Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Все мы, безусловно, понимаем великую ценность учения и время от времени изучаем какие-то новые навыки. Это прекрасное стремление, но мы замечаем, что кому-то обучение дается легко и от природы, а другим приходится прилагать массу усилий. Это кажется несправедливым, но кто в нашем мире ищет справедливости. Попробуем разобрать этот вопрос с разных сторон.

Чтобы научиться чему-то, мало знать о том, что нужно делать, важно еще и понимать, чего делать нельзя.

Чего не надо делать

Многие люди, которые хотят чему-то обучиться, обычно задают вопросы о том, как чему-то научиться. Как быстро изучить как быстро научиться , как быстро научиться играть на гитаре? Конечно, всему этому можно научиться быстро, но дело вот в чем: как правило, такие люди так и не приступают к изучению чего-либо, потому что они считают, что наступит конкретный день, в который они смогут себе сказать, что научились чему-то. Обучение - это процесс постоянный.

Наверное вы слышали много раз о том, что любой язык выучить просто невозможно в виду его постоянного изменения. Вы можете быстро взобраться на гору из правил и правописания, это правда возможно, но затем происходит очень неприятная вещь - либо вы считаете, что последующее изучение языка придет само собой, либо разочаровываетесь, потому что понимаете, что язык полностью изучить невозможно.

Вы видите свой результат, гордитесь им, но в этот самый момент наступает полная апатия, говорящая вам, что еще столько неизвестных слов и идиом нужно выучить, а вы даже не знаете, за что браться. Когда вы начинаете думать, что вот уже понимаете вкус языка, обязательно возникнет ситуация, которая вам укажет, что это не так. Тема изучения языка является самой болезненной, потому что она актуальная, но главное - проблемы видны наглядно.

Не нужно браться за все сразу. В современном мире огромное количество информации, которую невозможно запомнить, большое количество навыков. И давайте признаемся честно, все изучить невозможно. Поэтому прежде всего вы должны понять, и чего вы хотите, и какие навыки помогут вам в этом. Да, мы сейчас говорим не о скорости обучения, а о целесообразности, но этот момент является крайне важным. Каждый хочет выучить здесь и сейчас пять новых навыков, но не берется ни за один.

Не занимайтесь ерундой. Безусловно, всем интересно попробовать что-то новое для себя, однако перед этим хотя бы немного подумайте, насколько это нужно и важно для вас. Вы можете поддаться эмоциям и начать учиться игре на гитаре, но что если вам совсем неинтересна музыка? А ведь подобный пример отнюдь не высосан из пальца, такие люди существуют.

Все мы должны понимать, что чтобы обучиться какому-нибудь навыку, на это, как правило, требуется минимум месяц, а то и вовсе от года до трех. Есть люди, которые учат испанский язык, но при этом у них даже нет желания изучать историю Испании, даже поехать туда. Эти люди занимаются ерундой, аргументируя это тем, что должен же быть у каждого человека какой-нибудь особенный навык. Никто в компании не знает испанского, а он знает. И это считается аргументом.

Почему одни учатся быстро, другие медленно?

Есть несколько причин. Люди, которым изучение дается легко, знают, чего хотят от жизни. Любой навык, который они изучают, каждый день получает подтверждение, что он важен для них. Такие люди изучают английский язык, а помимо него читают историю англоязычных стран, интересуются культурой, литературой, они планируют поездки в эти страны. Для них выделенный час на английский язык не ограничивается шестидесятью минутами, они всегда на этой волне. В конце-концов, вплести изучаемый навык в свою жизнь - вот что идеально для изучения чего угодно.

Учитесь готовить, спрашивайте у людей, к которым приходите в гости, как они приготовили это блюдо. Необязательно теперь болтать о готовке целыми днями, просто после окончания формальной части обучения не забывайте о навыке. Если вы уделяется изучению навыка час в день, а остальное время вас тошнит от него, это не ваше.

А если навык изучить нужно обязательно, составьте огромный объемный список преимуществ, которые вы получите, когда его изучите. Перечитывайте его постоянно, дополняйте. Читайте его до обучения и сразу после. Всегда помните о том, как этот навык важен для вас, иначе это станет вашей обузой, а учить все равно нужно. Представьте, что вы каждый день ходите по аллее и постоянно спотыкаетесь об один и тот же камень. А через месяц этих камней становится десять. Можно ли любоваться погодой, прогуливаясь по аллее, когда внутри постоянно сидит страх споткнуться? Их меньше не станет, количество камней будет только расти.

Эти люди добиваются совершенства в любом аспекте навыка. Они не учатся ради кого-то, они делают это для себя. Если вы спустя рукава относитесь к неправильным глаголам английского языка, а все остальное вам учить интересно, то о каком прогрессе может идти речь? Да возьмите себя в руки, выделите даже пару дней и выучите эти глаголы так, чтобы больше никогда о них не думать. Иначе они будут всплывать в сознании и подсознании и рушить вашу уверенность. Как приятно знать, что выучил сложнейшее и неприятнейшее правило и теперь можешь сосредоточиться на чем-то легком.

У этих людей перед глазами есть живой пример. Они видят и общаются с людьми, которые изучили этот навык и могут помочь разобраться. Форумы хороши, но такого количества быстрых ответов там не получить, да и в режиме живого общения можно получить много энергии и себя живым примером.

Они постоянно задают себе правильные вопросы. Крайне важно в любом обучении изучать микрокосмос и макрокосмос, видеть детали и общую картину. Изучая правило, аккорды или текст, нужно время от времени спрашивать себя: «Что я сейчас делаю? А как это поможет мне в глобальном изучении навыка?». Получив ответ, вы проясняете цель, начинаете дышать свободно. Когда вы учитесь играть на гитаре, всегда помните о том, зачем вы это делаете - вы хотите писать собственные песни. Часто случается ситуация, когда человек, учащийся игре на гитаре, может прийти в ступор и посмотреть на себя со стороны - какой-то человек с деревянной палкой трет пальцы о никель. В такие моменты способность к обучению падает в несколько раз. Спросите себя: «Что я делаю сейчас в глобальном смысле?».

Они планируют. Это кажется скучным. Даже когда есть интерес к изучению навыка, хочется просто взять и изучать его, не хочется размышлять. хорошо тем, что позволяет раздумывать, а также увидеть картину целиком.

Моментальная практика

Если вы взяли в руки самоучитель (по сценарному мастерству, готовке, ), не берите его «просто почитать», не занимайтесь самообманом. Когда вы читаете книгу о сценарном искусстве и первая глава в ней о создании персонажа, возьмите и создайте тут же персонаж. Если читаете книгу о развитии памяти, тут же воплощайте это в жизнь. Зачем тратить время на прочтение, когда можно здесь и сейчас взять и воплотить совет в книге. Если вы прочитали самоучитель и ничего не сделали на практике, вы потратили время впустую. Эту простую вещь вам стоит понять здесь и сейчас, иначе прочитанные книги и советы так и останутся просто теорией.

Каждодневная практика

Конечно, сложно выделять время каждый день на десятки навыков, ну так и не беритесь за все сразу. Выделяйте хотя бы 30 минут в день, но это и в самом деле должен быть каждый день. Организм должен приучиться к новому необычному чувству выходу из зоны комфорта, ведь любая новизна для вашего мозга и есть этот самый выход.

Чему учиться

Учитесь только тому, что привлекает вас, что привлекало вас давно, потому что учиться придется сравнительно долго. Подумайте о своих ценностях, о том, кто вы и чего хотите добиться в жизни, а затем ответьте на вопрос, какие вам навыки нужны для этого. Если вы работаете с людьми и вам нравится это, вам просто необходимо изучать и навыки влияния на людей. Есть люди, которым нравится общаться, но они не прогрессируют в общении, не могут добиться того, чего хотели бы.

Вам нравится музыка? Подумайте еще раз и ответьте на вопрос - вам действительно нравится музыка? Это то, что заставляет вас чувствовать себя собой живым и настоящим? Тогда начните заниматься музыкой. Только в этом случае вы добьетесь успеха. Даже если у вас совершенно другая профессия, вы придете к своей цели.

Если вам нравится изобразительное искусство, вы обязательно обучитесь ему. Может вы не гений, но любому навыку можно научиться на хорошем уровне, даже если «у вас нет таланта».

Любите компьютерные игры? Да, программистом стать невероятно тяжело, однако вы вполне можете писать рецензии, создать свой Ютуб-канал и комментировать игры.

Повышайте свои когнитивные способности

Несмотря на то, что этот пункт идет не первым, он, по правде говоря, ключевой. Развивая память, вы становитесь способны запоминать больше важной информации, вспоминать забытую, начинаете проявлять свои способности в творческом мышлении (это связанные вещи). Когда вы научитесь быть внимательным и сосредоточенным, вы перестанете отвлекаться и сможете изучить намного больше, чем раньше.

Вы сможете замечать вещи, которых раньше не видели, улавливать интонацию собеседника, разбираться во вкусе пищи и читать быстрее. Это все ваша опора, которая поможет научиться учиться и делать это быстрее (если это ваша цель).

Вы наверняка знаете людей, которые схватывают все на лету и при этом особо начитанными и умными их не назовешь. У этих людей, от рождения или с детства, развиты именно когнитивные навыки. Они способны заметить, запомнить и осознать больше, чем другие. Они быстрее вспоминают что-либо, они могут в ту же секунду придумать необычную ассоциацию для любого слова. И да, их самое главное достоинство - они легче других людей учатся. Правда, много из них не пользуются этим даром. То, что не выстрадано, редко имеет ценность. Но если вы будете повышать свои , это будет иметь для вас цену.

Что прекрасно в когнитивных способностях - повышение одной повышает другую. Одна способна творить чудеса с вашим мозгом.

21 век идеален для обучения

При наличии интернета, вы можете научиться почти любому навыку. Конечно, если вы не хотите научиться оперировать людей (да и то это профессия, а мы говорим о навыках). Для многих других случаев есть тысячи книг, статей и сайтов по теме. Одного ютуба хватит на целую жизнь. Гугл уже оцифровал 30 миллионов книг, знаменитые университеты мира делают то же самое и выкладывают их в открытый доступ, веб-сервис Coursera предлагает бесплатные видеокурсы каждому желающему.

Всегда помните, что вы учитесь чему-либо только для себя лично. И если вы спустя рукава отнеслись к одному аспекту навыка, думая, что обманули кого-то, вы обманули себя. Не занимайтесь самообманом, доводите до совершенства любой аспект и гордитесь собой за это.

А как вы думаете, как еще можно научиться учиться? Оставляйте свои комментарии.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Учиться самостоятельно? Звучит довольно интересно и заманчиво. Однако многие люди, пришедшие к тому, что знаний, полученных ими прежде, не хватает или они по какой-то причине неактуальны, и желающие развиваться и обучаться чему-то самостоятельно, сталкиваются с определёнными трудностями. И чтобы их избежать, нужно научиться правильно организовывать процесс своего самостоятельного обучения, дабы время не было потрачено бессмысленно и впустую. Давайте разберёмся в том, что нужно делать, чтобы самостоятельное обучение было эффективным.

Чтобы самостоятельное обучение, как, впрочем, и любой другой процесс, было эффективным, надо, в первую очередь, определиться с тем, для чего вообще вам это нужно. Для чего вы хотите обучиться чему-то новому? Сможете ли потом применить полученные знания на практике? Где вы будете их применять? Что это вам даст?

Составьте для себя список основополагающих вопросов. Их может быть пять, десять, двадцать. Чем больше, тем лучше. Эти вопросы позволят вам убедиться в том, что ваши замыслы не лишены смысла, а также помогут рассмотреть результат, которого вы хотите достичь, с разных ракурсов. Ответы старайтесь давать как можно более детальные и конкретные, ничего не упуская из виду. Перечитывайте их, дополняйте и всегда держите под рукой, ведь, в случае чего, они могут стать для вас прекрасным напоминанием о том, к чему вы стремитесь, и будут мотивировать к дальнейшим действиям.

Составление плана

После того как первый этап пройден, можно приступать к . Этот план должен представлять собой ту стратегию достижения цели, которой вы намерены придерживаться в самостоятельном обучении.

Стремитесь к тому, чтобы ваш план включал в себя даже малейшие детали: при помощи каких инструментов вы собираетесь обучаться? Если книги, то что это за книги, кто их автор, как они называются, где можно их найти? В печатном они будут варианте или в электронном? Если это, к примеру, аудиосеминары или видеокурсы, то где вы их найдёте и когда планируете уделять им время? Будете ли вы прибегать к другим видам обучения – посещению факультативов, спецкуров, мастер-классов, тренингов? Какие полезные интернет-ресурсы будете использовать? Но имейте в виду, что различные занятия лучше не смешивать – они должны последовательно следовать друг за другом, иначе в голове может создаться неразбериха и результат от такого ученичества будет минимальным.

План должен быть чётко расписан, иметь временные рамки и какие-то промежуточные этапы, на которых вы сможете оценивать свой прогресс. Кроме этого, все пункты должны быть соотнесены с целью вашего обучения и должны непременно способствовать ему и вашему прогрессу. Если хоть что-то мешает, вы должны исключить это из своего плана.

Время и самоорганизация

Об этом вопросе стоит поговорить отдельно, пусть он и является одной из составляющих планирования. Задумываясь о самостоятельном обучении, очень важно уяснить тот факт, что вы сами своим временным ресурсом, и никто не будет «давать вам пинка». Т.е. важен вопрос именно самодисциплины. Он включает в себя и распорядок дня и умение заставить себя делать то, что вы должны делать, вопреки множеству «веских» причин отложить запланированную работу на потом. Звучит, возможно, несколько наивно, однако большинство людей не могут организовать себя, когда начинают самостоятельно обучаться или, например, уходят работать во фриланс. Создаётся видимость того, что времени ещё достаточно и в результате важные дела откладываются на потом, что впоследствии приводит к спешке и даже срыву проектов. Для организации своего времени и расстановки приоритетов в делах удобно использовать – не примените возможностью с ней познакомиться.

Чётко определите, сколько часов в день/дней в месяц вы будете заниматься самообразованием. Если самостоятельно обучение для вас – это лишь способ, так сказать, подтянуть хвосты, повысить эрудицию и т.п., то можно уделять обучению от одного до двух-трёх часов в день. Если же это вопрос повышения квалификации, претензия на то, чтобы стать специалистом в какой-то области, то обучению должно уделяться гораздо большее время. Но это нужно определять, исходя из поставленных задач.

Кроме того, чтобы любую свободную минутку можно было провести с пользой, рекомендуется иметь в быстром доступе какие-то учебные материалы: книги, распечатки, файлы в электронной книге или на планшете. Ими можно пользоваться даже в транспорте, когда предстоит продолжительный путь, или стоя в очереди – вместо того, чтобы «считать ворон», можно изучить новый раздел учебника или прочесть интересную статью.

Самопроверка и самооценка

Исходя из того, что весь процесс самостоятельного обучения должен быть направлен на повышение уровня своих знаний, а также на эффективную реализацию намеченных планов, необходимо систематически отслеживать свой прогресс, проводя различные тесты по самопроверке и самооценке. Вы должны иметь ясное представление о том, полезны ли полученные знания, когда и где их можно использовать, достаточно ли хорошо вы понимаете всё то, что изучаете. Стремитесь к применению новых знаний на практике в своей повседневной жизни.

Для проверки можно проходить различные тематические тесты (в книгах, журналах, Интернете), писать для себя самого краткое изложение изученного, отвечать на вопросы, которые можно составлять самостоятельно даже по ходу обучения. При желании можно придумать что-нибудь ещё. Отслеживание своего прогресса поможет вам всегда получать обратную связь от процесса обучения, т.к. вы будете видеть, каковы ваши успехи, в чём вы преуспеваете, а что следует подтянуть. Вы сможете выявить свои преимущества и слабые места, и использовать эти знания для создания более эффективной модели самостоятельного обучения.

Представленные выше четыре пункта являются основополагающими, и весь процесс самостоятельного обучения держится на них. Но в дополнение можно привести ещё несколько вспомогательных рекомендаций, которые могут оказать на ваше самообразование благоприятное воздействие.

  • Обсуждайте новую информацию с окружающими людьми. Во-первых, это будет показателем того, как хорошо вы усвоили материал. Во-вторых, вы можете услышать мнение с другой точки зрения, что также может быть полезным. И, в-третьих, здоровая критика покажет вам ваши слабые места и укажет на то, что следует доработать.
  • Во время самостоятельного обучения постарайтесь абстрагироваться от внешнего мира. Любые лишние мысли отвлекают и мешают сосредоточению. Поэтому, пока занимаетесь, забудьте обо всех проблемах, не думайте о делах, не потакайте своим .
  • В дополнение к основному изучаемому материалу, стремитесь к получению знаний из любых доступных и интересных вам источников: книги, фильмы, выставки, интересные места. Уделяйте время на . Это может и не относиться к конкретной сфере вашего самостоятельного изучения, но, в любом случае, сделает вас более эрудированным и всесторонне развитым человеком.
  • Обязательно работайте над собой и качествами своей личности: развивайте лидерские качества, логику, . Повышайте свой IQ, улучшайте качество общения. Работайте над дикцией, мимикой, жестами и т.д. Кроме этого, уделяйте внимание и своей внутренней жизни: медитируйте или занимайтесь другими духовными практиками, знакомьтесь с различными учениями, повышайте уровень своей осознанности. Всё это лучшим образом скажется не только на качестве вашего самостоятельного обучения, но и на качестве вашей жизни в целом.
  • Обратите внимание на качество своего времяпрепровождения и круг общения – они должны способствовать вашему личностному росту. Если вы замечаете, что люди, с которыми вы общаетесь, негативно влияют на ваше обучение (отнимают ваше время, говорят, что у вас не получится или что вы занимаетесь не тем и т.п.), то сократите время своего общения с ними. Старайтесь не делать того, что отрицательно сказывается на вашей личной продуктивности и эффективности: воздержитесь на время обучения от проведения времени перед телевизором или в соцсетях (если это не связано с обучением), употребления алкоголя, ненужных встреч и т.д.
  • Каждый день без исключения делайте, пусть и не большие, но шаги к своей цели. Не получается уделить обучению 3 часа, уделите хотя бы 30 минут. Только систематические целенаправленные действия помогут вам добиться своего.

Следуйте этим рекомендациям и встраивайте своё обучение в соответствии с основными правилами, тогда вы сможете быть уверены, что ваше время уходит не впустую, а сам процесс самостоятельного обучения будет максимально эффективным.

Мы желаем вам успехов на пути самообразования!

Учеба – необходимый процесс, длящийся практически всю жизнь. Если школьникам и студентам необходимо осваивать науки для получения аттестата и диплома, взрослым подчас приходится быстро осваивать новые навыки и знания для повышения квалификации. Поэтому по-настоящему злободневным становится вопрос: как научится учиться?

Что необходимо для качественного усвоения знаний

Прежде, чем приступать к процессу обучения, важно создать правильную атмосферу. Психологическая готовность – один из основных критериев.

Нужно разобраться, почему до сих пор попытки самостоятельного усвоения знаний не приносили должного результата. Возможно, этому мешает постоянная усталость, недостаточная концентрация или отсутствие интереса к данной области знаний.

Если самостоятельно не удается выявить причину и снять барьер, можно прибегнуть к профессиональной помощи, обратившись к психологу.

Концентрацию внимания следует начать разрабатывать с детства. Однако и взрослый человек реально может повысить способность концентрироваться на определенном предмете, используя различные тесты, а также игры. Великолепный способ – пазлы.

В вопросе, как научится самостоятельно учиться, не последнее место отводится сосредоточенности. Чтобы ее добиться, необходимо создать спокойную обстановку, в которой ничто не будет мешать занятиям.

Поэтому следует заранее выполнить работу, способную отвлечь внимание, предупредить семью и друзей, чтобы не беспокоили в это время звонками. Кстати, намного проще добиваться сосредоточенности, если учеба не является обязанностью, а становится поистине увлекательным процессом.

Отличное выражение: «учиться одно, научиться другое ». Именно оно помогает понять, что теоретические знания недолго удерживаются в голове. Чтобы закрепить навыки, необходима практика. Это касается любого дела: изучения основ математического анализа или кулинарного искусства.

Только в одном случае придется решать многочисленные задачи, а в другом – добиваться усовершенствования навыков на кухне, осваивая нюансы приготовления незнакомых блюд.

Одно из непременных правил, как научится учиться хорошо, это способность до конца доводить любое начатое дело. В случае неудачи не стоит останавливаться, следует продолжать попытки, пока дело не увенчается успехом. В этом случае будет получен мощный психологический стимул. Приучив себя доводить до конца любое начатое дело, можно многого добиться в жизни.

Нужно заранее продумать алгоритм действий, который поможет хорошо усвоить знания. Важно заранее продумать, какой последовательности необходимо придерживаться в изучении материала.

Считается, что удобнее всего к самым тяжелым заданиям приступать в середине занятия. В это время будет уже набран необходимый темп, мозг активизируется, но не успеет устать.

Самое легкое обучение предстоит, если предмет представляет интерес. Гарантировано, что занятия любимым делом будут проходить на «отлично »!

Бусыгина Т.А., к.псих.н.

Цыганов К.Г., к.п.н.

КАК НАУЧИТЬСЯ ХОРОШО УЧИТЬСЯ В ИНСТИТУТЕ?

Поздравляем с поступлением, теперь вы – студенты! Первый курс – всегда особенный - вы знакомитесь с новым типом обучения, с новыми педагогами и ребятами, входите во взрослую жизнь, становитесь самостоятельными. Наверняка вопрос в названии статьи уже начал волновать вас. Начнем искать ответы.

Почему студенческий возраст особенный?

Студенческий возраст считается возрастом установления рекордов, он характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов интеллектуальных и физических сил. Именно студенческом возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения интеллектуальных задач и т. д. За эти годы можно укрепить такие качества как целеуст­ремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Если этот момент «прогулять», то можно упустить возможность для максимального развития своей личности, умственных и деловых способностей.

Где сложнее в школе или в колледже, институте?

В первый год обучения важно побыстрее адаптироваться к новым условиям. В школе есть систематический контроль успеваемости, учителя лично следят за выполнением домашних заданий, ставят отметки, в вузе - иначе. Оценки выставляются два раза в год по результатам экзаменов, остальное время полностью в твоем распоряжении. Но иллюзия полной свободы и легкости обучения, которая может возникнуть в начале обучения, опасна. В течение семестра необходимо в срок сдавать задания, отвечать на семинарах, писать научно-исследовательские работы, но рассчитывать приходится только на себя, точнее на свою дисциплинированность и ответственность. Если не выполнять учебные требования, откладывать все до сессии, проживая студенческую жизнь на крыльце института, в буфете, то никто не будет напоминать об учебе, но проблемы в сессию обеспечены. Таким образом, вуз предоставляет свободу действий, выбор эффективности которых только за тобой!

В школе за годы учебы ты уже приобрел определенный авторитет, учителя знают о твоих способностях и особенностях общения, в новом же учебном заведении тебя еще никто не знает, придется заново нарабатывать авторитет упорным трудом. Создавай позитивное мнение о себе у педагогов сначала семестра, а не перед зачетами! Как? Приходи вовремя на занятия, соблюдай дисциплину в аудитории, задавай вопросы по сути преподавателю, бери дополнительные задания, отвечай на семинарах, сдавай в срок нужные задания. В служебной карьере действует тот же принцип: сначала вы зарабатываете авторитет, потом ваш авторитет работает на вас.

Какое важное умение развивается в колледже, в институте?

При добросовестной учебе в колледже, в вузе приобретается умение учиться, самообразовываться.

Бывшие студенты, а ныне успешные бизнесмены, политики, профессора, единодушно (в специальной анкете) признались, что их секрет обучения в институте был прост и состоял из триады –они учились не зубрить , а: они учились искать информацию, они учились самостоятельно думать, они учились себя организовывать.

Не проще ли следовать указаниям преподавателей от и до, послушно конспектировать лекции, сдавать экзамены, так потихоньку образование и диплом и придут сами собой? К сожалению, а может быть и к счастью, обучение не заканчивается получением диплома. За дипломом – работа, надо расти, делать карьеру, то есть опять учиться, быть в курсе всего нового, а любимых преподавателей уже рядом нет, посоветоваться не с кем. А если вдруг жизнь заставит поменять профессию? Или Вы не угадали с выбором профессии и она мало приносит денег или душевного удовлетворения. И так бывает – кто не ошибается. Значит – доучиваться или переучиваться.

К каким опасным последствиям приводит неумение учиться?

Недостаточное внимание к развитию у учащихся навыков умственного труда, работы над собой, приводят в результате к тому, что даже студенты старших курсов,казалось бы накопившие известный опыт учебного труда, зача­стую не умеют рационально исполь­зовать время, планировать свою ра­боту, «отодвигать» утомление, отды­хать; они не умеют искать информацию ни в библиотеке, ни в Интернете, не умеют работать со специальной литературой, выделять наиболее существенное в информации. Поиск литературы сводится к выписыванию её из рекомендованных методических пособий, конспектирование сводится к переписыванию источника, сообщение по статье представляет не анализ взглядов, а простой пересказ материала, не владеют культурой чтения, осмысления, записи и запоминания прочитанного, рациональными навы­ками труда непосредственно на за­нятиях. Студенты с трудом интегрируют и используют знания смежных наук и т.д.

Так что же входит в умение учиться?

Для того чтобы труд был успешным и принес желаемые результаты, в процессе учебы нужно будет развить необходимые для каждого студента умения. Какие?

    владение приемами быстрого чтения,

    умение сжимать большие тексты до нескольких предложений (способы структурирования учебного материала - составление тезисов, аннотирование, опорных схем;)

    навыки скоростного конспектирования,

    умение искать информацию в библиотеке и Интернет,

    владение приемами и методами запоминания текстов, цифр, иностранных слов,

    навыки управления вниманием

    критическое осмысление при переработке информации;

    умение организовать свое время так, чтобы все успевать,

    подготовка к зачетам и экзаменам,

    психологические аспекты сдачи экзамена (правила эффективного взаимодействия с экзаменатором, средства воздействия на него и др.)

    коммуникативные умения,

    умение преодолевать лень и мотивировать себя к учебе.

Давайте о каждом поподробнее.

10 ключевых идей книги «Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее»

Менеджер по проектам в Setka Сергей Хабаров опубликовал статью на Medium, где выделил ключевые идеи книги Барбары Оакли «Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее».

Материал о том, как простые механики постижения математических наук могут пригодиться при получении любых знаний.

Мозг создан для сложных расчётов

У автора книги, профессора Барбары Оакли, со школы было предубеждение  -  математика не для неё. На своём примере Барбара показывает, как при определенных методиках обучения можно понять и запомнить то, что кажется нереальным.

Математика, программирование, естественные науки сложны для изучения, потому что используют язык абстракций и символов, сложный для кодирования и декодирования. Парадоксально, что при постепенном погружении в язык предмета, изучение становится проще  -  новые знания опираются на старые. Мы будто строим здание, складывая кирпич за кирпичом.

На практике:

  • В математике мы последовательно изучаем: числа, арифметические операции, порядок их выполнения, операции с выражениями в скобках, возведение в степень, квадратные уравнения, функции, логарифмы и так далее. Интегралы не посчитать, если не знать числа.

Настройте «мыслительный насос»

Это процесс, когда идея или задача попадает в голову и начинает в расслабленном режиме «обрастать мясом». Мы задаём структуру предмета погружения, его контекст  -  и притягиваем контент.

На практике:

  • Перед чтением статьи или книги есть смысл просмотреть оглавление, подзаголовки и картинки.
  • При решении задач хорошо начинать со сложных, чтобы переключаться на простые и решать сложное другими областями мозга, в фоне, в расслабленном режиме.
  • Письмо, требующее длинного ответа, можно прочесть и отложить.
  • «Мыслительный насос»  -  это противопоставление стратегиям «навалиться и делать любой ценой», когда уже нет времени.

Используйте сфокусированное мышление

Это фокусировка, целенаправленное обращение к решаемой задаче, концентрация. Сфокусированное мышление позволяет искать ответы среди знакомых решений, выбирать из библиотеки сложившихся порций памяти.

Образ сфокусированного мышления  -  сфокусированный луч фонарика, ярко подсвечивающий небольшое пространство.

Используйте рассеянное мышление

Это озарения, неожиданные решения, связи разных нейронных паттернов. Рассеянное мышление  -  про легкость, антидогматизм и антиэгоцентризм.

Образ рассеянного мышления  -  это фонарик в режиме рассеянного света, когда мы ищем решения в широкой области и видим всю картину целиком.

Магия познания в чередовании режимов

Сфокусированный режим используется при первом изучении понятий нового материала. Нельзя двигаться вслепую, не получив теоретической базы из лекций или учебника, так как решая задачу не на что будет опереться и придётся решать наугад.

Интуитивно выбранный способ решения будет заставлять придерживаться только его, что помешает поиску лучших идей.  Возникнет так называемый «Эффект установки».

«Эффект установки»  -  частая помеха при изучении материала. Суть его не только в том, что природную интуицию порой нужно обуздывать, но и в том, что иногда даже сложно определить, с какой стороны подступиться к решению.

Вариант продуктивнее: перед началом действий подумать о вариантах решения, оттянуть непосредственное выполнение (см. про решение задач в стиле Эйнштейна).

Усвоение нового изученного материала происходит в рассеянном режиме. Так формируется видение всей картины и вариантов решений.

Изучение нового предполагает переключение между двумя (сфокусированным и рассеянным) типами мышления. Если времени нет, то остается только первый этап  -  сфокусированный режим. Он не проложит новые пути, знание будет поверхностным.

Для решения сложной задачи необходимы периоды, когда не происходит непосредственной работы над задачей, так как расфокусировка и отдых  -  это, на самом деле, важная часть работы. Чтобы построить здание, складывая кирпич за кирпичом, нужно дать время на застывание раствора.

Как менять режимы: отдыхать, заниматься спортом, гулять, развлекаться, спать.

На практике:

  • В рассеянном режиме мы видим общий ракурс задач, не бросаясь делать первое, что подвернётся под руку.
  • Мы можем перепроверять решения, отвлекаясь от формул или алгоритмов. Например, можем заметить абсурдность ответа о том, что длина экватора - 75 сантиметров, или CTR = 120%.
  • Мы можем связывать идеи разных областей знания.

Иллюзия компетентности

Постоянное перечитывание конспекта, статьи, страниц книги или обращение к Google даёт иллюзию, что материал присутствует в сознании. Но это не всегда так.

Вспоминание гораздо эффективнее перечитывания. Прочтите, повторите по памяти, прочтите снова. Постарайтесь вспомнить что-нибудь из изученного за день, расскажите своими словами жене или другу, запишите. Так знание «прилипнет» и останется с вами.

Одно только желание изучить материал и трата времени на его изучение не гарантируют результат. Потраченные часы на изучение могут создавать только иллюзию. Намерение учиться помогает только при правильных стратегиях обучения. Более того, избыточное обучение  -  это чистая потеря времени.

На практике:

  • Книжки с полки и статьи в Pocket не лежат в вашей памяти.
  • «Перечитал учебник десять раз»  -  не значит, что изучил.
  • Возможно, сюда же относится чтение книг в кратком содержании.

Когда не хочется и начинать: прокрастинация

Это боль и страх перед началом дела, которое имеет вполне реальное физическое проявление. Нежелание начинать работу совершенно естественно, вопрос только в том, как вы реагируете и справляетесь. Хорошая новость: если заняться этим делом, то боль пройдет, а когда появится понимание, то придёт и удовольствие.

На практике:

  • Можно попробовать сосредоточиться на процессе, а не деле  -  переформатировать свои задачки из «читать одну книгу в неделю» в «почитать вечером полчаса». Уменьшение стресса и самоконтроля может помочь включить сфокусированный режим.
  • Составление списков дел  -  это путь к победе, в который можно заложить переключение, чередование и отдых. Если отдых запланирован, то прокрастинировать хочется меньше. Если в списке всё учтено и мы к нему постоянно обращаемся, то у нас не возникает желания отвлечься на поиск того, что же ещё забыто. Появляется привычка доверять списку.

Про привычки

Привычки прекрасны, они помогают решать задачи на автопилоте и экономить энергию. Привычные действия имеют этапы:

  1. Сигнал  -  ни вреден, ни полезен.
  2. Последовательность действий  -  зомбированная автоматическая реакция на сигнал.
  3. Вознаграждение  -  причина укоренения привычек.
  4. Вера  -  оправдание или мотивация привычных действий.

Чтобы изменить реакцию, можно игнорировать привычное поведение: или заменить сигнал, или сменить вознаграждение.

Идите со своей скоростью

Если равняться на «звёздных» соучеников и подгонять процесс обучения, то в такой спешке отставание только увеличится, так как не будет времени на усвоение материала. Берёшь на себя много  -  отстаешь  -  забиваешь.

Упёртость, героизм, неумение слушать, сильная воля, работа «вопреки» - всё это мешает находить другие решения. Недовольство и раздражение  -  признаки усталости и нехватки сосредоточенности. Иногда нужно себя заставлять перестать чем-то заниматься. В стрессе теряется способность к установлению новых нейронных связей.

Правильные вопросы при непонимании  -  ключ к успеху. Такие вопросы позволяют понять материал на глубоком уровне и прививают привычку «врубаться». Задать правильный вопрос  -  значит на 80% добиться успеха. Обожаю задавать вопросы.

Чтобы принять стороннее мнение, нужно предварительно поработать над задачей. Чтобы воспринять ответ на свой вопрос, нужно предварительно придумать, что спросить. Ответы на вопросы от преподавателя, коллеги, из лекции и учебника могут иметь одну и ту же идею, но быть сформулированы по-разному. Это даёт свежий взгляд, и шансы усвоить материал повышаются.

Смотришь на профессионала и кажется, что им все даётся. Важно помнить о приложенных усилиях: начинали со сложения, пришли к интегралам.

Студентам дали сложный тест. После теста всех участников похвалили, но по-разному. Первой половине сказали: «Похоже, что ты хорош в этом». Второй половине сказали: «Похоже, что ты много занимался». Смотрите, что было дальше .

У людей с высоким интеллектом объём оперативной памяти мозга больше раза в два, они могут удерживать до девяти порций памяти одновременно. Парадокс в том, что это затрудняет проявление креативности и порождает «эффект установки»  -  выбор из готовых решений, а не новый взгляд. Умные люди теряются в затруднительных и неожиданных ситуациях.

Умение учиться  -  это преодоление сложностей. Практика и целенаправленная работа дают высокий уровень интеллектуальных возможностей. Талантливые люди, которым легко все даётся, могут так и не научиться проявлять упорство. В книжке вообще высказывается мнение об обратной корреляции между высокими баллами и карьерным успехом.

Всегда будут те, кто огульно критикует или старается принизить ваши успехи и достижения. Но благостное общение без оценочных суждений менее продуктивно для обучения, чем когда допускается критика. Для обучения в группе необходимы: оговоренное время, регламент и тема, чтобы обучение не превратилось в посиделки. Группа обучения, друзья и круг общения создают рассеянный режим мышления, нам становятся  доступны нейронные паттерны других людей.

Порции памяти

Это связи фрагментов разрозненной информации по смыслу. Формируются так:

  • Нужно сосредоточиться на информации.
  • Выделить основную идею.
  • Накапливать контекст применения (не только «как применять», но и «когда»).

Порции памяти высвобождают место в рабочей памяти. Порции памяти  -  это концентрированное знание, библиотека готовых понятий и решений, которые помогают творчески синтезировать новые решения.

Предпосылки к креативности  -  прочные знания в определённой области и широта интересов. Зубрёжка не формирует порции памяти. Многозадачность не формирует порции памяти.

Как формировать порции памяти:

  • Интервальные повторения, повторения в необычном контексте.
  • Ведение и упорядочивание конспектов, редактирование.
  • Самоэкзамены и самопроверки  (сработало или нет, как и почему).

На практике:

  • Изучая арифметику, можно понять и запомнить, что 2+2=4. Эта сформированная порция памяти высвобождает место из-под двух двоек и понятия «сложение». И в итоге занимает только одну ячейку в голове.
  • Идеи этого блога кочуют из статьи в статью в разном контексте.
  • Неудачно завершённые задачи освобождают оперативную память мозга и позволяют думать о новом только тогда, когда это самое завершение сформулировано явно. То есть признанные неудачи  -  это хорошо . Они формируют порции памяти.

Совершенствование памяти  -  задействуйте чувства и аналогии

Мы все со школы помним, какую форму имеет Италия, потому что кто-то в классе однажды сказал про сапог.

Аналогии, впечатления, истории, метафоры, стихи и песни, разговоры с самим собой про изучаемый предмет сильно повышают шансы на запоминание. Так же как и новый контекст: улица, прогулка, транспорт, вечеринка, лекция.

Наш мозг каждый день вымывает неважную информацию. Новые знания должны цепляться разными (иногда странными) способами, чтобы не улететь.

Эффект переноса

Механики постижения математики и естественных наук можно перенести для изучения других областей знания. Сложившиеся нейронные паттерны и порции памяти могут работать в новом контексте с новыми задачами.

Переиспользование библиотеки порций памяти  -  это и есть профессионализм и опыт. Порции памяти цепляются друг за друга, создавая в новом контексте всё больше порций.

Создание порций памяти  -  это определённый образ мышления, который влияет на всю жизнь.

Выводы и парадоксы

  • Нужно целенаправленно изучать предмет, но не забывать расслабляться.
  • Нужно концентрироваться, но не до такой степени, чтобы победить вопреки всему. Концентрация не всегда полезна, прокрастинация не всегда во вред.
  • Иногда бросить задачку  -  ключ к её решению.
  • Выделять текст учебника менее эффективно, чем вспоминать и пробовать пересказать. Но если с выделениями потом работать, то это может пойти на пользу.
  • Повторять полезно, но только с правильной стратегией. Тупое повторение и перечитывание  -  трата времени.
  • Для изучения предмета переключаться - хорошо, а мультизадачность  -  плохо. Но где же граница?

С разных сторон

Книга обобщает многие полезные идеи. Добавлю ссылки ещё на пару любимых статей, которые подтверждают, расширяют или оспаривают рассказанное выше.

Треугольник понимания: впечатление, запоминание, редактирование . Один из аспектов понимания  -  редактирование. Эта идея является топливом этого блога и многих моих проектов. Я пишу и делаю, чтобы понять и запомнить.

Прекратите учиться и начните прикидываться . «Не делать, прикрываясь учебой,  -  мой случай. Мне почти сорок, а я всё учусь и учусь. Со стороны выгляжу очень неплохо. Развиваюсь всё время. Умные книги читаю. Чтобы что-то сделать, нужно это делать. Это как с вязанием: пока листаешь журналы и смотришь ролики, хороший свитер не свяжешь».

Тайм-боксинг  -  простое чудо . Статье 12 лет, видимо, столько же лет эта методика меня выручает. «Выделяете небольшое время на выполнение задания и всё отведенное время занимаетесь только им. Если зайдёте за рамки выделенного времени,  можете либо прекратить работу, либо делать её дальше, не оглядываясь на часы».

How To Read A Self-Help Book In 90 Minutes . Выберите хорошую книгу. Прочтите структуру (включите «мыслительный насос»). Установите таймер. Напишите короткое саммари. Применяйте и рассказывайте о прочитанном. «Обучение  -  это искусство перескакивать неважное».