Провалы рынка или фиаско рынка англ. Market Failure , является ситуацией, которая возникает в случае, когда имеющиеся на рынке ресурсы распределяются неэффективно. Эта ситуация в экономике может принимать много форм и появляться во множестве ситуаций, и это часто воспринимается как что-то, что должно быть исправлено посредством вмешательства со стороны правительства. Например, когда рыболовная отрасль испытывает фиаско рынка, ожидается, что правительство примет ряд стратегических решений, которые позволят решить эту проблему.

Когда происходят провалы рынка, это означает, что для системы не характерна эффективность по Парето (англ. Pareto Efficient ). В свою очередь эффективность по Парето относится к ситуации, в которой любое улучшение в одной области нанесло бы соответствующий ущерб в другой области. Например, если производитель мебели снизит цену на свою продукцию, что принесет выгоду потребителям, он потеряет часть прибыли, то есть получит ущерб, равный выгоде потребителей. С другой стороны, производитель мебели может снизить закупочные цены на сырье, чтобы снизить затраты и компенсировать ущерб, однако, это приведет к ущербу для поставщиков сырья. То есть, когда система достигает эффективности по Парето, это означает, что она работает на оптимальном уровне, сохраняя баланс всех ее элементов.

Существует множество факторов, которые могут способствовать возникновению провалов рынка. Одной из наиболее распространенных причин являются монополии, поскольку на таком рынке отсутствует конкуренция для определенных товаров или услуг. Внешние воздействия также могут стать проблемой, которая способствует фиаско рынка, поскольку конечная стоимость товаров и услуг может не учесть влияние таких внешних факторов, как заработная плата или влияние на окружающую среду. Некоторые общественные блага также рассматриваются как одна из форм провалов рынка.

Социальное неравенство в обществе может также привести к фиаско рынка, как и множество других факторов. Во всех случаях провалы рынка характеризуется тем, что существует лучший и более эффективный способ распределения ресурсов, но он не используется. Общественные блага часто используются в качестве примера фиаско рынка. Например, люди могут утверждать, что частные фирмы, занимающиеся пожаротушением, могли бы быть более эффективными, чем аналогичные государственные службы, финансируемые из государственного бюджета.

Государство может оказывать различные вмешательства, чтобы решить проблему фиаско рынка, например, путем изменения законодательства, денежно-кредитной политики, минимальной заработной платы и налогообложение. Одна из проблем, связанная с вмешательством правительства, заключается в том, что оно может усугубить ситуацию с провалами рынка, будучи не в состоянии выделить и распределить ресурсы эффективно. Выбор момента, когда и как следует осуществить вмешательство, является трудным решением, которое может быть осложнено политическими проблемами и социальными вопросами, влияющих на людей и учреждения, участвующих в принятии решений.

Рынок - это комплекс экономических взаимоотношений между производителями и потребителями товаров и услуг, который носит зачастую твердо сформировавшийся массовый характер.

Рынок образуется там, где продавец и покупатель находят друг друга и выражают свои обоюдные желания. Кому-то нужен товар, кому-то - деньги. Таким образом, рынок может возникнуть там, где встречаются спрос и предложение. Производитель хочет продать товар настолько дорого, как это только возможно, а покупатель - купить как можно дешевле. Эти разнонаправленные интересы, формирующиеся на рынке, уравновешиваются ценой. Цены являются источником информации об интересах и потребностях потребителей и стимулируют производителей снижать издержки производства и наиболее эффективно использовать ресурсы, имеющиеся в ограниченном количестве.

Если в экономической системе, взаимодействуя с натуральным хозяйством и государством рынок имеет наибольший вес по отношению к этим двум подсистемам, значит, такая система является рыночной.

Поскольку рынок интегрирует сферы производства и потребления, стимулирует наиболее эффективное производство, информирует своих участников о взаимоположении спроса и предложения на рынке товаров и услуг он является саморегулирующейся системой, наиболее эффективной и гибкой в решении основных экономических вопросов. Поэтому экономика современных развитых стран носит именно рыночный характер. Вероятно, он же и будет определять будущий характер экономик во всех странах мира.

Итак, к достоинствам рынка относят:

1) эффективность системы в распределении и использовании ограниченных ресурсов в обществе.

Излишки благ и их дефициты имеют тенденцию к самоликвидации. Например, если имеется излишек какого-либо товара, он не найдет спроса, на него будет снижена цена. Производство станет менее выгодным и сократится, а лишние товары постепенно распродадутся. А отсутсвтие излишков и дефицитов свидетельствует об эффективности системы: все имеющиеся ресурсы расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

  • 2) гибкость, способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства
  • 3) стимуляция к быстрому внедрению достижений науки и техники в производство
  • 4) экономическая свобода потребителей и предпринимателей в принятии решений. Она способствует формированию инициативы, развитию. Но предполагает и большую ответственность. Россияне сталкивались с этим ни один раз. Каждый волен вкладывать деньги в любые коммерческие организации. Одним из ярких примеров стала организация "МММ", которая принесла одним богатство, а другие вкладчики напротив потеряли свои вклады после прекращения её существования и не получили никакой компенсации.
  • 5) быстрая саморегуляция равновесия.
  • 6) целостность системы

Реагируя на внешние изменения, она в тоже время остается самой собой, что способствует стабильному общественному развитию. Не случайно страны, в которых развита рыночная экономика обычно обладают и политической стабильностью.

Однако у рыночной экономики имеются и недостатки, которые зачастую являются продолжениями его достоинств. Случаи, в которых рынок не способен обеспечить эффективного функционирования, использования ресурсов, называются "провалами" (фиаско) рынка.

Обычно выделяют четыре вида так называемых "провалов" рынка:

1) Монополия. В условиях рыночной экономики продавцы или покупатели зачастую вступают в сговор между собой или объединяются, чтобы таким образом манипулировать результатами якобы конкурентной борьбы. Рынок при этом больше не может выполнять свою регулирующую функцию.

Монополии возникают за счет развития рынка и конкуренции. Монополия не позволяет новым фирмам входить в отрасль, контролирует определенный вид ресурса, имеет исключительные права к примеру на патент или лицензию, всеми силами стремится поддерживать свое монопольное положение (нечестная конкуренция).

Фирма-монополист производит меньше продукции, но продает её по более высокой цене, рынок перестает распределять ресурсы и продукцию так, как это действительно необходимо обществу. Кроме того, при отсутствии конкурирующего товара монополист не стремится улучшать свою продукцию, поэтому отсутствие выбора так же не в интересах покупателя.

2) Несовершенная (асимметричная) информация. Ассиметричная информация вызывает возникновение так называемых издержек поиска информации, которые входят в число трансакционных издержек (издержек в сфере обмена). Это означает, что неполнота и неравномерность распределения информации, предоставляемой участникам рынка, вынуждает потребителей и производителей тратить время и деньги на поиск потенциальных продавцов и покупателей. Потребители часто вынуждены покупать товары по цене, не соответствующей равновесной, покупать товары-субституты, а производители производят товары в слишком большом или наоборот недостаточном количестве.

Из-за неравномерности в распределении информации некачественные товары могут вытеснять с рынка качественную продукцию.

3) Внешние эффекты. К числу проблем, которые не решает рыночный механизм относятся так называемые внешние эффекты - экстерналии, термин, введенный в 1920 г. Артуром Пигу в книге "Теория благосостояния". При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляется "мертвый груз", нарушается эффективность по Парето. Внешние эффекты включают в себя издержки (выгоды) от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

Внешние эффекты бывают положительными и отрицательными. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами. Положительный внешний эффект характеризует ситуацию, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

При его наличии экономическое благо продается и покупается в меньшем, по сравнению с эффективным, объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные - с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками и частными издержками.

Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.

Наиболее известные отрицательные внешние издержки производства - это загрязнение среды обитания, расточительное отношение к невоспроизводимым природным ресурсам.

Внешние издержки потребления иллюстрируют вредные привычки человека (потребление табака и алкоголя).

Участники рыночных сделок при определении объемов производства, потребления, продаж или покупок не принимают во внимание внешние эффекты. В результате этого выпускается слишком мало товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними эффектами.

Рис.1.

4) общественные блага. Общественное благо - это такое благо, которое потребляется коллективно, всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Но на рынке отсутствуют стимулы для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения. Такими товарами услугами являются: оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, общественный транспорт, предоставление коммунальных услуг и т.д.

Они обладают рядом свойств:

  • - их невозможно исключить из потребления без высоких издержек (например, отсутствие адекватной системы обороны приводит к угрозе поражения в ходе военных действий или террористических актов);
  • - отсутствует конкуренция в их потреблении (например, надежная оборона или хорошая экология);
  • - участие государства в производстве этих благ.

Чистые общественные блага можно рассматривать как блага, производство которых связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов.

Когда такое благо производится для одного человека, для всех остальных также возникают внешние выгоды или внешняя полезность.

Эффективный выпуск чистого общественного блага соответствует объему, при котором предельная общественная полезность равна предельным общественным издержкам.

Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для получения дополнительной единицы блага.

Условия эффективности для чистого общественного блага таковы:

Где MSC -предельные общественные издержки производства единицы блага, MSB - предельная общественная полезность единицы блага, MB - сумма предельных полезностей, получаемых каждым из потребителей этой дополнительной единицы.

Невозможность распределения общественных благ через рынки связана с тем, что при отсутствии принудительной оплаты за эти блага производители не могут получить оплату от потребителей своих продуктов.

Все эти случаи свидетельствуют о необходимости вмешательства в экономику государства.

«Провалы» рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

· монополия;

· несовершенная (асимметричная) информация;

· внешние эффекты;

· производство общественных благ.

1. Наличие монополий,

прежде всего естественных монополий, а также олигополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции произ­водителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям.

Это вызывает необходимость:

Гос вме­шательства в форме создания государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии,

Гос регулирования и контроля цен, объ­ема производства и качества соответствующих экономических благ.

Поскольку монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать су­щественным улучшениям. Во многих случаях это достигается с по­мощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или даже предусматри­вают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль обще­ственного сектора сводится к деятельности законодательных и пра­воохранительных органов.

Сложнее обстоит дело в ситуации естественной монополии. Приме­ром может служить городской водопровод. Подвести к домам и квар­тирам коммуникации нескольких конкурирующих между собой водо­проводных компаний значило бы увеличить затраты в несравненно большей степени, чем полезный эффект. Разделение водопроводной компании на ряд независимых подразделений, как правило, также не имеет смысла. Оно не обеспечит конкуренции, поскольку каждое из подразделений окажется монополистом в одном из районов го­рода. Вместе с тем расходы на эксплуатацию водопровода, в частности на управление, скорее всего, возрастут.

2. Другой вид провалов рынка - информационная асимметрия у производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) эко­номических благ.

3. Внешние и внутренние эффекты

3.1. внешние эффекты, или экстерналии - издержки (отрицательные внешние эффекты) или вы­годы (положительные внешние эффекты), приходящиеся на лиц, не участвующих в конкретной рыночной сделке.

Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки ложатся на остальных участников хо­зяйственной жизни. В этом случае имеет место негативный внешний эффект.

Например, когда предприятие бесплатно поль­зуется речной водой, загрязняя ее, а те, кто живет ниже по течению, вынуждены вкладывать средства в строительство очистных сооруже­ний.

Вместе с тем нередки положительные внешние эффекты. Если, например, фермер построил за свой счет дорогу, соединяющую его хозяйство с шоссе, и по этой дороге бесплатно ездят жители соседнего села, возникает позитивный внешний эффект.

Проблемы, связанные с внешними эффектами, могут решать­ся на основе адекватного установления прав и ответственности Участников экономической деятельности. На практике это обыч­но достигается с помощью законотворческой и контролирующей деятельности государства. Однако во многих случаях целесооб­разнее затрачивать ресурсы государства не на создание громозд­ких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих положительные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровож­дающейся отрицательными внешними эффектами.

При этом выбор оптимальной формы вмешательства опреде­ляется спецификой конкретной ситуации и практической целе­сообразностью. В общественном секторе, как и на частном предприятии, необходимо тщательно сопоставлять разные вари­анты решения задачи, стремясь достичь желаемого результата с наименьшими издержками.

В случае отрицательных внешних эффектов, например загряз­нения окружающей среды, государство вводит соответствующие экологические налоги, стимулирующие внедрение производите­лями очистных сооружений и экологически чистых технологий. При наличии положительных внешних эффектов (в сфере образо­вания, культуры, здравоохранения) государство выделяет субсидии производителям соответствующих экономических благ (услуг) для расширения их производства и повышения доступности для по­требителей.

3.2. внутренние эффекты, или интерналии, которые представляют собой издержки или выгоды, получаемые одной из сторон рыночной сделки в силу нечеткости формулировки контрактов, которые могут принести одной из сто­рон сделки незаслуженные выгоды, а другой стороне нанести эко­номический ущерб. Данный вид провалов рынка также требует вмешательства государства для обеспечения баланса интересов сторон при заключении и выполнении контрактов, являясь осно­вой контрактного права.

4.Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны.

Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные блага - вид экономических благ, обладающих свойствами, противоположными частным экономическим благам (рыночным товарам и услугам). Существуют:

Чистые общественные блага, которые рынок не производит вообще (национальная обо­рона),

Смешанные общественные блага (клубные, социально зна­чимые и квазиобщественные блага), которые рынок может произ­водить, но в недостаточном количестве. Источником их производ­ства могут быть гражданское общество (клубные блага(телефонная связь, платное телевиденье, бассейн)), муниципалитет или государство в определенном масштабе (соци­ально значимые блага, квазиобщественные блага в отраслях есте­ственной монополии).

Мировой опыт свидетельствует о важной роли государства в управлении социально-экономическими процессами. Современная экономика - «смешанная» экономика, базирующаяся на рыночных принципах организации хозяйственной жизни (частная собственность, свобода предпринимательской инициативы, рыночные способы распределения ограниченных ресурсов) при активном регулирующем воздействии государства на поведение экономических субъектов.

Необходимость государственного регулирования экономических процессов обусловлена неспособностью рынка путем саморегулирования решить ряд проблем, подрывающих основы рыночной системы хозяйства и снижающих ее эффективность. В условиях рыночной конкуренции возникают так называемые «провалы рынка» - ситуации, когда экономика, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, не обеспечивает эффективного использования ресурсов и динамичного развития.

Традиционно к провалам рынка относят:

Монополию;

Недостаток и ассиметрию информации;

Внешние эффекты (экстериалии);

Производство общественных благ.

Монополизм, затрудняющий вход на рынок для других хозяйствующих субъектов, а также искажающий рыночный механизм ценообразования, является феноменом, нарушающим основы рынка и принципы свободной конкуренции.

Государство в этих условиях своей деятельностью должно обеспечивать условия свободной конкуренции, осуществлять антимонопольное регулирование.

Как правило, именно монополии завышают цены на товары и услуги, и государство вынужденно вносить соответствующие коррективы в устанавливаемые ими цены. В некоторых случаях по отдельным социально значимым товарам и услугам государство выступает регулятором цен, в том числе устанавливаемых и не монополистами, регулируя величину торговой надбавки или устанавливая налогообложение для этих товаров по льготной ставке.



В условиях рынка экономические агенты действуют в условиях несовершенной (ассиметричной и неполной) информации . Это порождает неэффективность осуществляемых рыночных сделок.

Недостаток информации может блокировать взаимодействие субъектов рынка. Результатом выступает неполнота рынков, проявляющаяся прежде всего в финансовой сфере. Рынки ценных бумаг и фьючерсных контрактов как составная часть рынка капитала, как правило, не являются всеохватывающими и совершенными. Прогнозировать долгосрочные изменения на них крайне сложно. Более того, финансовые рынки функционируют относительно самостоятельно от рынков потребительских благ, труда, земли и физического капитала. Все это приводит к тому, что большинство сделок осуществляется в условиях неопределенности.

Обычно государство неспособно полностью преодолеть проблему неполноты информации. Но оно может частично ослабить риски принимаемых решений, распределив их между налогоплательщиками, что недоступно частным инвесторам. Государство может профинансировать долгосрочные инвестпроекты либо выступить гарантом при их реализации, ввести обязательное страхование вкладов банковскими институтами, предпринять другие действия, способные повысить эффективность общественного использования ресурсов.

Ассиметрия информации проявляется во многих сферах экономической деятельности. Так, классическим примером выступают здравоохранение и медицинское обслуживание. Пациент, обращаясь к врачу, полагается на него в постановке диагноза и выборе методов лечения. Потребитель медицинских услуг не имеет возможности контролировать производителя. Если производители руководствовались бы исключительно принципами личной выгоды, то широкое распространение получила бы дорогостоящая и малоэффективная медицинская помощь.

В равной степени подобная ситуация возможна и в области образования. Здесь потребитель вынужден выбирать производителя прежде, чем реальная услуга будет оказана. Оплата услуг осуществляется на основании недостаточно точной оценки, которая строится на основе предположений, базирующихся на основе имеющегося опыта. Информационная ассиметрия имеет место и при приеме на работу; наниматель заведомо хуже знает возможности лица, ищущего работу, нежели сам потенциальный работник.

Проблема ассиметрии информации может быть решена и без участия государства, на основе учета репутации . Однако в сложных ситуациях более продуктивным оказывается вмешательство государства, которое может принимать различные формы. Одной из них является лицензирование , выступающее обязательным условием осуществления отдельных видов деятельности, например, в здравоохранении, при оказании образовательных услуг, производстве медицинских препаратов и т.д. Возможно также прямое участие государства в производстве товаров и услуг, с которыми связана значительная информационная ассиметрия. Наконец, для предотвращения ассиметрии информации либо блокировки ее последствий могут быть использованы различные инструменты государственного контроля над производствоми сбытом соответствующих товаров и услуг.

Очевидным провалом рынка являются внешние эффекты (экстерналии) – издержки или выгоды, связанные с конкретным видом деятельности, не получившие отражения в ценах. Внешними они называются потому, что касаются не только участников конкретной рыночной сделки, но и третьих лиц.

Различают отрицательные и положительные экстерналии. Рыночное саморегулирование не устраняет отрицательные «внешние эффекты», т.е. негативное воздействие деятельности одних субъектов хозяйствования на других. Примером здесь является загрязнение окружающей среды, которое приносит экономические убытки всему обществу (загрязнение рек, воздуха). В этом случае через административные штрафы или дополнительное налогообложение государство заставляет производителей избегать таких эффектов для других участников рынка.

При положительных экстерналиях деятельности одних экономических агентов приносит определенные выгоды посторонним лицам. Так, если человеку сделана профилактическая прививка от инфекционного заболевания, опасность заражения снижается не только для него лично, но и для тех, кто вступает с ним в контакт. В этом случае предельные общественные выгоды выше предельных частных выгод. Другим примером достижения положительного внешнего эффекта является развитие образования, в результате чего в выигрыше оказываются не только отдельные люди, но и общество в целом. Если бы сферы, порождающие положительные внешние эффекты, развивались исключительно на основе принципов свободного рынка, имело бы место недопроизводство соответствующих благ по сравнению с эффективным уровнем.

Блага, порождающие положительные внешние эффекты, создаются в основном в сферах образования, здравоохранения и культуры. Эти социально значимые блага оказывают положительное влияние на общество в целом, поэтому является оправданной государственная поддержка их потребителей и производителей путем предоставления налоговых льгот и субсидий.

Предельный случай деятельности, порождающей позитивные экстерналии, представляет создание общественных благ . Это блага, производимые за счет общества и потребляемые всеми членами общества. Они отличаются двумя свойствами: несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.

Несоперничество означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Под неисключаемостью в потреблении подразумевается техническая невозможность или запретительно-высокие издержки предотвращения доступа к благу новых потребителей. Блага, которым присущи оба этих свойства, называются чисто общественными благами . Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется не в полной мере, налицо смешанное общественное благо .

Примерами чисто общественных благ служат национальная оборона, правоохранительная деятельность, законодательство. Так, увеличение численности населения не требует внесения дополнительных изменений в гражданский, семейный или административный кодекс. Законы определяют права и обязанности каждого, причем размер получаемых «выгод» не зависит от количества «потребителей». При этом ни один житель страны не может быть выведен из-под действия законодательства, так как оно одновременно обращено ко всем членам общества.

Чисто общественные блага не могут быть произведены и проданы по частям, их производство и потребление происходит коллективно.

Исправить изъяны рынка призвано государство. В настоящее время сложились апробированные в различных государствах механизмы коррекции рыночного механизма. К ним относятся мероприятия по поддержанию макроэкономического равновесия, при этом само понятие «равновесие» распространяется не только на экономические, но и социальные элементы, прежде всего систему социальных гарантий граждан. Основные споры ведутся о масштабах подобного регулирования.

Провалы рынка - экономические проблемы, которые не могут решаться с помощью рыночного механизма .

Рынок выполняет свои функции наиболее эффективно в условиях экономической свободы, что предполагает:

Свободу перемещения ресурсов;

Своду выбора продавцов и покупателей;

Свободу предпринимательства;

Своду ценообразования.

Важнейшим преимуществом рыночной системы является то, сто данная система - саморегулирующаяся. Она обладает собственным внутренним порядком и подчиняется собственным закономерностям. Однако тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, действует через постоянное нарушение равновесия, как частичного - на отдельных рынках, так и общего - между совокупным спросом и совокупным предложением.

Макроэкономическая нестабильность проявляется:

В неустойчивых темпах экономического роста и циклическом характере развития экономики;

В недоиспользовании ресурсов, включая неполную занятость;

В нестабильности общего уровня цен и инфляции .

Все перечисленное является следствием не только внешних факторов, но и следствием несовершенства самого рыночного механизма. Речь идет о функциях, которые не свойственны природе рынка и о ситуациях, когда рыночный механизм приводит к неэффективному с точки зрения общества распределению ресурсов.

Виды провалов рынка:

1. Механизм рынка не обеспечивает снабжение экономики необходимым количеством денег. Регулирование денежной массы в соответствии с экономическими потребностями, а следовательно, эмиссия денег - монополия государства.

2. Механизм рынка не обеспечивает удовлетворения тех потребностей общества, которые не выражены в индивидуальном платежеспособном спросе, то есть не имеют рыночной денежной оценки. Речь идет о товарах, которые необходимы обществу, но на которые не предъявляется платежеспособный спрос. Следовательно, отсутствует стимул к их производству. Это общественные блага. Эти блага при предоставлении одному индивиду автоматически становятся доступны всем. Их характеристики: неконкурентность и неисключаемость.

3. Рыночной системе внутренне присуща склонность к монополизации.

Рыночный механизм стимулирует процессы, ослабляющие конкуренцию:

Каждый отдельный производитель стремится к той или иной форме монополии, что порождает практику тайных сговоров производителей и создание их объединений с целью захвата рынка;

Технический прогресс, стимулируемый рыночным механизмом, требует с чисто технологической точки зрения крупномасштабного производства, что ведет к увеличению размера фирмы, как абсолютных, так и относительно размеров рынка. Это приводит к централизации и концентрации капитала и производства и, как следствие, к монополизации рынка.


Таким образом рынок сам порождает тенденцию к монополизации, а монополия препятствует эффективному распределению ресурсов и портит рыночный механизм. Тенденция к монополизации вытекает из логики конкурентной борьбы. Рыночная система не может противодействовать монополизации, так как эта тенденция - следствие действия рыночного механизма. Рынок сам порождает то, что его убивает.

4. Рыночная экономика включает инфляцию как имманентную характеристику рыночного механизма. В результате инфляции деньги обесцениваются, и цены перестают играть роль рыночных сигналов.

5. Рыночный механизм не может решить всей совокупности региональных проблем. Регионы располагают разным объемом ресурсов (природных, финансовых, трудовых). При недостатке финансовых ресурсов невозможно использовать и все другие их виды. Система перемещения ресурсов с помощью рыночного механизма приводит к оттоку средств из «бедных» регионов. Они перемещаются в регионы с более благоприятным инвестиционным климатом. Это приводит к дальнейшему обострению экономического положения «бедных» регионов.

6. Рыночный механизм не обеспечивает устойчивости макроэкономического равновесия, не может обеспечить полную занятость ресурсов.

7. Рыночный механизм не может реализовать национальные экономические интересы в сфере международных отношений. Страны, менее развитые, с низким уровнем производительности труда лишаются возможности развития.

8. Рыночный механизм социально нейтрален, то есть одновариантен с точки зрения распределения доходов (сильные выигрывают и становятся еще сильнее, слабые проигрывают). Рыночное распределение доходов не соответствует социальным потребностям общества, раскалывает его и ведет к социальным конфликтам. Более того, такое распределение может подорвать будущее развитие общества.

9. Рыночный механизм приводит к существованию внешних эффектов (экстерналий).

Провалы государства - ситуации, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов. Выше мы рассмотрели так называемые «провалы рынка». Логично предположить, что государство должно сосредоточить усилия на решении проблем, которые не в состоянии решить рынок. К ним, в первую очередь относится производство общественных благ, регулирование и контроль естественных монополий, разработка политики доходов, регулирование экстерналий и т.д. Однако вероятность принятия государством неоптимальных экономических решений весьма велика.

Это объясняется следующими обстоятельствами:

1. Недостаток информации и/или низкое качество информации, исходя из которой принимаются решения. Правительственные решения могут приниматься при отсутствии надежной статистики. Более того, наличие активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению имеющейся информации.

2. Сложная и многозвенная система сбора информации, принятия решения, доведения его до исполнителя и контроля исполнения решения. В итоге информация искажается, решения реализуются в ситуациях, отличных от тех, применительно к которым они принимались, решения не выполняются и т.п. Качественный контроль при многозвенности управления вообще невозможен.

3. Политизация экономических решений.

4. Недостаточная мотивация управленческих структур. Лица, принимающие решения и распределяющие финансовые потоки, не несут личной имущественной ответственности за свои последствия своих решений. Бюрократия распределяет ресурсы, собственником которых не является. Более того, если законодательные и представительные органы власти зависят от воли общества, интересы которого представляют, выражают и обеспечивают (наличие политического цикла), то бюрократия в основном автономна, от позиции общества практически не зависит.

5. Прогноз последствий экономических решений, принимаемых государством, зачастую невозможен. Экономические агенты могут реагировать и часто реагируют отнюдь не так, как ожидалось. Поэтому конечные результаты государственных регулирующих мероприятий могут отличаться, в том числе диаметрально, от их цели.

Как видим, ни рыночный, ни командно-административный механизмы принятия решений не являются панацеей. Второй должен использоваться таким образом, чтобы не подменять действия рыночных сил. Однако и без государственного регулирования сбалансированное экономическое развитие в современных условиях обеспечить невозможно.