Реформы Лорис-Меликова

Ряд покушений на царскую семью , особенно взрыв Халтурина в Зимнем дворце (1880), свидетельствовали о значительном росте революционного движения, с которым стало соединяться и либеральное. Признав незавершённость некоторых своих прежних преобразований, Александр II решил поручить дальнейшую их разработку генералу Лорис-Меликову. Тот выдвинул планы целого ряда реформ касательно положения крестьян, податной системы, свободы прессы, упразднил III-е отделение (политическую полицию). Лорис-Меликов собирался даже привлечь выборных народных представителей к предварительному обсуждению важнейших законопроектов, что внесло бы в российскую государственность элементы конституционализма. О программе этого министра можно прочесть в статьях нашего сайта: Лорис-Меликов и его проекты , Реформы Лорис-Меликова – кратко , «Конституция» Лорис-Меликова – кратко . Правительство отказалось от этих проектов после убийства Александра II народовольцами 1 марта 1881.

В 1864 году была проведена реформа системы начального и среднего образования: 19 июля 1864 года вышло «Положение о начальных народных училищах», цель которых усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных знаний. Срок обучения в училищах не был ограничен, как не был ограничен и возраст обучающихся.

Содержание обучения было крайне скудным - Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, церковное пение. Особо подчеркивалось, что обучение ведется на русском языке. Начальные народные училища были внесословными учебными заведениями, в них допускалось совместное обучение мальчиков и девочек, а обучение было бесплатным. Все светские начальные народные училища передавались в ведение Министерства народного просвещения, духовные - в ведение Святейшего синода, высшего органа по делам русской православной церкви. Особое место в «Положении» отводилось вопросу о личности учителя.

Право преподавания в училищах получали как лица духовного звания, так и светские лица. Однако если духовные лица имели право преподавания, не подтверждая свою компетентность и благонадежность никакими документами, то светские лица, согласно §16 «Положения», должны были получить разрешение на преподавание от уездного училищного совета по предоставлении удостоверения в добропорядочности и благонадежности. Уездные и губернские училищные советы, согласно этому «Положению», становились органами руководства и контроля за деятельностью училищ на местах. В состав училищного совета входили представитель Министерства народного просвещения, представитель Министерства внутренних дел, представитель духовенства, представители уездного земства, представитель городского самоуправления. Возглавлял училищный совет председатель, выбиравшийся из числа членов совета. Председателем губернского училищного совета мог быть только архиерей.

19 ноября 1864 году был утвержден новый «Устав гимназий и прогимназий», согласно которому устанавливались два типа гимназий: классическая и реальная и соответственно им - прогимназии. Прогимназии по своему содержанию обучения соответствовали первым четырем классам гимназий. В их учебный план входили арифметика, Закон Божий, грамматика русского, латинского и греческого языка, природоведение, часто в форме бесед на уроках русского языка. Прогимназии открывались чаще всего в маленьких городах и давали возможность подготовиться к поступлению в старшие классы гимназии.

Особенностью классических гимназий было то, что около 40% всего учебного времени отводилось на изучение древних языков - латинского и греческого. В них, кроме того, преподавались русский язык, русская литература, отечественная, всемирная и священная история, отечественная и всеобщая география, естествознание, математика, физика, космография, черчение и один современный иностранный язык - французский или немецкий. Окончившие классическую гимназию получали право поступления в университет.

Содержание обучения в реальных гимназиях отличалось от классических гимназий в первую очередь отсутствием в учебных планах древних языков, что соответствовало цели этих учебных заведений - подготовке к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения. В реальных гимназиях значительно больше времени отводилось на изучение предметов естественного цикла - на 4 часов больше, чем в классических гимназиях; на изучение математики - на 17 часов, на изучение физики - на 9 часов и на изучение космографии - на 6 часов. Обязательным было изучение двух новых языков - французского и немецкого. Другие учебные предметы - русский язык, литература, история, география - изучались в том же объеме, что и в классических гимназиях.

В соответствии с новым «Уставом» оба типа гимназий объявлялись внесословными учебными заведениями при раздельном обучении мальчиков и девочек. Новым в практике работы гимназий было требование создания учебных библиотек, причем - как для учителей, так и для учеников, - специально оснащенных кабинетов по естествознанию, географии, физике, математике, рисованию. Курс обучения в том и другом типе гимназий был рассчитан на семь лет.

Новыми образовательными учреждениями, появившимися вследствие создания форм местного самоуправления после отмены крепостного права - земств, стали земские школы, значение которых усилилось к концу XIX в. В соответствии с «Положением о земских учреждениях» от 1 января 1864 года в ведение уездных и губернских земств переходили учреждения, тесно связанные с хозяйствованием, в том числе и учебные заведения. Земства должны были материально поддерживать начальные школы. Учебно-воспитательная работа в них находилась в ведении училищных советов. Земства получили право поощрять субсидиями и стипендиями деятельность средних учебных заведений.

За период конца XVIII - начала XIX веков комиссией об учреждении народных училищ были выпущены учебники по математике, физике, химии, географии, естествознанию, иностранным языкам. В середине XIX века успехи естественных наук, подъём общественно-педагогического движения за демократизацию обучения определили новое направление в подходе к составлению учебников. Образцом этого явилось «Родное слово» (книга для чтения) Константина Дмитриевича Ушинского выпущенная в 1864 году, книга имела 146 изданий, основная идея которого состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта. Вслед за ним вышли учебники для народных школ, написанные последователями идей Ушинского - Василием Ивановичем Водовозовым, Николаем Александровичем Корфом.

В конце XIX - начале XX веков появляются учебники по физике К.Д. Краевича и А.В. Цингера, по алгебре и геометрии Л.П. Киселева и С.П. Рыбкина, по географии А.С. Баркова, А.А. Крубера, С.С. Григорьева и С.В. Чефранова, выдержавшие многократные издания. Некоторые из них в переработанном виде использовались в советской школе - например учебник Киселева по алгебре имел 42 издания, выходил до 1965 года, его же учебник по геометрии имел 31 издание и выходил до 1970 года.

Александр 2 вошёл в историю как царь-реформатор. Именно он произвёл огромнейшее количество преобразований в стране, существенно изменив положение России на мировой арене. Деятельности царя давали противоречивые оценки: одни считали его едва ли не святым, тогда как другие искренне желали смерти монарха. На него совершался ряд покушений, каждый раз Александра спасало самое настоящее чудо. Но в шестьдесят два года он погиб от взрыва бомбы, брошенной ему под ноги. Трагическая смерть императора всколыхнула Россию и породила целый ряд запретов и отход от либерального курса, который вёл Александр. Реформа Александра 2, связанная с отменой крепостничества, модернизация судебной системы, образовательные реформы - всё это вошло в историю как крупнейшие изменения в российском обществе.

Судебная реформа (1864)

Судебная реформа Александра 2 стала поворотным моментом в российском делопроизводстве. Суды теперь разделялись на две части: местный занимался делами мещан и крестьян, а окружной - более серьёзными преступлениями. Вводился суд присяжных, члены которого могли принадлежать к любому сословию. В его полномочия входило рассмотрение тяжких преступлений. Была упразднена дискриминация: абсолютно все оказывались равны перед судебной властью. Решения не принимались тайно, нельзя было сменить судью, если он по каким-то причинам не устраивал участников процесса. Правила были едины для всех и не могли измениться в ходе заседания. Кроме того, менялось и административное деление страны: теперь империя делилась на округа.

Судебная реформа Александра 2 лишила самого императора реальной власти в судах, единственное, что он мог сделать - помиловать дворянина, которому грозила конфискация имущества.

Земская реформа (1864)

Следующей после отмены крепостного права была земская реформа Александра 2. Вводился новый орган местного самоуправления - земство, члены которого избирались голосованием (доступ к нему получили представители всех сословий). Сами земства подразделялись на распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. Избираться в земские собрания могли только богатые люди, причём представители каждого имущественного класса имели собственные выборы. Позже участники земских собраний назначали председателя и определённое количество членов земских управ.

Эта реформа Александра 2 позволила создать органы местной власти, в полномочия которых входило решение локальных вопросов. Такие перемены позволили существенно улучшить жизнь всех слоёв населения, дать больше самостоятельности губерниям и уездам, но здесь имелись и свои минусы. Метаморфозы подразумевали под собой принудительный сбор денег у населения на осуществление всех функций земств. Так что земская реформа Александра 2 позволила новым органам местной власти самим назначать налоги и повинности.

Отмена крепостного права (1861)

Великая реформа Александра 2 была ответом на возрастание социальной напряжённости в стране. Вопрос об отмене крепостного права стоял уже очень давно, но все предыдущие монархи постоянно игнорировали его, угнетая крестьян всё больше. Постоянно существовала опасность мятежей, цари понимали, что если поднимется всё крестьянство, то противостоять ему не сможет никто. Именно это и стало причиной волевого решения Александра.

19 февраля 1861 года свет увидел Манифест об отмене крепостного права. Но всё было не так просто: противоречивой оказалась реформа Александра 2. Таблица расскажет о ней подробнее.

Оценка результатов отмены крепостного права
Плюсы Минусы
Крестьяне становились свободны от помещиков Крестьяне обязаны были выкупить наделы у помещиков
Крестьяне могли распоряжаться собственным имуществом До тех пор, пока крестьянин не покупал свою землю, он продолжал выполнять все прежние обязанности, если в течение десяти лет крестьянин не выкупал землю, он мог отказаться от неё
Создавалось выборное крестьянское самоуправление Реформа распространялась только на европейскую часть империи
Государство готово было предоставить крестьянину необходимую для выкупа земли сумму денег, ему давалась рассрочка на 49 лет Вернуть ссуду на выкуп земли крестьянин должен был с огромными процентами: он выплачивал государству в два или в три раза большую сумму, чем занимал

Крестьянская реформа Александра 2 кратко может быть описана так: формальное освобождение крестьян, но сохранение их зависимости от помещиков в действительности.

Военная реформа (1857)

В рамках всеобщей воинской повинности в России были созданы военные поселения - своеобразные лагеря, где часть дня крестьяне выполняли свои обязанности на земле, а в остальное время муштровались командующими. Первым делом реформа Александра 2 ликвидировала эти поселения.

Были проведены изменения и в области военной повинности: ежегодно назначалось точное число призывников, и все лица старше 21 года тянули жребий, который определял, кто отправится служить. Конечно, были определённые льготы: не забирали единственного кормильца, единственного сына или того, чей старший брат служил в армии. Военное образование сокращало срок службы в армии, который варьировался в зависимости от подразделения.

Реформа Александра 2 коснулась и управления: создавались военные округа, каждым из которых заведовал местный генерал-губернатор. Армия получила новое оружие, были созданы железнодорожные войска. Пленный теперь, если он не переходил на сторону врага, считался жертвой и получал денежную компенсацию за то время, что он провёл в плену.

Великая реформа Александра 2 позволила создать сильную, хоть и небольшую армию, в резерве которой находилось огромное количество людей. Техническая модернизация и пересмотр командования положительно повлияли на боеготовность войск.

Реформа образования (1864)

И образование не обошла стороной реформа Александра 2. Таблица расскажет подробнее обо всех нововведениях.

Цензура (1857)

Реформа Александра 2 коснулась и периодики. Государство всегда контролировало то, что писали литераторы, но с введением реформы ситуация кардинально изменилась: теперь цензуре не подвергались произведения, объём которых был больше определённого количества страниц. Научные труды и государственные издания вообще не подлежали цензуре.

Городская реформа (1870)

Она стала логическим продолжением земской. Городская реформа Александра 2 кратко может быть описана так: введение самоуправления в городах. Теперь вся власть передавалась городским думам и управам, которые отвечали уже перед вышестоящими лицами. Претендовать на место в органах самоуправления могли только зажиточные люди.

Заключение

После Петра Великого ни один царь не проводил в России столько преобразований, как Александр 2. Его вклад в развитие страны действительно неоценим. Реформы Александра 2 изменили государство, застрявшее в Средневековье, положив начало новой странице в истории России.

комплекс мероприятий, проведенных в сфере образования под влиянием общедемократического общественного подъема в России после Крымской войны 1853-1856 гг. Необходимость развития сети общеобразовательных и специальных учебных заведений обуславливалась ростом промышленности, торговли, транспорта и сельского хозяйства, а также потребностью в квалифицированных кадрах, возникшей в результате реформ 1860- 1870-х гг. Включала: школьную реформу, осуществленную на основе «Положения о начальных народных училищах» (14 июля 1864) и «Устава гимназий и прогимназий» (19 ноября 1864); пересмотр Устава университетов 1835 г. и издание Устава 1863 г. (утвержден 18 июня), вводившего университетскую автономию; разрешение открывать частные высшие учебные заведения для женщин (1869 - Лубянские высшие женские курсы в Москве; 1870 - Владимирские в Петербурге и «Систематические» по естественным наукам в Киеве; 1872 - Высшие медицинские женские курсы в Петербурге и Высшие женские курсы профессора В. И. Герье (историко-филологические) в Москве; 1876 - Высшие женские курсы (физико-математические и историко-филологические) в Казани; 1878 - Высшие женские курсы в Киеве и по инициативе профессора К. Н. Бестужева-Рюмина (Бестужевские) в Петербурге). Хотя все формы народного образования (школы, гимназии, училища, институты и университеты), объем и содержание преподаваемых дисциплин строго регламентировались Министерством народного просвещения, в целом, реформа способствовала демократизации сферы образования, расширяя возможность получения его представителями разных сословий.

Многочисленные реформы, проведенные Александром II за время своего царствования, до сих пор вызывают много споров. В то время они казались невероятно либеральными - но конечно, обладали и минусами, и в конечном итоге, не смогли удержать страну от революции.

Одной из самых интересных является образовательная реформа 1863 – 1864 годов. Посмотрим, что нового появилось в государственной системе в эти годы, и узнаем, за что хвалили и ругали реформы Александра II современники.

Увеличение доступности образования и стремительный рост количества женских училищ

Вступив на царство, Александр II столкнулся с тем фактом, что высшее и даже начальное образование остается привилегией обеспеченных слоев населения - дворян, купцов, интеллигенции. Кроме того, грамоте и наукам почти не обучались женщины, а еще сама суть образовательного курса безнадежно устарела. Все это требовалось изменить.

При Александре II:

  • ВУЗы получили больше свободы в своих действиях и во внутренней организации. Теперь университеты могли самостоятельно заведовать своим хозяйством и выбирать должностных лиц без постороннего вмешательства.
  • Образование было разделено на классическое и «реальное». Гимназии для интеллигенции и дворян по-прежнему делали упор на изучение языков и философии, в реальных училищах больше преподавались точные науки.
  • Появились женские гимназии, куда принимали учениц из всех сословий, а также высшие учебные курсы для женщин. Стремительный рост их числа продемонстрировал, насколько востребованным было женское образование в стране.
  • Выходцы из низших социальных слоев могли посещать не только церковно-приходские, но и светские народные школы.

За что критиковали образовательную реформу Александра II?

Ни одно нововведение не обходится без недостатков - и множеством минусов обладали образовательные реформы 1860-х годов. Прежде всего, сразу же появился вопрос о том, а действительно ли образование стало доступнее? Ведь с одной стороны, реальные училища были рассчитаны в основном на представителей среднего и низшего класса. Но с другой - в них не преподавали некоторых дисциплин, без знания которых было нельзя поступить в университет.

Кроме того, была упразднена практика допуска вольнослушателей. Это ограничило возможности все тех же низших слоев - теперь им было сложнее заниматься самообразованием, поскольку к посещению лекций допускались только «полноправные» студенты.