Финно-угры - это не самая большая по численности, но довольно большая по количеству народов языковая группа. Большинство народов проживает частично или полностью на территории России.

Некоторых насчитываются сотни тысяч (мордва, марийцы, удмурты), некоторых же можно пересчитать по пальцам (на 2002 год в России зарегистрировано всего 73 человека, называющих себя водь). Однако большая часть носителей финно-угорских языков проживают за пределами России. В первую очередь это венгры (около 14,5 млн человек), финны (около 6 млн) и эстонцы (около миллиона).


В нашей стране представлено самое большое разнообразие финно-угорских народов. Это прежде всего волжско-финская подгруппа (мордва и марийцы), пермская подгруппа (удмурты, коми-пермяки и коми-зыряне) и обская подгруппа (ханты и манси). Также в России есть почти все представители прибалтийско-финской подгруппы (ингерманландцы, сету, карелы, вепсы, ижорцы, водь и саамы).
Древнерусские летописи сохранили названия еще трех народов, до нашего времени не дошедших и, видимо, полностью ассимилированных русским населением: чудь, проживавших по берегам Онеги и Северной Двины, меря - в междуречье Волги и Оки и мурома - в бассейне Оки.


Также археологической и этнографической экспедицией Дальнеконстантиновского музея Нижегородской области и Нижегородского университета сейчас подробно исследуется еще одна исчезнувшая совсем недавно этническая подгруппа мордвы - терюхане, которые проживали на юге Нижегородской области.
Самые многочисленные финно-угорские народы имеют свои республики и автономные округа в составе России - республики Мордовия, Марий Эл, Удмуртия, Карелия, Коми и Ханты-Мансийский автономный округ).

Где живут


Первоначально проживающие в Приуралье и Западной Сибири, финно-угры со временем расселились западнее и севернее своих исконных земель - вплоть до современной Эстонии и Венгрии. На данный момент различаются четыре основные области их расселения: Скандинавский, Кольский полуострова и Прибалтика; среднее течение Волги и низовья Камы; Северный Урал и Северное Приобье; Венгрия. Однако со временем границы расселения финно-угров становятся все менее четкими. Особенно сильно это видно в последние 50 лет, и связан этот процесс с трудовой миграцией как внутри страны (из деревни в города), так и с межгосударственной (особенно после создания Европейского союза).

Языки и анбур


Язык является фактически одним из главных признаков данной общности, иначе просто по внешнему виду вряд ли можно сказать, что венгры, эстонцы и манси - родственники. Всего насчитывается около 35 финно-угорских языков, разделенных всего на две подветви:
угорская - венгры, ханты и манси; финно-пермская - все остальные, включая мертвые муромский, мерянский, мещерский, кеми-саамский и язык аккала. Как считают исследователи и языковеды, все нынешние финно-угорские языки имели общего предка, названного для языковой классификации прафинноугорским языком. Самым древним из известных письменных памятников (конец XII века) является так называемая «Надгробная речь и молитва», которая написана латиницей на древневенгерском языке.
Нам же будет более интересен так называемый анбур - древнепермская письменность, которая использовалась на территории Перми Великой в XIV–XVII веках населяющими ее народами: коми-пермяками, коми-зырянами и русскими. Создана она была русским православным миссионером, устюжанином Стефаном Пермским в 1372 году на основе русского, греческого алфавитов и тамги - рунических пермских символов.
Анбур был необходим московитам для общения со своими новыми соседями на востоке и северо-востоке, так как Московское государство планомерно и довольно быстро расширялось в том направлении, как это водится, крестя новых граждан. Последние, кстати, были не особо против (если мы говорим о пермяках и зырянах). Однако с постепенным расширением Московского княжества и включения в него всей Перми Великой анбур полностью заменяется русским алфавитом, так как, в общем-то, все грамотные люди в тех местах уже говорят по-русски. В XV–XVI веках эта письменность еще кое-где используется, но уже как тайнопись - это своего рода шифр, знакомы с которым очень ограниченное количество людей. К XVII веку анбур полностью выходит из обращения.

Финно-угорские праздники и обычаи

В настоящее время большинство финно-угров - христиане. Российские - православные, венгры по большей части католики, прибалтийские народы - протестанты. Однако в России немало финно-угров - мусульман. Также в последнее время возрождаются традиционные верования: шаманизм, анимизм и культ предков.
Как это обычно бывает во время христианизации, локальный праздничный календарь приурочивался к церковному, на месте священных рощ ставились церкви и часовни, вводился культ местночтимых святых.
Дохристианская религия финно-угров была политеистической - существовал верховный бог (как правило, бог неба), а также плеяда богов «поменьше»: солнца, земли, воды, плодородия… Имена у всех народов для богов были разные: в случае с верховным божеством бог неба у финнов назывался Юмала, у эстонцев - Таеватаат, у марийцев - Юмо.
Причем, например, у хантов, занимающихся в основном рыбалкой, больше почитались «рыбные» боги, а вот у манси, занимающихся в основном охотой, - различные лесные животные (медведь, лось). То есть все народы расставляли приоритеты в зависимости от своих нужд. Религия была вполне утилитарной. Если принесенные какому-то идолу жертвы не возымели действия, то его те же манси могли запросто выпороть плетью.
Также до сих пор некоторые из финно-угров практикуют ряжения в маски зверей во время праздников, что тоже относит нас во времена тотемизма.
У мордвы, занимающейся в основном земледелием, сильно развит культ растений - до сих пор велико обрядовое значение хлеба и каши, которые являлись обязательными практически во всех ритуалах. Традиционные праздники мордвы также связаны с земледелием: Озим-пуря - моленье за уборку хлебов 15 сентября, через неделю за Озим-пуря молян Кереметь, около Казанской справляют Калдаз-Озкс, Велима-бива (мирское пиво).


Марийцы празднуют У Ий Пайрем (Новый год) с 31 декабря на 1 января. Незадолго до этого празднуют Шорыкйол (Святки). Шорыкйол также называется «овечья нога». Все потому, что в этот день девушки ходили по домам и обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги - это должно было обеспечить благополучие в хозяйстве и семье. Шорыкйол - один из самых известных марийских праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после новолуния.
Также празднуется Рошто (Рождество), сопровождающееся шествием ряженых во главе с основными персонажами - Васли кува-кугыза и Шорыкйол кува-кугыза.
Таким же образом почти все местные традиционные праздники приурочены к церковным.

Нельзя также не отметить, что именно марийцы дали сильный отпор христианским миссионерам и до сих пор по традиционным праздникам посещают священные рощи и священные деревья, проводя там обряды.
У удмуртов традиционные праздники тоже были приурочены к церковным, а также к земледельческим работам и дням зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий.
Для финнов наиболее важными являются Рождество (как для порядочных христиан) и Иванов день (Юханнус). Юханнус в Финляндии - это праздник Ивана Купалы на Руси. Как и в России, у финнов считается, что это праздник в честь Иоанна Крестителя, однако сразу понятно, что это языческий праздник, который так и не смог искоренить себя, и церковь нашла компромисс. Как и у нас, на Иванов день молодежь прыгала через костер, а девушки пускали венки по воде - кто венок поймает, тот и будет женихом.
Также почитается этот день и у эстонцев.


Очень интересен обряд карсикко у карел и финнов. Карсикко - это специальным образом обрубаемое или срубаемое дерево (обязательно хвойное). Обряд может быть связан с практически любым значимым событием: свадьбой, смертью важного и уважаемого человека, хорошей охотой.
В зависимости от ситуации дерево подрубали или полностью отрубали все его ветки. Могли оставить одну ветвь или только верхушку. Все это решалось в индивидуальном порядке, известном лишь исполнителю ритуала. После проведения обряда за деревом следили. Если его состояние не ухудшалось и дерево продолжало расти, это означало счастье. Если нет - горе и несчастья.

Финно-угорский мир: что это такое?

По словам Роже Шартье, крупнейшего современного французского историка, окружающий нас мир являет бесконечное разнообразие мест, вещей, индивидуумов и языков. В таком бесконечном многообразии можно выделить культурно-информационное пространство, которое принято называть «финно-угорский мир» который объединяет 24 финно-угорских и родственных им народов

Саамы проживают в Норвегии, Швеции, Финляндии и России (Мурманская область).
Квены - норвежские финны, проживающие на севере Норвегии.
Финны - основное население Финляндии, живут в Швеции, Норвегии, России, а также в США и Канаде.
Карелы проживают в России (Республика Карелия, Тверская, Ленинградская, Мурманская и Вологодская области), Финляндии и Казахстане.
Ижорцы (ингерманландцы) проживают в России в Ленинградской области (до 1710 года это Ингерманландская губерния) и в Карелии. За последние два десятилетия многие ингерманландцы переехали на постоянное место жительства в Финляндию.
Эстонцы - основное население Эстонии, кроме того проживают в России, Латвии, Украине.
Сету (Сето) живут в Эстонии и России (Псковская область).
Ливы проживают в западной части Латвии.
Венгры - основное население Венгрии, а также проживают в Румынии, Сербии, Словакии, США и других странах.
Чангоши живут в Румынии в предгорных и горных районах Карпат.

Места компактного проживания следующих народов расположены, в основном, на территории России:

Водь проживают на севере Кингисеппского района Ленинградской области;
Коми-зыряне проживают в Республике Коми, а также небольшими группами в Западной и Восточной Сибири;
Коми-пермяки - в Коми-пермяцком округе, в Кировской и Свердловской областях;
Ханты живут в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком округах и в Томской области;
Манси - в Ханты-Мансийском округе, на севере Свердловской области и в Пермском крае;
Бесермяне проживают на северо-западе Удмуртии в бассейне р. Чепцы;
Удмурты живут в Удмуртской Республике, а также в других регионах РФ;
Марийцы - в республике Марий Эл и других регионах;
Мордва - в республике Мордовия: основная территория проживания мордовских эрзян — бассейн реки Суры, мокшан — бассейн реки Мокши;
Ненцы проживают в Ненецком автономном округе, в Архангельской области, республике Коми, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах, Тюменской области, а также на Новой Земле;
Нганасаны проживают на территории Таймырского автономного округа и Красноярского края;
Энцы - енисейские самоеды, их место проживания - Красноярский край;
Селькупы проживают в Тюменской, Томской областях, Ямало-Ненецком АО, Красноярском крае.

Угро-финны стояли у истоков государственности Московии-России.

Уже второй год в Москве широко отмечаются дни родственных угро-финских народов. Чем же они интересны? Прежде чем ответить на этот вопрос, неплохо было бы обратиться к истории. Особенно сейчас, когда все озабочены проблемой самоидентификации, поиском корней и национальной идеи.

Мы пригласили к разговору Александра Каминского, основателя Общества российско-эстонской дружбы, члена правления Московской региональной ассоциации Угро-финских народов.

- Александр Геннадьевич, давайте вспомним для начала знаменитый текст о призвании варягов, о котором мы с Вами уже говорили, обсуждая день независимости России 12 июня.

А.К.: Если историки до сих пор спорят о самом факте прихода варягов, их происхождении, языковой принадлежности и прочем, то факт, что у истоков российской государственности стояли представители не только славянских, но и угро-финских и балтских племен, в академических кругах не отрицается никем.

Однако на обиходном уровне до сих пор бытует мнение, что коренное население России — русские, что порождает множество проблем: от исторических несообразностей в книгах до бытового экстремизма.

Вот, например, на 4 и 5 ноября во многих городах планируются «русские марши», которые будут проходить под лозунгами «Защитим русских — коренное население России». Но давайте тогда защищать все коренное население России — чудь, весь, водь, коми и другие народы.

Ведь именно представители угро-финской языковой семьи являются древнейшим населением Российской Федерации. Славяне пришли на эту территорию позже, причем пик миграции в Северо-Восточную (Владимиро-Суздальскую Русь) пришелся на середину тринадцатого века, когда жители разгромленной Батыем Киевской Руси кинулись спасаться на север.

- Было интересно узнать, к примеру, что такое название, как Москва имеет угро-финские корни.

А.К.: Археологические раскопки городищ и селищ дьяковской культуры раннежелезного века, что проходили на территории Москвы, показывают, что в бассейне Москвы-реки жили племена, говорившие на языке финно-угорской языковой семьи.

Слово «Москва» легко делится на два компонента: моск-ва, подобно названиям северноуральских рек — Лысь-ва, Сось-ва, Сыл-ва, Куш-ва. Элемент -ва легко объясняется во многих финно-угорских языках (например, в мерянском, марийском, коми) как «вода», «река» или «мокрый». А вот корень моск- объясняют по-разному: или как «болотистое место», или как «медвежье».

А вот один из старейших русских городов - Псков — стоит на река Пско-ва, а его название происходит от слова piskawa (по-ливски), pihkwa, piskwa (по-эстонски в старом, довоенном написании), означающих «смолистая вода», «плеск», «блеск», «рыбная река», «песок». Археологи давно установили, что в древнем Пскове жили предки славян — псковских кривичей, представители прибалтийско-финских, балтских и скандинавских племён.

Показательным является и освоение предками современных русских Пермского края, и их контакты с зырянами (предками народа коми). Практически сразу после Куликовской битвы Дмитрий Донской принимает приехавшего из Перми священника Степана Хряпа (впоследствии канонизированного под именем Стефана Пермского), который просит его и митрополита Алексия учредить Пермскую епархию. Стефан переводит на зырянский язык Библию. До середины восемнадцатого века богослужение в зырянских церквях велось на коми языке.

Стефан пытался сделать для Пермского края практически то же, что Кирилл и Мефодий для Древней Руси, то есть провести христианизацию без русификации. Зыряне получили возможность вести богослужение на своем языке, развивать свою письменность. Но к середине XVIII века этим алфавитом почти перестали пользоваться. Почему? Это тема отдельного серьезного исследования.

- Хорошо, а как происходил процесс ассимиляции племен, населявших эту землю, с русскими?

А.К.: Многие из угро-финских племен, живших в орбите Новгородской, а потом Владимиро-Cуздальской Руси, давно ассимилировались. И память о них сохранилась лишь в русском фольклоре. Согласно легендам, «чудь в землю закопалась» при походе на неё новгородского войска. Чудь живет в лесу, прячет там свои сокровища. Возможно, что чудины — людоеды. Они высоки, светловолосы, светлоглазы («чудь белоглазая»). Даже убитая чудь может постоять за свои права. Если в некоторых местах рубить лес, то потом «Чудь придёт, народ пожрёт, скарб разграбит».

Как полагают многие исследователи, тот страх перед лесом, который есть в очень многих русских народных сказках, тоже связан с чудью. Дело в том, что и скандинавы-варяги, и жители Киевской Руси таких лесов, переходящих в тайгу, которые находились на территории расселения угро-финских племен, не видели. Движение туда для варягов и славян было сопряжено с огромными опасностями. Там жили лесные племена, не всегда дружелюбные к пришельцам, со своими непонятными обычаями. Пугали они славян и тем, что с ними нельзя было встретиться в открытом бою, как, например, с половцами, послать им вызов: «Иду на Вы».

- Несмотря на свою воинственность, им все же не удалось противостоять захвату своих земель?

А.К.: Я бы не стал описывать этот процесс в терминах захвата. Вся история говорит о том, что продвижение славян на угро-финские земли было относительно мирным. Бывали случаи, когда чудь сама участвовала в походах русских князей. Так, Владимир ходил отвоевывать Киевский престол с варяжским и чудским войском. Угро-финские народы северо-запада поочередно становились данниками то Швеции, то Новгорода. От того, под чьей властью они в итоге оказывались, и зависела их историческая судьба: одни практически слились с русскими, другие — со шведами или более крупными, угро-финскими же народами — эстонцами и финнами. Но есть народы, которые до сих пор сохранили свою самобытность и язык, например, народ сету, живущий по обоим берегам Чудского озера.

Вообще я бы назвал это процессом консолидации угро-финских земель вокруг России. И надо сказать, что он продолжался довольно долго. Вот, например, Удмуртия вошла в состав России 450 лет назад, княжество Конда (Кондиния) было формально присоединено к России в восемнадцатом веке, однако включение Конды в титул императора всероссийского состоялось только при Николае I в 1842 году.

- Что вы можете сказать о культурном взаимодействии угро-финских и славянских народов?

А.К.: Тему культурного взаимодействия русских и финно-угров (больших народов и малых народностей) в одной статье охватить невозможно. Хочу только привести пример взаимопроникновения наших культур. Все мы привыкли считать, что береза — символ России. Однако это культовое дерево является национальным символом у большинства угро-финских народов Севера - карел, веси, мери, югры, манси, хантов, удоров, пермяков, коми, финнов-суоми, и финнов-тавастов.

Береза — первое дерево, которое проникло на Север после великого оледенения. Видимо, это тоже сыграло свою роль. Были и есть деревья, которым по 400-500 лет.

Именно таким деревом была Великая береза пермского народа. Под ним совершались жертвоприношения, отмечались все праздники, она находилась в районе города Усть-Вымь. Уже упоминаемый Стефан Пермский срубил и сжег Великую березу в 1379 году. Разъяренная толпа схватила его и хотела сжечь. Его уже привязали к столбу, но никто не решился поджечь хворост. Позднее в Москве Сергий Радонежский упрекал Стефана за «излишнее рвение» и призывал его к большей терпимости.

Местом капищ, посвященных Великой березе, был город Березов, место ссылки Меньшикова и учебы нового мэра Москвы. На языке манси этот город сначала назывался Халь-Уш, а на языке обских хантов Сунгуч-ваш, что означает одно и то же «береза». Завоевав Обдорию, русские просто перевели это название. Память о почитании берёзы осталась и в названиях Халь-мер Ю и Кунгур, Сунгур и Сургут.

Даже с формальным принятием православия угро-финские народы продолжали поклоняться березе. Они слили праздник березы с православным праздником Троицы, на который и русские тоже, сначала в районах со смешанным населением, а потом и в чисто русских, стали приносить в церковь и домой березовые ветки.

- А почему же такие сугубо исторические сведения замалчивались?

А.К.: Надо сказать, что отечественная историография, если не замалчивала, то и не стремилась в должной мере освещать вопросы, связанные с этническим составом населения Пскова, Новгорода, Русского Севера. При этом псковские летописи 14-17 веков достаточно подробно рассказывают об истории народов Прибалтики, а Псков героически противостоял экспансии Ливонского ордена, способствуя национальному самосохранению не только славян, но и литовцев, эстов, сету, ижорцев и других народов.

Вся эта недосказанность приводит к тому, что, как я уже говорил, в сознании людей возникают странные белые пятна, непонятные страхи и опасения. Например, одним из таких страхов является страх утраты православной идентичности при возрождении традиционной культуры угро-финских народов.

Но ведь на самом деле большинство коми, удмуртов, води, горных и луговых мари, мокша и эрьзя — православные. При этом среди них много представителей старообрядческой церкви, то есть людей, сохранивших веру и обычаи неизменными, с семнадцатого века. Собственно говоря, протопоп Аввакум — герой и мученик старообрядчества, известный также как харизматичный русский писатель, был по национальности мордвином.

- Но сколько человек знают об этом в России?

А.К.: Мало. Именно поэтому в мероприятиях, проходящих в дни угро-финских народов в Москве, мы делаем упор на просвещение, на исторические и культурные материалы, организуем кинопоказы, проводим конференции.

Нельзя не сказать еще об одном направлении нашей деятельности — это восстановление памяти о репрессированных деятелях национальных культур. К сожалению, имена Кузьмы Чайникова (Кузебая Герда), Валериана Васильева, Михаила Янтемира, Тимофея Евсевьева практически неизвестны, а ведь это были выдающиеся просветители, яркие литераторы, блестящие ученые.

- Какую роль играет религия в жизни угро-финских народов?

А.К.: Это слишком большая тема, не хотелось бы поверхностно затронуть ее в интервью. У наших коллег по угро-финскому лекторию «Муш» уже давно возникла мысль о том, что надо провести большую конференцию по этому вопросу. Думаю, что это будет очень полезным.

Сейчас же в преддверии дня памяти жертв политических репрессий хочу сказать о другом, например, на территории современной республики Коми в 1918 г. было 116 приходов, в которых насчитывалось 186 церквей и около 230 часовен, 88 церквей и 3 часовни были каменные. К маю 1941 г. в Коми АССР не осталось ни одной действующей церкви, за период 1930-1988 гг. 80 церквей и более 190 часовен были разрушены. ВСЕ священнослужители были в 1920-30-е годы репрессированы.

Семнадцать пастырей, отдавших свою жизнь за Веру и Отечество, прославлены Русской Православной Церковью к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Среди них: отец Николай Шумков (погиб в 1937 году), отец Григорий Бронников (1937), отец Николай Доброумов (1937)».

Советская власть последовательно разрушала храмы, языческие капища, священные места ханты, манси, ненцев. Почитайте, например, роман «Божья матерь в кровавых снегах» хантыйского писателя Еремея Айпина или вспомните историю острова Вайгач, бывшего священным местом для ненцев (которые так же, как УФ-народы входят в Уральскую языковую семью).

В 1921 году экспедицией Н. А. Куликова в юго-западной части острова были обнаружены полиметаллические руды. С 1930 года геологические исследования продолжила Вайгачская экспедиция ОГПУ под начальством Ф. И. Эйхмана, бывшего заместителя начальника СЛОН. Научную часть работ возглавлял заключённый П. В. Виттенбург — известный геолог и географ, профессор.

В 1934 году в бухте Варнек силами заключённых «Особлага Вайгач» началась промышленная добыча свинцово-цинковых руд в пяти шахтах. Люди умирали сотнями Зимой умерших не хоронили, а спускали под лёд бухты

В 1938 году шахты залило водой и рудник был закрыт. Оставшихся в живых заключённых частично вывезли, а остальных зимой пешком отправили в Воркуту. В пути многие погибли. Многие ненцы до сих пор боятся посещать свои святилища на этом острове.

В этом году мы планируем завершить дни угро-финского единства большой конференцией, под названием «Репрессированное возрождение», на которой и будем говорить о многих деятелях угро-финской культуры и просвещения.

29 октября в 15.00 у могилы Иштвана Бетлена, бывшего премьер-министра Венгрии, похороненного в общей могиле №№ на территории Донского кладбища, состоится церемония возложения венков и зажжения свечей, организованная нашими венгерскими коллегами. А 30 октября, в день памяти жертв политических репрессий, активисты всех действующих в Москве угро-финских культурных организаций придут к Соловецкому камню с зажженными свечами.

Должен сказать, что одними конференциями наша деятельность не ограничивается. Весной мы планируем провести более массовое мероприятие — первый фестиваль финно-угорских рок-групп. Я очень надеюсь, что нам в этом помогут эстонские музыканты, многие из них уже высказали такое пожелание. Приходите.

Ульяна КИМ

Финно-угорские языки являются родственными современным финскому и венгерскому. Народы, говорящие на них, составляют финно-угорскую этноязыковую группу. Их происхождение, территория расселения, общность и различие во внешних чертах, культуре, религии и традициях - предметы глобальных исследований в области истории, антропологии, географии, лингвистики и ряда других наук. Вкратце осветить эту тему постарается данная обзорная статья.

Народы, входящие в финно-угорскую этноязыковую группу

Основываясь на степени близости языков, исследователи разделяют финно-угорские народы на пять подгрупп.

Основу первой, прибалтийско-финской, составляют финны и эстонцы - народы, обладающие собственными государствами. Проживают они также и на территории России. Сету - небольшая группа эстонцев - расселена в Псковской области. Самый многочисленный из прибалтийско-финских народов России - карелы. В быту они употребляют три автохтонных диалекта, в то время как литературным языком у них считается финский. Кроме того, к этой же подгруппе относятся вепсы и ижорцы - маленькие народы, сохранившие свои языки, а также водь (их осталось менее ста человек, собственный язык утрачен) и ливы.

Вторая - саамская (или лопарская) подгруппа. Основная часть народов, давших ей название, расселена в Скандинавии. В России саамы проживают на Кольском полуострове. Исследователи предполагают, что в давние времена эти народы занимали более значительную территорию, однако впоследствии были оттеснены севернее. Тогда же произошло замещение их собственного языка одним из финских наречий.

В третью подгруппу, составляющую финно-угорские народы - волжско-финскую - входят марийцы и мордва. Марийцы - основная часть Марий Эл, живут они также в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии и ещё ряде российских областей. У них выделяют два литературных языка (с чем, однако, согласны не все исследователи). Мордва - автохтонное население республики Мордовия; в то же время значительная часть мордвинов расселена по всей России. В составе этого народа - две этнографические группы, каждая со своим литературным письменным языком.

Четвёртая подгруппа называется пермской. Она включает а также удмуртов. Ещё до октября 1917 года по уровню грамотности (правда, на русском языке) коми приближались к самым образованным народам России - евреям и русским немцам. Что касается удмуртов, то их диалект сохранился по большей части в сёлах Удмуртской республики. Жители же городов, как правило, забывают и коренной язык, и обычаи.

К пятой, угорской, подгруппе относятся венгры, ханты и манси. Хотя низовья Оби и северный Урал отделяет от венгерского государства на Дунае множество километров, эти народы на самом деле являются самыми ближайшими родственниками. Ханты и манси относятся к малым народам Севера.

Исчезнувшие финно-угорские племена

К финно-угорским народам относились и племена, упоминания о которых в настоящее время сохранились лишь в летописях. Так, народ меря обитал в междуречье Волги и Оки в первом тысячелетии нашей эры - существует теория, что он впоследствии слился с восточными славянами.

То же самое произошло и с муромой. Это - ещё более древний народ финно-угорской этноязыковой группы, некогда населявший бассейн Оки.

Давно исчезнувшие финские племена, проживавшие вдоль и Северной Двины, исследователи называют чудью (согласно одной из гипотез, они были предками современных эстонцев).

Общность языков и культуры

Объявив финно-угорские языки единой группой, исследователи подчёркивают эту общность как главный фактор, объединяющий народы, говорящие на них. Однако уральские этносы, несмотря на сходство в структуре их языков, всё же понимают друг друга далеко не всегда. Так, финн, безусловно, сумеет объясниться с эстонцем, эрзянин - с мокшанином, а удмурт - с коми. Однако народы этой группы, территориально отдалённые друг от друга, должны приложить довольно много усилий, чтобы выявить в своих языках общие черты, которые помогли бы им вести разговор.

Языковое родство финно-угров прежде всего прослеживается в сходстве лингвистических конструкций. Это существенно влияет на формирование мышления и мировоззрения народов. Несмотря на различие культур, данное обстоятельство способствует возникновению между этими этносами взаимопонимания.

Одновременно своеобразная психология, обусловленная мыслительным процессом на этих языках, обогащает общечеловеческую культуру их уникальным видением мира. Так, в отличие от индоевропейца, представитель финно-угорского народа склонен с исключительным уважением относиться к природе. Финно-угорская культура во многом также способствовала стремлению этих народов мирно приспособиться к соседям - как правило, они предпочитали не воевать, а мигрировать, сохраняя свою самобытность.

Также характерная черта народов данной группы - открытость к этнокультурному взаимообмену. В поиске путей укрепления взаимоотношений с родственными народностями они поддерживают культурные контакты со всеми теми, кто их окружает. В основном финно-уграм удалось сохранить свои языки, основные культурные элементы. Связь с этническими традициями в этой области прослеживается у них в национальных песнях, танцах, музыке, традиционных блюдах, одежде. Также до наших дней дошли многие элементы их старинных обрядов: свадебных, похоронных, поминальных.

Краткая история финно-угров

Происхождение и ранняя история финно-угорских народов до сего времени остаются предметом научных дискуссий. Среди исследователей наиболее распространено мнение, что в древности существовала единая группировка людей, говоривших на общем финно-угорском праязыке. Предки нынешних финно-угров до конца третьего тысячелетия до н. э. сохраняли относительное единство. Они были расселены на Урале и западном Приуралье, а возможно, также и в некоторых прилегающих к ним районах.

В ту эпоху, называемую финно-угорской, их племена контактировали с индоиранцами, что нашло отражение в мифах и языках. Между третьим и вторым тысячелетиями до н. э. отделились друг от друга угорская и финно-пермская ветви. Среди народов последней, расселившихся в западном направлении, постепенно выделились и обособились самостоятельные подгруппы языков (прибалтийско-финская, волжско-финская, пермская). В результате перехода автохтонного населения Крайнего Севера на одно из финно-угорских наречий образовались саамы.

Угорская группа языков распалась к середине I тысячелетия до н. э. Разделение прибалтийско-финской произошло в начале нашей эры. Пермская просуществовала несколько дольше - до восьмого столетия. Большую роль в ходе обособленного развития этих языков играли контакты финно-угорских племён с балтийскими, иранскими, славянскими, тюркскими, германскими народами.

Территория расселения

Финно-угорские народы в наши дни преимущественно проживают в Северо-Западной Европе. Географически они расселены на огромной территории от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, нижнего и среднего Притоболья. Венгры - единственный народ финно-угорской этноязыковой группы, образовавший своё государство в стороне от других родственных им племён - в Карпато-Дунайской области.

Численность финно-угров

Общая численность народов, разговаривающих на уральских языках (к ним относятся финно-угорские вместе с самодийскими), составляет 23-24 миллиона человек. Самыми многочисленными представителями являются венгры. Их в мире более 15 миллионов человек. За ними следуют финны и эстонцы (5 и 1 миллион человек, соответственно). Большинство прочих финно-угорских этносов проживает в современной России.

Финно-угорские этносы на территории России

Русские переселенцы массово устремились на земли финно-угров в XVI-XVIII столетиях. Чаще всего процесс расселения их в этих краях происходил мирно, однако некоторые коренные народы (например, марийцы) долго и ожесточённо сопротивлялись присоединению своего края к Российскому государству.

Христианская религия, письменность, городская культура, привнесённые русскими, со временем стали вытеснять местные верования и наречия. Люди переезжали в города, переселялись на сибирские и алтайские земли - туда, где основным и общим был русский язык. Впрочем, и он (в особенности его северный диалект) впитал много финно-угорских слов - заметнее всего это в области топонимов и названий явлений природы.

Местами финно-угорские народы России смешались с тюрками, приняв мусульманство. Однако значительная их часть всё же была ассимилирована русскими. Поэтому данные народы нигде не составляют большинства - даже в тех республиках, которые носят их имя.

Тем не менее, согласно переписи населения в 2002 году, в России встречаются очень значительные по численности финно-угорские группы. Это мордва (843 тысячи человек), удмурты (почти 637 тысяч), марийцы (604 тысячи), коми-зыряне (293 тысячи), коми-пермяки (125 тысяч), карелы (93 тысячи). Численность некоторых народов не превышает тридцати тысяч человек: ханты, манси, вепсы. Ижорцы насчитывают 327 человек, а народ водь - только 73 человека. Живут в России также венгры, финны, эстонцы, саамы.

Развитие финно-угорской культуры в России

Всего в России проживает шестнадцать финно-угорских народов. Пять из них имеют свои национально-государственные образования, а два - национально-территориальные. Прочие же расселены дисперсно по всей стране.

В России уделяется значительное внимание сохранению самобытных культурных традиций населяющих её На общегосударственном и местном уровне разрабатываются программы, при поддержке которых изучается культура финно-угорских народов, их обычаи и диалекты.

Так, саамский, хантыйский, мансийский преподают в начальных классах, а коми, марийский, удмуртский, мордовский языки - в средних школах тех регионов, где проживают большие группы соответствующих этносов. Существуют специальные законы о культуре, о языках (Марий Эл, Коми). Так, в Республике Карелия действует закон об образовании, закрепляющий право вепсов и карелов обучаться на своём родном языке. Приоритет развития культурных традиций этих народов определяет Закон о культуре.

Также в республиках Марий Эл, Удмуртии, Коми, Мордовии, в Ханты-Мансийском АО существуют собственные концепции и программы национального развития. Создан и действует Фонд развития культур финно-угорских народов (на территории республики Марий Эл).

Финно-угорские народы: внешность

Предки нынешних финно-угров произошли в результате смешения палеоевропейских и палеоазиатских племён. Поэтому во внешности всех народов данной группы присутствуют как европеоидные, так и монголоидные черты. Некоторые учёные даже выдвигали теорию о существовании самостоятельной расы - уральской, являющейся "промежуточной" между европейцами и азиатами, однако эта версия имеет мало сторонников.

Финно-угры неоднородны в антропологическом отношении. Однако характерными "уральскими" чертами в той или иной мере обладает любой представитель финно-угорского народа. Это, как правило, средний рост, очень светлый цвет волос, широкое лицо, негустая борода. Но проявляются эти особенности по-разному. Так, мордвины-эрзя - рослые, обладатели светлых волос и голубых глаз. Мордвины-мокша - напротив, ниже ростом, широкоскулые, с более тёмными волосами. У удмуртов и марийцев нередко встречаются характерные "монгольские" глаза с особой складкой у внутреннего угла глаза - эпикантусом, очень широкие лица, жидкая борода. Но при этом волосы у них, как правило, светлые и рыжие, а глаза - голубые либо серые, что характерно для европейцев, но никак не монголоидов. "Монгольская складка" встречается также у ижорцев, води, карел и даже эстонцев. Коми выглядят по-разному. Там, где бывают смешанные браки с ненцами, представители этого народа раскосы и черноволосы. Другие коми, напротив, скорее походят на скандинавов, однако более широколицы.

Финно-угорская традиционная кухня в России

Большая часть блюд традиционных кухонь финно-угорского и Зауралья, по сути, не сохранилась либо была существенно искажена. Однако этнографам удаётся проследить некоторые общие закономерности.

Основным продуктом питания финно-угров была рыба. Её не только обрабатывали по-разному (жарили, вялили, варили, квасили, сушили, ели сырой), но и готовили каждый вид своим способом, который лучше передавал бы вкус.

До появления огнестрельного оружия основным способом охоты в лесу были силки. Ловили преимущественно лесную птицу (тетеревов, глухарей) и мелкого зверя, в основном зайца. Мясо и птицу тушили, варили и пекли, значительно реже - жарили.

Из овощей использовали репу и редьку, из пряных трав - растущие в лесу жеруху, борщевик, хрен, лук, молодую сныть. Западные финно-угорские народы практически не употребляли грибы; в то же время для восточных они составляли существенную часть пищевого рациона. Древнейшие виды зерна, известные этим народам - ячмень и пшеница (полба). Из них готовили каши, горячие кисели, а также начинку для домашних колбас.

Современный кулинарный репертуар финно-угров содержит очень мало национальных черт, поскольку испытал сильное влияние русской, башкирской, татарской, чувашской и других кухонь. Однако почти у каждого народа сохранилось одно или два традиционных, ритуальных либо праздничных блюда, которые дошли до наших дней. В сумме они позволяют составить общее представление о финно-угорской кулинарии.

Финно-угорские народы: религия

Большинство финно-угров исповедуют христианскую веру. Финны, эстонцы и западные саамы относятся к лютеранам. Среди венгров преобладают католики, хотя можно встретить также кальвинистов и лютеран.

Финно-угры, живущие в - преимущественно православные христиане. Однако удмурты и марийцы местами сумели сохранить древнюю (анимистическую) религию, а самодийские народы и жители Сибири - шаманизм.

Народы, говорящие на финно угорских (угро финских) яз. Финно угорские яз. составляют одну из двух ветвей (наряду с самодийской) ур. яз. семьи. По лингвистическому принципу Ф. У.Н. делятся на группы: прибалтийско финскую (финны, карелы, эстонцы … Уральская историческая энциклопедия

финно-угорские народы россии Этнопсихологический словарь

ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ РОССИИ - народы нашей страны (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы), проживающие на севере европейской части, в северной, центральной и южной частях Урала и ведущие свое происхождение от ананьинской археологической культуры (VII III… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Финно-угорские языки - Финно угорская Таксон: ветвь Ареал: Венгрия, Норвегия, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония и др. Классификация … Википедия

Финно-угорские племена и народы

Финно-угорские племена - Финно венгерские народы (финно угры) группа народов, говорящих на финно венгерских языках, живущих чересполосно в Западной Сибири, Центральной и Восточной Европе. Содержание 1 Представители финно угров 2 История 3 Ссылки … Википедия

Финно-угорские языки - Финно угорские языки семья языков, входящая в состав более крупного генетического объединения языков, названных уральскими языками. До того как было доказано генетическое родство самодийских языков с финно угорскими, семья Ф.‑у. я. считалась… … Лингвистический энциклопедический словарь

Финно-угорские (или угро-финские) народы - население, говорящие на финно угорских языках. Группа финно угорских языков, одна из двух ветвей уральской языковой семьи. Делится на языковые группы (соответствующие им этносы): прибалтийско финская (финский, ижорский, карельский, людиковский,… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

Книги

  • Ленинградская область. Знаете ли Вы? , . Ленинградская область - край с богатой историей. Знаете ли вы, что ее территорию издавна населяли славяне и финно-угорские народы, вместе создававшие Северную Русь?Здесь проходил великий… Купить за 380 руб
  • Памятники Отечества. Альманах, № 33 (1-2/1995). Полное описание России. Удмуртия , . На нашей земле столетиями добрыми соседями живут разные народы. Древние финно-угорские племена оставили здесь следы своей высокой культуры и искусства. Их потомки- удмурты - сохранили идущие…

Финно-угорские народы представляют собой крупную европейскую общность. В качестве основного связующего компонента выступает этнолингвистический фактор - принадлежность финно-угорских языков к единой языковой семье. Однако несмотря на схожую структуру, финно-угорские языки имеют существенные различия, одно из которых обуславливается тем, что в каждом из языков наличествует множество территориальных диалектов. Финно-угорская языковая семья происходит от единого предка - пра-финно-угорского языка, который позднее распался на две ветви: финно-пермскую и угорскую.

Предполагается, что в конце пятого тысячелетия до нашей эры предки финно-угров отъединились от прауральской общности, локализующийся на территории Обь-Иртышского бассейна, проделали длинный миграционный путь и впоследствии заселили Западную Сибирь и Урал.

Где живут финно-угорские народы

На сегодняшний день зона расселения финно-угорских народностей охватывает Восточную и Северную Европу, а также Западную и Центральную Сибирь. Существует 24 народности финно-угорского происхождения, 17 из которых проживают в России. Общая численность всех представителей финно-угорских народов составляет приблизительно 25 миллионов человек. Финно-угры подразделяются на антропологические подгруппы, которые включают в себя прибалтийско-финскую, волжско-финскую, саамскую, пермскую, дунайскую и обскую.

Ханты

Коренное население Ханты-Мансийского округа. Основным местом проживания хантов является Западная Сибирь. Численные показатели 2002 года сообщают, что в России зафиксировано 28678 хантов. Национальным языком является хантыйский. В хантыйском языке отмечено преобладание различных территориальных разновидностей, в связи с чем он представляет широкий интерес для лингвистических исследований. В 1849 году впервые был издан краткий словарь хантыйского языка. Появление хантыйского этноса объясняется тем, что угорские племена, пришедшие с юга, заселили береговые зоны реки Обь, а также территории современных ХМАО и ЯМАО, в дальнейшем произошло смешение с аборигенами. Ханты промышляют рыбной ловлей и оленеводством, также развито собирательство.

Манси

Ранее назывались вогулы или вогуличи. По большей части проживают в ХМАО, являются коренным населением области. Малочисленны, по показателям 2010 года количество представителей народа манси составляло 12269 человек. Говорят как на мансийском, так и на русском языках. Вследствие этнической ассимиляции, русский язык стал родным для 62% манси. По фонетическим, лексическим, грамматическим особенностям мансийский язык наиболее близок к языку хантов. Письменность у манси существует с 1931 года. Предполагается, что народ манси возник вследствие объединения племён уральских неолитов и угров, прокладывающих путь с юга через Западную Сибирь и Северный . Народное хозяйство основывается на охоте, рыболовстве, земледелии, оленеводстве. В культуре народа манси преобладает фольклорный компонент.

Удмурты

Старейшие останки различных поселений и орудий, обнаруженные археологами на территории современной Удмуртии, относятся к периоду мезолита. Эти находки доказывают, что удмурты являются древнейшим народом Прикамья и Предуралья. На сегодняшний день в России проживает 552 тысячи удмуртов, из них 410 тысяч в Удмуртской Республике. В роли основных языков выступают удмуртский и русский. Предками удмуртов являются пермяне - народ, обосновавшийся в 1 тысячелетии нашей эры на территории Приуралья. Основу традиционного удмуртского быта составляют охота, земледелие, скотоводство, пчеловодство и различные ремёсла. В национальном фольклоре преобладает песенное творчество.

Вепсы

Наименование «вепсы» появилось относительно недавно, до 1917 года этнос носил название «Чудь». Вепсы проживают на территории Карелии, а также в Ленинградской и Вологодской областях. В России их численность составляет 5936 человек. Считается, что вепсы происходят от прибалтийско-финского племени «Весь», заселявшего окрестности Ладожского, Онежского и Белого озёр.

Традиционный уклад вепсов был основан на сельскохозяйственном производстве. Вепсы занимались разведением скота, возделывали землю и выращивали различные зерновые культуры. До начала XX века проживали большими семейными общинами.

Марийцы

Большая часть марийского народа проживает в Республике Марий Эл, где зафиксировано 290 тысяч марийцев. Другая крупная часть этнической общности приходится на Республику Башкортостан — здесь численность марийцев достигает 130 тысяч человек. Помимо вышеприведённых геопространств, значительная часть марийского народа расселена по Уралу и Поволжью: по Нижегородской, Кировской, Свердловской областям, в Татарской и Удмуртской республиках, в Пермском крае и ХМАО.

Также марийцы проживают в Казахстане и Узбекистане. Марийский язык достаточно распространён как в самой республике, так и в Кировской области и на Урале. По показателям на 2002 год, марийским языком, включая его различные диалекты, владеют 487855 лиц.

Ранние марийские племена были сформированы из потомков ананиньцев, ассимилировавших под влиянием племени Меря. Предки современных марийцев - черемисы, в период с V по VIII века коммуницировали с готскими племенами. У марийцев существует собственная национальная религия, в которой преобладают элементы пантеизма.

Мордва

Наименование «мордва» - собирательный термин, включающий в себя две этнические группы, на которые подразделяются мордовцы: мокшане и эрзяне. Диалекты, употребляемые мокшанами и эрзянами, разнятся, равно как их национальная культура, особенности традиционного быта и даже антропология. На территории современной России в общей сумме проживает приблизительно 844 тысячи представителей названной народности (296 тысяч мошкан и 517 тысяч эрзян).

История мордвы берёт своё начало в середине первого тысячелетия нашей эры, когда на территориях, пролегающих между реками Ока и Волга, сложилась финно-угорская этногруппа, включающая в себя племена мокшан, эрзян, муромы и мерян. В культуре мордвы одну из главенствующих ролей играет культ почитания предков. Традиционные верования мордвы основываются на политеизме, в прошлом присутствовали языческие жертвоприношения.

Сету

Для большинства финно-угорских народностей характерна малочисленность, сету не являются исключением. На территории Эстонской Республики проживают 10-13 тысяч представителей сету, в России, в Псковской области, - 214 человек. Однако точные численные показатели установить невозможно, поскольку сету не внесены в списки народов, проживающих в РФ и ЭР, а зафиксированы как этническая группа.

По этой причине сету нередко обозначают себя эстонцами или русскими, что препятствует установлению точного их количества. По одной из теорий сету являются потомками эстов, бежавших от Ливонского ордена в Псковскую республику. Другая теория предполагает, что предками сету являются эстонские переселенцы, соединившиеся с группой прибалтийско-финских народностей, носивших собирательное наименование «Чудь».

Водь

Водь относятся не только к самым малочисленным представителям финно-угорских народностей, но и внесены в перечень исчезающих народов России. Являются коренным населением Ленинградской области, основная локализация приходится на северную часть Кингисеппского района, отдельные лица проживают в Санкт-Петербурге и Эстонской Республике. На момент 2010 года численность вожан составляла всего 64 человека, показатели на сегодняшний год отсутствуют.

Ранние исторические сведения сообщают, что в конце первого тысячелетия нашей эры водь проложили миграционный путь из Эстонии в Ленинградскую область, где впоследствии обосновались. Однако по результатам более поздних исследований можно предположить, что водь заселили нынешние территории своего обитания намного раньше: в I-IV веках. Доказательством этому служат водские захоронения, обнаруженные археологами на территории Ленинградской области. В XIX веке вожская народность насчитывала 5148 человек, причиной сокращения численности народа стала ассимиляция вожан ижорами и славянами.

Быт народа води был ориентирован на ведение сельского хозяйства, в особенности земледелия. Этнографический портрет описывает вожан как красивых голубоглазых людей с необычайно светлыми, почти белоснежными волосами. Водский язык, имеющий несколько территориальных разновидностей, на сегодняшний день находится на грани исчезновения по причине лингвистической невостребованности.

Венгры

Многочисленный европейский народ, исторически происходящий от угров. За исключением Венгрии широко расселены по территориям Румынии, Словакии, Украины, Великобритании, Германии и Сербии. Общая численность венгров составляет 15 миллионов человек. Венгерский язык отличается определённой самобытностью, поскольку не имеет близкого сходства с прочими финно-угорскими языками.

Это объясняется тем, что в период ранней истории венгры коммуницировали со славянскими, хазарскими и протобулгарскими народами, благодаря этому взаимодействию в венгерском языке оказалось множество тюркизмов и славянизмов. Большое значение в традиционном быте венгров имели земледелие и скотоводство. К основным ремёслам можно было отнести выделку и дубление кожи, ткачество, гончарное дело, создание льняных и конопляных тканей.

Карелы

Основной зоной расселения карелов является Россия. Проживают в Республике Карелия, а также в Ленинградской, Калужской, Мурманской, Тверской, Новгородской и Московской областях. Помимо вышеперечисленных территорий, локализуются в восточной части Финляндии. Численность карелов составляет 60815 человек в России и 25000 человек в Финляндии.

История карелов происходит от прибалтийско-финского племени «Весь», располагавшегося близ Белого и Ладожского озёр в эпоху позднего средневековья. Предки карелов, отделившись от «Веси», совершили миграцию до Карельского перешейка, где впоследствии закрепились как этнос. Помимо ведения традиционного сельского хозяйства, карелы промышляли добычей железа из болотных и озёрных руд, освоили кузнечное дело и литьё. Проживали семейными общинами, на вершине домовой иерархии находился старейший из мужчин семейства.

Ижора

Ранний период истории народа ижора относят к I-II тысячелетию нашей эры, когда нарушилось единство прибалтийско-финского племени «Корела», вследствие чего часть карел переселилась с юга на береговые зоны реки Ижора. В XII - XVIII веках произошло заселение Ижорской земли, где ижорцы, наряду с вожанами, представляли превалирующий этнос. Взаимодействие с народом водь привело к образованию ижорско-водского диалекта. По показателям 1848 года количество ижорцев составляло 17800 человек, на сегодняшний день их численность сократилась до 500-1000 человек. Ижорцы включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, а ижорский язык внесён в Атлас исчезающих языков мира. Большая часть современных ижорцев проживает в Ленинградской области, помимо этого представители народа ижора зафиксированы на территориях Эстонии и Украины.

В фольклоре ижорцев преобладает устное и песенное творчество. В древности был широко распространён жанр рунической песни. Ижорцы освоили немало ремёсел, подтверждением этому служат результаты археологических раскопок, во время которых были найдены фибулы и перстни, отлитые из бронзы, остатки керамических изделий, а также различные виды боевого и охотничьего оружия. Охота у ижорцев являлась одним из главных промыслов: добывали птицу, белок, зайцев. Была развита культура соколиной охоты. Ижора декорировали свои жилища: ставни расписывались традиционными узорами и орнаментами с преобладанием ярких оттенков, окна и двери украшались резными наличниками.