки двух составляющих: инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков.

    Оценка эффективности использования социально-экономического потенциала региона. Опираясь на исходные значения содержания «потенциала» как «возможности» и «резервы», оценку эффективности использования комплексного социально-экономического потенциала региона представляют в виде соотношения, где в числителе находится эффект потенциала , а в знаменателе - затраты , ко торые потребовались для этого. Результат реализации потенциала в конечном счете может быть представлен как сумма двух составляющих, одна из которых характеризует прирост населения. другая - вклад региона в решение межтерриториальных, федеральных и общефедеральных проблем. Что касается необходимых затрат, то они связаны со спецификой конкретных мероприятий, направленных на обеспечение реализации потенциала, и могут быть определены по известным методикам в практике расчетов эффективности крупных проектов.

    Понятие «конкурентоспособность», рождаемое феноменом конкуренции, исследуется экономистами с середины ХVIII века. Вместе с тем в современной экономической науке до сих пор нет единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», нет и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.

    Традиционно в исследованиях последних десятилетий конкурентоспособность рассматривается по отношению к товарам, предприятиям, фирмам, корпорациям, т.е. хозяйствующим субъектам и странам. При этом одни авторы трактуют эти понятия как идентичные , другие сводят понятие конкурентоспособности предприятия к понятию конкурентоспособности продукции, третьисоотносят понятия «конкурентоспособность товара», «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность страны» системно, включая в последнюю категорию все предыдущие. Однако важным элементом системной конкурентоспособности государства является конкурентоспособность региона, которая, тем не менее, в вышеуказанных и многих других работах как таковая не рассматривается. Наша точка зрения по соотношению понятий конкурентоспособности на разных уровнях экономической системы состоит в следующем: конкурентоспособность продукции национальных предприятий, в конечном счете, свидетельствует о конкурентоспособности, во-первых, этих предприятий, кластера или отрасли, в которые они входят, во-вторых, региона, где расположены эти предприятия, и, наконец, в-третьих, страны в целом. Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает характер конкуренции выпускаемой ими продукции, организации являются опосредованными носителями свойств конкурентоспособности через свои товары и услуги.

    Описанное соотношение конкурентоспособности страны, региона, отрасли, кластера, предприятия и товара имеет структуру, представленную на рисунке 1.

    Рис.

    В системе понятий конкурентоспособности региона нами предлагается различение общей, экономической и стратегической конкурентоспособности.

    Общая конкурентоспособность регионахарактеризуется наличием ресурсного потенциала, а также совокупностью самых разнообразных условий территориального развития, реализация которых обеспечивает лидирующие позиции региона в мировых обменах и высокое качество жизни людей на данной территории.

    Экономическая конкурентоспособность региона - его способность эффективно использовать имеющиеся в регионе ресурсы развития экономики и производить товары (услуги), отвечающие высшим требованиям спроса национального и международных рынков, создавать условия для обеспечения устойчивогороста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования путем системных инноваций, эффективного воспроизводства и капитализации региональных ресурсов, а также обеспечивать сравнительно высокий уровень жизни населения.

    Стратегическая конкурентоспособность региона - цель достижения общей конкурентоспособности региона в стратегической перспективе путем реализации всех доступных факторов регионального развития и эффективной адаптации региона к постоянным изменениям внешней среды.

    Под стратегической конкурентоспособностью региональной экономики понимается система ее высших свойств в обозримой перспективе, обеспечивающая лидирующие позиции региона в мировых обменах и создающая условия для достижения высокого дохода собственникам всех видов капиталов на данной территории. Эти системные качества достигаются на основе устойчивого экономического развития региона.

    Экономическая конкурентоспособность региона - это ведущий, но не единственный фактор его общей конкурентоспособности. Она многовариантна, поэтому конкурентоспособный регион должен обладать либо диверсифицированной инновационной экономикой с преобладающим значением постиндустриального сектора, либо уникальным односекторным производством при условии значительного экспорта и реального участия населения региона в распределении получаемых доходов.

    В последнее время, несмотря на глобализацию отраслей, роль страны и региона базирования фирмы усилилась. Значимость местных условий для создания конкурентных преимуществ бизнеса исследована в теории международной конкуренции М. Портера. Конкурентоспособность региона, по М. Портеру, - это продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая интегрируется в величине и динамике валового регионального продукта (ВРП) на душу населения (и / или одного работающего), а также выражается другими показателями.

    Европейский эксперт Д. Сепик отмечает, что конкурентоспособность на уровне региона определить значительно трудней, чем на уровне предприятия. Во-первых, потому, что конкурентоспособность на уровне региона обычно рассматривается в рамках макроконцепции, а не как специфически региональный вопрос. Во-вторых, потому, что отсутствует широкий консенсус относительно конкурентоспособности на макроуровне. В-третьих, потому, что само определение конкурентоспособности эволюционирует во времени. В ЕС экономика считается конкурентоспособной, если ее население имеет достаточно высокий и растущий уровень жизни и высокий уровень занятости на устойчивой основе.

    Современные исследователи отмечают, что понятие конкурентоспособности региона было введено в научный оборот сравнительно недавно в работах И. Бусыгиной, Л.С. Шеховцевой, Г.А. Унтуры и других. Среди известных работ, в которых предлагаются конкретные показатели оценки конкурентоспособности региона, можно назвать публикации А.З. Селезнева, Л.С. Шеховцевой, В.Е. Андреева, С.Г. Важенина, А.Р. Злоченко, А.И. Татаркина (для федерального округа), С.В. Казанцева.

    В монографии А.З. Селезнева исследуются проблемы конкурентоспособности России. Конкурентные позиции регионов на уровне рынков предлагается определять на основе тринадцати показателей. К ним относятся показатели: мощности производимого на территории региона сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов; обеспеченности производственной, рыночной и социальной инфраструктурой; степени износа оборудования и перспективы его замены; отдаленности поставщиков и потребителей основной массы ввоза-вывоза (не менее 60% объема); наличия транспортных скоростных магистралей, морских и речных портов, инфраструктуры международной связи; экологической обстановки; обеспеченности высококвалифицированными кадрами и др.

    С.Г. Важенин, А.Р. Злоченко, А.И. Татаркин предлагают оценивать конкурентоспособность федеральных округов (макрорегионов) по следующим параметрам их экономического поведения: затраты на рабочую силу и их структура, интенсивность обновления основных фондов, конъюнктура инвестиционного рынка, инновационная мобильность.

    С.В. Казанцев предлагает оценивать конкурентоспособность регионов по отношению ВРП региона к ВВП страны в душевом исчислении. Оценка факторов конкурентоспособности основана на относительных показателях, таких, как территория региона, капиталовложения, основные фонды, денежные доходы, плотность железных дорог и автодорог, кредиты, количество занятых в НИОКР.

    При системном подходе к конкурентоспособности региона можно выделить несколько направлений ее изучения, и прежде всего, следующие:

    • 1) результативное, рассматривающее результаты функционирования региона по его конкурентоспособности;
    • 2) факторное, рассматривающее источники развития региона и создания его конкурентоспособности;
    • 3) процессное, учитывающее условия воспроизводства населения, товаров и услуг, регионального потенциала и др.

    Эти направления вытекают из миссии и функций региона, которые составляют основу определения понятия «регион». Регион - это государственно-территориальное образование, имеющее административные границы (иногда и государственные границы для приграничных или эксклавных территорий) и органы управления, в котором обеспечиваются: качество и уровень жизни людей (населения); условия ведения и развития предпринимательства; использование, воспроизводство и обновление территориального потенциала (экономического, социального, природно-ресурсного, научно-технического, инновационного, культурного и др.) в интересах живущего и будущего поколений в рамках единого национального пространства.

    Конкурентоспособность региона - это свойство региона как экономической системы функционировать и развиваться в рыночной среде, эффективно обеспечивать процессы воспроизводства человека, благ и регионального потенциала, которое может изучаться в разных аспектах и на разных уровнях.

    Понятие конкурентоспособности региона, учитывающее разные аспекты и уровни рассмотрения, может быть дано на основе модификации определения, предложенного А.З. Селезневым. Конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими, экологическими и другими факторами положение региона и его отдельных подсистем, отраслей, товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

    Данное понятие включает разные уровни конкурентоспособности региона: макро-, мезо- и микроуровень. На макроуровне конкурентоспособность региона рассматривается в целом по территориальному образованию (интегрированная конкурентоспособность) или по ее составляющим (экономическая конкурентоспособность, социальная, управленческая и другие) и может использоваться для межрегиональных сопоставлений как внутри страны, так и с другими странами. На мезоуровне конкурентоспособность региона анализируется по его внутрирегиональным составляющим: территориальным комплексам, секторам экономики, отраслям, муниципальным образованиям. На микроуровне конкурентоспособность региона исследуется по конкретным типам и сегментам рынков, по отдельным товаропроизводителям и группам товаров, по внутриотраслевым и внутримуниципальным образованиям. На микроуровне экономическая конкурентоспособность региона - это, прежде всего, способность региональных производителей продавать свои товары, увеличивать или сохранять доли на внутренних и внешних рынках, достаточные для расширения и развития компаний, для роста уровня жизни в регионе, для поддержания сильного и эффективного государства.

    Конкурентоспособность региона можно анализировать и в других аспектах. При учете фактора времени может рассматриваться текущая и перспективная конкурентоспособность, при учете типа поведения региона как экономического субъекта - оперативная, тактическая и стратегическая конкурентоспособность.

    Рассмотрим определение этих видов конкурентоспособности, имея в виду, что регион одновременно может быть и субъектом, и объектом формирования конкурентоспособности.

    Текущая (фактическая) конкурентоспособность характеризует фактическое (существующее) состояние или положение субъекта (объекта) в текущий момент времени. Перспективная конкурентоспособность отражает возможное (прогнозируемое, будущее) состояние или положение субъекта (объекта) в перспективный момент времени.

    Оперативная конкурентоспособность означает состояние или положение субъекта при инерционном развитии и пассивном поведении. Стратегическая конкурентоспособность выражает состояние или положение субъекта (объекта) с точки зрения возможности достижения им стратегических целей развития при активном (проактивном) поведении. Стратегическая конкурентоспособность региона характеризует способность к своевременным и полноценным изменениям внутренней и внешней среды, обеспечивающим эффективное достижение целей развития. Она связана с возможностью региона эффективно создавать новые функции, товары, услуги, производить старые с новым качеством, на новом технологическом уровне и обеспечивать развитие региона на инновационной, интенсивной основе.

    Таким образом, конкурентоспособность региона является сложным, многогранным явлением и может быть рассмотрена в различных аспектах, зачастую переплетающихся между собой:

    • - по элементам экономической системы: ресурсная, факторная, результативная, потоковая и др.;
    • - по функциям системы: экономическая, социальная, управленческая, инфраструктурная, институциональная, экологическая и другие виды конкурентоспособности;
    • - по уровням экономической системы: макро-, мезо-, микроконкурентоспособность;
    • - по отношению к стране пребывания: внутренняя и внешняя конкурентоспособность;
    • - по фактору времени: текущая и перспективная конкурентоспособность;
    • - по типу поведения: оперативная, тактическая и стратегическая конкурентоспособность.

    Общее определение конкурентоспособности региона может быть сформулировано следующим образом: конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.