Со временем ведущие мотивы поведения человека становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности:

Мотив достижения успехов,

Мотив избегания неудач,

Мотив власти,

Альтруизм (мотив оказания помощи),

Агрессивные мотивы,

Мотив познания и другие.

Доминирующие мотивы начинают входить в ядро характера человека. Как ядерная характеристика они оказывают воздействие на поведение в целом и влияют на формирование других психических свойств.

Например от характера доминирующих мотивов зависит самооценка человека и особенности его картины мира. Экспериментально доказано, что люди, ориентированные на успех, в большей степени склонны к формированию у себя реалистичной, научной картины мира, а также обладают более объективной самооценкой. Люди, мотивированные на избегание неудач, часто имеют нереалистическую, фантастическую картину мира, при этом имеют завышенную или заниженную самооценку.

В свою очередь от самооценки личности зависит уровень притязаний человека. Если самооценка завышена, то уровень притязаний (ожиданий от жизнедеятельности) обычно тоже завышен. Это происходит потому, что индивид завышает, например, свои способности, поэтому предполагает, что его действия повлекут высокое качество и количество результата. В случае с заниженной самооценкой происходит наоборот: человек недооценивает свой потенциал, надеется на меньшее. Таким образом доминирующие мотивы как ядерная характеристика через самооценку могут повлиять на уровень притязаний человека.

Мотив аффилиации

Существует такой важный и - можно сказать - сквозной мотив поведения как мотив аффилиации (стремление к общению). Данный мотив проявляется трояко:

Это и просто потребность в периодических разговорах (потребность в болтовне, пусть даже и пустой),

Это и налаживание отношений, контактов (потребность чувствовать себя связанным с окружающими людьми),

Мотив аффилиации у людей проявляется значительно ярче, чем у животных. В силу развитости разума человека он может планировать отношения, ставить себя на место другого и т.д.

Мотив власти

Интересным и важным мотивом является мотив власти - устойчивое и отчётливо выраженное стремление человека иметь подчинённых себе людей, то есть тех, которых можно заставить что-то сделать.

Г. Мюррей: мотив власти - это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т. п.

Д. Верофф считал, что под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми. Признаками наличия у человека мотива, власти являются выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием или утратой психологического или поведенческого контроля над другими людьми. Другой признак мотива власти - удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности или огорчение по поводу неудачи.

Ряд учёных полагают, что человек с выраженным мотивом власти испытывает нежелание подчиняться другим. Однако с этим можно поспорить: жизнь показывает, что люди с ярко выраженными мотивами власти легко организуются в иерархии между собой (типичный пример - армия). Человеку с выраженным мотивом власти оной никогда не бывает мало, он всегда готов подняться на следующую ступень, но при этом он может весьма охотно подчиняться другому лидеру, на чьё место претендует.

Некоторыми последователями З. Фрейда мотив власти был объявлен одним из главных мотивов человеческого социального поведения. А. Адлер считал, что стремление к превосходству, совершенству и социальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности.

Э. Фромм как представитель неофрейдизма сформулировал, что психологически власть одного человека над другими людьми подкрепляется несколькими способами:

Возможностью награждать людей,

Возможностью наказывать людей,

Способностью принуждать их к совершению определённых действий,

Способностью устанавливать собственные правила поведения.

Мотив власти имеет и биологический смысл, то есть он может основываться на врождённом инстинкте поведения вожака стаи . Наличие вожака в стае - сильное конкурентное преимущество, поэтому имеет биологическое значение. Стая как боевая единица под руководством вожака имела больше шансов выжить, чем стая без вожака или со слабым лидером. Вожак организует, планирует, распределяет роли.

Просоциальные мотивы

Просоциальное поведение - альтруистические действия, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Такое поведение по своим особенностям разнообразно и располагается в широком диапазоне от простой любезности до серьёзной благотворительности.

Иногда просоциальное поведение наносит самому человеку большой ущерб, иногда оно заканчивается самопожертвованием.

При альтруистическом поведении забота о других осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было расчёта или давления со стороны. По смыслу такое поведение противоположно агрессии.

Агрессивные мотивы

Агрессия - сложное и многоплановое явление. Часто выделяют мотивированную агрессию и немотивированную. Различие этих видов агрессии - в степени очевидности мотивов.

У человека имеется две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением:

Тенденция к агрессии,

Тенденция к её торможению.

Тенденция к агрессии - склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Подавление агрессии - индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. Система отношений человека к бытию, характерные особенности отношения к тем или иным аспектам бытия. Чаще всего используется как особенности отношений с окружающими людьми. Хотя проявляться характер может, например, и в отношении к себе, работе, родине, животным, книгам, общественным процессам. Характер - это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся в процессе жизни эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и стереотипы когнитивных и поведенческих схем реагирования на эти ситуации.

Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Мотивы - это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.

Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

1. Осознаваемые мотивы - это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов - большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает, в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.

Мотив - это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить.

2. Неосознаваемые мотивы. А.Н. Леонтьев , Л.И. Божович , В.Г. Асеев и др. считают, что мотивы - это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении - в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это - мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно.

Деятельность людей побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов определяют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации. Рассмотрим главные виды мотивов.

Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.


Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности - существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира - существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.

Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее.

Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, - важное условие эффективного процесса социализации.

Мотив власти - стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими - это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

Процессуально-содержательные мотивы - побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Экстринсивные (внешние) мотивы - такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы).

Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:

Мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;

Мотивы самоопределения и самоусовершенствования;

Стремление получить одобрение других людей;

Стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, - к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;

Мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) - это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия зкстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу , это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Мотивация поведения________________________2

Формирование личности______________________7

Мотивация и личность_______________________12

Заключение

Список литературы

Мотивация поведения

На человека всегда действует много различных сил, которые побуждают его делать или не делать что-либо. Иногда это внешние силы, например требование окружающих.Наряду с этим есть и внутренние силы, побуждающие человека к определённому поведению. В психологии это называется мотивами, а их система - мотивацией. Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности , потребности, мотивы,цели, намерения, стремления и др.),и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это- поиск ответов на вопросы типа "почему?","зачем?","для какой цели?","ради чего?","какой смысл?".Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Один из универсальных типов мотивации направлен на достижение успеха : деятельность выполняется с целью достигнуть чего-то положительного, получить вознаграждение. Например:

· Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на * отлично*.

· Тренируюсь, чтобы победить в состязании, получить*золото*.

· Слежу за сковородкой, чтобы ужин получился вкусный и романтичный.

Если же мы, приступая к какому-либо делу, ориентируемся на достижение успеха, то задействуется механизм,который будет работать в нашу пользу. Мы самопрограммируемся и получаем положительные эмоции, которые активизируют нас, позволяют найти силы на то, чтобы работать более продуктивно. И при этом возрастают шансы, что желаемый нами успех действительно воплотиться в жизнь.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называю т особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлёкшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определённой цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как интерес.

Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определённые внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиции с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.

Мотив-это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщённом виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определённых условиях, которых им недостаёт для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму(личности),активизируя и стимулируя его. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть ещё материальные, духовные и социальные(представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом).

Основные характеристики человеческих потребностей -сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идёт о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувства уверенности в себе,своей ценности,силы,способностей и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствия к удовлетворению этих потребностей ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности.Эти чувства,в свою очередь,дают начало подавленности (фрустрации) или иным компенсаторным,или невротическим склонностям. Состояние расстройства,подавленности,возникающие в тех случаях, когда человек на пути к достижения цели сталкивается с препятствиями,барьерами,которые являются реально неопределимыми или воспринимаются как таковыми, называется фрустрацией. Фрустрация может привести к различным изменениям поведения и самосознания личности.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие- цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно- побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Мотивационную сферу человека с точки зрения её развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Широта-это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов- диспозиции (мотивы),потребностей и целей, представленных на каждом уровне. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость -подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения также являются разнообразные книги, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Иерархизированность -это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции(мотивы, цели)сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определённого уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают своё решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Формирование личности

Личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.В структуру личности включаем способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация-это соответственно, переживания и побуждения к деятельности. Социальные установки-убеждения и отношения людей.

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero -- приводить в движение, толкать) -- это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) -- побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и так далее. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу). Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе -- у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, -- высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы -- это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов -- образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

· потребности и инстинкты как источники активности;

· мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Потребность -- это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.

Чем различаются понятия потребность и мотив? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив -- к направленной деятельности. Можно сказать, что мотив -- это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие -- второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого -- желание получить высшее образование, у третьего -- интерес к самим знаниям.

Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность, например, эстетическая потребность может определиться на музыке, а в процессе своего развития может определиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить; изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.

Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех -- это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например, проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль.

Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы. В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий -- это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать. Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества -- его норм, правил, идеологии, политики и другие. Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, -- принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

Мотивы личности

Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятельностей мотивы могут быть самые разные:

· органические -- направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;

· функциональные -- удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например, занятия спортом;

· материальные -- побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;

· социальные -- порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;

· духовные -- лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Потребности человека проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого мотивы разделяются на эмоциональные -- желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные -- стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

· генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;

· инструментальные -- мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежание неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь). Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

Ценность -- это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность -- личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности -- часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности -- это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

· самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;

· ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;

· ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения

Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения -- наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость -- характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.

Намерение

Намерение -- сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

Когда человек испытывает прилив сил, готовность действовать, сделать все, что потребуется для достижения своей цели, это называется мотивом поведения. У каждого человека есть своя система мотивов, которую он формирует сам, под влиянием социального окружения, а также воспитания. В процессе реализации своих мотивов совершается деятельность, которая направляется на то, чтобы эти мотивы реализовать.

Абсолютно любое действие читателя сайта психологической помощи сайт определяется его . Одно дело, когда человек понимает свои мотивы, поэтому может их менять, если он считает их неугодными, либо контролировать свое поведение, если реализацию мотивов лучше отложить. Другое дело, когда человек не то, что не контролирует своих мотивов, так еще и не замечает, как совершает действия, на которые они его побуждают. Тогда он обычно сначала действует, а потом сокрушается на счет неправильности своего поведения.

Абсолютно любое действие имеет мотив. Человек просто может его не осознавать или не признавать в себе, поскольку не все мотивы являются социально приемлемыми, однако желанными самим человеком. Нередко человек прибегает к такому способу, как мотивировка – когда он оправдывает собственное поведение, которое совершил неосознанно.

Что важно – поступок или мотив действия? Современный человек все больше обращает внимание на то, что происходит с ним во внешнем мире, полностью забывая о том, что существует еще внутренний. И некоторые специалисты по чтению жестов и мимике говорят, что одна и та же поза может нести разное значение, поскольку человек может скрестить руки на груди не только потому, что он закрывается от собеседника, но и просто из-за того, что ему холодно. Один и тот же поступок может нести разное значение, хотя внешне он трактуется однозначно.

Ответственность – значит нести ответ за собственные решения, действия и результаты, к которым пришел человек. Это не значит, что он ответственен за решения и поступки других людей. Это ответственность только за самого себя и свою жизнь.

Ценный подарок, который можно сделать другим людям, — это предоставить им право самим отвечать за собственные поступки. Даже родители не несут ответственности за поступки своих детей. Пока родитель пытается навязать свое мнение ребенку и несет за него ответственность за любые последствия, ребенок сопротивляется, все делает наперекор и попадает в опасные ситуации, играется с вредными привычками и т. д. Но как только родитель дает собственному ребенку право самому решать и отвечать за последствия, ребенок быстро учится, взрослеет и с благодарностью, уважением относится к своим родителям.

Дети сами ответственны за себя, как и все люди ответственны за то, что они делают и какие результаты получают. Позвольте окружающим самим отвечать за все, что у них происходит.

На Божьем суде человека судят по мотивам, из-за которых он что-либо делал, — от или от любви. Главное – не поступки, а мотивы, с которыми человек что-то делал. Поэтому важно не то, что вы делаете, а как вы это делаете, с какими целями и мотивами.

Что такое мотивы личности?

Трудно точно сказать, что такое мотив, поскольку личность движима множествами сил. Мотивом может стать:

  1. Цель или желание – чего человек хочет достичь?
  2. Убеждения и установки – готовые стереотипы, которые делают человека готовым к определенному действию или поведению.
  3. Страхи и комплексы – когда человек пытается от чего-то убежать, на что не жалеет сил.
  4. Интересы и влечения – когда человек к чему-то проявляет интерес, желает это попробовать.
  5. Идеи – когда человек пока еще не знает, к чему это приведет, но он видит в этом некий смысл удовлетворения своих желаний.
  6. Потребности – внутренние или инстинктивные желания, которые будут человека докучать до тех пор, пока не будут удовлетворены.

Мотивом личности является некая внутренняя сила, которую он ощущает как прилив энергии, которая побуждает его совершить определенное действие и достичь конкретного результата. Человек не чувствует усталости и лени. Он готов действовать.

Мотивами можно управлять. Конечно, некоторые мотивы являются базовыми и основными, направленными на сохранение жизни человека, поэтому даже их невозможно полностью устранить. Их возможно лишь отсрочить. Однако есть социальные мотивы – наработанные в процессе жизни. Если их осознать, то можно легко поменять или скорректировать.


Почему ваши желания не всегда дают вам желаемой энергии, чтобы их достигать? Ответ здесь достаточно прост: внешние мотивы, которые сформированы человеком сознательно и даже под влиянием общества, намного слабее внутренних мотивов, которые человеку даны на физиологическом уровне или в процессе жизни, ушли в подсознание. Если человек, пытаясь достичь цели, своими внешними мотивами противоречит внутренним, тогда он прекратит достигать своего желания, поскольку внутренние мотивы будут его останавливать и действовать сильнее, нежели внешние.

Мотивы поведения личности

Во все времена люди пытались ответить на вопрос «Почему человек поступает тем или иным образом?». Даже современный человек всегда пытается понять мотивы другого индивида, когда его поведение волнует, не согласуется с личными интересами и желаниями.


В основе любого поведения личности лежат мотивы. Они нередко возникают в комплексе. Среди них есть ведущие мотивы и второстепенные. Ведущие мотивы будут говорить, как человеку действовать, а второстепенные вносить коррективы в поведение, видоизменяя его незначительно.

Чтобы понять поступки другого человека и даже повлиять на них, нужно понять, что индивидом движет, и изменить его мотивы, сделать их ведущими. Именно этим и занимается психология.

Мотивы деятельности личности

Деятельность личности всегда продиктована мотивами. В каждом действии есть мотив. Человек не действует просто так. Сначала нужно понять, какую цель человек перед собой видит, поскольку все его действия будут направлены именно на ее достижение, чтобы удовлетворить самого себя.

  • Мотивы могут быть функциональными – направленные на культурное развитие. Здесь человек будет определенным образом отдыхать, развиваться, совершенствоваться.
  • Биологические мотивы указывают на то, какие потребности у человека возникают на уровне тела: голод, жажда, секс и пр.
  • Материальные потребности – это то, чем человек желает себя окружить, чтобы чувствовать себя полноценным, успешным.
  • Потребность в уважении, признании, любви – также возникает у всех людей.
  • Духовные мотивы – стремление к самопознанию, самосовершенствованию и развитию своих внутренних качеств.

Мотивация побуждает человека к совершению определенных поступков с целью достижения конкретных целей. Именно мотив движет человеком, который хочет получить и стать обладателем некой категории ценностей. И зная, что является нужным и ценным для каждого отдельного человека, можно побудить его к совершению определенных действий или реализации определенной цели.

Мотивацию очень хорошо рассматривать на рабочих примерах, так как именно там открыто и глубоко изучают данную сферу психологии. Для чего человек работает? Для получения материальных ценностей. Именно благодаря деньгам, их обладатель может осуществить все свои потребности. А ими являются физиологические потребности (еда, одежда, дом) и безопасность (физическое здоровье, охрана), потребность в любви и общественном признании, а также потребность самореализации. Удовлетворяя все свои потребности, начиная от самой необходимой и заканчивая самореализацией, человека можно побуждать к конкретным действиям, связанным с каждым из них.


Итак, чем вы можете побудить своего работника? Конечно же, повышением зарплаты, продвижением по службе, процентами в зависимости от выполненной работы или достигнутых результатов. Для сотрудника всегда очень важно, чтобы его труды были не только замечены, но и хорошо оценены. И только такой работник готов трудиться на благо вашей фирмы, чтобы вы в очередной раз обозначили его заслуги.

В личной жизни мотивами человека могут быть любовь, признание и секс. Конечно, не стоит явно играть данными потребностями, как это происходит в рабочей сфере, однако негласные побуждения позволительны. Например, чтобы заняться с вами любовью, ваш мужчина должен сделать вам массаж. Таким образом, он сделает вам приятное, расслабит и подготовит к физическому контакту.

Управлять мотивацией человека довольно-таки легко, если только хорошо знать психологию людей, быть осведомленными в целях конкретного человека и готовыми выстраивать определенные схемы побуждения индивида к действиям.

Потребности и мотивы личности

Потребность – это определенная нужда внутри человека, которая вызывает напряжение, толкающее индивида на его устранение, что возможно лишь при совершении определенных действий, направленных на ее удовлетворение. Потребности, как и мотивы личности, могут быть:

  • Органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.
  • Индивидуальными и групповыми.
  • Психологическими и интеллектуальными.
  • Суточными и годовыми.

В одной ситуации человек может быть ведом сразу несколькими потребностями. В зависимости от важности потребностей, человек сначала удовлетворяет самые важные, а затем второстепенные. Иногда человек отказывается от одних потребностей ради удовлетворения других.

Иерархию потребностей показал А. Маслоу в своей пирамиде:

  1. На первое место он поставил физиологические потребности.
  2. Затем идут потребности в защите.
  3. На третьем месте стоят потребности социальные – человек желает иметь с кем-то отношения и получать определенные чувства к себе.
  4. Затем идут потребности эстетические.
  5. На последнем месте стоят духовные потребности. К ним человек приходит лишь тогда, когда все предыдущие уровни удовлетворены так, как того надо человеку.

Человек живет в кругу других людей, поэтому социальные мотивы являются одними из главных. Человек не просто желает контактировать с другими людьми, но и стремится получать от них определенные чувства, отношение – уважение, любовь, признание.


Однако социальные потребности нелегко удовлетворить, поскольку в межличностных отношениях достаточно часто возникают конфликты, ссоры, проблемы. Желаемые отношения и чувства не получаются постоянно, поэтому человек периодически возвращается к необходимости их достигать.

Отдельное внимание следует уделить потребности человека иметь власть над другими людьми.

Система мотивов личности в итоге

Каждый человек ведом одновременно несколькими потребностями, что создает систему мотивов личности. В каждой ситуации могут прослеживаться сразу несколько мотивов, некоторые из которых подавляются или исключаются ради удовлетворения других.

Чтобы понять человека, нужно увидеть его систему мотивов, где есть главные и второстепенные потребности.