Ресурсы интернета прочно вошли в нашу жизнь, а загрузка фотоальбома, чат и список друзей стали не менее важными делами, чем работа и домашние хлопоты. И малыши в этом смысле не отстают от своих мам и пап, взахлёб общаясь между собой на специальных сайтах, очень похожих на взрослые «Одноклассники » или «Мой Мир ».

Стоит ли запрещать детские увлечения? Представляют ли они опасность для ребёнка? Можно ли пустить на пользу время, потраченное детьми на интернет?

Какие есть полезные социальные сети для детей

В списке социальных сетей для детей вы найдёте самые разные веб-ресурсы: школьные сообщества, развлекательные сайты, полезные развивающие, по мотивам любимых мультиков и даже он-лайн дневники с первых дней жизни, где мамы заводят профиль наподобие альбома «Наш малыш ».

Вот несколько популярных детских социальных сайтов для детей:

Безопасно ли детям в социальных сетях?

Иногда всплывают острые вопросы, которые очень волнуют родителей: как можно быть уверенным, что в сети с малышом не пообщается недоброжелатель?

Ведь у ребёнка можно выманить номер кредитной карточки, обманом выспросить данные личных документов или паролей, а иногда на общение с ними покушаются сексуально заинтересованные особы. Как тут рассчитывать на безопасность, если всем известно, что интернет кишит мошенниками.

Чтобы перестать об этом беспокоиться, нужно, во-первых, регистрироваться только на проверенные сайты с хорошей репутацией и отзывами, во-вторых, внимательно следить за настроением малыша, и если он чем-то обеспокоен, сразу выяснить с ним причину волнения постараться снять её.

Одна из опасностей социальных сетей для детей - это переутомление зрения, ума и эмоций. Если ребёнок мало общается в реальной жизни, а на сайте в «кругу друзей » чувствует себя как дома, то вам стоит обратить на это внимание.

Мы живем в век продвинутых информационных технологий. Соцсети являются неотъемлемой частью нашей жизни. У каждого явления всегда есть две стороны: плохая и хорошая. Точно также дело обстоит и с соцсетями, где находится положительная информация, и, в то же время, интернет пространство наполнено различными данными и сведениями, которые далеко не всегда являются нужными даже взрослым, а уж тем более – детям.

Какие меры предпринять, чтобы ребенок безопасно для себя пользовался соцсетями, а родители всегда были в курсе тех событий, которые происходят с ним? Далее попробуем с этим разобраться.

Существует два основных аспекта вопроса:

  1. Взрослые и их поведение на просторах интернета.
  2. Поведение подростка в социальных сетях и его безопасность.

Довольно часто приходится наблюдать за тем, как буквально каждый второй родитель выкладывает разнообразную информацию о себе и своих детях. Причем совершают эти действия с невероятной частотой, загружая фотографии чуть ли не каждые полчаса.

Им даже в мысли не приходит, что предоставляемые ими данные служат поводом для размышлений многих людей, среди которых не все являются правильными и положительными.

Совершенно ясно, что интернет – это огромный источник информации. И очень часто ее анализируют и собирают небезопасные для наших детей люди. Напротив, этой информацией часто пользуются те, которые могут нести ребенку прямую или косвенную угрозу.

Если человек, имеющий не самые чистые помыслы (мягко выразившись) захочет установить контакт со взрослыми людьми для реализации каких-либо противоправных действий, то сделать это ему будет труднее, ввиду того, что взрослого человека труднее обмануть.

А вот с детьми гораздо легче найти общий язык и войти в доверие. Поэтому родители должны по-настоящему задуматься о том, что стоит рассказывать и показывать на просторах интернета (количество детей, место проживания и т.д.), и как часто.

В целях безопасности детей надо научить улавливать так называемые слова-маркеры, являющиеся сигналом, тревоги. И в такие моменты подросток должен обратиться к родителям.

Слова-маркеры:

  • «Ты очень красивая/ый». Это актуально как для девочек, так и для мальчиков.
  • «Насколько часто отлучаются твои родители?»
  • «Чем занимаются твои родственники?»
  • «Часто ли вы уезжаете куда-то далеко?»
  • «Ты остаешься дома одна (один)?»

Стоит отметить, что такие слова-маркеры постоянно дополняются и обновляются. Преступники стали более изобретательными и применяют новые тактики вхождения в доверие к подросткам. Они могут также написать ребенку с просьбой о помощи либо якобы обращаются за советом.

Например: «У меня есть сын (дочь) такого же возраста как ты. И у меня с ним/с ней возникли трудности (описание какой-либо ситуации). Подскажи, как мне правильно поступить?». Конечно же, это придуманные ситуации, рассказанные с целью завязать переписку.

Ребенок, польщенный таким доверительным вниманием к своей персоне, начинает отвечать. Так завязывается переписка, в ходе которой происходит постепенное удаление от первоначальной темы и общение переводится в другое русло.

Все происходит постепенно и ненавязчиво, поэтому ребенок сам не замечает, как меняется первоначальная суть разговора, бдительность уже потеряна.

Эти слова могут звучать в различных вариациях, главное – уловить в них сигнал тревоги. Родители должны каждый раз проговаривать эти фразы ребенку, напоминая при этом, что если он с ними столкнется, то немедленно должен сказать об этом взрослым.

Все беседы и разъяснения следует проводить в дружественной обстановке. Родители должны стать авторитетами для своих детей. Тогда у них не возникнет чувство боязни рассказать о чем-либо своим близким людям.

Если родители сталкиваются с подобного рода ситуацией (описанной выше), то необходимо совместно просмотреть аккаунт человека, от которого исходит переписка. Возникшие подозрения стоит проверить и, в случае необходимости, заблокировать аккаунт для доступа или принять более радикальные меры.

Взрослые должны постоянно проверять, что и кто пишет их детям в соцсетях. И здесь не идет речь об этике, это вопрос защиты собственных детей. Такой контроль не нужно будет осуществлять постоянно в дальнейшем.

Ключевым является первоначальный этап, когда дети еще подростки и не знают обо всех опасностях интернет пространства. В дальнейшем, когда будет накоплен определенный опыт, такая необходимость отпадет сама собой.

Умный контроль с учетом интересов ребенка

Родители не должны корректировать манеру общения своих детей с друзьями. В ходе контроля переписки своих детей в соцсетях, родители могут столкнуться с тем, что им не всегда хочется видеть (ненормативная лексика и т.д.).

Но взрослым следует понимать, что это личное пространство ребенка. Вот здесь как раз и выступают в главной роли этика, любовь и доверие.

Не стоит диктовать правила общения детям с их друзьям. Если у этих людей дружеское общение с вашими детьми, и оно никак не угрожает им, не стоит тут проявлять жесткий контроль и что-либо корректировать. Ребенок должен проявлять себя в общении с другими, так как считает нужным и приемлемым.

Естественно, существуют вещи, которые стоит отнести к разделу запретных: откровенные снимки (с оголенными частями тела). Ребенок не должен сам выкладывать их и отсекать запросы в его сторону показать на фотографии какую-то часть своего тела.

Сюда же можно отнести и похвальбу какими-то новыми покупками, фото интерьера вашей квартиры, в общем, все, что может указывать на хороший материальный достаток семьи.

В остальном нужно понимать, что подростки живут в своей субкультуре, и не стоит ее тотально контролировать.

Дружеские, открытые отношения со своими детьми – это основной момент. Когда у подростка теплые положительные отношения с родителями, ему не придется идти искать поддержки где-то на стороне и, в том числе, в социальных сетях (здесь будет уместным привести пример с трагедией, связанной с группой «Синий кит», действовавшей на просторах интернета).

Эта потребность отпадет сама собой, потому что ребенок будет знать, что он всегда может прийти и поделится со своими близкими людьми. Поэтому очень важно пытаться изо всех сил наладить эти взаимоотношения, путем постоянных дружелюбных бесед. Тогда не будет закрытых тем, и всегда будет возможность разобраться со сложившейся ситуацией.

Подводя итог всему вышесказанному, можно посоветовать родителям следущее:

Берегите себя и побеспокойтесь о безопасности своих детей в эру интернета.

Сегодня социальные сети занимают в жизни человека очень много времени. Это касается не только взрослых но и детей. Ребенок больше подвержен влиянию социальных сетей, нежели взрослый. У жизни в социальных сетях есть как минусы, так и плюсы.

Подкаст создан в рамках реализации проекта «1 июня!» Пропаганда интернет безопасности в детской и подростковой среде».

Наш гость:
Детский психолог Кондрашова Евгения https://vk.com/kondrashova_eugenia

Видео формат интервью ребенок и социальные сети:

Расшифровка интервью ребенок и социальные сети .

Сергей: Добрый вечер, уважаемы радиослушатели, с Вами снова я Сергей Ананьев. И сегодня у нас в гостях замечательный человек. Детский психолог.

Евгения: Меня зовут Кондрашова Евгения. Я работаю с детьми и со взрослыми. Собственно с детками и их родителями. Детки у меня разного возраста: это как и совсем маленькие, так и подростки. Ваша тема она больше актуальна для подростков на текущий период.

Сергей: Безусловно. Все мы так или иначе представляем, что как говорил Владимир Семенович Высоцкий: «Все мы родом из детства».

Евгения: Да, все от туда, и проблемы от туда, и у родителей, которые приходят с вопросами про своих детей тоже есть запросы про себя и про то как с ними правильно взаимодействовать.

Сергей: Я бы хотел, знаете что спросить: Как нам заложить, как родителям, как людям старшего поколения, как заложить нам основы правильного поведения детей в социальных сетях? С какого возраста правильно начинать делать это?

Евгения: Знаете, вопрос интересный. Возраста конкретного нет. Считается, что определенные приложения, если почитать статьи, с 13 лет, с 16, 17, 18. Какие то родители ограничивают, что категорически нельзя делать. Запрещать, отбирать телефоны, гаджеты. Запрещать регистрироваться в социальных сетях при желании ребенка — нельзя этого делать. У нас есть в Алтайском крае случай в городе Барнауле в том числе, когда у ребенка забрали телефон с соц. сетями и он закончил жизнь суицидом. Возраст подростковый он очень кризисный и подростки склонны принимать резкие решения, ну такие категоричные, максимально резкие. И то что у него забрали телефон - это очень сильно повлияло, то что забрали связь с миром. Поэтому в первую очередь, как выстроить эти взаимоотношения ребенка и соц. сетей, интернета - это наверное, быть другом . Ну то есть, договариваться, помогать, рассказывать про то какие есть соц. Сети. Хотя, дети сами расскажут какие они есть, не только же контакт и фейсбук их вообще тьма тьмущая.

Сергей: А что делать в том случае когда социальная сеть для ребенка становится неким альтер эго. То есть в обычной жизни он один, а в социальных сетях он представляет себя в каком то другом свете.

Евгения: А это вот как раз интересный момент. Были случаи в практике. Девочка подросток 15 лет. Она очень зажатая, в обычной жизни. Она замкнутая, она не делится ничем с родителями. Опять же почему? Потому что ее не принимают такую, какая она есть. А в соц. сетях в определенных группах она находит поддержку. И это не так плохо на самом деле. Она там реализуется. Она рисует различные анимационные картинки. Она нашла там поддержку. «Что, да, у тебя классно получается».Она начала писать рассказы про эти картинки. И начала продвигаться, условно говоря. Нашла себе там друзей и свою компанию. Поэтому, в этом случае ее интернет, условно говоря, спас, в социум вывел. Потом она в определенный момент поняла, что, но тут ребенок еще осознанный попался, что она сильно затягивается в соц. сети. Обратилась к маме. Они пришли ко мне. Она начала чуть чуть оффлайн встречи устраивать с этими ребятами, которые у нас в городе. То есть, тут надо чуть чуть помочь.

Сергей: Помочь. Ну а как родителю в этой ситуации находиться. Ну представьте, Ваш ребенок час, два, три сидит?

Евгения: Родитель должен задать себе вопрос: Зачем? Вот это самое основное, чего родители не задают. Они говорят: ты неправильно делаешь. То есть, все что родитель транслирует чаще всего ребенку. Опять же от большой любви, это - в критику идет: «ты опять сидишь за компьютером?», «ты сделал уроки?», «чего ты там такого интересного нашел?», «Ой, опять ты со своей ерундой». То есть, все это, если перевести на язык подростка: «То что ты делаешь - это дрянь!». Ну по факту.

Сергей: Тут действие от противного. Все таки если мы наблюдаем, вот как у моих хороших знакомых девушка 14 лет, девочка довольно неплохо учится в школе. Но вот при непосредственном общении, отобрали телефон, и я стал участником просто душещипательной истории, когда слезы, сопли, какие то переживания, действительно как будто человека отсоединили от аппарата искусственной вентиляции легких, или от аппарата жизнеобеспечения. Как с этим бороться? Это ведь явный признак какой то уже интернет зависимости?

Евгения: Это явный признак интернет зависимости. Абсолютно правы. И как с зависимостью работать - это один вопрос. Но первое- родители уже допустили ошибку они границы нарушили. Подростковый возраст - это возраст выстраивания своих границ. И они берут и их нарушают. Она уже от них ушла в соц. сеть чтобы они ее границы не нарушали. А они берут и забирают вот эту связь с миром где ей комфортно. Поэтому первое что нужно делать - не забирать а договариваться. Хорошо Вы забрали. У меня вот забирали у еще одной клиентки - девочки, 13 лет, забрали телефон, но она не сильно расстроилась. Она приходила в школу и выходила с аккаунта телефона подруги. Я у мамы спрашиваю - ну и что? Она: «Ну как то вот мы думали, что она извиниться, будет делать уроки и вообще станет хорошей, удобной». Поэтому бороться с зависимостью, она на самом деле, зависимость штука такая, даже если есть, то ее можно только перенаправить, ну в более конструктивное, положительное русло. Нужно во первых задать вопрос - зачем? Она там сидит просто потому что у нее нет никаких интересов, в плане ну не проявляет себя никак? А там она значима, тогда в какой сфере? Может быть она там смотрит фешен блоги, мейкап или еще что то. Узнать что ей интересно? И сказать, а давай мы на курсы тебя запишем? У нас их сейчас тьма тьмущая. Ну как то в оффлайн режим ее вывести. То есть ниточку проложить к реальной жизни. Это первй момент что нужно делать с зависимостью. Второй момент — люди зависимые, ну как часто говорят - бросаешь курить - ешь конфеты, бросаешь есть конфеты - занимаешься спортом, ну в какую то более конструктивную зависимость перевести ее в конструктив. А сделать это можно исходя из интересов. Родителю важно понять что его подростку интересно. Тут очень интересный момент. Родители говорят: ему ничего не интересно, он сидит в интернете. Что он там делает?

Сергей: Безусловно интерес какой то есть.

Евгения: Конечно! Он же что то там делает? Мальчики играют в компьютерные игры. Вот еще одна зависимость - игровая. Ну он там что получает? Он там крутой, он там успешный.

Сергей: Ну он реализует себя как особь мужского пола.

Евгения: То есть, видимо в жизни он этого не получает. Так нужно задуматься над этим. Тут очень важно, чтобы папа показал - как я себя в жизни как мужчина проявляю. Или папа чешет живот на диване. «И перестань играть, заниматься ерундой.»

Сергей: Я понимаю, интерес какой то есть, просто, мы его можем не наблюдать. Это такая вершина айсберга. А как быть в таком случае, когда действительно интереса как такового нету, но сам факт общения в социуме, ну так называемый флуд в сети. Когда просто подростки часами сидят по телефону разговаривают или общаются в социальных сетях. Представьте такой ребенок выпадает из этого общения. Что будет он испытывать? Он становится социальным изгоем, в какой то степени.

Евгения: И это тоже. И поэтому не надо забирать у них телефоны и гаджеты. Потому что там же тоже общение. Сейчас дети действительно, я конечно как бабушка буду звучать, но они не гуляют на улице, не общаются в компаниях, не играют в какие то игры дворовые. Ну там, может быть безопасность какую то сохраняют родители, можно их понять. И они переходят в онлайн пространство, это нормально. Какие то интересные видео, блоги, сообщества, они получают от туда информацию. Поэтому просто так их оттуда забирать, отбирать и говорить, что вот мы тебя наказали - это не правильно.

Сергей: Ну понятно, запрет он никогда не приводил ни к чему хорошему. Считаете ли Вы, что проблемы с интернет зависимостью, с провалом детей в сеть — это все таки проблема родителей и проблема воспитания? Или это проблема общества и современного научного прогресса какого то?

Евгения: Все вместе. Все вместе, потому что современного научного прогресса в том числе. Родители - они же тоже в телефонах. Очень многие. Катастрофически. В таком случае я семье советую: «Вы делайте час тишины на вечер. Только все убирайте по честному телефоны. Не забрали телефон у ребенка, а папа в компьютере в танчики играет, мама по телефону с подружкой говорит, а ты плохая, ты наказана». Ну это несправедливо. Вы устраиваете час тишины где все без телефонов на самом деле. Это такое по честному решение общее. Это первый момент. Второй момент — да, современное общество оно очень информационное. Оно быстрое, динамичное. Ну как без соц. сетей, без интернета? Без этих всех новомодных слов. Мне вот иногда транслируют их. Я недавно узнала что такое «хайп» и прочее. Ну потому что не сильно я в этой теме, в интернете не много времени провожу. И опять же, интернет — это еще и образовательный ресурс. Поэтому, просто забрать и сиди дома читай Достоевского, ну да не плохо. Но нужно идти в ногу с современным миром.

Сергей: Это безусловно. А вот если рассмотреть гипертрофированный случай: Когда ребенок в социальных сетях становится объектом насмешек, подвергается шантажу какому то. К сожаления, это имеет место быть даже в среде сверстников, я уж не говорю… Что же предпринять родителям ребенка? Какие то может быть меры предосторожности?

Евгения: Ну тут видите, первый момент - это профилактика. Если родитель с ребенком довольно близко общается, ну в меру конечно. Он все равно должен предупредить ребенка: ты публикуешь информацию в соц. сетях, но в рамках разумного, то есть личные адреса, какие то откровенные фотографии, чрезмерно как то не раскрываешься и пишешь то что ты готов сказать в лицо. То есть, как то подготовить своего ребенка. Если каждый родитель о своем ребенке позаботится, то таких случаев кибербуллинга, так называемого, троллинг, я не знаю как это еще назвать, разные варианты, травля, если по русски. То они сократятся, эти случаи. Но они все равно есть. Почему? Потому что гораздо проще, если тебе что то не нравится, выразить это в комментарии, чем в живую сказать. Чем опасен кибербуллинг, так это тем, что он круглосуточный. Если травля в школе, как раньше было там, подразнили тебя, ты пошел домой, спрятался там и все. То тут, как бы это очень жестко. Это очень сложно, были случаи когда дети с этим сталкивались. Они создавали фейковые странички, выставляли фотографии одноклассников.

Сергей: Да вот в том то и дело. Мы сталкиваемся, к сожалению, с какими то анонимным, имперсональным каким то подходом. Потому что, как Вы говорите, создаются какие то фейковые страницы, просто где людей оскорбляют. В то же время и родителям как оценить этот вопрос? Он же не может ворваться в частные переписки?

Евгения: Тут видите, варианты какие. Есть конечно те родители, которые врываются, тоже не очень по честному, ну тогда свою давай переписку читать. А разные системы безопасности, которых сейчас довольно много, они есть, чтобы как то ограничивать. У ребенка все равно должен формироваться внутренний самоконтроль. И какая то культура в первую очередь из семьи идет , во вторую очередь - это в школах, профилактика должна быть . В этом случае должна быть профилактика. Ну и конечно, если родитель отследил, что ребенок «хейтерит» кого то. Тут очень нужно серьезно разговаривать. Потому что подобные вещи они доводят до суицида детей, в том числе. Потому что если ты не принимаешься своим обществом, если ты изгой, ну все как бы, для подростка жизнь закончена. Ну и для подростков информация, что есть телефон доверия , по которому можно позвонить 8-800-2000-122. Он и для взрослых и для детей и для подростков.

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей

8-800-2000-122

Сергей: То есть это так называемая интернет скорая?

Евгения: Грубо говоря, да. Если тебе совсем тяжело и ты не можешь прямо сейчас обратиться к маме с папой, потому что стесняешься. Друзьям не расскажешь тоже по каким то причинам, можно звонить.

Сергей: Чем чревато? Набрали этот номер телефона. Это чревато попаданием в какой то список?

Евгения: Ничем. Это вообще анонимно. Позвонить по телефону поддержки - это абсолютно анонимно и большое количество обращается.

Сергей: Просто одно время, серьезно была раздута какая то компания. По телевизору показывали тоже горячую линию, но только по проблемам социального плана, когда родители, например ругаются. Или Вам страшно что нибудь. После этих анонимных звонков семьи попадали в списки для проверок соц защиты.

Евгения: Нет. У нас такого нет.

Сергей: Это хорошо. И еще один такой простой вопрос: Что делать, если вот все время запрещали, все время врывались, все время поступали так как не надо было поступать, чтобы помочь вашему ребенку. А тут Вы в один прекрасный момент осознали. Как в том фирменном: «Сергей, мне 28 лет, я алкоголик, дружный хлопот». Вы начинаете действовать к ребенку так как надо, но доверие уже потеряно и он не хочет с Вами идти на контакт. Он будет понимать, что Вы что то задумали. Ждет какой то подставы. Что в этом случае делать?

Евгения: Ну в первую очередь вот эти свои решения, что родитель принял, понял, решил изменить свое отношение к интернету, соц сетям и ребенку во всем этом. Нужно озвучить это ребенку. «Извини меня, я вот так раньше реагировал. Сейчас начинаю понимать, то что я взрослый, не значит что я все знаю.»

Сергей: Это знаете, наступить на ложное эго свое…

Евгения: Тут знаете, что дороже. Эго или отношение с ребенком. В праве выбирать каждый родитель. Никто же не заставляет. Просто сказать по честному: «Я буду стараться, но ты давай тоже, давай вместе, помоги мне». Потому что признаться, попросить помощи, это дети подростки они уважают. А если просто: «Я вот передумал. Я теперь буду к тебе по другому относиться. Иди сюда на вот тебе твой телефон.» Ну это унизительная позиция. Тоже получите обратку от подростка. Это ему не понравится это никому не понравится.

Сергей: Самая большущая наверняка ошибка можете поправит меня если я не прав. По большому счету, разница между взрослым человеком и ребенком, зачастую, заключается только в возрасте. В каких то вопросах социального плана они по большому счету ничем не отличаются от взрослых людей. В этом ошибка, что мы относимся к ним, как к каким то инопланетянам. А уж про то что они ничего не знают и ничего не умеют, все плохо…

Евгения: Тут знаете, каждый родитель, в большинстве своем, мне хочется в это верит, — он любит своего ребенка. Он ведь забирает и говорит, опять ты в телефоне, опять ты в компьютере, не от зла. В таком случае просто скажи - ну я там переживаю, что ты там глаза испортишь, давай поболтаем с тобой, а не в привычном формате предъявы. Но это сложно. С нами так не общались. Потому что и время другое было, сейчас дети другие. И у нас есть возможность вместе с ними изменяться, совершенствоваться.

Сергей: Большущее спасибо! Был очень рад с Вами пообщаться.

Евгения: Вам спасибо.

Вконтакте

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Социальные сети. Социальные сети появились относительно недавно, вызвав огромный интерес у пользователей всемирной паутины. Общение, поиск информации и друзей по интересам, обмен новостями, возможность слушать музыку, смотреть видео и фотографии, все это, кажется, было всегда и сложно себе представить, что когда-то люди жили без профиля в социальной сети. Современные дети нередко получают навыки работы с персональным компьютером еще до того, как поступают в школу. Сначала дети осваивают игры, но, как только у них появляются навыки чтения и письма, ничего не может им помешать завести свою страничку в любой социальной сети. Регистрация, как правило, бесплатная, либо легко может быть оплачена через СМС с мобильного телефона, поэтому, нередко помощь старших для этого судьбоносного действия не требуется. Ребенок, получивший доступ к собственному профилю в социальной сети, получает новые возможности, но вопрос в том, насколько эти возможности для него полезны.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

В век новых технологий и разнообразия онлайн развлечений социальные сети стали неотъемлемой составляющей нашей жизни. Детям рекомендуют создавать свои странички лишь с 13-летнего возраста. Тот же Facebook не позволяет зарегистрироваться, если пользователь младше этого возраста. До достижения совершеннолетия ответственность за поступки детей возлагается на их родителей или опекунов, но проблема в том, что взрослые иногда имеют меньше опыта виртуальной жизни и не могут как следует контролировать эту сторону развития их ребенка. Установление паролей и «родительского контроля» сайтов не всегда помогает направить интерес детей в нужное русло, а иногда и дает нежелательный эффект: сладость запретного плода только подстегивает любопытство и заставляет искать пути обхода запретов. Тем более что социальные сети, хотя формально и должны выполнять предусмотренные законом запреты на распространение порнографической экстремистской и националистической информации, на деле не всегда могут контролировать поступающий от пользователей контент. Кроме этого, при высокой частоте взломов профилей социальных сетей, такая информация может оказаться в фокусе внимания детей в любое время.

5 слайд

Описание слайда:

Полезные социальные сети. Польза социальных сетей для ребенка будет в первую очередь зависеть от его личности, которая в нежном возрасте еще только формируется. Станет ли он использовать аккаунт для общения с «хорошими» или с «плохими» людьми, будет ли он расширять свой кругозор в социально полезной области, или заинтересуется «запрещенными» темами?

6 слайд

Описание слайда:

Основатель Facebook Марк Цукерберг говорит о том, что соцсети – замечательное место, где ребенок может многому научиться. Социальная сеть для ребенка, по мнению Цукерберга, – отличный старт для хорошего образования. Еще один плюс – маленький школьник общается с новыми людьми, приобретая навыки общения, готовясь к взрослой жизни. Социализация действительно является большим плюсом для ребенка, особенно, если ему сложно общаться с другими детками в реальном мире. Сидя за компьютером или даже зайдя в интернет со смартфона, школьник лучше сможет найти общий язык со своими новыми знакомыми, чем, если бы он стоял с ними рядом. В будущем шаблонами разговоров он сможет воспользоваться и для общения в реальности. Ольга Молоденко, детский психолог: «Нельзя научиться отношениям в теории. Это лишь практика. В социальных сетях ребенок приобретает множество знакомых, друзей, приятелей, врагов и союзников. Здесь он научится, как действовать в конфликтах, реагировать на предательства, победы, завоевывать внимание людей противоположного пола. Он получает бесценный опыт общения. Если у него есть время прочувствовать это все в реальности, это здорово. Если же день расписан поминутно, то не нужно лишать его и виртуальных отношений с людьми».

7 слайд

Описание слайда:

Но Вы всегда должны знать, чем занимается ребенок в социальных сетях. У вас должен быть свой аккаунт и доступ к страничке своего ребенка. Не нужно следить за ним из-за спины, когда ребенок как раз переписывается с друзьями: лучше тихонько проверяйте его действия. Так вы не подрываете доверие ребенка, а следите за его безопасностью, ведь Интернет – совсем небезопасное место. К тому же, вы сможете аккуратно подсказывать своему школьнику решения его проблем или конфликтов с друзьями. Например, мама-форумчанка Александра рассказывает: «Моему сыну 8 лет. У него есть аккаунт в ВКонтакте, и я регулярно, раз в неделю, проверяю все его переписки. Будьте уверены: в сети есть много извращенцев и мошенников, и нужно научить ребенка их распознавать. Я знаю обо всех действиях сына, и всегда могу помочь ему советом в той или иной ситуации. Конечно, не рассказывайте ему об этом, чтобы не испортить отношений, просто деликатно рассказывайте истории типа: «У меня есть коллега на работе, так ее дочь попала в такую ситуацию…». А дальше ненавязчиво подсказываем, как же из этой ситуации выйти».

8 слайд

Описание слайда:

Образовательная функция социальных сетей тоже сыграет на руку ребенку. Он может подписываться на интересные ему группы (математика, астрономия и др.). Самостоятельно он вряд ли будет искать интересную и полезную информацию в книгах – в форме игры обучение пройдет гораздо эффективнее и быстрее. В современном мире общаться с родственниками становится все сложнее. По крайней мере, по телефону. А вот ВКонтакте, Facebookе многие другие соцсети помогут наладить контакты даже с далекими родственниками. Психологи и многодетные родители рекомендуют детям общаться со всеми своими родными – это делает их счастливее.

9 слайд

Описание слайда:

Небезопасный мир. Но не так всё радужно в мире социальных сетей. Многие эксперты подчеркивают, что ребенок, заполнив все информационные поля в анкете пользователя, подвергает себя и своих близких большому количеству рисков. Могут возникнуть угрозы: - для нравственных ценностей (кто оградит его от педофилов и порнографии?); - вторжения в личную жизнь (не факт, что с публикацией фото и увлечений одноклассники не будут его поддергивать); - физической безопасности (хулиганы, поклонники, враги - все они могут поджидать у подъезда); - появления вирусов, мошеннических схем (статус "Уехали на море» фактически дает вору ключ от вашей двери).

10 слайд

Описание слайда:

Как правило, защита, стоящая на входе в социальные сети или другие интернет-ресурсы, не выдерживает состязаний с детской любознательностью. Кто мешает ребенку виртуально прибавить себе несколько лет, чтобы получить доступ к интересной ему информации?! В 2011 году исследование аудитории Facebook (опросили несколько тысяч американских семей) показало, что в данной социальной сети зарегистрировано 7,5 млн. детей младше 13 лет. Из них 5 миллионов не достигли даже десятилетнего возраста. Социологи утверждают, что около 70% родителей контролируют действия своих детей в возрасте 13-14 лет. В то же время за 10-летними пользователями мамы и папы наблюдают лишь только в каждом десятом случае. Взрослые не так сильно беспокоятся о своих непоседах, пока они не достигнут подросткового возраста. Но важно знать, что дети страдают от онлайновой агрессии не меньше взрослых. Создатель социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров, в отличие от своего американского коллеги Марка Цукерберга, заявил, что его ресурс не создан для детей.

11 слайд

Описание слайда:

Чем опасны социальные сети для детей? 1) Одна из опасностей – снижение эмпатии, неумение сопереживать. Дети, выросшие в социальных сетях, утрачивают навыки межличностного общения - они не умеют краснеть, прикасаться друг к другу, давать спонтанную реакцию, а главное, получать немедленный ответ от собеседника и вести диалог. Комментарии и общение онлайн, это все имитация реального эмоционального диалога. Воспринимая другого человека, впечатление о нем складывается на 70% из невербальной информации, пока так работает человеческий мозг. Так что, общаясь в соцсетях, мы замыкаемся в двумерном пространстве. Препарат «Риталин», прописывается в Англии при расстройствах внимания. Так вот, за последние десять лет его прописывают в три раза чаще, особенно молодым людям и детям. У ученых есть поводы утверждать, что это связано с компьютерами: дети, который сидят по 4 часа в день за компьютерной игрой, развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности, который потом мешает ему учиться в школе.

12 слайд

Описание слайда:

Масштаб негативных воздействий социальных сетей, безусловно, зависит от конкретного человека, но дети практически беззащитны перед таким воздействием. Ребенку необходимо показывать положительный опыт в реальном мире и побуждать его использовать виртуальный мир разумно. В противном случае, у детей будут развиваться синдромы дефицита внимания и гиперактивности. Интересно проследить, как развивалось общение людей в интернете. В 1999 году люди писали в Livejournal, что у них есть кот, в 2004-м - выкладывали фото и видео этого кота, в 2010-м они могут писать в Твиттер раз в час о том, что их кот чихнул. Появилась возможность и люди начинали говорить друг другу о том, что никому и не нужно знать. Пользователи соцсетей как маленькие дети. Они как будто говорят маме: «Посмотри, я уже умею одевать колготки». Более того, ждут обратной реакции, оценки, т.е. подтверждения собственного существования на Земле.

13 слайд

Описание слайда:

2) Безрассудство. Еще одна опасность соцсетей для детей в том, что человек не умеет оценивать риски. Почти все виртуальные действия не имеют необратимых последствий. Страницы в социальных сетях можно редактировать, комментарии - удалять и добавлять, умирая в компьютерной игре, ты в большинстве случаев можешь восстановить свой персонаж и продолжить. В жизни это не так, но воспитывая мозг в среде, где действия не влекут за собой последствия, мы получаем человека, просто не умеющего адекватно оценивать риск. Это связано с влиянием на область прифронтальной коры головного мозга, отвечающую за логические связи - она, например, слабо развита у детей и шизофреников, которые с трудом концентрируются, легко реагируют на внешние раздражители и мыслят противоположно большинству взрослых людей - от когнитивного к чувственному. Приведем в пример одного рабочего, который выжил после травмы в лобной части повреждением префронтальной коры головного мозга. Человек выздоровел, вышел на работу, но было трудно не заметить изменения его личности. Он стал давать обещания, которых не мог выполнить, заключать рискованные пари и проявлять сверхъестественное безрассудство. И не смотря на то, что он был физически вполне здоров, он не мог вести нормальную жизнь.

Современные дети отлично ориентируются в цифровом пространстве: они умеют обращаться со всевозможными гаджетами, а аккаунт в соцсетях необходим им не только для развлечения, но и для обучения, например, общения с преподавателями и одноклассниками в соответствующих группах. Но общение в интернете может приносить не только пользу, но и таить в себе опасности. О том, как выстроить безопасные отношения между ребёнком и социальными сетями, «О!» рассказала эксперт «Лаборатории Касперского» Мария Наместникова.

Согласно нашему исследованию, у 95% опрошенных подростков 13−15 лет уже есть аккаунты в социальных сетях. Однако активное присутствие подрастающего поколения на этих сайтах беспокоит многих родителей, которые хотят уберечь своих детей от опасности и в реальной жизни, и в Сети. Но чтобы избежать возможных неприятностей, не нужно полностью ограждать детей от присутствия в интернете, достаточно соблюдать .

В каком возрасте ребёнку лучше регистрироваться в соцсетях?

Регистрируясь в той или иной соцсети, человек принимает условия её пользовательского соглашения. В соответствующем разделе указывается, какого возраста должен достичь владелец аккаунта. Например, у таких ресурсов, как Facebook и Instagram, он составляет не менее 13 лет. Однако в действительности дети часто указывают вымышленный год рождения и успешно регистрируются на этих сайтах и в 7−10 лет и даже раньше.

Если ребенок дошкольного возраста хочет завести аккаунт в социальной сети, родители имеют право не соглашаться на его просьбы — малыш может быть не готов к тому контенту, который там распространяется, да и никакой реальной потребности в этом нет. Реальная потребность в соцсетях может возникнуть у ребёнка, как только он приходит в школу. Нередко, несмотря на существование специальных электронных сервисов, учителя создают группы своих классов во «ВКонтакте» — на самой популярной среди российских детей платформе. Там педагоги публикуют домашние задания и другие необходимые материалы, а сами школьники формируют сообщества для обмена полезной информацией и общения.

Кроме того, в этом возрасте соцсети помогают ребятам не только узнавать всё важное и необходимое для учёбы, но и социализироваться. Когда подавляющее большинство сверстников уже общается в Сети, не стоит исключать вашего ребенка из этого процесса.

Какие опасности подстерегают детей в соцсетях?

Среди опасностей, с которыми могут столкнуться дети в соцсетях, — онлайн-травля со стороны сверстников, или кибербуллинг. Подобное явление имеет долговременные негативные последствия, влияющие на дальнейшую судьбу ребенка. Оно отличается от похожих неприятностей в реальной жизни, например, после уроков. А без личного контакта она принимает ещё более уродливые и гипертрофированные формы.

Поэтому детей нужно научить нескольким правилам: во-первых, в Сети можно писать только то, что можешь сказать человеку в глаза в присутствии других знакомых, а во-вторых, и реагировать на обидчика, это может только усугубить ситуацию, в этом случае лучше обратиться за помощью к взрослым.

Кроме того, дети могут случайно или намеренно попадать на страницы с неприемлемым контентом. Речь здесь не только об эротике или порнографии, но и об информации про наркотики, суицид, а также сцены насилия или оружие. В этом случае могут помочь специальные программы для детской онлайн-безопасности, которые будут информировать родителя, если ребенок, например, подписался на группу с неподобающим содержанием или целенаправленно искал подобный контент.

Фото: goodluz/Syda Productions/Olena Yakobchuk/ Shutterstock.com