Важность и значимость глобальной демографической проблемы в наши дни по существу признана всеми государствами, осознавшими, что быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны, отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития; что распространение опасных заболеваний типа СПИДа, мощные очаги которого приходятся опять же на самые бедные страны, ведут к увеличению смертности; что неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные; что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения.

Осознанно, что решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере способствовало создание в 1969 году в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения (ЮН ФПА) и проведение под его эгидой трех Всемирных конференций по проблемам народонаселения. Фонд уже в начале своей деятельности разработал программу ООН в области народонаселения, охватившую более 100 стран и включающую около 1400 проектов. За прошедшие годы только финансовая помощь Фонда на осуществление национальных программ в области народонаселения превысила 100 млн. долларов в год, на международные программы в 1998 году было выделено 56.3 млн. долларов.

Особая роль принадлежит Фонду по организации и проведению Всемирных конференций народонаселению, состоявшихся в 1974 году в Бухаресте, в 1984 году в Мехико и в 1994 году в Каире, на которых были рассмотрены острые проблемы народонаселения, приняты важнейшие программные документы в этой области.

Важное отличие этих конференций от других научных и практических форумов состояло в том, что они проходили на высоком правительственном уровне в отличие от предыдущих конференций по проблемам народонаселения, на которых эксперты выступали только от своего собственного имени.

Одним из таких основных документов стал Всемирный план действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте в 1997 году на 20 лет.

В плане было подчеркнуто, что основой для действительного решения проблем народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования. В1984 году в Мехико состоялась вторая Международная конференция по народонаселению, в которой участвовали правительства 147 стран против 136 стран, принявших участие на конференции в 1974 году. На ней были подведены итоги Всемирного плана действий за 10 лет в области народонаселения и принята Декларация по проблемам населения и развития, в которой была подтверждена важность принципов и целей принятого 10 лет назад Плана действий и сделаны рекомендации по дальнейшему его выполнению.

В 1994 году в Каире прошла третья Всемирная конференция по народонаселению и развитию, которой приняло участие уже 179 государств. Был принят итоговый документ конференции - 20-летняя Программа действий в области народонаселения и развития, состоящая из 16 глав, касающихся практически всех злободневных проблем в области народонаселения.

В программе было подчеркнуто, что все больше государств осознают необходимость расширения международного сотрудничества в вопросах народонаселения. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием.

В Программе содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более эффективную поддержку семьи, которая является основной ячейкой общества, а также содействовать ее стабильности и учитывать многообразие ее форм. Рассматриваются вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения. Вопросы урбанизации и миграции. В частности, обращается внимание на проблемы «оттока населения» из сельских районов и предлагаются соответствующие решения этих и некоторых других проблем, связанных с переселением в города, с вынужденными перемещениями населения, обусловленных ухудшением окружающей среды, ростом вооруженных конфликтов.

В главе XI Программы, посвященной вопросам народонаселения, развития и образования, утверждается, что в «мире женщины составляют 75% неграмотных» и что на мировом сообществе лежит особая ответственность за обеспечение того, чтобы «все дети получали более качественное образование и чтобы они оканчивали начальную школу». В ней обращается внимание на то, что существует тесная и сложная взаимосвязь между образованием, возрастом вступления в брак, рождаемостью и смертностью.

В Программе рассматривается значение разработки и осуществления правительственных программ действий, направленных на решение проблем народонаселения и развития.

Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны - КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка (за исключением некоторых автономных районов Тибета, Синьцзяня, Внутренней Монголии). Это было не легко, ведь в Китае любят детей, но правительство было неумолимо: семьи, в которых появлялся второй ребенок, подвергались штрафам, а то и выселялись в отдаленные автономные районы. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового.

По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия. Здесь был выдвинут лозунг: «Одна семья - два ребенка». Но индийцы не смогли преодолеть многовековую традицию многодетной семьи. По этому население Индии стремительно приближается к 1млрд., а к 2030 году обгонит Китай и по численности выйдет на первое место в мире.

Политику государственного ограничения рождаемости проводили Бангладеш, Индонезия, Иран, Пакистан, но в странах ислама, где престиж главы семейства определяется числом его сыновей, она еще более была обречена на неудачу, чем в Индии. А такие страны как Бирма, Бутан, Малайзия, Ирак, Ливия и Сингапур, решили сохранить существующий высокий рост населения и даже поощряют его. Наименьшую эффективность демографическая политика имела в странах Африки. Если в 1990 году их население составляло 9% мирового, то к 2020 году оно достигнет 20%.

Наиболее высокими темпами растет население Мозамбика (4,6% в год) и Афганистана (5,2% в год). На каждую здоровую женщину здесь приходится 8-10 детей.

В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания, Бельгия, Венгрия) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.

В России официальных заявлений по поводу целей демографической политики не делалось. Правительство Российской Федерации только наметило меры по изучению перспектив демографического развития, решения неотложных проблем населения. Проводится политика социальной защиты семей с детьми, действует система семейных пособий.

2. Пути решения демографической проблемы в России

Демографический кризис в России может повергнуть к отрицательным результатам, таким как:

· сокращение объёма трудовых ресурсов. В результате снижения числа трудоспособного населения безработица в России возрастает.

· проблемы в сфере образования. Количество выпускников школ устойчиво уменьшается. Вследствие этого, поступление в вузы для абитуриентов становится более свободным, но сами вузы ощущают проблему уменьшения качества студентов.

· снижение обороноспособности России. В результате снижения мобилизационного запаса (общее число людей, которые способны воевать) случилось понижение обороноспособности России.

· ослабление России в Сибири и на Дальнем Востоке. В результате понижения рождаемости и внутренней миграции население азиатской части России устойчиво снижается.

· ускоренный характер демографического кризиса. С ходом времени вымирание убыстряется. Например, при однодетной семье поколение детей меньше поколения родителей в 2 раза, поколение внуков -- в 4 раза, поколение правнуков -- в 8 раз. От сюда следует, что убывание населения от поколения к поколению распространяется в геометрической прогрессии. Посему детям для возрождения количества населения доведется рожать в 2 раза больше, чем родителям, внукам -- в 4 раза больше, правнукам -- в 8 раз. От сюда следует, что по прошествии времени становится все меньше шансов на возрождения числа населения до величины наблюдавшегося перед демографическим кризисом.

· изменения на уровне семьи. В мире обозначились тенденции к увеличению бессемейной организации жизни, к холостяцкому образу жизни, который не так уж и обременителен. В следствии это, уменьшается количество детей в семьях, что приводит к грубому видоизменению всего строя жизни, систем ценностей, ослаблению отцовства и материнства, единства родителей и детей, исчезновению ролей брата и сестры, дезорганизации систем родства.

Для решения этих проблем необходимо следующее:

ь повышение рождаемости;

ь снижение смертности.

В 2007 году Указом Президента РФ была принята «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», в которой выделяется комплекс мер, сконцентрированных на решение демографической проблемы.

ь укрепление института семьи. Рассчитывается, что устранение демографической проблемы вероятно только при реализации перехода к сильной политике упрочения института семьи с детьми по всем назначениям и сферам жизнедеятельности.

ь поддержка многодетных семей. Приоритетом демографической политики Российской Федерации обязаны стать семьи с тремя и более детьми. Начиная с рождения третьего ребёнка, семья обязана быть включена в особую категорию лиц стратегического государственного значения и каждому члену семьи назначено оптимальное жилище и персональное пособие в размере средней заработной платы.

ь финансовая поддержка семьи. В России реализовываются незначительные государственные выплаты при рождении ребёнка, а также поддержка в содержании ребёнка малообеспеченным семьям. С 2004 назначение и выплата ежемесячного пособия на ребёнка совершается по региональным законодательствам. Для этого из федерального бюджета в пользу регионов выделяются специальные субсидии. Так же в 2006 году был принят Закон «о материнском капитала», который позволяет получить семье значительную сумму при рождении или усыновлении второго (а после и последующего) ребёнка. В 2015 году эта сумма составляет 453026 руб.

ь меры в области здравоохранения. Одним из возможных способов искусственного роста рождаемости может стать улучшение медицинского обслуживания женщин страдающих бесплодием. Тем не менее, в силу дороговизны процедуры ЭКО она доступна только немногим. Без глубокого внимания государства в финансировании этих процедур их использование не способно разрешать проблемы демографического спада.

Высотная поясность Северного Кавказа

Сохранение уникальной природы Северного Кавказа - одна из самых актуальных тем...

Географическое положение как фактор социально-экономического развития города

3.1 Направления социально-экономического развития Республики Дагестан, как возможные пути решения проблем Основными направлениями социально-экономического развития Республики Дагестан являются снижение общего уровня безработицы...

География размещения отраслей химической промышленности России: современное состояние развития

Особенностью экологического воздействия предприятий химического комплекса является многообразие источников и видов выделяющихся вредных веществ...

Демографическая ситуация на примере Ставропольского края

Возможности края в решении проблемы ликвидации негативных последствий сложившейся демографической ситуации довольно ограничены. Это связано с тем, что бюджет края в силу объективных причин является дотационным. Кроме того...

Демографический взрыв

Другой деятель «Римского клуба» - Т.Миллер - в своей книге «Жизнь в окружающей среде», соглашаясь с Медоузом в вопросе о причинах «взрывного роста», больше внимания уделяет проблеме прогнозирования численности населения. }