МИРАБО (деятель Французской революции)

МИРАБО́ (Mirabeau) Оноре Габриель Рикети (1749-91), граф де, деятель Великой французской революции. Был избран депутатом в Генеральные штаты в 1789 от 3-го сословия. Приобрел популярность обличениями абсолютизма. По мере развития революции Мирабо, сторонник конституционной монархии, стал лидером крупной буржуазии. С 1790 тайный агент королевского двора.
* * *
МИРАБО́ (Mirabeau) Оноре Габриель Рикети, граф де (9 марта 1749, замок Биньон, Прованс - 2 апреля 1791, Париж), деятель Великой французской революции, публицист, оратор.
Юность Мирабо
Родителями Мирабо были маркиз Виктор Рикети де Мирабо, знаменитый экономист и богатый аристократ, и Мария Женевьева, урожденная де Вассан. Юные годы Оноре Габриеля были омрачены разладом и имущественной тяжбой между родителями.
Получив основательное домашнее образование, Мирабо продолжил учебу в частном военном пансионе в Париже (1764-68).
Бурная жизнь
С юных лет Мирабо проявлял авантюризм, необузданный характер и страсть к удовольствиям. С места военной службы он бежал, спасаясь от обманутой девицы и кредиторов. Брак с богатой наследницей Эмили де Мариньян (1772) оказался неудачным, супруги вскоре расстались (их сын Виктор умер в детстве). Борясь с мотовством сына, маркиз де Мирабо добился домашнего ареста Оноре Габриеля (1773), его ссылки, а затем заключения в замок Иф и крепость Жу (1775). Отсюда Мирабо бежал вместе с женой местного сеньора, маркизой Софи де Монье, прихватившей с собой значительную сумму денег (1777). После ареста и суда Мирабо на два года оказался узником Венсенского замка (1778-80). После освобождения он опротестовал свой арест и выиграл дело; на суде Мирабо защищал себя сам, демонстрируя блестящий ораторский дар.
Литературное творчество
Растущей славой Мирабо был обязан не только авантюрным похождениям и великолепным речам, но и своим сочинениям. В них проявились его убежденность в просветительских идеях, обширная эрудиция, легкое и острое перо публициста. Он написал памфлеты «Опыт о деспотизме» (1776) и «О тайных приказах и государственных тюрьмах» (1778), где разоблачал произвол властей.
Известность приобрела фундаментальная книга Мирабо «Прусская монархия» (1788), написанная в Пруссии, где он находился с дипломатическим поручением правительства. Перу Мирабо принадлежит множество памфлетов, статей по вопросам экономики, истории, политики, дипломатии, переводы из Гомера, Тацита, Боккаччо.
Трибун революции
В Генеральные штаты Мирабо был избран (1789) от третьего сословия Прованса, поддержав его требования об отмене сословных привилегий. Он сразу же становится одним из авторитетнейших вождей революции. Его голос постоянно звучит в Учредительном собрании, он участвует в разработке Декларации прав человека и гражданина (см. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА) и Конституции; его газета «Письма к моим избирателям» - одна из самых читаемых.
Убежденный сторонник конституционной монархии, он видел в ней гарантию стабильной власти, собственности и свободы граждан. Вместе с тем он пользовался огромной популярностью в радикальных кругах парижских революционеров. Мирабо стремился занять министерский пост, чтобы укрепить власть короля и сдержать развитие революционной анархии. Он наладил секретную связь с двором (апрель 1790), регулярно представляя королю записки, в которых предлагал способы спасения монархии (искреннее признание конституции, влияние на общественное мнение через газеты, укрепление армии). Находясь на гребне славы, Мирабо заболел и вскоре умер. С величайшими почестями его прах похоронили в Пантеоне (см. ПАНТЕОН (усыпальница)) в Париже. Однако спустя полтора года послания Мирабо королю стали достоянием гласности. Революционеры заклеймили Мирабо как предателя, ведшего «двойную игру», а его останки вынесли из усыпальницы великих людей.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "МИРАБО (деятель Французской революции)" в других словарях:

    Мирабо (Оноре Габриель Рикети) - Мирабо. Портретный бюст скульптора Ж. А. Гудона. Мрамор. 1800 г. Мирабо. Портретный бюст скульптора Ж. А. Гудона. Мрамор. 1800 г. () граф, деятель Французской революции XVIII в. Был избран депутатом в Генеральные штаты в 1789 г. от 3 го сословия … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Современная энциклопедия

    - (Оноре Габриель Рикети) (1749 1791), граф, деятель Французской революции. Был избран депутатом в Генеральные штаты в 1789 от 3 го сословия. Приобрёл популярность обличениями абсолютизма. По мере развития революции Мирабо, сторонник… … Энциклопедический словарь

    Мирабо - (Mirabeau) (Оноре Габриель Рикети) (1749 91), граф, деятель Французской революции конца 18 в. Был избран депутатом в Генеральные штаты в 1789 от 3 го сословия. Приобрел популярность обличениями абсолютизма. По мере развития революции Мирабо,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    МИРАБО Оноре Габриэль Рикетти, де, граф (Mirabeau, 1749 1791) выдающийся политический деятель, публицист, оратор, поэт. Выходец из аристократии, М. стал в эпоху Великой французской революции вождем либеральной крупной буржуазии. В генеральных… … Литературная энциклопедия

    - (Mirabeau) Мирабо (Mirabeau), Оноре Габриэль Рикети де (Riqueti) (1749 1791) Граф. Политический деятель времен Великой Французской революции. Пытался спасти конституционную монархию, по мере развития революции стал лидером крупной буржуазии.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Мирабо (Mirabeau) Оноре Габриель Рикети (Riqueti) (9.3.1749, Биньон, близ г. Немур, 2.4.1791, Париж), граф, деятель Великой французской революции. Родился в богатой аристократической семье. В молодости ввиду крайне беспорядочного образа жизни,… …

    Оноре Габриэль Рикетти, граф де Мирабо Оноре Габриэль Рикетти де Мирабо (фр. Honoré Gabriel Riqueti, comte de Mirabeau, 9 марта 1749(17490309) 2 апреля 1791) сы … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мирабо. Оноре Мирабо Honoré Gabriel Riquetti, comte de Mirabeau … Википедия

    I Мирабо (Mirabeau) Виктор Рикети (Riqueti), маркиз де (5.10.1715, Пертюи, Прованс, 13.7.1789, Аржантёй), французский экономист. В своих первых работах разделял идеи Меркантилизма, затем примкнул к физиократам (См. Физиократы).… … Большая советская энциклопедия

«Единственнойзаконной целью всякой политической

ассоциации является общее счастье. Каковы бы ни

были притязания власть имущих, любое соображение

должно отступать перед этим высшим законом.»

Жан Поль Марат

«Истинаи справедливость – вот единственно, чему я

поклоняюсь на земле.»

Из газеты«Другнарода» 1789 г.

В наши дни многие народы ещё только мечтают о суверенитете, о правовом государстве, о демократических правах человека и гражданина, о личных иобщественных свободах, о царстве разумаи справедливости. Все эти священные принципы выдвинула Великая французская революция. Ради всегоэтого жили, страдали, боролись и умирали бессмертные друзья - монтаньяры. Одним из них был Марат, он был воодушевлёнблагородной заботой о благе человечества и боролся ради того, чтобы людям жилось лучше. Вот почему Марат стал героем моей работы.

Жан Поль Маратродился 24 мая 1743 года в маленьком городке Будри, в княжестве Невшательв Швейцарии. Получил хорошее образование в доме отца, довольноизвестного врача. В 16 лет покинул отцовский дом, жил во Франции, Голландии,Ирландии и Англии, изучал медицину, физику и философию. В 1773 году опубликовалдвухтомный труд по физиологии «Философский опыт о человеке», за которымпоследовал ряд других научных работ. В 1775 году вышел в свет (в Англии)памфлет Марата «Цепи рабства» - выдающееся политическое произведение, направленное против абсолютизма и английскойпарламентской системы и выдвигавшее идеи вооруженного восстания и вооруженной диктатуры. В 1776 году Марат переезжает в Париж и поселяется наулице Старой голубятни, где снискал известность врачебной практикой инаучными исследованиями по физике. Сначалом революции Марат оставил научные занятия, посвятив себя служениювосставшему народу.

В 1789 году Марат выпустил брошюры «Дар отечеству» и «Дополнения», гдеразвил мысль о необходимости объединения всех общественных прогрессивных сил для борьбы против абсолютизма.

С сентября 1789 года Марат издаётгазету «Друг народа», получившую популярность как боевой органреволюционной демократии, её читалинарасхват. Он пишет в газете: «Я чувствую омерзение к беспорядку, насилиям, разнузданности; но когда я подумаю,

что в настоящее время в королевстве имеется пятнадцать миллионов человек, которые готовыпогибнуть от

голода; когда я подумаю, что правительство, доведяих до этой страшной доли, без сожаления бросает их на произвол судьбы… -моёсердце сжимается от боли и трепещет от негодования. Я знаю обо всех опасностях,каким я подвергаюсь, горячо отстаивая дело этих несчастных; но страх неостановит моего пера; не раз уже отказывался я от забот о своём существованииради служения отчизне, ради мести врагам человечества и, если понадобится,отдам за них последнюю каплю крови».

Марат первый предсказал приближение революции. Он считает, что егообязанность как Друга народа в том и состоит, чтобы пробудить сознание народа,вдохнуть в него веру в свои силы и поднять его на борьбу: «Несчастный народ!..Оплакивай же, оплакивай свою несчастную судьбу: ты вполне заслужишь весь еёужас, если окажешься настолько трусливым, что не сумеешь прибегнуть к имеющемусяу тебя средству спасения – оно в твоих руках!» Это спасение – в революционных действиях, в массовых выступленияхнарода. Воля народа, подкреплённая силой оружия, - вот что является ведущейсилой в революционном процессе. «Друг народа» выдвигает целую программупрактических революционных мер: «чистку» Учредительного собрания, «чистку»парижского и провинциальных муниципалитетов от враждебных революции людей,созыв народных собраний и выдвижение народом новых, достойных представителей вобновлённое Национальное собрание или в новый законодательный орган, которыйдолжен прийти на смену первому и недостойному Национальному собранию.

На страницах газеты последовательно отстаивает задачи развитияреволюции, срывая маски с тех, кто под прикрытием лживых и лицемерных фразстремился затормозить её дальнейший ход. Марат предсказывал измену революции состороны Ж.Неккера, О.Мирабо,затем М.Ж.Лафайета и вёл против них непримиримуюборьбу в ту пору, когда они ещё были в зените славы. С такой же решительностьюпозднее он обличал двоедушие и половинчатость политики жирондистов, приведшиеих, в конце концов, на позиции, враждебные революции.

Преследования властей, травля со стороны политических противниковвынудили Марата в январе 1799 года уехать в Великобританию; вернувшись в маетого же года, он скрывался и издавал газету в подполье.

Уделяяпреимущественное внимание политическим вопросам, Марат разрабатывал также исоциальные проблемы революции, твёрдо и

последовательно защищая интересы народа и его беднейшихслоёв. Этим он завоевал огромную популярность в массах.

В 1792 году Марат был избран в Конвент. Он занял место во главемонтаньяров и сделался главною мишенью жирондистских ораторов. Стремясь кконсолидации всех революционных сил для победы над интервентами, онпереименовал газету «Друг народа» в«Газету Французской республики», провозгласив в ней новый курс – забвениепартийных разногласий и объединение всех сил во имя спасения республики. Однакожирондисты не приняли его предложения. В апреле 1793 года Марат, вопреки правунеприкосновенности как депутата, по постановлению Конвента, которого добилисьжирондисты, был арестован и предан суду Революционного трибунала; но былоправдан и с триумфом возвращен народом в Конвент.

Все депутаты, весь Конвент стоя рукоплескали Марату. ЖанПоль Марат поднялся на трибуну и сказал: «Законодатели, свидетельства патриотизма и радость,вспыхнувшие в этом зале, являются данью уважения к одному из ваших собратьев,священные права которого были нарушены в моём лице. Я был вероломно обвинён,торжественный приговор принёс триумф моей невиновности, я приношу вам чистоесердце, и я буду продолжать защиту права человека, гражданина и народа со всейэнергией, данной мне небом». Первый биограф Марата Альфред Бужарписал: «Исход процесса Марата оказался прямо противоположным тому, на чторассчитывали его обвинители; они хотели убить Марата; и вот - он ещё болеевелик, чем когда-либо. Вчера он был писателем, депутатом – сегодня он сталзнаменем».

Марат и М.Робеспьер, возглавлявшие якобинцев,руководили подготовкой народного восстания 31 мая - 2 июня 1793 года,свергнувшего власть Жиронды. Существует версия, будто в ночь с 1 на 2 июня он сам поднялся на каланчу, чтобы первымударить в набат, призывавший к восстанию. Все решающие три дня Марат был всамой гуще событий. В Конвенте, в Коммуне, в Комитете общественной безопасности – он всюду вмешивался вход борьбы, давал советы участникам восстания, направлял их деятельность,требуя доведения восстания до полной победы. Победа народного восстания 31 мая– 2 июня была великой победой Горы. Она была и великой победой Марата. Напротяжении двух последних лет вместе со своими собратьями по оружию –якобинцами – Марат вел жестокую, беспощадную борьбу против Жиронды, котораяпревратилась в партию контрреволюции и национальной измены. Французский народсвоими великими революционными действиями вновь подтверждал, что он идёт за

неустрашимой партией якобинцев и за самым любимым еёвождём, которого называли уважительным и ласковым именем – Друг народа.

Тяжелая болезнь помешала Марату активно участвовать в деятельностиКонвента после установления якобинской диктатуры. 13 июля 1793 года жизньпламенного революционера трагически оборвалась: его кинжалом убила Шарлотта Корде, связанная с жирондистами.

Наследие Великой французской революции величественно и грандиозно! Онадала миру комплекс идей общественного и человеческого прогресса, демократии.

Жизненный путь Марата стал примером для многих поколений революционныхборцов.

Мне Марат понравился тем, что он был человечен, никого и ничего небоялся, настойчиво шёл своей дорогой, смело говоря, что ему подсказываласовесть.

Корнеев Андрей

Список литературы:

1. Энциклопедический словарь.Том ХVIIIа.Санкт-Петербург 1896 г.

Типография ЕфронаИ.А. и Брокгауза Ф.А.

2. А. Манфред «Марат». Москва,Изд.«Молодая гвардия» 1962 г.

3. Серия «Жизнь замечательныхлюдей»

Ник. Молчанов «Монтаньяры»

Москва, Изд.«Молодая гвардия» 1989 г.

  • 1789–1791
  • 1791–1793
  • 1793–1799
  • 1799–1814
    Переворот Наполеона и установление империи
  • 1814–1848
  • 1848–1851
  • 1851–1870
  • 1870–1875
    Революция 1870 года и установление Третьей республики

В 1787 году во Франции начался экономический спад, постепенно перешедший в кризис: производство падало, французский рынок наводнили более дешевые английские товары; к этому добавлялись неурожаи и природные бедствия, приводившие к гибели посевов и виноградников. Кроме того, Франция очень много потратила на неудачные войны и поддержку американской революции. Доходов не хватало (к 1788 году расходы превышали доходы на 20 %), и казна брала займы, проценты по которым были для нее неподъемными. Единственным способом увеличить поступления в казну было лишить налоговых привилегий первое и второе сословия При Старом порядке французское общество делилось на три сословия: первое — духовенство, второе — дворянство и третье — все остальные. Первые два сословия обладали рядом привилегий, в том числе были освобождены от необходимости платить налоги. .

Попытки правительства отменить налоговые привилегии первых двух сословий провалились, встретив сопротивление дворянских парламентов Парламенты — до революции высшие суды четырнадцати областей Франции. До XV века существовал только Парижский парламент, затем появились остальные тринадцать. (то есть высших судов периода Старого порядка). Тогда правительство объявило о созыве Генеральных штатов Генеральные штаты — орган, включавший представителей трех сословий и созывавшийся по инициативе короля (как правило, для разрешения политического кризиса). Каждое сословие заседало отдельно и имело по одному голосу. , в которые входили представители всех трех сословий. Неожиданно для короны это вызвало широкий общественный подъем: публиковались сотни памфлетов, избиратели составляли наказы депутатам: мало кто стремился к революции, но все надеялись на перемены. Бедневшее дворянство требовало от короны финансовой поддержки, в то же время рассчитывая на ограничение ее власти; крестьяне протестовали против прав сеньоров и надеялись получить землю в собственность; среди горожан становились популярными идеи просветителей о равенстве всех перед законом и о равном доступе к должностям (в январе 1789 года вышла получившая широкую известность брошюра аббата Эммануэля Жозефа Сийеса «Что такое третье сословие?», содержавшая следующий пассаж: «1. Что такое третье сословие? - Всё. 2. Чем оно было до сих пор в политическом отношении? - Ничем. 3. Чего оно требует? - Стать чем-то»). Опираясь на идеи эпохи Просвещения, многие полагали, что высшей властью в стране должна обладать нация, а не король, что абсолютную монархию следует заменить ограниченной и что традиционное право должно быть заменено конституцией — собранием четко прописанных законов, единых для всех граждан.

Великая французская революция и установление конституционной монархии

Взятие Бастилии 14 июля 1789 года. Картина Жана Пьера Уэля. 1789 год

Bibliothèque nationale de France

Хронология


Начало работы Генеральных штатов


Провозглашение Национального собрания

Взятие Бастилии


Принятие Декларации прав человека и гражданина

Принятие первой французской конституции


5 мая 1789 года в Версале открылось заседание Генеральных штатов. По традиции при голосовании у каждого сословия было по одному голосу. Депутаты от третьего сословия, которых было вдвое больше, чем депутатов от первого и второго, потребовали индивидуального голосования, но правительство на это не пошло. Кроме того, вопреки ожиданиям депутатов, власти вынесли на обсуждение только финансовые преобразования. 17 июня депутаты от третьего сословия объявили себя Национальным собранием, то есть представителями всей французской нации. 20 июня они поклялись не расходиться, пока не будет выработана конституция. Еще через некоторое время Национальное собрание объявило себя Учредительным собранием, декларировав, таким образом, намерение учредить во Франции новый государственный строй.

Вскоре по Парижу пошел слух о том, что правительство стягивает к Версалю войска и планирует разогнать Учредительное собрание. В Париже началось восстание; 14 июля, рассчитывая захватить оружие, народ взял штурмом Бастилию. Это символическое событие считают началом революции.

После этого Учредительное собрание постепенно превратилось в высшую власть в стране: Людовик XVI, стремившийся любой ценой избежать кровопролития, рано или поздно утверждал любые его декреты. Таким образом с 5 до 11 августа все крестьяне стали лично свободными, а привилегии двух сословий и отдельных регионов были отменены.

Свержение абсолютной монархии
26 августа 1789 года Учредительное собрание одобрило Декларацию прав человека и гражданина. 5 октября толпа отправилась в Версаль, где находился Людовик XVI, и потребовала, чтобы король вместе с семьей перебрался в Париж и одобрил Декларацию. Людовик был вынужден согласиться — и во Франции перестала существовать абсолютная монархия. Это было закреплено в конституции, принятой Учредительным собранием 3 сентября 1791 года.

Приняв конституцию, Учредительное собрание разошлось. Законы теперь одобряло Законодательное собрание. Исполнительная власть осталась у короля, который превратился в чиновника, подчиняющегося воле народа. Чиновники и священники больше не назначались, а избирались; имущество церкви было национализировано и распродавалось.

Символы

«Свобода, равенство, братство
». Формула «Liberté, Égalité, Fraternité», ставшая девизом Французской Республики, впервые появилась 5 декабря 1790 года в непроизнесенной речи Максимилиана Робеспьера — одного из наиболее влиятельных французских революционеров, в 1789 году избранного в Генеральные штаты от третьего сословия.

Бастилия. К 14 июля в Бастилии, древней королевской тюрьме, находилось всего семь заключенных, так что ее штурм имел символический, а не прагматический смысл, хотя брали ее в надежде найти там оружие. По решению муниципалитета взятая Бастилия была разрушена до основания.

Декларация прав человека и гражданина. Декларация прав человека гласила, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах», и объявляла естественными и неотъемлемыми права человека на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Кроме того, она закрепляла свободу слова, печати и вероисповедания и упраздняла сословия и титулы. В качестве преамбулы она вошла в первую конституцию (1791 года) и до сих пор лежит в основе французского конституционного права, являясь юридически обязательным документом.

Казнь короля и установление республики


Последние мгновения жизни Людовика XVI. Гравюра по картине Чарльза Беназеча. 1793 год

Wellcome Library

Хронология


Начало войны с Австрией


Свержение Людовика XVI

Начало работы Национального конвента

Казнь Людовика XVI


27 августа 1791 года в саксонском замке Пильниц прусский король Фридрих Вильгельм II и император Священной Римской империи Леопольд II (брат жены Людовика XVI Марии-Антуанетты) под давлением эмигрировавших из Франции аристократов подписали документ, декларировавший их готовность оказать поддержку королю Франции, в том числе военную. Жирондисты Жирондисты — кружок, сложившийся вокруг депутатов от департамента Жиронда, выступавший за дальнейшие преобразо-вания, но придерживавшийся относительно умеренных взглядов. В 1792 году многие из них выступали против казни короля. , сторонники республики, воспользовались этим, чтобы склонить Законодательное собрание к войне с Австрией, которая была объявлена 20 апреля 1792 года. Когда французские войска начали терпеть поражения, в этом обвинили королевскую семью.

Свержение конституционной монархии
10 августа 1792 года произошло восстание, в результате которого Людовик был свергнут и заключен под стражу по обвинению в предательстве национальных интересов. Законодательное собрание сложило свои полномочия: теперь, в отсутствие короля, нужно было писать новую конституцию. Для этих целей был собран новый законодательный орган — выбранный Национальный конвент, первым делом провозгласивший Францию республикой.

В декабре начался суд, который признал короля виновным в злоумышлении против свободы нации и приговорил его к смертной казни.

Символы

Марсельеза . Марш, написанный Клодом Жозефом Руже де Лилем (военным инженером, по совместительству — поэтом и композитором) 25 апреля 1792 года. В 1795 году Марсельеза стала национальным гимном Франции, лишилась этого статуса при Наполеоне и, наконец, вернула его в 1879 году при Третьей республике. Ко второй половине XIX века стала международной песней левого сопротивления.

Якобинская диктатура, Термидорианский переворот и установление Консульства


Свержение Робеспьера в Национальном конвенте 27 июля 1794 года. Картина Макса Адамо. 1870 год

Alte Nationalgalerie, Berlin

Хронология


Декретом Конвента образован Чрезвычайный уголовный трибунал, который в октябре будет переименован в Революционный трибунал

Создание Комитета общественного спасения

Изгнание жирондистов из Конвента

Принятие Конституции I года, или Монтаньярской конституции


Декрет о введении нового календаря

Термидорианский переворот

Казнь Робеспьера и его сторонников


Принятие Конституции III года. Формирование Директории

Переворот 18 брюмера. Смена Директории Консульством

Несмотря на казнь короля, Франция продолжала терпеть неудачи в войне. Внутри страны вспыхивали мятежи монархистов. В марте 1793 года Конвент создал Революционный трибунал, который должен был судить «предателей, заговорщиков и контрреволюционеров», а вслед за ним — Комитет общественного спасения, который должен был координировать внутреннюю и внешнюю политику страны.

Изгнание жирондистов, якобинская диктатура

Большое влияние в Комитете общественного спасения получили жирондисты. Многие из них не поддержали казнь короля и введение чрезвычайных мер, некоторые выражали возмущение тем, что Париж навязывает свою волю стране. Соперничавшие с ними монтаньяры Монтаньяры — относительно радикальная группировка, опиравшаяся, в частности, на городских бедняков. Название происходит от французского слова montagne — гора: на заседаниях Законодательного собрания члены этой группы обычно занимали места в верхних рядах с левой стороны зала. направили против жирондистов недовольных городских бедняков.

31 мая 1793 года у Конвента собралась толпа, требовавшая исключить из него жирондистов, которых обвинили в предательстве. 2 июня жирондистов отдали под домашний арест, а 31 октября многие из них были гильотинированы по приговору Революционного трибунала.

Изгнание жирондистов привело к гражданской войне. Притом что одновременно Франция вела войну со многими европейскими государствами, конституция, принятая в 1793 году, так и не вступила в силу: до наступления мира Конвент ввел «временный революционный порядок управления». Практически вся власть была теперь сконцентрирована в его руках; на места Конвент отправлял комиссаров, обладавших огромными полномочиями. Монтаньяры, имевшие теперь огромное преимущество в Конвенте, объявляли своих противников врагами народа и приговаривали к гильотинированию. Монтаньяры отменили все сеньориальные повинности и стали распродавать крестьянам земли эмигрантов. Кроме того, они ввели максимум, до которого могли подниматься цены на самые необходимые товары, в том числе на хлеб; для того чтобы избежать дефицита, им пришлось силой отнимать у крестьян зерно.

К концу 1793 года большинство мятежей были подавлены, а ситуация на фронте переломлена — французская армия перешла к наступлению. Тем не менее количество жертв террора не уменьшалось. В сентябре 1793 года Конвент принял «Закон о подозрительных», предписывавший содержать под арестом всех людей, которые не обвинялись ни в каком преступлении, но могли его совершить. С июня 1794 года в Революционном трибунале были отменены допросы подсудимых и их право на адвокатов, а также обязательные допросы свидетелей; для людей, признанных трибуналом виновными, теперь предусматривалось только одно наказание — смертная казнь.

Термидорианский переворот

Весной 1794 года робеспьеристы заговорили о том, что необходима последняя волна казней, которая очистит Конвент от противников революции. Практически все члены Конвента почувствовали, что их жизнь под угрозой. 27 июля 1794 года (или 9 термидора II года по революционному календарю) лидер монтаньяров Максимилиан Робеспьер и многие его сторонники были арестованы членами Конвента, опасавшимися за свою жизнь. 28 июля их казнили.

После переворота террор быстро пошел на спад, Якобинский клуб Якобинский клуб — политический клуб, образованный в 1789 году и собиравшийся в якобинском монастыре. Официальное название — Общество друзей конституции. Многие его члены были депутатами Учредительного и Законодательного собраний, а затем и Конвента; они сыграли большую роль в проводившейся политике террора. был закрыт. Власть Комитета общественного спасения уменьшилась. Термидорианцы Термидорианцы — члены Конвента, поддержавшие Термидорианский переворот. провозгласили всеобщую амнистию, в Конвент вернулись многие уцелевшие жирондисты.

Директория

В августе 1795 года Конвент принял новую конституцию. В соответствии с ней законодательная власть была вручена двухпалатному Законодательному корпусу, а исполнительная — Директории, состоявшей из пяти директоров, которых Cовет cтарейшин (верхняя палата Законодательного корпуса) выбирал из списка, представленного Советом пятисот (нижней палатой). Члены Директории стремились стабилизировать политическую и экономическую ситуацию во Франции, но не слишком успешно: так, 4 сентября 1797 года Директория, пользуясь поддержкой генерала Наполеона Бонапарта, чрезвычайно популярного в результате его военных успехов в Италии, объявила в Париже военное положение и аннулировала результаты выборов в Законодательный корпус во многих регионах Франции, поскольку на них большинство получили роялисты, составлявшие теперь достаточно сильную оппозицию.

Переворот 18 брюмера

Новый заговор созрел внутри самой Директории. 9 ноября 1799 года (или 18 брюмера VIII года Республики) двое из пяти директоров вместе с Бонапар-том совершили переворот, разогнав Совет пятисот и Совет старейшин. Директория также была лишена власти. Вместо нее возникло Консульство — правительство, состоявшее из трех консулов. Ими стали все три заговорщика.

Символы

Триколор. 
В 1794 году официальным флагом Франции стал триколор. К белому цвету Бурбонов, использовавшемуся на флаге до революции, были добавлены синий, символ Парижа, и красный — цвет Национальной гвардии.

Республиканский календарь. 5 октября 1793 года в оборот был введен новый календарь, первым годом по которому стал 1792-й. Все месяцы в календаре получили новые названия: время с революции должно было начаться заново. В 1806 году календарь был отменен.

Лувр-музей. Несмотря на то что некоторые части Лувра были открыты для посещения и до революции, в полноценный музей дворец превратился только в 1793 году.

Переворот Наполеона Бонапарта и установление империи


Портрет Наполеона Бонапарта, первого консула. Фрагмент картины Жана Огюста Доминика Энгра. 1803-1804 годы

Wikimedia Commons

Хронология


Принятие Конституции VIII года, установившей диктатуру первого консула

Принятие Конституции X года, сделавшей полномочия первого консула пожизненными


Принятие Конституции XII года, провозглашение Наполеона императором

25 декабря 1799 года была принята новая конституция (Конституция VIII года), созданная при участии Наполеона Бонапарта. К власти пришло правительство, состоящее из трех консулов, названных прямо в конституции поименно, и избирающееся на десять лет (в качестве единовременного исключения третий консул был тогда назначен на пять лет). Первым из трех консулов был назван Наполеон Бонапарт. В его руках оказалась сконцентрирована практически вся реальная власть: только он имел право предлагать новые законы, назначать членов Государственного совета, послов, министров, высших военачальников и префектов департаментов. Принципы разделения властей и народного суверенитета фактически отменялись.

В 1802 году Государственный совет вынес на референдум вопрос о том, следует ли сделать Бонапарта консулом пожизненно. В результате консульство стало пожизненным, а первый консул получил право назначать себе преемника.

В феврале 1804 года был раскрыт монархический заговор, целью которого оказалось убийство Наполеона. После этого стали возникать предложения сделать власть Наполеона наследственной, чтобы исключить подобное в будущем.

Установление империи
18 мая 1804 года была принята Конституция XII года, утвержденная референдумом. Управление республикой теперь передавалось «императору французов», которым объявлялся Наполеон Бонапарт. В декабре императора короновал папа римский.

В 1804 году был принят написанный при участии Наполеона Гражданский кодекс — свод законов, регулировавший жизнь граждан Франции. Кодекс утверждал, в частности, равенство всех перед законом, неприкосновенность земельной собственности и светский брак. Наполеону удалось нормализовать французскую экономику и финансы: за счет постоянных наборов в армию и в деревне, и в городе удалось справиться с избытком рабочих рук, что привело к повышению доходов. Он жестко расправлялся с оппозицией и ограничил свободу слова. Огромной стала роль пропаганды, прославлявшей непобедимость французского оружия и величие Франции.

Символы

Орел. 
В 1804 году Наполеон ввел новый императорский герб, на котором был изображен орел — символ Римской империи, присутствовавший на гербах других великих держав.

Пчела. Этот символ, восходящий к Меровингам, стал личной эмблемой Наполеона и заменил в геральдических орнаментах цветок лилии.

Наполеондор. 
При Наполеоне хождение получила монета, названная наполеондором (Napoléon d’or, буквально — «золотой Наполеон»): на ней был изображен профиль Бонапарта.

Орден Почетного легиона. Орден, учрежденный Бонапартом 19 мая 1802 года по примеру рыцарских орденов. Принадлежность к ордену свидетельствовала об официальном признании особых заслуг перед Францией.

Реставрация Бурбонов и Июльская монархия


Свобода, ведущая народ. Картина Эжена Делакруа. 1830 год

Musée du Louvre

Хронология

Вторжение Наполеона в Россию

Взятие Москвы

Битва под Лейпцигом («Битва народов»)

Отречение Наполеона от престола, провозглашение королем Людовика XVIII

Обнародование Хартии 1814 года

Побег Наполеона с Эльбы

Взятие Парижа

Битва при Ватерлоо


Отречение Наполеона

Восшествие на престол Карла X


Подписание июльских ордонансов

Массовые волнения


Отречение Карла X от престола


Присяга герцога Орлеанского на верность новой Хартии. С этого дня он стал королем французов Луи Филиппом I

В результате наполеоновских войн Французская империя превратилась в самую могущественную европейскую державу с устойчивой государственной системой и приведенными в порядок финансами. В 1806 году Наполеон запретил всем подвластным ему странам Европы торговать с Англией —в результате промышленной революции Англия вытесняла французские товары с рынков. Так называемая континентальная блокада повредила английской экономике, но к 1811 году вызванный этим экономический кризис затронул всю Европу, в том числе и Францию. Неудачи французских войск на Пиренейском полуострове начали разрушать образ непобедимой французской армии. Наконец, в октябре 1812 года французам пришлось начать отступление из занятой в сентябре Москвы.

Реставрация Бурбонов

16-19 октября 1813 года состоялась битва под Лейпцигом, в которой наполеоновская армия была разгромлена. В апреле 1814 года Наполеон отрекся от престола и отправился в ссылку на остров Эльба, а на престол взошел Людовик XVIII, брат казненного Людовика XVI.

Власть вернулась к династии Бурбонов, но Людовик XVIII был вынужден даровать народу конституцию — так называемую Хартию 1814 года, в соответствии с которой каждый новый закон должен был утверждаться двумя палатами парламента. Во Франции вновь установилась конституционная монархия, но избирательное право было не у всех граждан и даже не у всех взрослых мужчин, а только у тех, кто обладал определенным уровнем достатка.

Сто дней Наполеона

Воспользовавшись тем, что Людовик XVIII не имел народной поддержки, Наполеон 26 февраля 1815 года бежал с Эльбы и 1 марта высадился во Франции. К нему присоединилась значительная часть армии, и меньше чем через месяц Наполеон без боя занял Париж. Попытки договориться с европейскими странами о мире не удались, и ему пришлось снова вступить в войну. 18 июня французская армия была разгромлена англо-прусскими войсками в битве при Ватерлоо, 22 июня Наполеон снова отрекся от престола, а 15 июля сдался англичанам и отправился в ссылку на остров Святой Елены. Власть вернулась к Людовику XVIII.

Июльская революция

В 1824 году Людовик XVIII умер, и на престол взошел его брат Карл X. Новый монарх взял более консервативный курс. Летом 1829 года, пока палаты депутатов не работали, Карл назначил министром иностранных дел крайне непопулярного князя Жюля Огюста Армана Мари Полиньяка. 25 июля 1830 года король подписал ордонансы (указы, имевшие силу государственных законов) — о временной отмене свободы печати, роспуске палаты депутатов, повышении избирательного ценза (теперь голосовать могли только землевладельцы) и назначении новых выборов в нижнюю палату. Многие газеты были закрыты.

Ордонансы Карла X вызвали массовое возмущение. 27 июля в Париже начались беспорядки, а уже 29 июля революция завершилась, основные городские центры были заняты восставшими. 2 августа Карл X отрекся от престола и уехал в Англию.

Новым королем Франции стал герцог Орлеанский Луи Филипп, представитель младшей ветви Бурбонов, обладавший относительно либеральной репутацией. Во время коронации он присягнул на Хартии 1830 года, составленной депутатами, и стал не «королем милостью Божией», как его предшественники, а «королем французов». Новая конституция понизила не только имущественный, но и возрастной ценз для избирателей, лишила короля законодательной власти, запретила цензуру и вернула трехцветный флаг.

Символы

Лилии. 
После свержения Наполеона на смену гербу с орлом вернулся герб с тремя лилиями, символизировавшими королевскую власть уже в Средние века.

«Свобода, ведущая народ» . 
Знаменитая картина Эжена Делакруа, в центре которой изображена Марианна (с 1792 года символизирующая французскую республику) с французским триколором в руке как олицетворение борьбы за свободу, была вдохновлена Июльской революцией 1830 года.

Революция 1848 года и установление Второй республики


Ламартин перед ратушей Парижа отвергает красный флаг 25 февраля 1848 года. Картина Анри Феликса Эммануэля Филиппото

Musée du Petit-Palais, Paris

Хронология

Начало массовых беспорядков


Отставка правительства Гизо


Утверждение новой конституции, закрепившей республиканскую форму правления

Всеобщие президентские выборы, победа Луи Бонапарта

К концу 1840-х годов политика Луи Филиппа и его премьер-министра Франсуа Гизо, сторонников постепенного и осторожного развития и противников всеобщего избирательного права, перестала многих устраивать: одни требовали расширения избирательного права, другие — возвращения республики и введения избирательного права для всех. В 1846 и 1847 году был плохой урожай. Начался голод. Так как митинги были запрещены, в 1847 году популярность приобрели политические банкеты, на которых активно критиковалась монархическая власть и провозглашались тосты за республику. В феврале были запрещены и политические банкеты.

Революция 1848 года
Запрет политических банкетов вызвал массовые беспорядки. 23 февраля премьер-министр Франсуа Гизо подал в отставку. Огромная толпа ждала его выхода из Министерства иностранных дел. Один из охранявших министерство солдат выстрелил - скорее всего, по оплошности, и это дало начало кровопролитному столкновению. После этого парижане построили баррикады и двинулись в сторону королевского дворца. Король отрекся от престола и сбежал в Англию. Во Франции была провозглашена республика и введено всеобщее избирательное право для мужчин старше 21 года. Парламент (вернувший название «Национальное собрание») снова стал однопалатным.

10-11 декабря 1848 года состоялись первые всеобщие президентские выборы, на которых неожиданно победил племянник Наполеона — Луи Наполеон Бонапарт, получивший около 75 % голосов. На выборах в Законодательное собрание республиканцы получили всего 70 мест.

Символы

Баррикады. 
Баррикады возводились на парижских улицах при каждой революции, однако именно в ходе революции 1848 года был забаррикадирован почти весь Париж. В качестве материала для баррикад использовались в том числе запущенные в конце 1820-х годов парижские омнибусы.

Переворот 1851 года и Вторая империя


Портрет императора Наполеона III. Фрагмент картины Франца Ксавера Винтерхальтера. 1855 год

Хронология

Роспуск Национального собрания

Обнародование новой конституции. Изменениями, внесенными в ее текст 25 декабря того же года, была создана Вторая империя

Провозглашение Наполеона III императором французов

Республиканцы больше не пользовались доверием ни президента, ни парламента, ни народа. В 1852 году срок президентских полномочий Луи Наполеона подходил к концу. По конституции 1848 года избираться снова он мог только по истечении следующего четырехлетнего срока. В 1850 и 1851 году сторонники Луи Наполеона несколько раз требовали пересмотреть эту статью конституции, но Законодательное собрание было против.

Переворот 1851 года
2 декабря 1851 года президент Луи Наполеон Бонапарт, опиравшийся на поддержку армии, распустил Национальное собрание и арестовал его оппозиционно настроенных членов. Начавшиеся в Париже и в провинциях беспорядки были жестко подавлены.

Под руководством Луи Наполеона была подготовлена новая конституция, на десять лет продлевавшая президентские полномочия. Кроме того, был возвращен двухпалатный парламент, причем депутаты его верхней палаты назначались президентом пожизненно.

Восстановление империи
7 ноября 1852 года назначенный Луи Наполеоном Сенат предложил восстановить империю. В результате референдума это решение было утверждено, и 2 декабря 1852 года Луи Наполеон Бонапарт стал императором Наполеоном III.

До 1860-х годов полномочия парламента сокращались, а свобода прессы была ограничена, но с 1860-х годов курс изменился. Для того чтобы укрепить свой авторитет, Наполеон начал новые войны. Он планировал отменить решения Венского конгресса и перестроить всю Европу, дав каждой нации собственное государство.

Провозглашение республики
4 сентября Францию вновь провозгласили республикой. Было выбрано временное правительство, возглавил которое Адольф Тьер.

19 сентября немцы начали осаду Парижа. В городе наступил голод, обстановка обострилась. В феврале 1871 года прошли выборы в Национальное собрание, на которых большинство получили монархисты. Главой правительства стал Адольф Тьер. 26 февраля правительство было вынуждено подписать предварительный мирный договор, за которым последовал парад немцев на Елисейских Полях, который многие горожане восприняли как измену.

В марте правительство, не имевшее никаких средств, отказалось выплачивать жалованье Национальной гвардии и попыталось ее разоружить.

Парижская коммуна

18 марта 1871 года в Париже вспыхнуло восстание, в результате которого к власти пришла группа леворадикальных политиков. 26 марта они провели выборы в Парижскую коммуну — совет города Парижа. Правительство во главе с Тьером бежало в Версаль. Но власть коммуны продержалась недолго: 21 мая правительственные войска перешли в наступление. К 28 мая восстание было жестоко подавлено — неделя боев между войсками и коммунарами получила название «Кровавая неделя».

После падения коммуны позиции монархистов вновь усилились, но, поскольку все они поддерживали разные династии, в конце концов была сохранена республика. В 1875 году были приняты Конституционные законы, утверждавшие пост президента и парламент, выбираемый на основе всеобщего избирательного права для мужчин. Третья республика просуществовала до 1940 года.

С тех пор форма правления во Франции остается республиканской, исполнительная власть переходит от одного президента к другому в результате выборов.

Символы


Красный флаг. 
Традиционным республиканским флагом был французский триколор, однако члены коммуны, среди которых было много социалистов, отдавали предпочтение одноцветному красному. Атрибутика Парижской коммуны — одного из ключевых событий для становления коммунистической идеологии — была перенята в том числе и русскими революционерами.

Вандомская колонна. Одним из важных символических жестов Парижской коммуны стало снесение Вандомской колонны, установленной в честь победы Наполеона при Аустерлице. В 1875 году колонна была установлена вновь.

Сакре-Кёр. Базилика в неовизантийском стиле была заложена в 1875 году в память о жертвах Франко-прусской войны и стала одним из важных символов Третьей республики.

Редакция благодарит Дмитрия Бовыкина за помощь в работе над материалом.

«Единственной законной целью всякой политической

ассоциации является общее счастье. Каковы бы ни

были притязания власть имущих, любое соображение

должно отступать перед этим высшим законом.»

Жан Поль Марат

«Истина и справедливость – вот единственно, чему я

поклоняюсь на земле.»

Из газеты«Друг народа» 1789 г.


В наши дни многие народы ещё только мечтают о суверенитете, о правовом государстве, о демократических правах человека и гражданина, о личных и общественных свободах, о царстве разума и справедливости. Все эти священные принципы выдвинула Великая французская революция. Ради всего этого жили, страдали, боролись и умирали бессмертные друзья - монтаньяры. Одним из них был Марат, он был воодушевлён благородной заботой о благе человечества и боролся ради того, чтобы людям жилось лучше. Вот почему Марат стал героем моей работы.

Жан Поль Марат родился 24 мая 1743 года в маленьком городке Будри, в княжестве Невшатель в Швейцарии. Получил хорошее образование в доме отца, довольно известного врача. В 16 лет покинул отцовский дом, жил во Франции, Голландии, Ирландии и Англии, изучал медицину, физику и философию. В 1773 году опубликовал двухтомный труд по физиологии «Философский опыт о человеке», за которым последовал ряд других научных работ. В 1775 году вышел в свет (в Англии) памфлет Марата «Цепи рабства» - выдающееся политическое произведение, направленное против абсолютизма и английской парламентской системы и выдвигавшее идеи вооруженного восстания и вооруженной диктатуры. В 1776 году Марат переезжает в Париж и поселяется на улице Старой голубятни, где снискал известность врачебной практикой и научными исследованиями по физике. С началом революции Марат оставил научные занятия, посвятив себя служению восставшему народу.

В 1789 году Марат выпустил брошюры «Дар отечеству» и «Дополнения», где развил мысль о необходимости объединения всех общественных прогрессивных сил для борьбы против абсолютизма.

С сентября 1789 года Марат издаёт газету «Друг народа», получившую популярность как боевой орган революционной демократии, её читали нарасхват. Он пишет в газете: «Я чувствую омерзение к беспорядку, насилиям, разнузданности; но когда я подумаю,



что в настоящее время в королевстве имеется пятнадцать миллионов человек, которые готовы погибнуть от

голода; когда я подумаю, что правительство, доведя их до этой страшной доли, без сожаления бросает их на произвол судьбы… -моё сердце сжимается от боли и трепещет от негодования. Я знаю обо всех опасностях, каким я подвергаюсь, горячо отстаивая дело этих несчастных; но страх не остановит моего пера; не раз уже отказывался я от забот о своём существовании ради служения отчизне, ради мести врагам человечества и, если понадобится, отдам за них последнюю каплю крови».

Марат первый предсказал приближение революции. Он считает, что его обязанность как Друга народа в том и состоит, чтобы пробудить сознание народа, вдохнуть в него веру в свои силы и поднять его на борьбу: «Несчастный народ!.. Оплакивай же, оплакивай свою несчастную судьбу: ты вполне заслужишь весь её ужас, если окажешься настолько трусливым, что не сумеешь прибегнуть к имеющемуся у тебя средству спасения – оно в твоих руках!» Это спасение – в революционных действиях, в массовых выступлениях народа. Воля народа, подкреплённая силой оружия, - вот что является ведущей силой в революционном процессе. «Друг народа» выдвигает целую программу практических революционных мер: «чистку» Учредительного собрания, «чистку» парижского и провинциальных муниципалитетов от враждебных революции людей, созыв народных собраний и выдвижение народом новых, достойных представителей в обновлённое Национальное собрание или в новый законодательный орган, который должен прийти на смену первому и недостойному Национальному собранию.

На страницах газеты последовательно отстаивает задачи развития революции, срывая маски с тех, кто под прикрытием лживых и лицемерных фраз стремился затормозить её дальнейший ход. Марат предсказывал измену революции со стороны Ж.Неккера, О.Мирабо, затем М.Ж.Лафайета и вёл против них непримиримую борьбу в ту пору, когда они ещё были в зените славы. С такой же решительностью позднее он обличал двоедушие и половинчатость политики жирондистов, приведшие их, в конце концов, на позиции, враждебные революции.

Преследования властей, травля со стороны политических противников вынудили Марата в январе 1799 года уехать в Великобританию; вернувшись в мае того же года, он скрывался и издавал газету в подполье.

Уделяя преимущественное внимание политическим вопросам, Марат разрабатывал также и социальные проблемы революции, твёрдо и


последовательно защищая интересы народа и его беднейших слоёв. Этим он завоевал огромную популярность в массах.

В 1792 году Марат был избран в Конвент. Он занял место во главе монтаньяров и сделался главною мишенью жирондистских ораторов. Стремясь к консолидации всех революционных сил для победы над интервентами, он переименовал газету «Друг народа» в «Газету Французской республики», провозгласив в ней новый курс – забвение партийных разногласий и объединение всех сил во имя спасения республики. Однако жирондисты не приняли его предложения. В апреле 1793 года Марат, вопреки праву неприкосновенности как депутата, по постановлению Конвента, которого добились жирондисты, был арестован и предан суду Революционного трибунала; но был оправдан и с триумфом возвращен народом в Конвент.

Все депутаты, весь Конвент стоя рукоплескали Марату. Жан Поль Марат поднялся на трибуну и сказал: «Законодатели, свидетельства патриотизма и радость, вспыхнувшие в этом зале, являются данью уважения к одному из ваших собратьев, священные права которого были нарушены в моём лице. Я был вероломно обвинён, торжественный приговор принёс триумф моей невиновности, я приношу вам чистое сердце, и я буду продолжать защиту права человека, гражданина и народа со всей энергией, данной мне небом». Первый биограф Марата Альфред Бужар писал: «Исход процесса Марата оказался прямо противоположным тому, на что рассчитывали его обвинители; они хотели убить Марата; и вот - он ещё более велик, чем когда-либо. Вчера он был писателем, депутатом – сегодня он стал знаменем».

Марат и М.Робеспьер, возглавлявшие якобинцев, руководили подготовкой народного восстания 31 мая - 2 июня 1793 года, свергнувшего власть Жиронды. Существует версия, будто в ночь с 1 на 2 июня он сам поднялся на каланчу, чтобы первым ударить в набат, призывавший к восстанию. Все решающие три дня Марат был в самой гуще событий. В Конвенте, в Коммуне, в Комитете общественной безопасности – он всюду вмешивался в ход борьбы, давал советы участникам восстания, направлял их деятельность, требуя доведения восстания до полной победы. Победа народного восстания 31 мая – 2 июня была великой победой Горы. Она была и великой победой Марата. На протяжении двух последних лет вместе со своими собратьями по оружию – якобинцами – Марат вел жестокую, беспощадную борьбу против Жиронды, которая превратилась в партию контрреволюции и национальной измены. Французский народ своими великими революционными действиями вновь подтверждал, что он идёт за


неустрашимой партией якобинцев и за самым любимым её вождём, которого называли уважительным и ласковым именем – Друг народа.

Тяжелая болезнь помешала Марату активно участвовать в деятельности Конвента после установления якобинской диктатуры. 13 июля 1793 года жизнь пламенного революционера трагически оборвалась: его кинжалом убила Шарлотта Корде, связанная с жирондистами.


Наследие Великой французской революции величественно и грандиозно! Она дала миру комплекс идей общественного и человеческого прогресса, демократии.

Жизненный путь Марата стал примером для многих поколений революционных борцов.

Мне Марат понравился тем, что он был человечен, никого и ничего не боялся, настойчиво шёл своей дорогой, смело говоря, что ему подсказывала совесть.


Корнеев Андрей


Список литературы :


Энциклопедический словарь. Том Х VIII а . Санкт-Петербург 1896 г.

Типография Ефрона И.А. и Брокгауза Ф.А.


А. Манфред «Марат». Москва, Изд.«Молодая гвардия» 1962 г.


Серия «Жизнь замечательных людей»

Ник. Молчанов «Монтаньяры»

Москва, Изд.«Молодая гвардия» 1989 г.

    Социально-политический строй Англии, государство и право 4-й республики, японская конституция.

    ПЛАН: Крупная буржуазия у власти Декларация прав человека и гражданина Конституция 1791 года Установление якобинской диктатуры Декларация прав человека и гражданина 1793 года

    Социально-экономическое и политическое положение Франции в конце XVII века. Экономическая политика. Французское Просвещение, его характерные черты. Вольтер, Руссо, Монтескье. Созыв Генеральных штатов. Законы Учредительного собрания. Взятие Бастилии.

    Террор Французской революции обрел своего провозвестника 12 сентября 1789 г., когда вышел первый номер газеты Марата 1.

    Хроника революции. Казнь Людовика XVI. Принятие Конвентом новой конституции. Переворот 9 термидора. Упразднение Парижской коммуны. Роспуск Конвента.

    Франция как государство, внесшее особый вклад в развитие конституционно-правовой теории и практики. Революция 1789-1794 гг., ее влияние на развитие французского права и становление конституционного строя. Законодательство первой французской республики.

    http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ). Портрет ЛЮĘОВИК XVI (Louis XVI) Бурбон (Людовик Август, Louis-Auguste) (23 августа 1754, Версаль - 21 января 1793, Париж), король Франции в 1774-1792, герцог Беррийский с 1765 года, внук Людовика XV. Свергн...

    Великая французская буржуазная революция. Заседания Генеральных штатов. Проект, становление и падение Жирондистской республики. Принятие французской Конституции 1791 г.. Подготовка европейских монархий к интервенции против революционной Франции.

    Стремление якобинцев изгнать жирондистов из Конвента и установить свою власть. Установление якобинской диктатуры и организация власти. Социально-экономические преобразования. Упразднение феодальных повинностей. Создание народной армии. Дехристианизация.

    Введение Тема моего реферата «Якобинская диктатура». Реферат состоит из: 1.Введения (вводная часть моего реферата) 2.Основной части (исследовательская работа по моей теме)

    Конституция 1791 г.. Режим конституционной монархии. Деятельность Национального Законодательного собрания. Начало революционных войн во Франции. Свержение монархии и установление республики. Жирондистское правление и борьба "Горы" и Жиронды в Конвенте.

    Основные события 1788-1804 гг.

    Эволюция французской государственности от конституционной монархии к республике. Французская революция и падение абсолютизма. Новая система государственных органов Франции. Революционное правительство, Термидорианская республика и Первая империя.

    Велика французька революція XVIII ст. (1789-1799) - повалення монархії та встановлення республіки. Якобинська диктатура і Конвент: течія та наслідки. Правління Наполеона Бонапарта. Перша імперія у Франції з коронований імператором Наполеоном І.

    Сургутский государственный университет Кафедра истории Историографический анализ А. Матьез. «Французкая революция» Выполнил: Яцун К.С. группа 861

    Формирование социально-политических взглядов крупнейшего деятеля французской революции Ж.П. Марата. Идея вооруженного восстания. Классификация государственных преступлений на ложные и подлинные. Роль Ж.П. Марата в великой французской буржуазной революции.

    Исторический очерк. Якобинская диктатура. Организация революционной власти.

Спасение от заговоров видят в терроре по отношению к недоброжелателям и противникам революции в число которых может попасть почти каждый. Уже здесь в этих словах они из Цепей рабства содержится в зародыше та идея выдвижения народного трибуна или установления диктатуры на древнеримский манер которую Марат особенно настойчиво развивает и пропагандирует в годы революции. Не исключено правда что в борьбе с врагами революции придется сначала разоблачать и осуждать их происки использовать против них легальные средства.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Деятели Великой Французской революции о революционной диктатуре и терроре (М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Г. Бабёф).

Якобинская политико-правовая идеология — органическая часть, неотъемлемый компонент общественного сознания той бурной революционной эпохи, которую Франция пережила на исходе XVIII в. Его напряжение, типические черты, язык закономерно преломились в этой идеологии, оставив на ней свой глубокий отпечаток, в немалой степени сформировав ее облик. Общественное революционное сознание Франции рассматриваемой поры отличали два кардинальных момента: страх и надежда. Страх за революцию, которая может быть уничтожена ее врагами. Страх толкает к насилию. Насилие порой является защитной реакцией, инспирируемой идеей возмездия и оправдывающей себя целым рядом аргументов. Оно поочередно направляется на различные объекты и порождает свои мифы, стержнем которых является идея заговора. Спасение от заговоров видят в терроре по отношению к недоброжелателям и противникам революции, в число которых может попасть почти каждый. Присутствие надежды в общественном революционном сознании питает вера в радикальность и быстроту совершаемых социальных преобразований, а также восприятие последних как неизбежных, окончательных и необратимых перемен. В «пространстве» вот таким образом наэлектризованного общественного сознания зреют, возникают и функционируют политико-юридические идеи Ж. П. Марата и М. Робеспьера. Применительно к Жан Полю Марату (1743—1793) это суждение требует некоторой корректировки, поскольку первое, наиболее обстоятельное и систематическое изложение своих политических взглядов он дал еще в 1774 г. в памфлете «Цепи рабства». Примерно тот же круг вопросов (но с явным акцентом на юридическую проблематику) рассматривает Марат во второй своей крупной работе предреволюционного периода —

в «Плане уголовного законодательства» (1780). Центральная тема названных произведений — деспотизм: его истоки, методы и средства установления деспотической

власти, ее последствия, пути и формы борьбы с ней и т. п. Ма- рат полагает, что в конечном счете деспотизм вырастает из стремления-страсти индивида первенствовать, из свойственной человеческой натуре жажды властвовать. «Любовь к всевластию естественно присуща людскому сердцу, которое при любых условиях стремится первенствовать. Вот основное начало тех злоупотреблений властью, которые совершают ее хранители, вот источник рабства среди людей». Бытие деспотического типа правления предзадано, по Марату, генезисом государственности: она появляется на свет в результате насилия. «Своим происхождением государства обязаны насилию, почти всегда их основатель — какой-либо удачливый разбойник». Мысль о разбойничьем действии как об

акции, открывшей собой историю политических учреждений, не вполне вписывается в ту концепцию генезиса государства, которая широко бытовала в социальной философии Просвещения, — в концепцию договорного происхождения государства. Чувствуя, вероятно, этот диссонанс, Марат в «Плане уголовного законодательства» присоединяется к мнению, разделявшемуся просветителями. Марат полагает, что при выяснении природы уз, связующих общество, «с абсолютной неизбежностью приходится допустить наличие соглашения между его членами. Равные права, обоюдные выгоды, взаимопомощь — вот каково должно быть основание этого соглашения». Принятие идеи общественного договора не сопровождается, однако, у Марата попытками сколько-нибудь непротиворечиво увязать ее с собственной, ранее высказанной им мыслью о том, что государство возникло вследствие насилия. Чтобы прийти к «хорошо устроенному государству», необходимо будет разделить публичную власть между большим числом должностных лиц. Поставленные все как один в зависимость от народа, они должны быть независимыми друг от друга, должны взаимно уравновешивать, умерять и сдерживать друг друга. В «хорошо устроенном государстве» высшая власть по убеждению Марата, принадлежит всему народу в целом. Он один (сам или через своих представителей) — суверен и верховный законодатель. Сам народ и следит за исправным выполнением своих же законов. Там, где народ — суверен, достижимо и народное благополучие. Для него (благополучия народа) требуются три вещи: «подданным — священные права, государству — непреложные законы, правительству — неодолимые пределы власти». Перечень того, что необходимо для народного благополучия, не случайно открывается правами подданных правами людей. Согласно Марату, именно их осуществление

составляет (вернее, должно составлять) цель политического сообщества. Марат различает естественные и гражданские права индивидов. Первые изначальны, вторые производны от них. Посредником между ними выступает общество. В работе «Конституция, или Проект Декларации прав человека и гражданина» (август 1789 г.) Марат писал, что «взаимные права» людей восходят к естественному праву человека. Они устанавливаются обществом и благодаря общественному договору приобретают священный, непререкаемый характер. Права человека «вытекают единственно из его потребностей». Усмотрение источника права в потребностях индивида, т. е. в состоянии испытываемой им нужды в предметах, обеспечивающих ему существование и развитие, — реалистический элемент маратовского правопонимания. Марат слабо верит в возможность покончить с деспотическими режимами путем реформирования сложившихся госуарственно-правовых порядков. Его конечная надежда — восстание масс, стихийный народный мятеж, расправа над господами, власть предержащими, врагами отечества и проч. Однако неорганизованные мятежные выступления масс вырождаются в бунт, «всегда безуспешный и легко подавляемый». Чтобы в «минуты всеобщего брожения» предотвратить наступление такого исхода, нужен, по Марату, смельчак, который станет во

главе недовольных и поведет их на угнетателей, необходим «выдающийся ум, подчиняющий себе умы, мудрец, способный руководить действиями необузданной и непостоянной толпы». Уже здесь, в этих словах (они из «Цепей рабства») содержится в

зародыше та идея выдвижения народного трибуна или установления диктатуры (на древнеримский манер), которую Марат особенно настойчиво развивает и пропагандирует в годы революции. В эти годы во Франции под «диктатурой» многие разумели личную власть, не связанную никакими законами и абсолютно исключающую всякую демократию. Согласно Марату, назначение диктатуры — «уничтожить изменников и заговорщиков». Кто же они? Фактически все находящиеся вне партии, которая состоит «только из неимущих классов, из плебса, без знаний, средств, вождей». Свое предназначение диктатура выполняет методами революционного террора. Не исключено, правда, что в борьбе с врагами революции придется сначала разоблачать и осуждать их происки, использовать против них легальные средства. Однако решающее слово

в этой борьбе должно принадлежать гильотине и петле. Оправдывая свои призывы к «кровавым расправам», Марат пояснял: «Никто не питает большего омерзения к пролитию крови, чем я, но чтобы помешать пролитию потоков, я настаиваю на пролитии нескольких ее капель». Он убежден, что воцаряющийся на мгновение (разумеется, историческое мгновение) «деспотизм свободы» силой покончит с деспотизмом королей, а «несколько своевременно отрубленных голов надолго сдержит врагов общества и на целые столетия избавит великую нацию от бедствий нищеты и ужасов войны». Во взглядах Марата парадоксальным образом совмещаются концепция народного суверенитета, защита принципа разделения властей, мысль о создании системы сдержек и противовесов в механизмах управления государством, апология прав человека и критика произвола с идеями единовластного диктатора и беспощадного террора, с игнорированием правовых гарантий безопасности индивида в условиях революции и т. п.

Появление откровенно авторитарной компоненты в политической теории Марата после июля 1789 г. отражает, конечно, в первую очередь поиск надежных экстраординарных мер, способных спасти начавшуюся революцию. Однако дело, наверное, было не только в этом. Сработали также некоторые негативные эмоциональные факторы, дали себя знать определенные мировоззренческие установки. Влиял исторический пессимизм Марата: его мнение об изначальной испорченности («властолюбии») людей, неверие в позитивно-творческие потенции общества, убеждение в том, что пришествие деспотических форм общежития практически неизбежно. Преодолеть действие этих отрицательных явлений и тенденций, наполняющих историю, может, по Марату, в итоге лишь насилие. Особенно в обстановке революции Марат, подобно многим своим современникам, очень уповал на репрессии, устрашение, наказания. Он надеялся, что посредством насилия, карательных мер революционеры сумеют обезвредить врагов народа, устранить все пороки общества, радикально переустроить страну и добиться торжества справедливости. Симбиоз либерально-демократических и авторитарных идей, аналогичный маратовскому, присущ целому ряду политических доктрин эпохи Великой французской революции. Едва ли не

доминирующая среди них (особенно — в апогее революции) — система государственно-правовых воззрений М. Робеспьера. В литературном наследии Максимилиана Робеспьера (1758 — 1794) нет таких отдельных крупных произведений, как, напрмер, сочинения Марата «Цепи рабства» и «План уголовного законодательства». Но его деятельность в качестве политического лидера и идеолога якобинского движения протекала необычайно интенсивно. Одних только речей за период с 1789 по 1794 г. он произнес свыше 600. Собственно теоретико-аналитическое рассмотрение проблем политики, права, государства, законодательства представлено у Робеспьера сравнительно скромно. В этом плане выделяются прежде всего его знаменитые речи «О Конституции» (10 мая 1793 г.), «О принципах революционного правления» (25 декабря 1793 г.), «О принципах политической морали» (5 февраля 1794 г.) и др. Социальный проект Робеспьера не оригинален. Он таков общество мелких производителей, где каждый владеет землей, маленькой мастерской, лавкой, способными прокормить его семью, и где человек прямо обменивается произведенными им продуктами с другими равными ему людьми. Стало быть, заветная цель Робеспьера — образцовый мелкобуржуазный строй. У него нет намерения выйти за пределы мира частной собственности.

Содержание соответствующего пробуржуазного государственно-правового идеала Робеспьера почти не менялось на протяжении всей его революционной деятельности. Робеспьеровская концепция идеальной республики не есть порождение непосредственного опыта, она — плод интеллектуальной доктрины, проистекающей в основном из сочинений Руссо и Монтескье. Особенно велико влияние на эту концепцию политического учения Руссо. Робеспьер раскрыл, развил и обогатил ряд узловых положений своего идейного предтечи: о естественных правах человека, форме правления, представительной системе, границах частной собственности и др. Смысловым ядром совокупности политико-юридических воззрений Робеспьера являются положения о государственной власти, об аппарате государства, о принципах его построения и функционирования. Согласно Робеспьеру, три начала должны лежать в фундаменте политического союза. Первое из них — охрана и обеспечение естественных прав гражданина, развитие всех его способностей. Второе — право каждого гражданина на участие в законодательстве и управлении, обусловленное естественным равенством и прирожденной свободой людей. Третье —верховенство власти народа в государстве. Народ в любой ситуации правомочен сам решать свою судьбу. «Если один из членов

общества подвергается угнетению, то налицо угнетение всего общества. Если общество подвергается угнетению, то налицо угнетение каждого члена общества. Право на сопротивление угнетению есть следствие из других прав человека». Тезисы о суверенности народа и о том, что не может быть свободным общество, не освободившееся от угнетения и произвола буквально каждого своего члена, стали ценным приобретением прогрессивной политической мысли. Поначалу Робеспьер полагал, что возможность народа, всех граждан пользоваться свободой и уважением не обусловлена напрямую той или иной комбинацией правительственных учреждений и законов. Но по мере развертывания и углубления революции он сильнее ощущает неодинаковость социально-политического содержания различных форм правления. Теперь уже однозначно негативно, как порочный, характеризуется им монархический принцип организации государственной власти и отстаивается необходимость последовательно республиканского устройства страны. Фактически до конца 1793 г. Робеспьер резко возражает и против диктаторских средств и методов осуществления публичной власти. Убеждение его таково: «выносить смертный приговор всякому, кто предложит диктатуру, триумвират или любую другую форму власти, наносящую вред режиму свободы, установленному Французской республикой». В тот период Робеспьер видит гарантию режима свободы не столько в ужесточении репрессий против его недругов, сколько в надежном функционировании самих республиканских государственно-правовых механизмов обеспечения общественной и индивидуальной свободы. В речи «О Конституции» он призывает Конвент осуществить разделение власти, четко отделить

законодательные учреждения от административного аппарата, предусмотреть сокращение сроков полномочий всех должностных лиц (особенно тех, кто обладает широкими прерогативами), поставить этих лиц в действительную зависимость от суверена, т. е. народа (а не от отдельных персон). Решительная критика Робеспьером феодально-монархических установлений, боевой демократизм развитых им республиканских взглядов делают вождя якобинцев заметной фигурой в истории учений о политике и власти, праве и государстве Нового времени. Но самостоятельность и своеобразие Робеспьера как политического мыслителя базируется в значительной степени на разработанной им концепции конституционного и революционного правительства.

С выдвижением этой концепции существенно преображается весь комплекс робеспьеровских политико-юридических идей. Более очевидным становится в них тяготение к авторитарным формам властвования. Явственно ощущается теперь уклон в сторону правового нигилизма и т. д. Разграничение двух типов правительства дано в речи

«О принципах революционного правления». Робеспьер высказывает в ней ту точку зрения, что «конституционный корабль» строится с расчетом на плавание исключительно в «спокойном море», в атмосфере, где ему не надо идти «навстречу противному ветру». Цель конституционного правительства — сохранять уже утвердившуюся республику, заниматься главным образом гражданской свободой, сберегать индивидов от злоупотреблений, допускаемых публичной властью, и т. п. «Конституция — это режим победоносной и мирной свободы». Совсем другим представляется Робеспьеру правительство революционное. Оно предназначено для того, чтобы действовать в бурных обстоятельствах: когда на море не штиль, а шторм, когда в стране бушует революция. Собственно говоря, такое правительство есть непосредственный продукт и вместе с тем прямое орудие совершаемой революции. Тут очень важно зафиксировать и постоянно иметь в виду понимание Робеспьером самой сути революции. По Робеспьеру, она означает в первую очередь состояние войны в обществе. «Революция — это война свободы против ее врагов». Отождествление революции с войной сильно повлияло на характер робеспьеровского видения лагеря «врагов свободы», а также на трактовку Робеспьером задач и методов борьбы с теми, кого сочтут находящимися в этом лагере. Кто же они? Понятно, что всякого рода заговорщики, нападающие на свободу и Пытающиеся ее уничтожить, лица, противящиеся мероприятиям революции. Но не только они одни. Контрреволюционерами объявляются все носители «безнравственного», «неблагоразумного», «растленного». «Врагам свободы», контрреволюционерам революционное правительство должно нести только

смерть. Апология террора, в особенности его якобинская практика, опрокидывает проповедовавшийся Робеспьером конституционно-республиканский идеал. Мотивы, побудившие Робеспьера защищать тезис об обязательности обращения к мерам насилия, применения террора в борьбе со старым порядком ради установления республиканско-демократического строя, «подсказаны» ему определенными мировоззренческими и идеологическими представлениями. Среди них — стойкая убежденность в том, что война потребна не только для уничтожения контрреволюционеров (открытых и тайных), но и для искоренения слабостей человеческой натуры, пороков, предрассудков, ибо также они прокладывают путь королевской власти. Робеспьер уподобляет террор справедливости,

которую считает эманацией добродетели. Почитая террор за добродетельное средство, он, кроме того, усматривает в нем «следствие общего принципа демократии». Робеспьер, правда, уточняет, что террор надобно пускать в ход «при наиболее неотложных нуждах отечества». Но кто и по каким конкретно критериям будет определять, когда и на какой

срок возникают эти «наиболее неотложные нужды»? Ясного ответа на такие вопросы нет. В сознании Робеспьера и его сторонников, спасателей Отечества, подспудно присутствует мысль о возможности мерами насилия заставить нацию построить свободное, справедливое общество, а равно мысль о пригодности некоторых упомянутых мер и в условиях жизни будущего республиканско-конституционного государства. Господство силы над правом, правовой нигилизм разрушают свободу, делают ее беззащитной перед лицом тирании, заводят народную революцию в тупик. Трагедия Робеспьера, трагедия якобинской диктатуры — закономерный итог стечения многих обстоятельств. Не самое последнее среди них — как раз проявленное якобинцами в теории и на практике «величайшее пренебрежение» правовыми началами социальной жизни.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

21568. Совершенствование технологии и расширение ассортимента блюд Французской кухни 231.63 KB
Требования к персоналу для приготовления блюд французской кухни. Техническое оснащение для приготовления блюд французской кухни. Кроме того горожане и крестьяне ели много каши бобов под чесночным соусом и изредка сыр и рыбу свежую сушеную и соленую для овощей и фруктов рацион тоже был небольшой.
21796. БОЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ НАРОДНО – РЕВОЛЮЦИОННОЙ АРМИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПЕРИОД 1920 Г. - 1922 Г 81.05 KB
Сейчас Дальневосточный регион представляет собой важную экономическую составляющую Российской Федерации с колоссальными сырьевыми запасами, возможностями для развития промышленной инфраструктуры и вложения инвестиций. Вследствие этого он является объектом притяжения внимания многих противников России в области внешней политики, что побуждало руководство России постоянно заботиться об обороноспособности Дальнего Востока.
4746. Завершение Великой Отечественной войны 491.52 KB
Наши ровесники в период Великой Отечественной войны отдали все свои силы для разгрома фашистской Германии, преградили путь фашизму и спасли народы нашей общей Родины от порабощения. В настоящее время фашизм вновь поднимает голову, активно ведется националистическая пропаганда
2492. «Арабские революции» и ситуация в Сирии 20.73 KB
Что касается Сирии то ситуация здесь во многом отличается от того что происходило в других затронутых арабской весной странах таких как Тунис и Египет. В Сирии акции протеста начались в марте 2011 г. Они рапространились на другие города Сирии где манифестанты требовали демократизации и социальноэкономических реформ.
19520. Характер революции 1917 года 33.64 KB
Для нашей работы были привлечены следующие его работы: Апрельские тезисы Государство и революция Кризис назрел Большевики должны взять власть.Троцкого - его книга Преданная революция.Волобуева и его работы 1917 год: была ли альтернатива и Октябрьская революция: новые подходы к изучению последняя была написана совместно с историком В.Коротаева и работа Революция 1917 г.
1414. Советская и немецкая бронетанковая техника накануне Великой отечественной войны 83.39 KB
Бронетанковые силы Западных держав в предвоенный период. Советская и немецкая бронетанковая техника накануне Великой отечественной войны. В войнах прошлого подвижность и маневренность войск полностью зависела от физических возможностей человека и коня а...
19421. Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) 25.77 KB
Развитие права в военное время. Введение Актуальность данной темы заключается в раскрытии динамики исторических процессов развития государства и права Советского государства в период Великой Отечественной войны которая была тяжелейшим испытанием для Советского государства.
14022. Историография консервативной революции в Японии (в работах В. Э. Молодякова) 27.83 KB
Молера которую он защитил в 1949 году как диссертацию. Милер выделяет такие отличительные черты КР как неприятие идей Великой Французской революции и европейского Просвещения а также нападки на современное индустриальное общество. По его мнению “консервативным революционером†был тот кто “нападал на основы века прогресса и в то же время не желал просто восстанавливать какуюлибо форму старого порядкаâ€4. Из особенностей можно отметить что она рассматривает представителей КР второго эшелона таких как Х.
21552. Исправительная система в годы Великой Отечественной войны. Организация ИТЛ в условиях военного времени 25.21 KB
В соответствии с указом ВПС СССР от 12 июля и 24 ноября 1941 года из мест лишения свободы были досрочно освобождены указанные категории заключённых с направлением лиц призывного возраста в Красную Армию. В целях пресечения подобных действий и укрепления дисциплины в лагерях и колониях в феврале 1942 года была введена Инструкция о режиме содержания и охране заключённых в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР в военное время. Основной задачей ГУЛАГа НКВД СССР в годы войны являлось...
3038. Особенности английской политической мысли накануне и во время буржуазной революции 18.51 KB
Наряду с религиозными доводами идеологи революции использовали положения теории естественного права ссылались на прирожденные права англичан; широкое распространение получила также идея договорного происхождения государственной власти. В процессе развития революции выявились различия интересов участвующих в ней классов их разные представления о целях и задачах общей борьбы против сословнофеодального строя государства и права. Теория естественного права в целом отвергалась сторонниками короля которые ссылались на священное писание нет...