5-й граф Карнарвон Джордж Герберт в 1907 году нанял египтолога и археолога Говарда Картера для наблюдений и раскопок в Долине царей, а спустя 15 лет наступил долгожданный момент - вскрытие гробницы Тутанхамона. О том, как все это происходило, нам расскажут фото тех лет.

Поиски в долине, продолжавшиеся многие годы, давали весьма скромные результаты, что со временем навлекло на Картера гнев работодателя. В 1922 году лорд Карнарвон сказал ему, что со следующего года прекратит финансирование работ.

1923 год. Лорд Карнарвон, профинансировавший раскопки, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Картер, отчаянно нуждавшийся в прорыве, решил возвратиться к ранее заброшенному месту раскопок. 4 ноября 1922 года его команда обнаружила ступеньку, вырубленную в скале. К концу следующего дня была расчищена целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

"Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото - всюду блеск золота."
Говард Картер

Команда археологов обнаружила гробницу Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом с 1332 до примерно 1323 г. до н.э.

Ноябрь 1925 года. Посмертная маска Тутанхамона.

Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывалась древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Каждый объект в гробнице был тщательно описан и каталогизирован перед изъятием. Этот процесс занял почти восемь лет.

Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы, в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.



Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей. Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

Декабрь 1922 год. Под ложе-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы.

Декабрь 1922 года. Декоративные алебастровые вазы в передней комнате.

Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают на золотой колеснице из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

2 декабря 1923 год. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем.

Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающими ночное небо, охватывает меньший ковчег.

30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий тщательно сворачивают льняной покров.

Декабрь 1923 года. Картер, Каллендер и двое египетских рабочих тщательно разбирают один из золотых ковчегов в погребальном покое.

Октябрь 1925 года. Картер изучает саркофаг Тутанхамона.

Октябрь 1925 года. Картер и рабочий изучают саркофаг из чистого золота.

Афера Говарда Картера

Чудинов В.А.

Мне было интересно собрать сведения о Говарде Картере и афере с открытием Тутанхамона. Оказалось, что на эту тему написано множество статей. Я начал с

Самый неизвестный фараон . «Находка века» была связана с именами английского археолога Говар­да Картера и лорда Карнарво­на, многие годы копавших в Долине царей на берегу Нила. Археологические исследова­ния в Долине продолжались много лет и ни одному из ис­кателей не приносили удачи. Помог случай - они наткну­лись на необычный архитек­турный ход, который должен был куда-то привести.

До того, как Картер и Кар­нарвон приступили к рас­копкам в Долине царей, имя Тутанхамона было известно лишь по одной-двум печатям, где упоминалось его имя. Никто даже не знал, что он имел царский титул. Некоторые считали, что такого фараона вовсе не было, а печати впол­не могли принадлежать про­сто какому-то богатому египтянину. Можно сказать, что Тутанхамон появился на свет благодаря Картеру, до этого он был лишь смутной истори­ческой тенью.

Оказалось, фараон вступил на престол еще ребенком, а умер в девятнадцать лет. Найденные сокровища стали его «звездным часом», пусть даже и после смерти. Дело в том, что даже хорошо сохранив­шиеся погребения были разграблены в древности. А усыпальница юноши-фараона была заполнена колоссальным количеством ритуальных изделий, исполненных из золота, бронзы, драгоценных камней. И все же особое место занимала маска - портрет правителя, выкованный из золота. Она покрывала голые плечи мумии. Это прекрасный и единственный в своем роде образец портрета Древнего Египта. Скульптору удалось с большим мастерством передать лицо фараона со спокойным и печальным выражением, напоминающим о юности, которой не суждено было превратиться в зрелость, на лбу помещены знаки царской власти: коршун Нехебт и змея Буто - эмблемы Верхнего и Нижнего Египта. Заплетенная в косичку борода - символ бога загробного царства Осириса. Археологи вскрывали пелены мумии, изымая из-под каждого слоя новые и новые предметы, которые должны были сопровождать фараона в другой жизни. Амулеты, украшения, ожерелья, среди которых золотыми были 143 набора. За поясом мумии был размещен золотой кинжал. Рукоятка его орнаментирована золотой зернью и oбвита полосами полудрагоценный камней. Ножны состоят из рельефных изображений диких зверей.

В оформлении маски ис­пользованы разные материа­лы, в том числе смальта и не­фрит - ритуальный и редкий камень. Его в Египте никогда не было, что позволяет неко­торым скептикам сомневать­ся в принадлежности маски именно Тутанхамону и вы­двигать версию о том, что это подделка. Так что тайна еги­петского нефрита до сих пор не разгадана ». - Последнее утверждение меня заинтересовало. В моём исследовании происхождения многих артефактов погребения Тутанхамона я прочитал, что они были сделаны в 35-й Арконе Яра, то есть, в Великом Новгороде. Осталось узнать, имеются ли залежи нефрита в России.

О нефрите . «В настоящее время нефрит распространен более чем в 20 странах мира, но самые крупные и промышленно значимые его месторождения известны в России, Китае, Канаде, США, Австралии и Новой Зеландии. В России в настоящее время разведано и оценено 16 месторожденийний, из которых 13 находится в Бурятии: по качественным характеристикам лучшими из них являются Кавоктинское, Голюбинское и Оспинское. На девяти нефритовых месторождениях Бурятии сегодня работают восемь предприятий, в 2007 году они добыли 909 тонн сырца и 272 тонны сортового нефрита. Практически 100% добытого в Бурятии нефрита без обработки было экспортировано в Китай. Месторождения нефрита сосредоточены в пяти районах Бурятии: Муйском, Баунтовском, Закаменском, Тункинском и Окинском. В Муе и Баунте известно три месторождения белого нефрита - наиболее дефицитного в настоящее время » .

Получается, что нефрит был из России, поскольку само захоронение принадлежало одному из жрецов (мимов) храма Рюрика, хараона Всея Руси , а вовсе не египтянину.

Кем же был Тутанхамон? Продолжу цитирование статьи : «По сторонам саркофага археологи увидели несколь­ко алебастровых ваз. Одна из них была выполнена в виде распустившегося лотоса с человеческими фигурами на изящных ручках. Другая изображала мифического льва, вставшего на задние лапы. При изготовлении ритуальных саркофагов для внутренностей фараона ис­пользовались яркие красные и зеленые камни, слоновая кость, лазурит и малахит, листовое золото. Черты фа­раона повторялись в много­численных статуэтках царя, изображенного на ладье, на льве, в виде жреца, охотника, правителя.

Несмотря на то, что в гроб­нице обнаружено семь статуй фараона, и некоторые из них в человеческий рост, они ра­зительно отличаются друг от друга. В одной он предстает правителем, в другой - жре­цом, в третьей - укротителем диких зверей ».

Это наводит на мысль, что в гробницу Тутанхамона Картер поместил артефакты, найденные в малом количестве в других погребениях. «Некоторые изделия благо­даря рельефам и инкрустаци­ям иллюстрировали бытовую жизнь правителя, другие - его участие в жреческих обрядах, третьи - ритуалы в управле­нии Верхним или Нижним Египтом. Весь мир был бук­вально опьянен этой наход­кой. Отрезвление наступило несколько позже » .

Как это удалось? « И первый вопрос в этом ряду касался нарушений еги­петских законов. Первым фактом нарушения египетского закона о худо­жественных ценностях было то, что гробницу не закрыли после беглого осмотра через дыру при свете свечи - а ведь между открытием гробницы и извлечением сокровищ про­шло некоторое время.

Картер, Карнарвон, дочь Картера Эвелина и Каллендер ночью 26 ноября 1922 года проникли внутрь и вни­мательно осмотрели первую камеру, составлявшую часть погребального комплекса. Здесь между двумя боль­шими, в человеческий рост, скульптурами мальчика-царя они обнаружили заделанную и опечатанную жрецами- хранителями дверь в камеру захоронения. Ночные посе­тители, взломав часть двери у самого пола (чтобы было менее заметно), проникли в усыпальницу. Когда они воз­вратились в переднюю каме­ру, взлом был замаскирован и прикрыт предметами.

Томас Ховинг в своей книге «Тутанхамон: нерассказанная история» описал выставлен­ные в музеях США 29 бесцен­ных произведений, никогда не продававшихся официаль­но Каиром, утверждающим, что он владеет всем кладом Тутанхамона. Естественна мысль о том, что подлинники поступили и в Метрополи­тен-музей, и в музеи Бостона, Кливленда, Канзас-Сити, Цин­циннати через руки археоло­га Картера и лорда Карнарво­на. Документы подтвердили возникшее у исследователя подозрение » .

Итак, Картер и компания действовали как типичные чёрные археологи, которые тайком, ночью, посетили древний археологический объект.

Многократные посещения объекта . «Работник египетского де­партамента химии Альфред Лукас присоединился к экспе­диции Картера в декабре 1922 года, и они пробыли вместе десять лет. Уже после смерти руководителей экспедиции Лукас написал заметку-впе­чатление в египетский архе­ологический журнал. Именно там находится продолжение ночной истории четырех человек, намеренно преступив­ших закон Египта.

«Ходит много таинствен­ных рассказов об этой дыре грабителей, - писал Лукас. - Когда я впервые оказался в гробнице 20 декабря (то есть через три недели после сде­ланного открытия), дыра была замаскирована крышкой от корзины или какой-то плетен­кой и камышами, поднятыми с пола мистером Картером».

Так он ставит точку в во­просе в незаконных действи­ях открывателей: «Опубли­кованное заявление мистера Картера о том, что дыра была заделана и опечатана в древ­ности, вводит в заблуждение. В отличие от входа в гробни­цу, отверстие было заделано и опечатано не жрецами, а са­мим мистером Картером. Когда я только начал ра­ботать с ним, мистер Картер показал мне это место, а когда я сказал, что очень уж это все не похоже на древнюю рабо­ту, он согласился и признался, что это сделал он! » . - Таким образом, злоумышленник признался в нарушении закона.

Растаскивание древностей до официального открытия гробницы . «Одни из самых ценных экс­понатов Метрополитен-музея - находящиеся в египетском отделе фигурки газели и коня, исполненные замечательным анималистом из слоновой кости в манере, которую мож­но сопоставить с пластикой; обнаруженной в гробнице Тутанхамона. Блестяще моде­лированные, с тонко прора­ботанным силуэтом, эти ста­туэтки привлекли внимание лорда Карнарвона и вместе с его наследством оказались в Америке. Найденное Ховингом письмо Картеру об этом «приобретении» указывало на то, что лорд предупреждал соратника о сокрытии места находок своих ценностей.

Возвратимся к записям Альфреда Лукаса, прямо ука­зывавшего, что еще до офи­циального вскрытия он видел в доме Картера чашу и пре­красный ларец для благово­ний. Сотрудник археолога за­явил: «Очевидно, он (ларец. Ю. Г.) был найден, когда лорд Карнарвон и мистер Картер впервые проникли в погре­бальную камеру». Правда, следует указать, что оба изде­лия позднее передали в Каир, где разместились редкие на­ходки из гробницы, но они были не только слишком за­метны, но и помечены картушами, что могли сразу и не за­метить. Самой неожиданной оказалась история с винной корзиной, явно хранившей похищенное произведение, ставшее предметом разбирательства с властями » . - Иными словами, Картер был еще и пойман за руку как грабитель.

«Египетские чиновники и работники Каирского музея осматривали не только все в самой гробнице и прилегаю­щем помещении, но и архе­ологические службы, скла­ды, мастерские, подсобные помещения экспедиции. На складе археологов, египтян неожиданно заинтересова­ла гора корзин из-под вина фирмы «Фортнэм энд Мэйсон». Тара была пуста, но до­тошность контролеров заста­вила их перевернуть каждую корзину и обнаружить среди использованных одну, в ко­торой оказалась деревянная скульптура - бюст мальчика-царя. Бюст не прошел инвен­таризационную опись и не был зарегистрирован архео­логом Картером ». - Иначе говоря, еще один артефакт был предназначен к похищению, которое не состоялось благодаря бдительности египетских чиновников.

На деньги банкиров . «Британский египтолог Джеральд Оверолл в своем исследовании «Обманувшие Тутанхамона» высказал предположение, что гробница фараона была открыта не в 1922 году, а семью годами раньше. Говард Картер, по словам автора, которому фактически были отданы на откуп раскопки в Долине царей, фактически руководил бандой профессиональных расхитителей гробниц, а Карнарвон финансировал это ограбле­ние. За два месяца до опубли­кования отчета Карнарвон дал интервью одному аме­риканскому журналу, в кото­ром подробно перечислил... будущие экспонаты, выдав это за «научную догадку». По подсчетам Оверолла, «твор­ческий дуэт двух „К" похитил из знаменитой гробницы 329 бесценных реликвий, из ко­торых 300 до сих пор хранят­ся в фамильной резиденции Карнарвонов в Лондоне, а остальные рассеяны по част­ным коллекциям в США.

Оверолл напоминает, что Карнарвон был связан с кланом Ротшильдов, значи­тельная часть состояния ко­торых связана с практикой разграбления царских могил, хранивших золото и драго­ценности. После смерти Аль­фреда Ротшильда в 1918 году Карнарвон женился на его единственной приемной до­чери, и именно клан мульти­миллионеров финансировал его раскопки. Согласно кон­тракту, Ротшильды должны были получить значительную долю находок, но Карнарвон попытался перехитрить сво­их спонсоров, заведя дело по перепродаже ценностей в США. Как считает Оверолл, лорд был устранен наемным убий­цей - отравителем, а вслед за ним подобная участь постиг­ла других участников раско­пок, которые знали или мог­ли знать о проворачиваемой афере. Избранный способ расправы получил мистиче­скую окраску благодаря тому, что вокруг древних захороне­ний и погибших древних го­родов всегда бытовало много сказаний и легенд, придавав­ших правдоподобность происходившему » .

Итак, Джеральд Оверолл откровенно называет Говарда Картера не просто бандитом, но руководителем банды профессиональных расхитителей гробниц .

Рис. 1. Официальное открытие гробницы Тутанхамона

Перехожу к статье : «В начале ноября 1922 года собиратель произведений искусства и путешественник лорд Карнарвон и независимый археолог Говард Картер раскопали гробницу древнеегипетского фараона Тутанхамона. И никто из славословящих этот воистину эпохальный акт не хочет признавать, что Карнарвон и Картер заставили мир поверить в чудовищный обман ». - Насколько я понимаю, на рис. 1 Картер показан перед внешним входом в гробницу.

Триумф или позор? «Работа по поиску сокровищ у Картера и Карнарвона началась с 1906 года. И длилась с некоторыми перерывами до ноября 1922 года, когда им удалось наткнуться на гробницу Тутанхамона. В ней находилось более трех с половиной тысяч предметов искусства, а самым ценным из них считается посмертная маска Тутанхамона, выполненная из 11,26 кг чистого золота и множества драгоценных камней.
Поразительная история этого открытия практически с первых дней была подвергнута сомнению - ведь Долина царей к тому моменту была перекопана вдоль и поперек, и найти то, что обнаружили удачливые англичане, можно было только в фантастическом сне. И все же это случилось!
» .

Найти хотя бы что-то там, где всё уже найдено - не столько удивительно, сколько подозрительно.

Рис. 2. Печать на входной двери и моё чтение надписей

Помимо веревочной печати с пломбой на наружных дверях гробницы, подтверждающих принадлежность комплекса к храму Мары Яра Рюрика (якобы «печати Анубиса»), на внутренних дверях имелась другая печать, рис. 2, которую я хочу рассмотреть. Слева от левой круглой ручки помещен левый профиль мужчины скорее с арабскими, чем с африканскими чертами лица: курчавые волосы, но прямой нос. А на ручке можно прочитать надпись: ВОИН ХАРАОНА РЮРИКА ЯРА. Полагаю, что именно ему и принадлежала небольшая гробница, которую Говард Картер назвал гробницей Тутанхамона. Скорее всего, там находилось не слишком много артефактов. Они позже были добавлены из усыпальниц других лиц.

Над левой ручкой я вижу рельефное изображение головы льва анфас. Так обычно изображалась зооморфная ипостась бога Рода. И действительно, под изображением льва написано: РОДА ХРАМ. Обычно к храму Рода принадлежали пехотинцы (к храму Яра - кавалеристы, к храму Мары - лучники). И в работе я показал, что мумия умершего юноши как раз относилась к храму Рода.

На самой печати я читаю слова: РИМ МИРА РУСИ МАРЫ. А слева от правой ручки можно видеть мужской лик анфас, вероятно, того же воина, на котором можно прочитать слова: МИРА РИМА ВОИН ЯРА РЮРИКА. Это - еще одна подпись комнаты, куда вход запечатан.

Над промежутком между печатью и правой ручкой можно прочитать слова, написанный крупными буквами: ВОЙСКА ВОИНОВ СТАНА РИМА И РУСИ МАРЫ. Вот к каким войскам принадлежал покойник, чья гробница стала гробницей Тутанхамона.

Продолжу цитировать статью : « Собственно говоря, это было не сложно, поскольку никакого выдающегося открытия не было и в помине! Некоторые археологи, современники и коллеги Картера, еще до случившегося открытия высказывали предположение, что все гробницы, существующие в Долине царей, связаны между собой подземными ходами. Знал об этом и Картер ». - Итак, попав в подземный ход одной гробницы, можно было пройти в другую гробницу, найти там малозначительные помещения с небольшим количеством артефактов, а потом занести всё это в гробницу юноши-воина из Рима. И, пополняя основное хранилище, постепенно сделать его весьма значительным.

Это подтверждает и статья : «Поэтому, найдя несколько предметов, на которых было написано имя практически неизвестного ученым Тутанхамона, Говард решил сделать ставку на него. Еще до прихода археологов местные жители пробавлялись подпольными раскопками - работали, так сказать, черными археологами. Особое место среди них занимала семья Абд эль-Расул. Они фактически и стали первооткрывателями захоронений фараонов еще в XIX веке. Обнаружив большое количество древностей под землей, предприимчивое семейство поставило их продажу на поток. Так продолжалось до тех пор, пока ими не занялась полиция. После этого эль-Расулы не могли торговать древностями в открытую. Тут-то на горизонте и нарисовался Картер, который якобы стал посредником между расхитителями гробниц и музеями - об этом знали многие из археологов, работавших в то время в Долине царей. По-видимому, кто-то из членов семьи и рассказал Картеру о существовании гробницы, относительно нетронутой. Вопрос: почему же черные археологи сами не разграбили гробницу? Скорее всего, там ничего ценного уже не было. Но Картеру была нужна гробница, о которой никто не знал.

По замечанию самого Картера, «из всей жизни Тутанхамона нам достоверно известен лишь один факт, а именно: он умер и был погребен». Несмотря на это, открытие нетронутой гробницы стало мировой сенсацией. Какими раскопки запомнились самому Картеру?

С самого первого своего посещения Египта в 1890 году я мечтал о раскопках в Долине царей. И когда в 1907 году по приглашению сэра Вильяма Гарстина и сэра Гастона Масперо я приступил к раскопкам для лорда Карнарвона, нас всех окрыляла одна надежда, что рано или поздно нам удастся заполучить концессию на такие раскопки.

Запечатанная дверь! Значит, это верно! Наконец-то мы были вознаграждены за все годы терпеливого труда. Насколько я помню, первым моим побуждением было возблагодарить судьбу за то, что моя работа в Долине не осталась бесплодной. С лихорадочно возрастающим возбуждением я начал осматривать оттиски печатей на замурованной двери, чтобы установить, кто покоится в этой гробнице. Но я не нашел имени ее владельца. Единственными разборчивыми оттисками были хорошо известные оттиски печати царского некрополя: шакал и девять пленных.

Тем не менее две вещи стали для меня совершенно ясны: во-первых, что гробница была сооружена для лица, занимавшего очень высокое положение, — об этом свидетельствовали царские печати; во-вторых, что по крайней мере со времен XX династии никто не проникал в обнаруженную гробницу, — этот факт с достаточной очевидностью подтверждался тем, что запечатанная дверь была целиком скрыта рабочими хижинами времен той же династии. Для начала с меня было довольно и этого.

Двадцать четвертого ноября после полудня лестница была очищена полностью — все шестнадцать ступенек. Теперь мы могли тщательно осмотреть всю дверь, закрывавшую проход вглубь. На нижней ее части оттиски печатей оказались гораздо яснее, и среди них мы без труда расшифро­вали многократно повторявшееся имя — .

Печать на дверях гробницы. (pinterest)

После того как мы удалили еще несколько камней, тайна золотой стены была раскрыта. Перед нами был вход в усыпальницу фараона, а то, что преграждало путь, оказалось одной стороной гигантского позолоченного ковчега, сооруженного для защиты и сохранения саркофага. Теперь его можно было рассмотреть из передней комнаты при свете ламп. По мере того как мы вынимали камень за камнем и позолоченная поверхность этого внешнего ковчега постепенно появлялась перед глазами, словно электрический ток дрожью возбуждения пронизывал зрителей, находившихся за барьером. Мы, то есть те, кто был занят делом, очевидно, волновались меньше, потому что вся наша энергия уходила на то, чтобы справиться со стоящей перед нами задачей — разобрать замурованную стену без всяких неприятных происшествий. Падение одного камня могло нанести непоправимый урон хрупкой поверхности ковчега. Поэтому, когда отверстие было достаточно расширено, мы тотчас же приняли дополнительные меры предосторожности: просунули за стену матрасы и подвесили их с внут­ренней стороны к деревянной балке.

Одно из найденных нами опахал лежало в головах, а другое — у южной стенки четвертого саркофага. Первое было обшито листовым золотом и украшено обаятельным изображением юного царя Тутанхамона в колеснице. В сопровождении любимой собаки он охотится на страусов в «восточной пустыне Гелиополя», как гласит надпись на рукоятке, чтобы добыть перья для опахал. На другой стороне опахала, также тонко украшенной рельефами, представлено триумфальное возвращение с охоты юного «господина Доблести». Его добыча состоит из двух страусов, которых несут на плечах двое слуг, идущих впереди, а перья сам царь держит под мышкой.

Никого из нас не минуло ощущение торжественности совершавшегося. В каком состоянии мы найдем мумию? Об этом думали все, хотя в гробнице царило молчание.

Блоки для подъема плиты были уже приготовлены. Я отдал приказ. В напряженной тишине огромная разломанная надвое плита, весящая более тонны с четвертью, поднялась со своего ложа. Свет упал на саркофаг. То, что мы увидели, несколько смутило и разочаровало нас. Ничего нельзя было различить, кроме тонких полотняных покровов.

Плита повисла в воздухе. Один за другим мы сняли покровы, и, когда последний из них был удален, возглас удивления вырвался из наших уст. Великолепное зрелище предстало перед нашими глазами: выполненное с исключительным мастерством золотое изображение юного царя заполняло всю внутренность саркофага. Это была крышка чудесного антропоидного гроба около 2,25 метра в длину, покоящегося на низких носилках, украшенных изображениями львиных голов. Несомненно, это был наружный гроб, заключавший в себе еще несколько и содержавший бренные останки царя. Крылатые богини — Исида и Нейт заключали гроб в свои объятия. Их сверкающие золотые изображения на гипсовой облицовке гроба как будто только что вышли из рук мастера. Они были сделаны техникой низкого рельефа, в то время как голова и руки царя представляли собой чрезвычайно тонко и изящно выполненные из массивного золота произведения круглой скульптуры, превосходящие все, что возможно себе представить. Это чрезвычайно усиливало впечатление. Руки, скрещенные на груди, сжимали царские эмблемы — крючкообразный скипетр и бич, инкрустированные толстым слоем синего фаянса. Используя в качестве ма­териала листовое золото, художник великолепно передал лицо со всеми его характерными чертами. Глаза сделаны из арагонита и обсидиана, бро­ви и веки — из искусственного лазурита.


Вход в гробницу частично разобран. (pinterest)

Своеобразный реализм сказывал­ся в том, что большая часть антропоидного гроба, покрытая узором в виде перьев, была сделана из блестящего золота, а обнаженные кисти рук, так же как и лицо, казались иными. Чтобы воспроизвести цвет человеческого тела, использовался особый сплав. Таким образом достигалось впечатление бледности, присущей покойникам. Лоб юного царя украшали две эмблемы — коршун и кобра — символы Верхнего и Нижнего Египта. Обе покрыты изящной сверкающей инкрустацией. Но, быть может, наиболее трогательным в своей простоте и человечности был крошечный венок из цветов, обрамляющий эти эмблемы. Нам хочется думать, что это последнее прощальное приношение овдовевшей молодой царицы, юной повелительницы обоих царств, своему супругу. Среди всего царственного великолепия, державного величия и блеска золота не было ничего прекраснее этих нескольких увядших цветков, еще сохранивших слабые следы прежних красок. Они свидетельствуют о том, сколь кратки в действитель­ности тридцать три столетия — это всего лишь вчера и завтра. В самом деле, этот незначительный и такой естественный штрих роднит древнюю цивилизацию с современной.

Итак, мы наконец увидели останки юного фараона, который до сих пор был для нас всего лишь призрачным именем. Занимая всю внутреннюю часть золотого гроба, перед нами лежала внушительная, аккуратно и заботливо запеленутая мумия, которая, так же как и сам гроб, была облита благовониями. Их опять применили в большом количестве, и от времени они сгустились и почернели.

Резким контрастом на темной и мрачной поверхности благовоний выделялась сверкающая и, можно сказать, величественная, пламенеющая золотом маска. Эта маска, или портрет фараона, покрывала его голову и плечи. Когда лили благовония, то старались не попадать на маску, а также на ноги.

Даже после тщательного удаления большей части погребальных пелен нам пришлось отбивать затвердевшие благовония с туловища долотом, прежде чем удалось приподнять останки царя.


Сокровища вывозят по железной дороге. (Pinterest)

Повязки, которыми была обмотана голова, сохранились лучше тех, что окутывали остальные части тела, так как они не пропитались благовониями и пострадали только косвенно от окисления. То же самое в значительной степени относится и к повязкам на ногах.

Насколько мы могли установить, мумию завернули в пелены обычным образом: использовали многочисленные повязки, бинты и подкладки из полотна. Последние применялись для того, чтобы придать мумии форму человеческого тела. Все вместе свидетельствует о большой предусмотрительности. Для пеленания подбиралось тончайшее полотно типа батиста.

Многочисленные предметы, найденные на мумии, были запрятаны между различными прослойками этих обширных пелен, которыми она была многократно обернута, и буквально покрывали царя с головы до ног. Некоторые предметы большего размера были засунуты под разнообразные бинты, которые в большом количестве охватывали мумию крест-накрест или поперек.

Говард Картер родился 9 мая 1874

В октябре 1891

1899

В 1905

Говард Картер родился 9 мая 1874 года в провинциальном городе Суаффэм в Норфолке, Англия. Его отец, Сэмюэл Картер, будучи художником, учил сына основам рисования карандашом и красками. И хотя у Говарда развились навыки и способности выше среднего, он не имел ни малейшего желания продолжать семейное дело, рисуя портреты семей и питомцев местных норфолкских землевладельцев.

Вместо этого Картер искал возможность поехать в Египет и работать на Египетский Исследовательский Фонд чертежником-копировщиком, то есть перерисовывать рисунки и надписи на бумагу для последующего изучения.

В октябре 1891 года, в возрасте 17 лет, Говард Картер отплыл в Александрию, Египет, отправившись в первое путешествие за пределы Англии. Его первым проектом было кладбище Верховных Правителей Среднего Египта в Бани-Хассане, относящееся ко второму тысячелетию до нашей эры; заданием Картера было перерисовать надписи со стен гробницы.

В то время Говард был усердным работником с огромным энтузиазмом: он работал бы весь день, а потом – спал с летучими мышами прямо в склепе. Некоторое время спустя его повысили, дав работу у Флиндерса Петри, энергичного полевого директора и одного из самых заслуживающих доверия археологов того времени. Петри думал, что Картер никогда не добьется хороших результатов в раскопках, но последний доказал ему обратное, когда открыл несколько важных находок на участке Эль Амарна (столица Египта во время правления Ахенатена).

Под требовательным руководством Петри, Картер стал археологом, в то же время сохранив навыки художника. Он сделал эскизы множества необычных предметов материальной культуры, найденных в Эль Амарна. Картер был назначен главным художником Египетского Исследовательского Фонда на раскопках Деир Эль Бабри, места захоронения царицы Хатшепсут. Полученный опыт позволил ему усовершенствовать навыки художника, развить технику реставратора, а также тренироваться в раскопках.

Когда Картеру было 25 лет, его тяжелая работа была вознаграждена, когда директор Египетской Службы Древностей, Гастон Масперо, предложил ему в 1899 году место главного инспектора памятников Верхнего Египта. В обязанности Картера входили контроль и наблюдение за археологическими работами в долине Нила. В Египетской Службе Древностей Картер работал до неприятного инцидента между египетскими охранниками участка и пьяными французскими туристами. Когда туристы стали с бранью избивать охранников, Картер разрешил последним защищаться. Взбешенные туристы пошли по высоким инстанциям, включая лорда Кромера, главного английского консула в Египте, требуя, чтобы Картер принес официальные извинения. Картер отказался, сославшись на то, что по его мнению он принял правильное решение. Этот случай послужил Говарду Картеру черной меткой и вызвал его назначение в дельту Нила, город Танта, место, представляющее очень небольшой археологический интерес.

В 1905 году Говард ушел из службы Древностей. После этого у него началась очень сложная жизнь. Он вынужден был зарабатывать на жизнь, продавая акварели, а иногда – работая туристическим гидом. Это продолжалось три года.

В 1908 году Картер был представлен Гастоном Масперо пятому лорду Карнарвона. Их сотрудничество было удачным, и партнеры очень подходили друг другу. Картер стал контролером раскопок, спонсируемых Карнарвоном в Фивах и к 1914 у Карнарвона была самая ценная частная коллекция египетских древностей. Однако, у Говарда Картера были более честолюбивые стремления. Он хотел найти могилу абсолютно неизвестного в то время фараона по имени Тутанхамон. Он уже нашел несколько различных доказательств его существования, перерыл всю Долину Царей, пытаясь отыскать захоронение, но сезон за сезоном находил всего лишь небольшое количество древних предметов.

Карнарвона не удовлетворял факт невозвращения его инвестиций и в 1922 году он дал Картеру последнюю попытку найти могилу фараона. Картер был уверен в результате, и работа началась 1 ноября 1922 года. Всего за три дня слой грунта был снят с верхней площадки лестницы. Примерно через три недели лестница раскопки лестницы завершились, и стал полностью виден оштукатуренный блок, использовавшийся при постройке зданий. К 26 ноября первый блок был извлечен, обломки камня, наполняющие коридор – убраны, и второй оштукатуренный блок почти разобран на части.

В 16 часов того же дня Картер проломил второй блок и совершил одно из величайших открытий 20 века, открыв гробницу Тутанхамона. Чтобы описать все находки потребовался не один десяток каталогов. В это время лорд Карнарвон умер в Каире от пневмонии. После этого в средствах массовой информации прокатился слух о связи этой смерти и сокровищ, гипотеза о проклятии мумии взбудоражила средства массовой информации.

К большому неудовольствию Картера со всего мира хлынули письма спиритов, продавая советы и делая предупреждения «из загробного мира». В конце концов, все древности были посланы в Каирский музей и мумия молодого правителя после изучения снова положили покоиться. Завершив работу с Тутанхамоном, Картер больше не работал в этой области, уйдя из археологии. Он весьма преуспел, решив коллекционировать египетские древности.

Часто, до самого конца жизни, его видели в Уинтер Пэлэс Хоутел в Луксоре, сидящего (по его собственному желанию) в полном одиночестве. Он вернулся в Англию и в 1939 году в возрасте 65 лет умер.

В Долине Царей в Египте среди песчаных гор есть одно место. Расположенная недалеко от древнего города Фивы (современного Луксора). Засушливая долина не имеет никакой растительности. Найти защиту и тень от неутомимого солнца в этих краях путнику невозможно. Местность представляет собой смесь песка и мелких камней. Температура воздуха в этой части страны в зимние месяцы стойко держится на отметке +40-45С. В летний сезон достигает +60С.

Именно это место с пустынным ничем не примечательным пейзажем около 3000 лет назад фараоны Древнего Египта выбрали для обретения другой жизни в потустороннем мире. Окруженные после смерти несметными сокровищами они надеялись на то, что расхитителям гробниц не удастся обнаружить их. Их усилия не увенчались успехом: практически все склепы царственных особ династии фараонов в были разграблены. За исключением одной – гробницы царя Тутанхамона, который умер в возрасте 18 лет в 1346 до н.э.

Египетские жрецы и гробница Тутанхамона

Существуют исторические доказательства того, что злоумышленники неоднократно пытались найти место упокоения египетского фараона. Однако священники, охранявшие гробницу в , перезахоронили Тутанхамона. Местонахождение его останков оставалось тайной на протяжении более, чем 3000 лет. Заключенный в массивный саркофаг из чистого золота, египетский царь находился в полной темноте и непостижимой тишине. Все это время он пребывал в привычном для него мире роскоши дворцов фараонов. Золотые колесницы, статуи из драгоценного металла и черного дерева, деревянные лодки для совершения путешествия в потусторонний мир. Его золотой трон, игрушки царя, благоухающие масла, драгоценные ювелирные изделия и другие предметы, сопровождающие царственную особу при жизни. Каждый уголок, каждая ниша этой гробницы фараона Египта была наполнена бесценными объектами для культуры и истории древнейшей цивилизации на земле.


Значение открытия гробницы Тутанхамона

Английский египтолог, Говард Картер, предполагал, что гробница Тутанхамона находилась в Долине Мертвых в . Однако археологи заявляли о том, что все районы этого некрополя уже изучены и среди них не было найдено склепа египетского царя.

В 1914 году, при финансовой и организационной поддержке британца по происхождению лорда Карнарвона, Картер начал проведение собственных раскопок. В течение семи лет его труды не приносили какого-либо результата. Спонсоры грозили прекратить выделение денег на поиски. В итоге в ноябре 1922 года лорд Карнарвон заявил о том, что он больше не может поддерживать проект по поиску гробницы и считает, что удача изменила Картеру. В это же время египетские рабочие находились всего в шаге от одной из важнейших в истории человечества находке: они обнаружили путь, ведущий к запечатанной двери гробницы сына Солнца.


Сокровища гробницы Тутанхамона. 1924 год

Гробница Тутанхамона: история открытия

Открыв эту дверь экспедиция Картера обнаружила коридор, заполненный камнями и щебнем. После прохода перед археологами возникло еще одно препятствие, но на этот раз вход был отмечен символикой царя Тутанхамона. Картер был уверен, что нашел гробницу царя. Но он боялся, что возможно она была разграблена и внутри не осталось ни одной регалии фараона.

26 ноября Картер и лорд Карнарвон начали ломать вторую дверь. Позже Картер заявил на весь мир, что это был:

«День из дней, самый замечательный из тех, которые я когда-либо переживал. Мне казалось, что время застыло. Мы наблюдали, как рабочие расчищают проход и удаляют нижнюю часть дверного проема. Решающий момент настал. Дрожащими руками я сделал шаг во тьму. Накануне мы тестировали железоискателем пространство за дверью.

Он показал, что за стеной полная пустота. Рассмотреть было ничего невозможно, так как мы не применяли свечи при ведении работ из-за возможных вредных газов под землей. Все же я достал свечу, зажег ее и продвинулся внутрь только то обнаруженного помещения. Лорд Карнарвон, леди Эвелин, дочь Карнарвона и помощник Каллендер встали рядом со мной в тревожном ожидании «приговора».

Сначала я ничего не видел. Горячий воздух, выходящий из камеры гасил мерцание свечи. Мои глаза стали привыкать к свету. В тумане начали проясняться детали вещей, находящихся в склепе. Там находились неизвестные мне по виду животные, статуи, предметы – все светилось золотом. Я онемел от изумления. Лорд Карнарвон не выдержав ожидания спросил меня: «Ты видишь что-нибудь?». Все, что я мог сделать, это сказать: «Да, чудесные вещи. Расширьте проход немного больше, тогда мы оба сможем увидеть, что находится внутри». Комната осветилась электрическим фонариком.


Древний Египет. Гробница Тутанхамона

Говард Картер: открытие гробницы Тутанхамона

«Замечательные вещи», которые увидел Картер в этом зале, оказались самой большой коллекцией артефактов эпохи фараонов Древнего Египта из когда-либо обнаруженных. Но это была лишь верхушка айсберга. В рядом расположенной с ней комнатой, меньшей по размеру, находились великолепные сокровища. Археологический экспедиции потребовалось около 2,5 месяцев, чтобы тщательно очистить входы и составить инвентаризацию наследия правителя Египта .

Чуть позже Картер открыл четвертую запечатанную дверь, где считал и находится гробница фараона Тутанхамона. Здесь и был найден его богато украшенный золотой саркофаг.

«Моей первой задачей было обнаружить деревянные перемычки над дверью. Я осторожно снял сколы от штукатурки и убрал несколько камней, которые покрывали верхний слой надписи. Искушение узнать, что находится за дверью, было невообразимо. После 10-минутной работы я сделал достаточно большое отверстие в стене и вставил в него фонарь. Удивительное зрелище представилось мне. Ибо там, всего в полуметре от двери, блокирующей вход в камеру, стояла, судя по всему, сплошная стена из золота. Я принялся расчищать проем».

«Открытие гробницы Тутанхамона»: документальный фильм был снят каналом BBC о событиях этого великого дня в египтологии.

По мере удаления камней из прохода вырисовывалась реальная картина: мы находились у входа в камеру, где был захоронен царь. Стена, заграждающая наш путь, была покрыта чистым золотом и служила защитой для саркофага. Камень за камнем, мы чувствовали дрожь подобную электрическому шоку. Это была вне всякого сомнения могила . И мы находились в ней!


Саркофаг был огромным, 17 фунтов на 11 футов. И в 9 футов высотой. Он занимал почти всю площадь камеры. Пространство в два шага отделяли его от стен с четырех сторон. В высоту он почти достигал потолка. Сверху до низу он был обложен золотом. По его краям были выложены инкрустированные панели блестящим синим фаянсом. В них повторялись снова и снова магические символы, которые служили обеспечению его прочности и безопасности. Вокруг царственных останков был выложен ряд погребальных эмблем. В северной части были изображены семь весел лодки, служившие для того, чтобы переправить фараона через воды, ведущие к подземному миру. Стены камеры в отличие от коридора были украшены сценами и надписями в окружении блестящих цветов.

Открытие гробницы Тутанхамона: видео