Уровень жизни во многом определяется доходами населения, от которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей.

Источниками доходов населения являются:

Оплата труда;

Доходы работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда;

Доходы от предпринимательской деятельности;

Социальные трансферты;

Доходы населения от собственности;

Доходы населения от продажи иностранной валюты;

Прочие поступления.

Для измерения уровня и структуры доходов населения используются показатели: совокупные , номинальные, денежные , располагаемые , реальные доходы .

Совокупные доходы населения (СДН) – общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых населению за счет социальных фондов.

Номинальные доходы (НД) – это сумма начисленных доходов. Основным показателем денежных трудовых доходов является номинальная заработная плата, как сумма денег, начисленная работникам и являющаяся вознаграждением за выполненную работу.

Располагаемые доходы (РД) – это номинальные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей (НП), т.е. это доходы, фактически остающиеся в распоряжении населения. Поэтому их можно считать конечными доходами. К ним относится показатель фактически выплаченной (чистой) заработной платы.

РД = НД – НП.

Доля этой части в общем объеме номинальных доходов составит –

Реальные доходы характеризуются количеством потребительских товаров и услуг, которые может приобрести население на располагаемые (конечные) доходы для удовлетворения своих личных потребностей.

Существенные расхождения между размером номинальных и реальных доходов связаны с изменением покупательной способности рубля – показателя, обратного уровню цен. Реальное значение показатели доходов приобретают, если для расчетов используются постоянные цены, либо их изменение учитывается с помощью индекса покупательной способности рубля (I пср.) или индексов цен на потребительские товары и услуги (I р). Реальные располагаемые доходы населения рассчитываются по формуле:

Аналогично рассчитываются реальные совокупные доходы (РСД) населения как совокупные доходы (СД) с поправкой на покупательную способность рубля:

Для характеристики динамики денежных доходов населения строятся соответствующие индексы. При этом следует учитывать, что не всякий рост денежных доходов при наличии инфляции в экономике может свидетельствовать о повышении уровня жизни населения, а только рост в реальном выражении с корректировкой на индекс потребительских цен. Важнейшим является индекс реальных располагаемых доходов:


Следовательно, скорость изменения реальных располагаемых доходов зависит от трех факторов: темпов роста номинальных доходов, изменения ставок налоговых платежей и изменения покупательной способности рубля.

Индекс реальных доходов в расчете на душу населения:

Особое значение в анализе доходов населения имеют показатели средней номинальной и средней реальной заработной платы. Средняя номинальная заработная плата (НЗП) рассчитывается по отдельным предприятиям, учреждениям, организациям, по отраслям и формам собственности, регионам и по стране в целом как отношение начисленного фонда оплаты труда (ФОТ) к соответствующей численности работников (Т):

Номинальная заработная плата – это заработная плата, фактически начисленная работникам в соответствии с количеством затраченного ими труда. Ее реальное содержание определяется покупательной способностью рубля.

Средняя реальная заработная плата характеризует ее покупательную способность, т.е. выражается через количество продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, которое работающие могут приобрести на свою среднюю заработную плату. Средняя реальная заработная плата определяется исходя из средней номинальной заработной платы за вычетом налогов и обязательных платежей (НП) и индекса цен на потребительские товары и услуги населению (I р):

Индекс реальной заработной платы может быть рассчитан –

Например, если номинальная заработная плата увеличилась в текущем году на 33%, а цены за этот же период возросли на 18,5%, то реальная заработная плата увеличилась только на 12,2 процентов. Это означает, что работающие могли приобрести на свою заработную плату товаров и услуг больше, чем в предыдущем году, только на 12,2%.

    Cущность, виды, источники формирования доходов. Дифференциация доходов населения.

    Заработная плата: сущность, формы, системы. Номинальная и реальная зарплата.

    Земельная рента, ее сущность и виды. Цена земли.

1. Cущность, виды, источники формирования доходов. Дифференциация доходов населения.

Доходы населения, их уровень, структура, источники получения и степень дифференциации являются важнейшими показателями экономического и социального благополучия общества. Поскольку доходы служат основным источником удовлетворения личных потребностей людей, именно они являются центральным звеном, ядром более широкого понятия - уровень жизни населения. Важно знать, что следует понимать под доходами, каковы их разновидности и основные источники получения.

Денежные доходы - это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг в целях личного потребления.

Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, заработную плату наемных работников, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

В статью "оплата труда" помимо вознаграждения за труд включены единовременные выплаты и пособия, командировочные расходы, членские взносы и др. Вместе с тем исключаются все отчисления в Фонд социальной защиты населения, вознаграждения за изобретения и т.д. Снижение объемов производства, появление новых источников доходов при переходе к рыночным отношениям ведут к снижению доли оплаты труда в общих доходах населения.

Под социальными трансфертами понимаются выплаты, не связанные непосредственно с результатами труда, - пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения, выигрыши по лотереям.

К доходам от собственности помимо процентов по вкладам, облигациям и дивидендам относят доходы от сдачи в наем недвижимости, автомобилей, компьютеров, мебели и др.

Доходы от предпринимательской деятельности - это вознаграждение предпринимателя за осуществление функции комбинации факторов производства, предприимчивость, риск, внедрение инноваций. Он образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предпринимателя после уплаты процентов за кредит. Сюда же входят доходы лиц, занимающихся неучтенной предпринимательской деятельностью, доходы от продажи валюты и др.

Доходы в обществе распределяются неравномерно, то есть имеет место социальное неравенство, дифференциация доходов. Причинами социальной дифференциации являются следующие: 1) различное социальное происхождение людей и различия в обладании факторами производства, ресурсами; 2) различия в интеллектуальных, физических способностях людей, уровне их образования, квалификации; 3) рыночное распределение доходов, формирующееся на основе закона спроса и предложения.

Наглядное представление о степени неравенства в обществе можно получить с помощью кривой Лоренца , показывающей, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения.

Если принять величину дохода и численность населения за 100 %, то прямая ОА покажет абсолютно равномерное распределение совокупного дохода между всеми группами населения. Однако реальное распределение всегда будет характеризоваться отклонением от этой прямой. Абсолютно неравномерное распределение совпало бы с осями координат. Но поскольку «сверхбедные» и «сверхбогатые» всегда составляют незначительную часть рыночного общества, то перед нами будет некоторая кривая («кривая Лоренца»), отклонение которой от диагонали наглядно покажет степень неравномерного распределения доходов.

Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении доходов поступают следующим образом. Площадь, образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов (она на графике заштрихована), относят к площади треугольника ОАВ. Полученный результат и есть «коэффициент Джини» . Чем выше значение коэффициента Джини, тем глубже уровень социального неравенства и социальной напряженности в обществе.

Для измерения степени неравенства в распределении доходов общества используется также децильный коэффициент – это отношение совокупного дохода 10% богатейшего населения к совокупному доходу 10% беднейшего населения страны.

Экспертным путем установлено, что оптимальное значение децильного коэффициента составляет 5-7. Как только его значение достигает 10, в стране появляются условия для социальных беспорядков. Самый низкий децильный коэффициент (в пределах 3-4) в скандинавских странах – Дании, Финляндии, Швеции (в этих странах государство проводит социальную политику выравнивания доходов). В Германии, Австрии, Франции значение децильного коэффициента оптимально и составляет 5-7; в Китае – 5, в Беларуси – 5,5 – 6, в Японии – 9, в США – 15, в России – 17, в Бразилии – 39, в Украине по разным оценкам – от 40 до 70 (достоверный результата получить невозможно вследствие значительного теневого сектора экономики).

В бывшем СССР значение децильного коэффициента составляло 3-5.

Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности. С целью сглаживания социального неравенства государство реализует социальную политику, основные принципы которой сводятся к следующему:

    защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

    обеспечение помощи самым бедным семьям;

    выдача помощи на случай безработицы;

    обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

    развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

    проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации работников.

Таким образом, государство должно так организовать перераспределение доходов, чтобы компенсировать негативные проявления рыночной экономики. Однако определенное неравенство должно существовать; уравнительный принцип распределения противоречит рыночным принципам, является бесперспективным и даже вредным для общества.

10.1 Доходы населения и их виды

В условиях рыночной системы доходы хозяйствующим субъектам не гарантированы и распределяются между различными слоями населения неравномерно. Неравенство в доходах - одна из главных причин социальной нестабильности в обществе. Для того чтобы смягчить неравенство и предупредить социальные конфликты, государство проводит социальную политику, важнейшим направлением которой выступает перераспределение доходов между отдельными категориями населения.

Определим, что такое доход и какие бывают виды доходов.

Доходы населения - это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления населения напрямую зависит от уровня доходов.

Доходы населения можно разделить на денежные и натуральные. Денежные доходы - это доходы, включающие в себя все поступления денег в бюджет семьи в виде оплаты труда работников, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности (проценты по вкладам, ренты, дивидендов по ценным бумагам, доходов от недвижимости), гонораров и др.

Натуральные доходы - это доходы, включающие продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

Доходы можно также классифицировать как:

Совокупные, представляющие собой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступлений;

Номинальные, характеризующие уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен;

Располагаемые, номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения;

Реальные, характеризующие номинальные доходы с учетом инфляционного роста цен и тарифов;

Реальные располагаемые денежные доходы, которые определяются исходя из денежных доходов текущего периода за вычетом обязательных платежей и налогов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Основным доходом трудящихся является заработная плата, составляющая до 70% доходов работников. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата - это те средства, которые работник получает (или которые начислены ему) в денежном выражении за свой труд за определенный промежуток времени. Номинальная заработная плата зафиксирована в трудовом договоре (контракте), заключаемом между работником и работодателем.

Реальная заработная плата отражает покупательную способность полученных денежных средств и представляет собой номинальную заработную плату, скорректированную на индекс потребительских цен. Если темпы увеличения номинальной заработной платы ниже темпов роста уровня цен на товары и услуги, то реальная заработная плата понижается. Поэтому при повышении номинальной заработной платы необходимо учитывать рост цен, иначе увеличение размеров оплаты труда не будет нести в себе стимулирующей функции.

Распределение доходов происходит между владельцами экономических факторов производства - труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Однако если наемные работники участвуют в прибылях предприятия, то часть факторных доходов получают и они.

Кроме заработной платы, денежные доходы населения включают доходы от предпринимательской деятельности (прибыль), доходы от собственности (проценты, дивиденды, арендная плата), социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) и другие поступления (страховые возмещения, выигрыши, доходы, поступившие в порядке наследования, и пр.). В условиях рыночной экономики в России в связи с развитием предпринимательства и различных форм собственности структура денежных доходов населения значительно изменилась по сравнению с плановой экономикой СССР (табл. 10.1).

Таблица 10.1

* С 1995 г.- включая скрытую(официально не учтенную) заработную плату
Источник: www.gks.ru/free_doc/2006/606_13/06-07.htm

Из приведенной таблицы видно, что структура доходов по оплате труда в России начиная с 1995 г. снижается, в то время как социальные выплаты (трансферты) остаются примерно на том же уровне, что свидетельствует о слабой социальной защищенности наемных работников и малообеспеченных слоев населения. Позитивным проявлением рыночной экономики является рост доходов от собственности и доходов от предпринимательской деятельности, хотя их получает меньшая часть населения. В период плановой экономики СССР наблюдался высокий процент доходов по оплате труда и социальных выплат населению, что свидетельствовало о высокой социальной защищенности трудящихся, однако доходы от собственности и предпринимательской деятельности были крайне малы, так как в рамках действующего законодательства практически все виды такой деятельности считались незаконными.

Соотношение в структуре денежных доходов населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в мотивации труда работников. Если в структуре денежных доходов преобладает заработная плата или доходы от предпринимательской деятельности, то это свидетельствует о росте предпринимательской инициативы и хозяйственной самостоятельности. Тенденция к увеличению социальных трансфертов в структуре денежных доходов может привести к психологии социального иждивенчества у части работоспособного населения.

Различия в уровне доходов на душу населения называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для любой экономической системы. Однако с ростом уровня социально-экономического развития страны показатели дифференциации доходов снижаются. В современной России дифференциация доходов населения существенно выше, чем в экономически передовых странах, и имеет тенденцию к дальнейшему росту. В значительной степени это связано с тем, что многие предприятия, бывшие прежде градообразующими и зачастую единственными источниками доходов многих граждан, оказались неконкурентными и закрылись. Одновременно с этим возник общественный слой, живущий и действующий по законам рынка, «вписавшийся в рыночные отношения» и имеющий неизмеримо более высокие доходы. Но по мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения, а также расширения государственной поддержки социально уязвимых слоев населения размеры неравенства должны сократиться.

Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 10.1). По оси абсцисс откладывается процент домашних хозяйств, а по оси ординат - процент получаемых совокупных доходов. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов.

Рис. 10.1. Кривая Лоренца:
ОСА - полное равенство; ODA - после вычета налогов; ОЕА - до вычета налогов

Абсолютно равномерное распределение доходов (полное равенство) представлено на рис. 10.1 линией ОСА, которая указывает на то, что любой процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца ODA отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов.

Для преодоления социального неравенства в большинстве стран мира применяется пропорционально-прогрессивное налогообложение доходов. В России до 2001 г. также действовал пропорционально-прогрессивный подоходный налог. С 2001 г. налог на доходы физических лиц (НДФЛ) взимается по единой ставке 13%. С одной стороны, это, конечно, неплохо, так как большинство населения страны пока еще находится рядом с чертой бедности, но с другой - отмена пропорционально-прогрессивного налога противоречит демократическому принципу, который гласит: «Кто больше зарабатывает, тот больше и платит». Прогрессивные налоги уменьшают социальное неравенство общества. Этот принцип справедливости, сформулированный еще А. Смитом, наглядно демонстрирует изображенная кривая Лоренца. На рисунке 10.1 видно, что пропорционально-прогрессивные налоги делают распределение доходов более равномерным.

В мировой практике для количественного измерения уровня неравенства доходов используют следующие коэффициенты:

Коэффициент фондов - соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов;

Децильный коэффициент - соотношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченных и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан;

Индекс концентрации доходов населения, или коэффициент Джини, изменяющийся от 0 до 1; чем ближе этот коэффициент к единице, тем сильнее неравенство в обществе.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

В любой хозяйственной деятельности, и в производстве, и в бюджете семьи, важен не только размер располагаемого финансового дохода, но и количество товаров и услуг, которое можно приобретать за эту сумму денежных средств. В экономике существуют понятия номинальный и реальный доход. Что это такое, какие ещё бывают виды доходности, чем отличаются номинальные доходы от реальных – обо всём этом должен иметь представление каждый современный человек.

Доход – это общие денежные выплаты, товары и услуги, которые физическое или юридическое лицо получает за определённое время (чаще всего, при расчёте берётся период времени в один год). Денежные доходы населения – это совокупность материальных и нематериальных ценностей, произведённых собственным домашним хозяйством в конкретный временной период. Кроме этого, к ним относятся средства, полученные из внешних источников.

Доходы классифицируются на несколько основных видов:

Доходы Объяснение значения термина
Денежные Источниками финансовых поступлений можно считать заработную плату, пособия и выплаты от государства, ренту, рост сбережений в банке, прибыль от реализации продукции сельского хозяйства, денежные подарки и т.д.
Натуральные Это совокупные товары, полученные напрямую, а не купленные за деньги: сельскохозяйственные продукты (овощи и фрукты, выращенные самостоятельно), ценные подарки, материальная помощь и т.п.
Косвенные Получаются бесплатно в социальных учреждениях: лечение в больнице, получение образования и т.д.
Номинальные Составляются из суммы всех денежных поступлений. В расчёт не включаются налоги и скачки цен на товары и услуги
Реальные Рассчитываются с учётом налогов и инфляции (уровня цен)
Совокупные Состоят из натуральных и денежных поступлений
Реальные располагаемые Это текущие финансовые прибыли с вычетом всех налогов и регулярных обязательных выплат с учётом роста или падения цен

Номинальный доход

Номинальным доходом называются абсолютно все поступления денежных сумм за определенный период времени и состоящего из совокупного количества материальных благ и денег, которые пополнили бюджет. Источники, формирующие номинальный бюджет могут быть самыми разными. Основными являются:

  • , полученная при ведении бизнеса;
  • заработная плата;
  • плата за аренду, полученная владельцем собственности;
  • социальные выплаты;
  • платежи, полученные по госпрограммам;
  • прибыль, которая образовалась при увеличении стоимости ценных бумаг (акций, облигаций);
  • денежные средства, взятые в кредит в банке;
  • выигрыши в лотерею;
  • выплаты компенсаций;
  • доходы от продажи личных вещей.

Реальные доходы

В отличие от номинальных, реальные доходы представляют собой все финансовые поступления с учётом факторов, влияющих на возможность приобретения определённого количества услуг и товаров, которые покупаются за эти деньги. То есть, это величина получаемая делением номинального дохода на показатель инфляции в настоящее время. Источники реальных доходов идентичны номинальным.

Реальная доходность выражается в естественной форме преимуществами и товарами, которые можно приобрести по настоящей цене. Она является показателем прожиточного потенциала определённого источника прибыли и регулируется действующими ценами. Реальная доходность населения считается частью общенационального дохода.

Чтобы определить уровень реальных доходов, необходимо объединить все денежные и натуральные доходы граждан. В эту сумму включаются: зарплаты, пенсии, гонорары и другие источники прибыли. От полученного показателя вычитается сумма отчисления в государственный бюджет, добровольные взносы в различные организации, вклады и оплаты коммунальных услуг. В результате получится уровень действительных поступлений, на которые люди живут в данный период времени.

Отличительные особенности

В разное время человек, получая одинаковый номинальный доход, имеет возможность купить разное количество вещей или услуг за эту сумму денег. На рост или снижение реальной доходности влияют несколько факторов:

К примеру, когда повышаются налоги, для того чтобы не стать банкротами, большинство предпринимателей будут поднимать цены на свои товары и услуги. Это приведёт к росту цен и сильно отразится на количестве вещей и услуг, которые человек может себе позволить за фиксированную зарплату.

При каком условии увеличивается реальный доход? При снижении налоговых ставок человек будет получать больше денег. Разница в сумме будет давать возможность приобретения дополнительных товаров и услуг, значит, при снижении налогов растут реальные доходы.

Когда физическое лицо имеет фиксированные доходы, реальная доходность всегда будет меньше номинальной из-за обесценивания денег при инфляции.

Необходимо понимать важность финансовых отношений в ежедневной работе, и при каких условиях увеличивается номинальная прибыль. Чтобы её повысить, нужно использовать льготные услуги и товары. Кроме этого, нужно повышать свою профессиональную квалификацию, что будет способствовать повышению заработной платы.

Объём общих выплат со стороны граждан в бюджет государства находится в прямой зависимости от количества материальных благ, имеющихся в запасе каждой семьи. Такими материальными благами считаются: объекты недвижимости, участки земли, автомобили и прочее. Этими составляющими значительно повышается финансовое положение. Большое значение имеют денежные активы, находящиеся в пользовании каждого гражданина. От реальной доходности напрямую зависит благосостояние людей.

Для повышения уровня номинального дохода граждане продают свои услуги на рынке труда, занимаются предпринимательством или реализуют продукцию домохозяйства. Повышение доходности и благосостояния населения – задача правительства, которая реализуется эффективным управлением финансовой системой и правильным ведением кредитно-денежной политики.

Чем выше темпы инфляции, тем меньше человек может приобретать товаров и услуг за полученный заработок. Резкое понижение реальной доходности населения вызывает гиперинфляцию, которая приводит к падению доходности и быстрому снижению уровня жизни всех граждан.

Значение доходности населения для страны

Реальный доход населения – один из важнейших показателей для правительства страны, при помощи которого определяется степень материальной обеспеченности всех граждан. Кроме того, этот показатель может влиять на рост производительности трудящихся. Поэтому регулярно исследуются новые методы для расчёта показателя уровня жизни.

Величина реальной доходности общества влияет на социальный климат в государстве. При росте материальных благ населения улучшается общий уровень жизни государства. Для этого необходимо соблюдать единственное условие – равномерно распределять реальные доходы всему населению страны.

Реальный доход является экономическим показателем, позволяющим эффективно корректировать количественную прибыль, которую получают все слои населения и разрабатывать новые способы повышения уровня жизни в государстве. Чем выше материальное состояние общества, тем стабильнее и в больших объёмах будут поступать выплаты в бюджет государства.

Соотношение между реальным и номинальным доходом выражается формулой: ДР = ДН / Ц. Где:

  1. ДР – реальная доходность.
  2. ДН – номинальная доходность.
  3. Ц – абсолютный уровень цен.

Динамика реальных доходов

Для того, чтобы определить динамику реальных доходов граждан, например, России, необходимо рассчитать, насколько отличается размер темпа инфляции от роста реальных заработных плат. В средствах массовой информации часто пишут, что выросли зарплаты у населения, следовательно, то вырос и уровень жизни. Если обратиться к статистике, действительно, за последнее десятилетие зарплаты росли во многих сферах экономики.

Означает ли это, что повысился и уровень жизни? По этому вопросу дискутируют экономисты, и на него пока нет окончательного ответа. Если рост номинальных зарплат происходит быстрее инфляции (при фиксированных налоговых выплатах и стабильной стоимости коммунальных услуг), реальное выражение доходности увеличивается.

Как посчитать реальный рост заработной платы? Например, за год в стране не повысились налоговые выплаты и цены на коммунальные услуги, а реальная заработная плата выросла на 10%. Годовая инфляция составляет 5%. В этом случае, разница реального повышения зарплаты будет составлять 5% (10% — 5%). Это значит, что происходит рост в экономике и население имеет больше денег.

Сбережения тратят на покупки или кладут на счета в банке. Банк выдаст эти денежные средства в качестве кредита другим физическим лицам на расширение бизнеса, что обеспечит население новыми рабочими местами и наполнит рынок разнообразными товарами и так далее. Сбережения населения бывают:

  • Личные. Это часть сбережений семьи после выплат по налогам, которая не тратится на покупку товаров широкого потребления.
  • Принудительные. Государство ограничивает граждан в расходовании их денежных средств принудительной подпиской на государственные займы, увеличивает потребительские налоги и обязательные выплаты по программе пенсионного обеспечения.

Когда рост номинальных зарплат происходит медленней инфляции или находится на том же уровне (при фиксированных налогах и стабильной цене коммунальных услуг), реальные доходы населения уменьшатся или останутся неизменными.

При изменении налоговых ставок меняются и реальные доходы. Когда повышаются налоги, зарплаты трудящихся снижаются дважды. Во-первых, выплачивая увеличенный налог, работник отдаёт в бюджет больше денег. Во-вторых, предприниматели, лишившиеся части прибыли, чаще всего понижают заработные платы своим сотрудникам.

Денежные доходы населения - это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т. е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Однако в современном обществе из-за провала экономических реформ и резкого социального расслоения населения денежные доходы у определенных его категорий находятся на крайне низком уровне, чтобы поддержать их жизненные силы.

На динамику и структуру доходов населения и домохозяйств в 90-е гг. оказали серьезное влияние такие факторы социально-экономического характера, как:

  • глубокий экономический кризис и становление рыночных отношений;
  • инфляция, которая на протяжении первой половины 90-х гг. носила гиперинфляционную форму;
  • задержка выплаты зарплаты (особенно работникам бюджетной сферы), государственных пенсий, пособий;
  • многочисленные финансовые злоупотребления и нарушения в области оплаты.

Реальные денежные доходы населения в 2000-2008 гг. хотя и возрастали более высокими темпами, чем промышленное производство, однако их уровень в 2008 г. еще оставался на 18% ниже уровня 1990 г.

Денежные доходы населения формируются за счет следующих источников:

  • оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т. п.;
  • доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам: арендная плата, доходы от реализации имущества и др.;
  • государственные социальные выплаты (трансферты) - пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.

Соотношения между указанными тремя источникам доходов зависят от социального состава конкретной семьи, например работающая супружеская пара без детей и супруги-пенсионеры. Естественно, в первой из них основным источником доходов будет оплата труда, а во второй - социальные выплаты.

На структуру доходов семей (домохозяйств) оказывает влияние место проживания - город или село. Материалы Росстата о выборочных обследованиях бюджетов домохозяйств свидетельствуют, что в структуре доходов городского населения более 90% приходится на денежные доходы, в то время как в сельской местности почти треть приходится на натуральные поступления (в стоимостном выражении).

Главными источниками натуральных поступлений являются производимые в подсобных хозяйствах продукты или произведенные для собственного потребления на приусадебных участках, а также полученные семьями от работодателей или государства товарно-материальные ценности.

В практике анализа и планирования денежные доходы населения классифицируют не только в зависимости от источника их поступления, но и в зависимости от равномерности и надежности поступления.

В зависимости от равномерности

  • регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);
  • периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам и др.);
  • случайные и разовые (подарки, доходы от реализации имущества).

В зависимости от надежности поступления различают доходы:

  • гарантированные (пенсии, доходы по госзаймам);
  • условно-гарантированные (оплата труда);
  • негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).

Основное место в доходах населения занимают оплата труда (включая предпринимательскую деятельность) и государственные социальные выплаты. На них приходится более 90% всех доходов.

В условиях рыночных отношений государство воздействует на их уровень с помощью законодательных актов и через налоговый механизм.

В целях регулирования уровня оплаты труда и социальной защиты населения еще с декабря 1991 г. в соответствии с

Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда” устанавливался минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в размере 200 руб. в месяц. За период с 1991 г. по настоящее время МРОТ десятки раз изменялся, стремясь оградить минимальную оплату от обесценения из-за инфляции. Однако, несмотря на изменения, он отстает от темпов инфляции и не соответствует реальному содержанию российской денежной единицы. С 1 октября 2004 г. МРОТ был установлен в размере 720 руб. в месяц. С 1 сентября 2007 г. был увеличен до 2300 руб. в месяц, а с 1 января 2009 г. предусмотрен в размере 4330 руб.

Согласно указанному Закону, предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют права платить работникам меньше установленного минимума.

В соответствии же с принятым в 2002 г. новым Трудовым кодексом РФ оплата труда должна быть поэтапно доведена до прожиточного минимума.

Понятие “прожиточный минимум” введено Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”.

Прожиточный минимум - это стоимость потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы (транспорт, кварт-плата). Так называемая потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум определяется для основных социально-демографических групп населения: трудоспособные, пенсионеры, дети, а также в среднем на душу населения.

Потребительская корзина составляется тоже для трех основных групп населения в целом по стране и по регионам не реже одного раза в пять лет на основе рекомендаций ученых и медиков с участием объединений профсоюзов. Общероссийская потребительская корзина устанавливается Федеральным законом, региональные - законами субъектов РФ.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по группам населения в целом по стране и в регионах определяется исходя из потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Среднероссийские показатели устанавливаются Правительством РФ, региональные - органами исполнительной власти субъектов РФ. На всех уровнях прожиточный минимум определяется ежеквартально до 30-го числа следующего за окончанием квартала месяца, т. е. 30 января, 30 апреля, 30 июля и 30 октября.

В тех регионах, где по каким-то обстоятельствам не установлен прожиточный минимум, в таких случаях, согласно действующему законодательству, руководствуются общероссийским показателем.

Так, величина прожиточного минимума в 2001 г. в среднем на душу населения в РФ составляла 1500 руб. в месяц, в 2002 г. - 1808 руб., 2003 г. --2112 руб., в том числе для трудоспособного населения - 2304 руб., пенсионеров - 1605 руб., детей -- 2090 руб.; в 2005 г. (IV кв.) - 3060 руб., в том числе для трудоспособного населения - 3302 руб., пенсионеров -- 2450 руб., детей - 2931 руб.; в 2008 г. соответственно - 4630 руб.; 5017; 3660 и 4418 руб. (III кв.) .

Прожиточный минимум необходим и используется:

  • во-первых, для оценки уровня жизни населения при разработке федеральных и региональных социальных программ;
  • во-вторых, для обоснования минимального размера оплаты труда и минимальной пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, для оказания государственной социальной помощи малоимущим.

В 2003 г. МРОТ составлял лишь 23,1% от величины прожиточного минимума. Рядом законов, как отмечалось, установлено, что МРОТ и прожиточный минимум поэтапно должны сближаться. В 2005 г. МРОТ к прожиточному минимуму составлял 24,7%, а в 2008 г. - 50,4% . В 2009 г. уровень сближения предусмотрено довести до 86,8%.

В результате реформирования экономики в нашей стране, по выражению акад. РАН Д. С. Львова, возникли две России, не похожие друг на друга. Один ее образ - это богатое государство, успешно возводящее капиталистическое общество благоденствия. Другой - бедная страна со множеством жгучих социальных и экономических проблем.

В России богатой 15% ее населения аккумулирует в своих руках 85% всех сбережений банковской системы, 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% расходов на покупку валюты. В России бедной 85% населения имеет лишь 8% доходов от собственности и 15% всех сбережений .

В России среди населения появилась значительная доля бедняков с низким уровнем денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизненных (биологических) потребностей - в жилье, питании, одежде, услугах. Показателем бедности в экономической литературе признан удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. В России он составлял, как отмечалось, на начало 2009 г. 13,5% от общей численности населения.

Обследования бюджетов домохозяйств свидетельствуют, что доля бедных выше среднего в сельской местности. Крайне бедны малоимущие семьи, воспитывающие трех и более детей.

Высокий уровень бедности российского населения требует от государства проведения разнообразных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организационном стимулировании индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса.

В целях реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий и определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Правительством РФ в 2004 г. был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона, разрабатываемый с 1996 г. в соответствии с Указом Президента России от 23 мая 1996 г. № 769 “Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов”. В проекте закона предусматривалось законодательное закрепление системы социальных нормативов и норм, регламентирующих основные массовые виды выплат населению, общедоступных и бесплатных услуг социальной сферы, как приоритетные при формировании бюджетов и устанавливаемые законодательством РФ, нормативноправовыми актами Президента и Правительства РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов РФ. В систему государственных минимальных социальных стандартов включались социальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищно-коммунального обслуживания. К сожалению, законопроект до сих пор не принят, а необходимость его принятия, на наш взгляд очень велика.