Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие творческих и музыкальных способностей детей, сохранение а так же укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Система здоровье сберегающих музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий: - валеологические песенки - распевки, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии,

Дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности

Артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.

Игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата.

Пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

Речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность

Музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Все используется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Вся работа проводится совместно с логопедами, физкультурным руководителем, воспитателями и обязательно под наблюдением медицинских работников ДОУ.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Занятия проводятся - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
- Валеологические песенки - распевки.
С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, подготавливают голос к пению.
Например:
Доброе утро!
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика.
положительно влияет на обменные процессы, играющиеважную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствуют восстановлению центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Например:
1."Машина" (обучение постепенному выдоху воздуха)И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

2."Цветок". (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).
И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

3."Собачка" (закаливание зева)
И.П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
- укрепление физиологического дыхания детей,
- тренировка силы вдоха и выдоха,
- развитие продолжительности выдоха.
- Артикуляционная гимнастика.
Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Например:
1."Жаба Квака" (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)
Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглотала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
2."Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
- Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Например:
1."Динозаврик"
Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
2.(Игровой массаж)
1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"
2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"
3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"
4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"
5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"
6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"
7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"
Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.
- Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Чем раньше дети начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывать то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают говорить, речь становится связанной, эмоциональной. Народные потешки и песенки всегда сопровождали жизнь детей. Этот жанр им близок, понятен, интересен.
Например:
"Кошка"
Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)
- Речевые игры.
Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевые игры (речевое музицирование) необходимы, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию можно добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевые игры возможность пантомимы и театрализации. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Например:
"Дождь"
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")
- Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности….
Классика:
01. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
02. И.С.Бах. "Шутка".
03. И.Брамс. "Вальс".
04. А.Вивальди "Времена года"
05. Й.Гайдн. "Серенада"
06. Д.Кабалевский "Клоуны"
07. Д.Кабалевский "Петя и волк"
08. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
09. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
10.И.Штраус "Полька "Трик-трак"
Детские песни:
01. "Антошка" В.Шаинский
02."Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
03."Будьте добры" А.Санин
04."Веселые путешественники" М.Старокадомский
05."Все мы делим пополам" В.Шаинский
06."Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
07."Если добрый ты" Б.Савельев
08."Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
09."Настоящий друг" Б.Савельев
10."Песенка о волшебниках" Г.Гладков
Музыка для пробуждения после дневного сна
01.Л.Боккерини "Менуэт"
02.Э.Григ "Утро"
03.А.Дворжак "Славянский танец"
04.Лютневая музыка XVII века
05.Ф.Лист "Утешения"
06.Ф.Мендельсон "Песня без слов"
07.В.Моцарт "Сонаты"
08.М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
09.М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
10.К.Сен-Санс "Аквариум"
Музыка для релаксации
01.И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
02.Л.Бетховен "Лунная соната"
03.К.Глюк "Мелодия"
04.Э.Григ "Песня Сольвейг"
05.К.Дебюсси "Лунный свет"
Колыбельные
01.Н.Римский-Корсаков "Море"
02.Г.Свиридов "Романс"
03.К.Сен-Санс "Лебедь"

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
- повышение уровня речевого развития
- снижение уровня заболеваемости
- стабильность физической и умственной работоспособности

Литература.
1. Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, "Учитель", 2009.
2. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания». (М. «Просвещение» 1976г.)
3. Кэмпбелл.Д. «Эффект Моцарта». (М.1999г.)
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. (Москва, «ВАКО», - 2004 г.)
5. Сиротюк А.Л. «Развитие интеллекта дошкольников» (творческий центр. М 2001г.)

Здоровьесберегающие технологии

на музыкальных занятиях в ДОУ

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.

Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.

Новизна: На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Доступность: Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Результативность : Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

Виды музыкальных занятий.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематически комплексные, интегрированные.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты (в том числе из программы «Здравствуй» М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем нейтральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик но восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В ДОУ музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношению к собственному телу. Ребенок может легко тому научиться в игре. Использование игрового массажа А. У майской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средства ми музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Терпугова Людмила Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "Елыкаевская СОШ"
Населённый пункт: г.Кемерово кемеровская обл
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях
Дата публикации: 22.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Использование здоровьесберегающих технологий на

музыкальных занятиях в ДОУ

Написала:

Терпугова Людмила Михайловна

Кемеровский район МБОУ

«Елыкаевская СОШ»

Введение

Актуальность

Анализ теории

Понятие здоровьесберегающие технологии

Цель и задачи

Музыкальные

занятия

здоровьесберегающие

технологии

занятиях

3.1. Валеологические песенки –распевки

3.2. Дыхательная гимнастика

3.3. Артикуляционная гимнастика

3.4. Игровой массаж

3.5. Пальчиковые игры

3.6. Речевые игры и упражнения

3.7. Музыкотерапия

3.8. Ритмопластика

4. Основные моменты внедрения здоровьесберегающих технологий

4.1. Работа с детьми. Алгоритм проведения музыкальных занятий с

использованием здоровьесберегающих технологий

4.2. Правила здоровьесбережения

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность

Интенсивное развитие современного Российского государства в последнее

время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью,

а в XXI веке они становятся первостепенными.Болезненный, отстающий в

физическом

развитии

утомляется,

неустойчивое

внимание, слабая память, низкая работоспособность. Несмотря на тенденцию

возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его

пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не

заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему

любви к окружающим его людям, природе и самому себе.

Иметь абсолютно здорового ребенка – это не просто призрачная мечта, к

стремятся

родители.

болезней

реальность. Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок»,

проблемы

воспитания

социально

адаптированной

личности

невозможно

осуществления

мероприятий

оздоровлению

Анализ теории

Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и

оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан

научно. Исследуя влияние музыки на организм человека, ученые выяснили,

какие музыкальные шедевры излечивают определенные болезни. Например,

лечения нервных

заболеваний

скрипичная

фортепьянная

незаменима в кардиологии, виолончель помогает людям с

больными почками,

помощь печени, флейта

поможет расслабиться и запросто справляется с бессонницей.

Музыка композиторов – романтиков (Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский)

хорошо снимает стрессы. Помогает концентрации внимания.

Духовная и религиозная музыка очень хорошо снимает болевой синдром.

рок-музыка

небольших

количествах

способна

снять нервное

напряжение и мышечную усталость.

В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение

организма.

П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на

самочувствие,

положительном

мелодического

ритмического

компонентов

работоспособность

человека.

В «Теории и методике воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что

регулирует

улучшает

координацию,

уверенность

движений.

Развитие

эмоциональной

отзывчивости

музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

2.1. Понятие здоровьесберегающие технологии

Музыкально-оздоровительная работу в ДОУ считается новым направлением

в музыкальном воспитании дошкольников.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на

сохранение

укрепление

здоровья

воспитанников.

Комплекс

настоящее

название

«здоровьесберегающие

технологии» и включает в себя систему мер, предполагающую взаимосвязь и

взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных,на

сохранение здоровья ребёнка и активное формирование здорового образа

жизни на всех этапах его обучения и развития.

осуществляется

здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации

используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья

дошкольников

педагогов.

Технология

греческих

искусство,

совокупность

способов деятельности.

Цель и задачи

Цель

внедрения

здоровьесберегающих

технологий:

обеспечить

возможность

сохранения

здоровья,

сформировать

необходимые

умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового

использовать

полученные

повседневной

Задачи

1.Систематизировать

проведение физкультминуток на занятии (во время

малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки),

2.В начало и конец

занятия внедрить элементы, позволяющие настроить

детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),

Внедрять

элементы

здоровьесбережения

драматизаций.

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

Повышение уровня речевого развития.

Снижение уровня заболеваемости.

Стабильность физической и умственной работоспособности во всех

сезонах года независимо от погоды.

Музыкальные занятия и здоровьесберегающие технологии на

занятиях

С дошкольниками необходимо проводить эту работу в игровой форме. То есть

привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой

для здоровья детей. Например, пассивное слушание музыки можно менять с

активным,

разучивание

перемежать

массажем,

самомассажем

пальчиковой

заниматься

дыхательной,

артикуляционной

гимнастикой,

игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями (та же

логоритмика), с игрой на детских музыкальных инструментах.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование

музыкальном

следующих

здоровьесберегающих

технологий:

Валеологические песенки-распевки

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты

поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего

мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к

пению. Их можно использовать в группе.

Валеологические

песни-распевки

усваивают,

запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные

для восприятия и воспроизведения тексты и приятная мелодия поднимают

настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на

Дыхательная гимнастика

Упражнения

развитие

оздоровления дошкольников.

ослабленное

полностью

проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни –

приходится вдыхать воздух чаще.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).

Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).

Тренировать силу вдоха и выдоха.

Развивать продолжительный вдох.

Особенностью

дыханием

является

постепенное

индивидуальное

увеличение

нагрузок

контролем

педагога.

упражнений выполняется под счет, часть – под музыку.

предшествующей

дыхательной

гимнастикой

оказывает

психотерапевтическое,

оздоравливающее

лечебное

воздействие:

положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению

центральной

улучшает

дренажную

восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в

процессе

заболеваний

различные

деформации

позвоночника.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционной

гимнастикой

называются

специальные

упражнения

развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки.

Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными и

ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык

(главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения

тонких, целенаправленных движений.

В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять

перед зеркалом.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно

активизирует

помогает

устранить

напряженность

скованность

артикуляционных

разогреть

артикуляционную

моторику,

выразительную дикцию.

Упражнения

артикуляцию

интересны,

доступны,

проводятся

ситуация

усиливает

певческой

деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями

речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. В результате этой работы

повышаются

показатели

развития

певческих

навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Игровой массаж.

Обучение

простейшим

массажным

происходит

музыкальных занятиях массаж происходит под музыку – слова пропеваются,

ритмодекларируются,

закрепляют

правильного

выполнения

элементарного

самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы детям было

ещё интереснее, можно предложить им стать героями известных сказок,

вообразить

скульпторами,

художниками,

«лепят» или «рисуют» своё тело и лицо.

посредством

правильного

выполнения

игрового

массажа, воздействуя на биологически активные точки тела, благотворно

влиять на внутренние органы.

указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка

надавливая или легко поглаживая. Проводя массаж определенных частей

используют

поглаживание,

разминание,

растирание,

постукивания.

Упражнения

проходят

эффективнее,

разговаривает со своим телом, делает ему комплименты: «Мои любимые

ручки», «Какой чудесный носик!», «Сейчас я разомну свои ноженьки» и т.д.

Пальчиковые игры.

Особый интерес представляют пальчиковые игры, потому, что на ладонях

людей находятся важные для всего организма биологически активные точки.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на музыкальных занятиях.

Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество,

фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно

неторопливый,

распевный

рифмованных

воспитывает

плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. Игры позволяют

разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на

все внутренние органы.

Речевые игры и упражнения

Речевоемузицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в

тесной связи со слухом речевым. Основой служит детский фольклор.

звучанию

добавляются

музыкальные

инструменты,

звучащие

движение, сонорные и колористические средства.

эффективно

развитие

эмоциональной

выразительности

двигательной

активности,

позволяют

Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые

могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в

речевоемузицирование

пантомимические

театральные

возможности.

Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на

развитие

эмоциональной

выразительности

двигательной

активности.

Музыкотерапия

Важная составляющая музыкально-оздоровительнойработы ДОУ. Это

создание

музыкального

сопровождения,

способствует

коррекции

психофизического

процессе

двигательно-

игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает

иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и

мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Слушание правильно

подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и

раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное

Ритмопластика.

Основная

направленность

элементов

ритмопластики

музыкальных

занятиях, - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего

собственного тела. Много радости и восторга приносят детям ритмические

движения

мобилизуют

физические

вырабатывают

грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают

мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.

Упражнения на ритмопластику проводится в основном во время танцев и

драматизаций,

танцевальную

импровизацию

совместить

музыкотерапией. В дальнейшем их можно использовать на праздниках и

развлечениях.

Алгоритм проведения музыкального занятия, с использованием

здоровьесберегающих технологий

1.Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические

движения, логоритмические

упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка - пальчиковая

или жестовая игра- 1 упр.

песенное

творчество:

распевки,

артикуляционная

гимнастика,

дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или

жестовая игра-1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

Театральное

творчество

элементами

логоритмики,

ритмопластики,

психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Заключение

Музыкальные

использованием

технологий

здоровьесбережения

эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого

интересов.

соответствии

строятся

планировании, направленном на усвоение детьми определённого содержания,

и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и

невозможен

совместной

деятельности

музыкального

руководителя

воспитателя,

помогает,

организует самостоятельноемузицирование детей в группе.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как

одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов

и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Список литературы

Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в

детском саду: занятия, игры, упражнения г. Волгоград «Учитель», 2011

2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми

3-4 лет. (Программа развития.) г. Москва, ТЦ «Сфера» 2005

3. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет -г.Москва,

ТЦ «Сфера» 2008

4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры г.Москва, 1999.

5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической

пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - 2-е

изд., испр. и доп. - С-П «ЛОИРО», 2000

6.Подольская Е.И Формы оздоровления детей 4-7 лет г. Волгоград, изд.

«Учитель», 2009

Приложение

Практический материал №1

«Весёлое путешествие» (занятия по ритмопластике)

Конспект занятия по ритмической пластике во 2 младшей группе

"Весёлое путешествие"

Приоритетные задачи:

Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;

Развитие слухового внимания, умения выполнять движения в

соответствии с характером и темпоритмом музыки;

Обогащение слушательского и двигательного опыта, умение

осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с

музыкально-игровым образом, умение выполнять упражнение о начала

до конца, не отвлекаясь- по показу взрослого.

Ход занятия:

Дети заходят в зал. Садятся на стульчики. Будят ручки и ножки.

№ Приветствие «Доброе утро »

Педагог: Я хочу отправиться в путешествие и взять вас с coбoй.

Вы согласны? Но сначала мне нужно проверить ваши сильные ножки.

Ходьба сидя на стульчиках.

А теперь мне нужно проверить ваши ручки.

Ритмические хлопки.

Ну, что ж, можно отправляться в путешествие, но куда, пока не скажу.

№ Композиция-«Весёлые путешественники»

(сл. С. Михалков, муз.М.Старокадомский сб. 2 «Ритмическая мозаика»

А. И. Буренина)

Педагог: Мы приехали с вами в лес, полон сказок и чудес!

Посмотрите, под ёлочкой спит мишка. Почему?

Правильно, потому что сейчас зима. Разбудим мишку?

№ Игра «Разбудим мишку» (2-3 раза)

Педагог: Мишка сердится, потому, что мы ему спать не даём.

Пусть он спит. А я с вами поиграю и попляшу.

(превращение в медведя)

Педагог: У меня есть волшебные КОЛОКОЛЬЧИКИ

(показывает большой колокольчик)

Правильно низкий.

(показывает маленький колокольчик)

А это какой колокольчик? Правильно маленький. Голосок у него, какой?

(Раздать детям колокольчики)

№ «Игра - пляска с колокольчиками»

(музыка «Льдинки и Дед Мороз » сб. "Танцуй, малыш № 2 Т.И. Суворова)

(I часть музыки - педагог пляшет с большим колокольчиком, II часть - дети-

с маленькими)

Педагог: А хотите тоже мишками стать? (превращение детей)

№ Композиция «Плюшевый мишка » (сб. "Ритмическая мозаика" А. И.

Буренина)

(превращение детей)

Педагог: Ну что пусть медведь спит. А мы поедем дальше.

№ Читает стихотворение «Лошадка» (А. Барто)

«Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко

Гребешком приглашу хвостик

И верхом поеду в гости»

№ Лошадка (прямой галоп)

Что нужно сказать лошадке, чтобы она поехала?

А как можно остановить лошадку?

Тр-р-р-р…

№ Движение под музыку Н. Потоловского «Лошадки».

Педагог: Посмотрите, под ёлочкой кто-то оставил бантики.

Ой, какие красивые бантики! Разноцветные!(закрепление основных цветов)

Как девочки себя украшают бантиками?

Как мальчики себя могут украсить бантиками?

Я догадалась - это зайчики оставили бантики после праздника.

Давайте с ними потанцуем.

№ «Пляска с бантиками»

(музыка «Мяу-мышки» сб. «Танцуй, малыш» № 2Т.И. Суворова)

Педагог: Сложим бантики в корзину и оставим под ёлочкой, пусть зайки

танцуют. Не хочется уезжать, но надо возвращаться в детский сад.

Занимайте места в вагончиках.Поехали.

№ Музыкальная игра «Поезд» (муз.Е.Филиппенко)

Педагог: Вот мы и в детском саду.

Какое весёлое путешествие было у нас.

Вам понравилось?

№ Игровой самомассаж (поглаживание рук, ног, головы)

Педагог: Помогали нам в путешествии наши сильные ножки.

Спасибо, ножки! - гладят.

И весёлые ручки.

Спасибо ручки! - гладят

И ребята, молодцы! - гладят головки

До СВИДАНИЯ!

Дети говорят до свидания и уходят из зала.

Актуальность.

Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого – нибудь вызовет возражение. Действительно, без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды – несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.

Приоритетность процесса дыхания для жизни, делает способность в совершенстве владеть этим едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней, становиться здоровым. Поэтому проблема сохранения здоровья дошкольника и привитие им здорового образа жизни сегодня очень актуальна.
Цель: Сохранить и укрепить здоровье дошкольника, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

Дать детям первичные представления об органах дыхания.

Развивать и укреплять здоровье детей через систему дыхательных упражнений.

Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними.

Система музыкально – оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии здоровье – сберегающих технологий, одним из которых является дыхательная гимнастика.

Она положительно влияет на:

Обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;

Способствует восстановлению центральной нервной системы;

Улучшает дренажную функцию бронхов;

Восстанавливает нарушение носового дыхания.

Пение, мелодекламация, специальные речевые игры способствуют развитию голоса (основой которого является правильное дыхание). Перед пением песен занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок, которые влияют на здоровье часто болеющих детей, а также детей имеющих речевые нарушения.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

Тренировка силы вдоха и выдоха.

Развитие продолжительности вдоха.

В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели дыхательной системы, развитие певческих способностей детей. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоится, справиться с волнением и раздражительностью. Занимаясь дыхательной гимнастикой на занятии следим, чтобы у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащенное дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках и ногах). Если начинает кружиться голова - складываем ладошки вместе (ковшиком), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2 – 3 раза).

Приведем в качестве примера упражнения на формирование диафрагматического дыхания с использованием музыкотерапии.

Представьте себе, что у вас в животе поселился маленький-маленький воздушный шарик. Ему очень нравится, когда его надувают и сдувают. Попробуйте надуть его. Чтобы надуть его большим, воздух надо вдыхать через нос, а выдыхать через рот. Давайте посмотрим, у кого шарик получится самый большой.

Упражнения для детей с нарушением носового дыхания под музыку:

Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4-5 раз) через каждую половину носа.

Стоя вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5-6 раз.

Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6 раз)

Вдох через нос, рот закрыт. На удлененном выдохе произнести звук «м-м-м» (медленно до 8 раз).

ВЕСЕЛЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

«БЕГЕМОТИК»

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

«ЖУК».

«Жу-у-у – сказал крылатый жук,

Посижу и пожужжу».

«ВЕСЕЛЫЙ ПАРОВОЗИК».

Детям дается установка: « Чей паровозик дольше проедет?»

Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку муз. руководителя паровозик едет: «Чух-чух-чух» - так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот «паровозик». У которого дольше хватило дыхания.

«ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ»

Детям предлагается « надуть воздушные шарики» (дыхание короткое, через нос). Сначала надуваем шар, затем со звуком «тс-с-с» - сдуваем, делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.

«ИСПОЛНЕНИЕ СКОРОГОВОРКИ»

Егорка.

Она должна произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха:

Как на горке, на пригорке

Жили 33 Егорки,

Раз Егорка, два Егорка….

Чем больше «Егорок» сможет назвать ребенок, тем больше у него объем легких.

Несколько упражнений, которые целесообразно использовать на занятиях театрализованной деятельности.

«САМОВАР».

Глубоко вдохнуть и медленно выдыхая произнести «пых..»

«ЧАЙНИК».

Глубоко вдохнуть, затем, прерываясь, медленно выдыхать и произносить «пых-пых-пых…»

«БОЛЬШОЙ ФИЛИН».

Глубоко вдохнуть и, выдыхая резко произнести «ух!».

«Маленький филин».

Глубоко вдохнуть, резко прерываясь. Выдыхать и произносить «ух-ух-ух-ух-ух..»

«ВОЛКИ».

Глубоко вдохнуть и, выдыхая, произнести звук «у-у-у». при этом как бы поднимая звук снизу вверх.

«ЭХО».

Глубоко вдохнуть и громко на выдохе произнести « тыкто-кто-кто-кто-кто..»

С каждым произношением слова «кто» голос дожжен становиться все тише и тише.

«ПЧЕЛА».

Вдохнуть и выдохнуть звук «ж-ж-ж-ж», губы должны то складываться в трубочку, то растягиваться в улыбку.

«КОМАРЫ».

Вдохнуть и на выдохе, на высокой ноте, произнести звук «з-з-з», то усиливая звук, то ослабляя».

«КАЧАЕМ МАЛЫША».

Вдохнуть и на выдохе произносить «а-а-а-а-а..»Звук должен быть, как при укачивании малыша.

«СКРИПЯТ ДЕРЕВЬЯ».

На выдохе произносить звук «и-и-и..» Губы при этом растягиваются в улыбку.

С целью создания эмоционального настроения, мотивации детей к выполнению данных упражнений, а так же активизации их внимания педагог может объединить подобные упражнения единым игровым сюжетом. Так, например, рассказ о « путешествии к бабушке» может быть основой для игрового тренинга на развитие дыхания и голоса.

«У БАБУШКИ В ДЕРЕВНЕ».

Приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила гостей за стол, поставила самовар. Самовар грелся, грелся и закипел:»пых-пых» (выдыхаем). А рядом с ним маленький чайничек: «пых-пых-пых-пых..» (выдыхаем) Бабушка налила детям чай в кружки, а он горячий. Чтобы не обжечься, нужно в кружку подуть: «фу-у!». В доме комары летают – «з-з-з-з». Но мы их не боимся и пьем вкусный чай: «фуп!» (вдыхаем воздух). Попили чай и пошли гулять.

На улице тепло, пчелы вокруг летают – «ж-ж-ж-ж». Вкусно пахнет цветами… (вдыхаем запах цветов). Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется непонятный силуэт. Мы громко крикнем: «Ты кто?» А эхо нам ответит: « Кто-кто-кто». Вдруг мы услышали вой волков: «у-у-у-у». И решили пойти скорее домой. Дома бабушка велела нам идти спать. А чтобы мы быстрее уснули, бабушка спела нам колыбельную:»А-а-а-а-а».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Дыхательную гимнастику дети могут использовать не только в детском саду в течении всего дня, но и дома с родителями. Приведенные ниже упражнения научат вас и вашего ребенка дыхательной самозащите.

«Большой и маленький».

Стоя прямо. На выдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнести «ух», спрятать голову за коленями – показывая какой он маленький.

«ЛЕТЯТ ГУСИ».

Медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у». Повторите с ребенком 8-10 раз.

«АИСТ».

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш». Повторить 6-7 раз.

«ДРОВОСЕК».

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На выдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя руками « прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторить 6-8 раз.

«МЕЛЬНИЦА».

Встаньте ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Когда движения ускорятся, звуки становятся громче. Повторить 7-8 раз

«ЛЯГУШОНОК».

Расположите ноги вместе, Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторить 3-4 раза.

« В ЛЕСУ».

Представьте себе, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторить 5-6 раз.

Используя современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме можно уберечь детей от межсезонных заболеваний. Надо помнить, что положительные результаты для оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива детского сада и родителей.

ПУСТЬ БУДУТ ЗДОРОВЫ НАШИ ДЕТИ!


Наталья Салманова
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности ДОУ

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

В соответствии с новыми нормативными документами, введением ФГОС, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка .

Одной из главных задач дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников . Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Нобходимо обучаться психолого-педагогическим технологиям , позволяющим педагогу самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей . Все это требует внедрения во все образовательные области, в том числе и образовательную область «Музыка » , и интеграцию оздоровительной работы с музыкально-образовательной .

Здоровьесберегающая технология” – это система мер , включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Н. Ветлугина пишет "пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность ".

Научная основа базируется на программах и методических пособиях : по музыкальному воспитанию - Н . Ветлугиной, О. Радыновой, Т. Тюттюнниковой, К. Орфа, А. Бурениной, М. Картушиной;

по воспитаниюздорового ребенка и диагностике - В. Алямовской, Г. Урунтаевой, А. Галанова, В. Кудрявцева, Н Ефимова, А. Стрельниковой.

Подробно разработала эту тему О. Н. Арсеневская. В своей работе "Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях " она описала большое разнообразие здоровьезберегающих технологий и обосновала их применение на музыкальных занятиях .

Таким образом, становится ясно, что использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя выступает как необходимое условие полноценного развития детей.

Цель- оптимизация системы музыкально- оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыка » , что обеспечит каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья , создаст условия для гармоничного развития, эмоционального благополучия и своевременного всестороннего развития каждого ребенка.

Опираясь на современные программы и методики по музыкальному образованию и оздоровлению детей , формулируем следующие задачи :

Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей , посредством внедрения здоровьесберегающих технологий :

Обеспечение комфорта детей в различных формах организации НОД и совместной деятельности

Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей :

Развитие сенсорных и моторных функций.

Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний

В своей системе музыкально- оздоровительной работы я предположила использование следующих здоровьесберегающих технологии

Пальчиковые игры;

Сказкотерапия

Праздникотерапия

Танцетерапия

Ритмопластика

Психогимнастика

Игротерапия

Ритмопластика

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях , - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального ") инструмента.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность , укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает при этом ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Дыхательная гимнастика

Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка . Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие :

1. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

2. Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

3. Улучшает дренажную функцию бронхов;

4. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

5. Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды) . Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.

Пальчиковая гимнастика

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки , песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра.

1. Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;

2. Совершенствует внимание и память;

3. Формирует ассоциативно-образное мышление;

4. Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма

Пальчиковые игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например :

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")

По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)

С такими усами! (показывают "длинные усы")

С такими глазами! (показывают "большие глаза")

Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)

Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

Психогимнастика

Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Танцетерапия

Танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом, а это даёт определённый психотерапевтический эффект. танцевальная терапия позволяет лучше понять себя, способствует развитию и укреплению самооценки, способности более глубоко чувствовать и переживать.

Сказкотерапия

Сказка – любимый жанр детей. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты. Я стараюсь включать сказки в содержание сценариев праздников и занятий – это либо кукольная постановка, показ взрослыми сказки или детьми.

Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приемов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.

Преимущества технологии :

1. Через анализ придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

2. Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

3. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

Игротерапия

Творчество требует от детей координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на их психику, а значит на их психическое здоровье , то есть творческий процесс исцеляет. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребёнку эмоциональных переживаний. Для этого я предлагаю детям сочинить собственную мелодию, спеть своё имя, пофантазировать под музыку , исполнить пластическую импровизацию или исполнить партию на детском музыкальном инструменте .

В игре ребёнок может без ограничений и, не задумываясь, выразить свои фантазии, переживания, эмоции. Постепенно ребёнок становится уверенней в себе, перестаёт сомневаться, бояться критики и наказаний. Игротерапия способствует у детей изменению чувств и установок в сторону позитивного принятия себя и окружающего мира.

Праздникотерапия

Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор единственное средство развить ум ребёнка, обучить его и сохранить детство. На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки .

Использование здоровьесберегающих технологий в моей работе дали следующие результаты :

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

Стабильность эмоционального благополучия каждого воспитанника;

Повышение уровня речевого развития;

Снижение уровня заболеваемости;

Стабильность физической и умственной работоспособности дошкольников.