Интеграция сфер общества, происходящая вследствие глобализации, повлекла за собой не только мировое разделение труда, миграцию рабочей силы, слияние культур разных стран, но и прямо коснулась системы высшего профессионального образования. В 1999 году была подписана Болонская декларация, которая положила начало процессу сближения систем высшего образования европейских стран. Цель Болонского процесса - создание единого европейского пространства высшего образования. Достижение этой цели осуществляется в том числе через мобильность студентов, преподавателей, научных сотрудников.

Официально принятого определения понятия академическая мобильность в российском законодательстве не существует. В федеральном законе от 29.12.2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» нет четко определенного понятия академическая мобильность, но при этом одним из принципов государственной политики в сфере образования является «создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе». В главе 14 «Международное сотрудничество в сфере образования» определено, что «Российская Федерация содействует развитию сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечению иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечению взаимного призвания образование и (или) квалификации, участвует в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования». Об образовании в Российской Федерации: федер.закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

Определение понятия академическая мобильность дается в «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года»: «Академическая мобильность - это международные перемещения ученых и преподавателей в целях осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследования, а также в других профессиональных целях». «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года»: утв. Президентом РФ. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс». Можно выявить противоречие: данное определение не затрагивает студентов, но в этой же Концепции в основных направлениях государственной миграционной политики Российской Федерации акцент на них уже делается - увеличение иностранных студентов в образовательных учреждениях, совершенствование условий для обучения в российских образовательных учреждениях российский и иностранных студентов. На наш взгляд, странно, что государство нацелено на международное сотрудничество с образовательными учреждениями, но при этом в российском законодательстве должного внимания академической мобильности не уделяется.

В качестве рабочего определения понятия академическая мобильность в данном исследовании примем определение, данное в Рекомендации Комитета Министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности, потому что, на наш взгляд, оно наиболее полно отражает суть академической мобильности. Комитет Министров Совета Европы определяет академическую мобильность следующим образом: «Термин “академическая мобильность” подразумевает период обучения, преподавания и/или исследования в стране другой, чем страна местожительства учащегося или сотрудника академического персонала (родная страна). Этот период должен иметь ограниченную продолжительность, при этом предусмотрено, что учащийся или сотрудник возвращается в его или ее родную страну после завершения обозначенного периода. Термин не предназначен для обозначения миграции из одной страны в другую». Рекомендация Комитета Министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности (Страсбург, 2 марта 1995 года № R (95) 8) // Национальный информационный центр по вопросам признания образования и (или) квалификации, ученых степеней и званий, полученный в другом государстве.

В глоссарии терминов Болонского процесса отмечается, что «мобильность студентов предполагает возможность частичного обучения в европейских вузах-партнеров с последующим признанием как времени обучения в зарубежном вузе, так и полученных там зачетных единиц». Если говорить о преподавателях, ученых, административно-управленческом персонале, то для них мобильность - это «возможность проведения научных исследования и осуществления преподавательской деятельности, а также стажировки и обмен профессиональным опытом в разных странах-участницах Болонского процесса». Глоссарий терминов Болонского процесса (разработан Национальным офисом программы Tempus в России).

Академическая мобильность является неотъемлемой формой существования интеллектуального потенциала и возможностью самим студентам формировать свою образовательную траекторию, самим в соответствии со своими склонностями и устремлениями выбирать предметы, курсы, учебные заведения. Бринёв Н.С. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования / Н.С. Бринёв, Чуянов Р.А. // Демократизация и перспективы развития международного сотрудничества. Сборник материалов международной научно-практической конференции 21-22 марта 2003 г. Омск

Исходя из разнообразия признаков и характеристик академической мобильности, выделяют различные подходы к ее классификации.

Академическую мобильность выделяют прямую и обратную. При прямой мобильности студенты, преподаватели, сотрудники перемещаются из своей страны за рубеж. Соответственно, при обратной мобильности иностранные граждане перемещаются с образовательными и исследовательскими целями в свою страну. Методические рекомендации по развитию академической мобильности студентов и преподавателей в ВУЗе / О.О. Мартыненко // Болонский процесс в России Также выделяют вертикальную и горизонтальную академическую мобильность. При вертикальной мобильности студент проходит полное обучение на степень (бакалавр, магистр) в иностранном ВУЗе, при горизонтальной обучение происходит в течение определенного периода времени (семестр или учебный год) с последующим возвращением студента в основной родной ВУЗ.

В соответствии с критерием времени пребывания на месте выделяют краткосрочную и долгосрочную академическую мобильность. При долгосрочной мобильности человек проходит обучение в другом ВУЗе более 1 месяца, а при краткосрочной - до 1 месяца.

По географическому признаку выделяют внутриуниверситетскую, российскую, международную и дистанционную академическую мобильность. Выделяют две формы внутриуниверситетской мобильности.

В одном случае студент филиала ВУЗа может получать образовательные услуги в центральном ВУЗе, а в другом варианте студент имеет право изучать отдельные дисциплины или части дисциплин вне основного факультета. Российская академическая мобильность подразумевает обучение студента в другом российском ВУЗе. При международной мобильности образовательные услуги студент получает в зарубежном ВУЗе с выездом к месту обучения и обучением по очной форме обучения, когда при дистанционной мобильности, в том числе международной, студент получает образовательные услуги on-line через Интернет. Академическая мобильность // Справочник учебного процесса НИУ ВШЭ

Современное вузовское образование дает студенту возможность во время обучения в своем вузе приобретать знания и практические навыки в зарубежном учебном заведении. Такая возможность стала реальной благодаря студенческой мобильности, которой в рамках Болонского соглашения уделяется большое внимание в ведущих российских и зарубежных вузах. Для НИУ «БелГУ» студенческая мобильность является одним из важнейших направлений международной деятельности.

Под академической мобильностью понимают перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный период (обычно от семестра до года) в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в свое основное учебное заведение.

Субъектами академической мобильности могут быть студенты, аспиранты, преподаватели, сотрудники НИУ «БелГУ», а также студенты, аспиранты, преподаватели, научные сотрудники и ведущие специалисты сторонних учебных заведений и организаций.

Основным документом, регламентирующим процедуру студенческой мобильности, является «Положение о международной академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников НИУ «БелГУ»

В НИУ «БелГУ» существуют следующие формы международной студенческой мобильности , реализующиеся в рамках заключенных двусторонних договоров между НИУ «БелГУ» и вузами-партнерами

Включенное обучение по программам студенческого обмена в вузе-партнере

Включенное обучение предполагает освоение обучающимися установленной части основной образовательной программы за рубежом и ориентировано на перезачет дисциплин, изученных обучающимся в партнерском вузе без присвоения академических степеней партнерского вуза. Обучение в партнерском вузе не увеличивает общую продолжительность обучения.

НИУ «БелГУ» реализует включенное обучение по программам академического обмена со следующими зарубежными вузами-партнерами:

  • Азербайджанский государственный экономический университет (Азербайджан), один семестр, http://www.unec.edu.az
  • Белорусский государственный университет (Республика Беларусь), один семестр, https://www.bsu.by
  • Бременский университет (Германия), один семестр, http://www.uni-bremen.de
  • Варминьско-Мазурский университет (Польша), один семестр, http://www.uwm.edu.pl
  • Варненский университет менеджмента (Болгария), один семестр, https://vum.bg/ru/
  • Великотырновский университет «Святых Кирилла и Мефодия» (Болгария), один семестр, http://www.uni-vt.bg
  • Витебский государственный ордена Дружбы Народов медицинский университет, один семестр, https://www.vsmu.by
  • Даляньский университет иностранных языков (Китай), один семестр, http://www.dlufl.edu.cn/ru
  • Дэчжоуский университет (Китай), один семестр, http://www.dzu.edu.cn
  • Ереванский государственный университет (Армения), один семестр, http://www.ysu.am/main/ru
  • Казахский национальный университет им. Аль-Фараби (Казахстан), один семестр, http://www.kaznu.kz/ru
  • Китайский нефтяной университет (Китай, Пекин), один семестр, http://www.upc.edu.cn
  • Китайский нефтяной университет (Китай, Циндао), один семестр, http://english.upc.edu.cn
  • Ляонинский технический университет (Китай), один семестр, http://en.lntu.edu.cn
  • Масариков университет, (Чехия), один семестр, https://www.muni.cz/en
  • Российско-армянский университет (Армения), один семестр, http://www.rau.am
  • Софийский университет имени Св. Климента Орхидского (Болгария), один семестр, https://www.uni-sofia.bg
  • Технический университет Фрайбергская горная академия (Гемания), один семестр, https://tu-freiberg.de
  • Университет "Лучиан Блага" Сибиу (Румыния), один семестр, https://www.ulbsibiu.ro
  • Университет г. Баня-Лука (Босния и Герцеговина), один семестр, http://www.unibl.org
  • Университет г. Пуатье (Франция), один семестр, https://www.univ-poitiers.fr
  • Университет Белграда (Сербия), один семестр, http://www.bg.ac.rs
  • Университет Дельта (Египет)т)
  • Университет НАРХОЗ (Казахстан), один семестр, http://www.narxoz.kz
  • Университет Порту (Португалия)я)
  • Университет прикладных наук Ханзе (Нидерланды), один семестр, http://www.rug.nl
  • Университет Св. Кирилла и Мефодия (Словакия), один семестр, https://www.ucm.sk
  • Университет Сержи-Понтуаз (Франция), один семестр, http://www.u-cergy.fr
  • Университет София Антиполис (Франция), один семестр, http://www.unice.fr
  • Фрайбургский педагогический институт-Университет Фрайбурга (Германия), один семестр, http://www.uni-freiburg.de
  • Флорентийский университет (Флоренция), один семестр, https://www.unifi.it

Программы академической мобильности студентов можно посмотреть в разделе «Мобильность студентов. Включенное обучение в вузах-партнерах»

Обучение по совместным образовательным программам, реализуемым НИУ «БелГУ» и вузом-партнером

Совместная образовательная программа (СОП) подразумевает разработку и реализацию двумя университетами-партнерами (российскими или российским и зарубежным) образовательной программы, присвоение выпускникам, успешно освоившим программу, степеней (квалификаций) одного или двух университетов с выдачей соответствующих документов о высшем образовании (дипломов, сертификатов) по данному направлению. В настоящее время в университете ведется обучение студентов по нескольким совместным образовательным программам. Основным документом, на который опираются разработчики СОПов, является Положение о совместной образовательной программе.

Если вы хотите стать участником совместной образовательной программы, обратитесь к ответственным за реализацию СОП сотрудникам факультета/института .

Участие в программах академической мобильности

Для участия в программах академической мобильности необходимо:

  1. обратиться на свой факультет/институт к координатору международной деятельности или в управление международного сотрудничества ;
  2. заполнить заявку,
  3. пройти отбор, т.е. конкурс в соответствии с принципами равенства возможностей и установленными критериями:
    • академическая успеваемость,
    • научная результативность,
    • знание языка принимающей стороны,
    • соответствие программе или соглашению об обмене с партнерским вузом

Стипендиальные программы

Стипендиальные программы реализуются:

Участие в программах студенческой мобильности позволит получить отличный шанс познакомиться с культурой и системой образования другой страны, повысить уровень иноязычной компетенции, завести новых друзей и приобрести бесценный опыт. Кроме того, оно будет хорошим дополнением к вашему диплому о высшем образовании и, безусловно, повысит вашу конкурентоспособность на рынке труда.

Информацию предоставил Н.С. Цыбуля 23.04.2019

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.

В рамках программы Эразмус+ реализуются программы академической мобильности с вузами Европы:

  • Friedrich Schiller University in Jena (Germany),
  • Universitat Politecnica de Barcelona (Spain),
  • Radboud University Nijmegen (the Netherlands),
  • University of Glasgow (the UK),
  • University of Granada (Spain),
  • University of Duisburg-Essen (Germany),
  • University of Poitiers (France),
  • University of Siena (Italy),
  • Slovak University of Agriculture in Nitra (Slovakia),
  • Jagiellonian University (Poland),
  • University of Genova (Italy),
  • Ecole Nationale d’Ingenieurs (ENISE),
  • France (France).

3. Программы академической мобильности в рамках межгосударственных соглашений по линии Министерства Образования и Науки РФ

Это программы, преимущественно финансируемые грантами органов управления образованием в других странах, могут реализовываться как в формате программ академической мобильности, так и программ с получением диплома другого вуза.

4. Программы академической мобильности по линии УШОС

Программы, реализуемые в рамках сетевого университета Шанхайской Организации Сотрудничества с вузами ШОС. Сегодня ЮУрГУ сотрудничает в рамках ШОС с вузами Казахстана, Таджикистана и Киргизии.

Зачем участвовать в программах академической мобильности?

Программы академической мобильности – это возможность:

  • Погрузиться в новую культуру и познакомиться с новой системой образования.
  • Улучшить свое резюме и, соответственно, иметь больше возможностей найти лучшую работу.
  • Обрести новых друзей.
  • Получить ощущение уверенности в себе при общении с иностранцами столь в современном глобальном обществе.

Критерии отбора студентов:

  • Хорошая академическая успеваемость (конкретный показатель необходимого среднего балла зависит от программы).
  • Очная дневная форма обучения и, по крайней мере, второй год обучения.

Как подать заявку на участие в программах академической мобильности

ШАГ 1

Студенты, желающие поехать обучаться на один семестр в другую страну по программам академической мобильности должны связаться с офисом Центра междуанродных образовательных программ ЮУрГУ лично (ауд. 161, восточное крыло ГУК) или по электронной почте ( либо ) Центр международных образовательных программ ЮУрГУ занимается первой стадией отбора студентов на программы и представляет список кандидатов от ЮУрГУ университету-партнеру. Конечное решение об участии того либо иного студента в программе принимает университет-партнер, но мы здесь, чтобы помочь Вам с оформлением документов и подбором программы.

Мы также занимаемся согласованием учебных планов и предоставляем необходимую информацию директорам Институтов, чтобы помочь им оценить возможность перезачета конкретных курсов в рамках программы академической мобильности. Все курсы, которые студент будет осваивать в университете-партнере, должны быть одобрены Директором соответствующего Института до отъезда студента.

ШАГ 2

Когда принимающий университет подтверждает Ваше участие в программе (прислали письмо-приглашение), Вы можете подавать заявление на визу. Пожалуйста, свяжитесь с Посольством или Генеральным Консульством, чтобы уточнить список необходимых документов и сроки их подачи.

ШАГ 3

Не забудьте, что все студенты, участвующие в программах академической мобильности, должны иметь медицинское страхование. Если Вы отправляетесь в Китай, очень важно помнить, что согласно требованиям Министерства образования Китая, все иностранные студенты должны покупать медицинскую страховку в Китае. Вы также можете приобрести свидетельство медицинского страхования, предлагаемое российской страховой компанией, но это свидетельство не будет являться заменой китайской медицинской страховки.

ШАГ 4

Покупка билетов и подготовка к вылету в другую страну.

Вышка славится и гордится интернациональным характером обучения студентов и своей межкультурной средой. В корпусах часто можно видеть лица студентов из разных стран, почти каждый день происходит событие, проводится лекция, связанная с международным визитом, конференцией. Все это делается потому, что наука и высшее образование – интернациональны и открыты по своей природе, и для здорового и конкурентного развития необходим международный академический обмен.

Чтобы Вы были в курсе, если Вы уже интересуетесь, как поучаствовать в этом процессе, предлагаем Вам следующий гид .

- Что такое международная академическая мобильность студентов?

Это очное обучение студента вне основного факультета в зарубежном вузе с выездом к месту обучения, а также участие в непродолжительных семинарах, летних/зимних школах, оценка участия в которых выражена в кредитах и представлена в сертификате. В рамках международной академической мобильности студентам, отправляющимся на учебу за рубеж, могут быть зачтены без пересдачи результаты их обучения в зарубежных вузах. То есть, грамотно подобрав курсы в зарубежном университете, успешно сдав по ним экзамены, не придется после поездки сдавать кучу долгов в МИЭМ.

Участие студентов НИУ ВШЭ в программах академической мобильности регулируется (ОБЯЗАТЕЛЬНО К ПРОЧТЕНИЮ, если Вы собираетесь участвовать в программе).

Программы долгосрочной академической мобильности , организованные централизованно Вышкой в рамках межвузовских соглашений, можно найти на сайте . Следите за новостями, 2 раза в год объявляется период подачи заявлений для участия в данных программах.

Со списком документов, необходимых для подачи заявки, вы можете ознакомиться на .

Также можно самостоятельно организовать краткосрочное обучение за рубежом, например, подав заявку на участие в летней тематической школе зарубежного университета:

В Вышке есть такая же летняя школа для иностранцев: .

Это поможет подготовиться к более серьезным академическим программам, даст незабываемый опыт межкультурного общения с единомышленниками, и просто опыт делового (не туристического) пребывания за рубежом.

Составлять заявку на участие в такой школе и отправлять ее в принимающий вуз Вам нужно будет самостоятельно, а оформить внутренние документы НИУ ВШЭ по приезде Вам поможет .

Нужно отметить, что самыми "удобными" периодами для академической мобильности являются 2 курс (когда Вы уже адаптировались к учебному процессу) и 3 курс (когда еще достаточно времени до диплома) бакалавриата. В магистратуре мы советуем рассматривать 2-е полугодие 1-го курса и 1-ое полугодие 2-го курса (менее желательно, есть риск не вовремя выйти на ГИА).

Какие документы Вам нужно иметь наготове уже с первого курса университета, чтобы в случае объявленного конкурса/старта приема заявок/предложенного участия в конкурсе на международный грант быстро и легко собрать весь пакет?

1. Сертификат, подтверждающий Ваш уровень знания иностранного языка. Да, чаще всего требуется именно международный сертификат (английский: IELTS, TOEFL, Кембриджский сертификат и т.п.). Для получения такого сертификата нужно сдать экзамен в специальном сертифицированном центре, срок действия сертификатов различен.

А Вы знаете, что в Вышке существует по приему Кембриджских международных экзаменов по английскому языку KET, PET, FCE, CAE, CPE, BEC, TKT и ILEC???

2. CV, или Curriculum Vitae, или резюме. Этот документ на английском и русском языке просто необходимо составить один раз и дополнять и модифицировать его по ходу времени. Это сэкономит Вам кучу нервов и сил.

3. Список публикаций на английском и русском языке тоже стоит завести при получении первой же публикации и не забывать его пополнять. Сюда же можно добавлять данные о полученных наградах, сертификатах, призах, причем, не только учебных и научных. Достижения в спорте и общественной деятельности во многих грантах, стипендиях и программах играют далеко не последнюю роль.

4. Краткое описание на английском и русском языках своих учебных, исследовательских и профессиональных проектов. Если нет ничего серьезного, сюда стоит отнести описание курсовых работ, которые Вы выполняли, а также профессиональные навыки, приобретенные во время практики или подработки. Подумайте, что из этого могло бы представить Вас как специалиста, в выгодном свете.

5. Вам нужно уметь заказать транскрипт с оценками на английском языке. Это можно сделать на (заказать справку).

6. И вообще, знаете ли Вы, где посмотреть список всех учебных дисциплин, которые были пройдены и которые еще только предстоят Вам в течение всего периода обучения? Вам нужен рабочий (на 1 год) или базовый (на весь период) учебный план. Они есть на сайте Вашей образовательной программы в разделе "Документы" на правой панели.

- Что еще нужно иметь в виду?

Академическая мобильность не всегда подразумевает выезд за рубеж, есть и так называемая интернационализация «at home»: Вы можете получить огромный опыт, общаясь с , преподавателями, участвуя в семинарах и конференциях с международными участниками. Можно стать (взять под свою опеку иностранного студента) или посещать языковой клуб:

Главное – быть активным. Ведь именно так завязываются настолько необходимые в глобальном мире деловые, научные и просто дружеские контакты.

Опыт предыдущих участников программ академической мобильности. Тут Вы почерпнете информацию из первых уст. Кроме того, с ребятами, уже знающими процесс не понаслышке, можно встретиться и пообщаться вживую.

Вот отчеты о поездках наших студентов:

  • Отзыв об обучении в Университете Неймегена имени святого Радбода Утрехтского, Нидерланды, студентки 2 курса магистратуры Лилии Зигануровой
  • Отзыв об обучении в Сеульском Национальном университете науки и технологий, Корея, студентки 3 курса Марии Гуськовой
  • Отзыв об обучении в Болонском Университете, Италия, студентки 2 курса магистратуры Елены Щепловой

Для студентов, желающих участвовать в программе Work & Travel. Эта программа не считается программой международной академической мобильности. Однако Вы имеете право подать заявление в учебный офис на имя ректора с просьбой перенести сроки летней сессии на более ранний срок. Вам необходимо будет предоставить также договор об участии в программе и документ с конкретными сроками поездки (например, Job Offer).

И теперь важная информация для молодых людей, обучающихся на военной кафедре. Как Вам сообщалось на первом же собрании при поступлении, это обучение представляет собой непрерывный процесс, во время которого, к сожалению, невозможно участие в длительной программе академической мобильности. Возможно участие в программах летом, во время каникул, во время прохождения практик. Если же Вы все же решили участвовать в длительной программе АМ, то придется завершить курс обучения на военной кафедре.