Любовь к Аллаху является самой дорогой наградой, к которой должен стремиться каждый Его раб, и которого достигают только самые праведные из Его рабов.

Любовь к Аллаху – это статус, к которому стремятся праведники. Это пища для сердца и души, радость для глаз... Жизнь того, кто не стремится к любви Всевышнего, не представляет важности. Такой человек мертв, так как в нем погас тот свет, который способен привести его к довольству Аллаха и Раю в последующем. Однажды потеряв божественный свет, человек оказывается в вечном мраке. Он живет в вечном страдании, так как лишает себя радости и счастья.

Это дух веры и добрые дела, с помощью которых можно стать ближе к Аллаху. Когда в человеке нет стремления к достижению любви Аллаха, такой человек подобен телу без души.

Аллах, сделай так, чтобы мы были среди тех, кого ты любишь.

Любовь к Аллаху имеет определенные признаки и причины, которые являются ключом к его достижению. Эти причины включают в себя следующее:

1 - Следовать указаниям Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Аллах говорит в Своей Священной Книге:

Скажи "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи" – поистине, Аллах – прощающий, милосердный.

2-5 - Смирение по отношению к верующим и непреклонность к неверующим, борьба на пути Аллаха, и не бояться никого и ничего, кроме Него. Аллах упомянул эти качества в одном аяте, в котором он говорит:

О вы, которые уверовали! Если кто из вас отпадет от своей религии, то... Аллах приведет людей, которых Он любит и которые любят Его, смиренных перед верующими, великих над неверными, которые борются на пути Аллаха и не боятся порицающих. Это – щедрость Аллаха: дарует Он ее, кому пожелает, – ведь Аллах – объемлющий, знающий!

В этом аяте Аллах описывает качества тех, кого Он любит, первое из которых состоит в смирении и отсутствии высокомерия по отношению к мусульманам и непреклонность к неверующим. Они (те, кого любит Аллах) стараются ради Аллаха, борются против шайтана, неверующих, лицемеров, злодеев и самих себя (джихад аль-нафс).

6 – Совершение дополнительных актов поклонения. Аллах говорит (согласно хадису кудси): "Мой раб продолжает приближаться ко мне с помощью дополнительных актов поклонения, пока не добьется моей любви. " Дополнительные акты поклонения включают нафиль молитвы, благотворительность, Умру и пост.

8-12 – Любовь к друг другу, навещать друг друга, как материальная, так и духовная помощь и искренние советы друг другу ради Аллаха.

Эти качества были упомянуты в хадисе, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) передал, что Аллах сказал: «Моя любовь становится обязательной для тех, кто любит друг друга ради Меня, Моя любовь обязательна для тех, кто посещает друг друга ради Меня, Моя любовь будет обязательна тем, кто помогает друг другу (в финансовых отношениях), Моя любовь будет обязательной для тех, кто поддерживает отношения ради Меня ».

13 - Проходить испытания. Беды и несчастья являются испытанием для человека, а в этом признак того, что Аллах любит его. Испытания для души подобны лекарствам для тела: даже если они горькие, мы все равно даем их тем людям, которых любим для их же пользы, так и Аллах посылает нам испытания для нашей пользы. Согласно достоверному хадису: «Самая большая награда приходит с большими испытаниями. Когда Аллах любит кого-то, Он испытывает его, тот, кто принимает это с терпением, удостаивается довольства Аллаха, а тот, кто жалуется, заслуживает Его гнев ».

Беды, постигающие человека в этой жизни, лучше, наказаний в будущей жизни. Как это может быть иначе, ведь посредством бед и несчастий стираются его грехи. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Когда Аллах пожелает блага для его раба, он ускоряет его наказание в этом мире, и когда Он откладывает его наказание, пока раб Его не предстанет пред Ним в День воскресения ".

Ученые пояснили, что тот, от кого удерживаются беды и испытания скорее всего является лицемером, ведь Аллах откладывает наказание в этом мире, чтобы привести его со всем его грехами в День Воскресения.

Если Аллах любит вас, не спрашивайте о благом, которое вы достигнете и добродетели, которую вы приобретете. Достаточно знать, что вы любимы Аллахом. Великими плодами любви Аллаха Его раба являются:

  1. Люди будут любить его, и он будет принят на земле, как сказано в хадисе, переданном аль-Бухари (3209): «Когда Аллах любит раба, Он говорит Джибрилю: «Я люблю этого человека, так люби и ты», и так Джибриль любит его, а затем обращается к народу небес: «Аллах любит этого человека, так любите и вы его», и народ небес любит его, и он будет принят на земле ."
  2. Аллах упомянул в хадисе кудси о великих добродетелях тех, кого Он любит. Передано, что Абу Хурайра сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Всякий, кто проявляет вражду кому-либо, преданному Мне, я буду воевать с ним. И самое любимое для Меня из того, посредством выполнения чего, раб приближается ко Мне - это то, что Я вменил ему в обязанность.И не перестанет раб Мой приближаться ко Мне, совершая добровольные (нафиля) дела, пока Я не полюблю его. Когда я его люблю, я его слух, которым он слышит, его зрение, которым он видит, рука, которой он поражает и нога, которой он ходит. И если он попросит Меня, Я непременно дам ему, а если он попросит у Меня защиты, то Я обязательно защищу его » (Передается аль-Бухари).

Этот хадис кудси включает в себя ряд преимуществ любви Аллаха к Своему рабу:

  1. "Я слух его, которым он слышит", т. е. он не слушает ничего, что не любит Аллах.
  2. "Зрение, которым он видит", то есть он не видит ничего того, что не любит Аллах.
  3. "Рука, которой он поражает", то есть не делает ничего, что не любит Аллах.
  4. "Нога, которой он ходит", то есть, он не идет к тому, что не любит Аллах.
  5. "Если бы он спросит чего-то у меня, я, конечно, дам ему", то есть, его дуа будут услышаны, а его желания удовлетворены.
  6. "И если бы он спросит у меня защиты, я, конечно, дам ему его", то есть он защищен Аллахом от всего.

Дай Аллах, чтобы Он был доволен нами.

Мы знаем, каковы признаки любви Аллаха к Своему рабу, а каковы признаки, того, что Аллах не любит Своего раба?

Любовь Всевышнего Аллаха – это самое дорогое, самое ценное, что может быть у человека. Ведь любовь Своего Создателя – это и есть обретения себя, своего собственного счастья и осознания истины. Любовь Аллаха – это конечная цель и смысл, ведь любовь Всевышнего безгранична, всеобъемлюща и бесконечна, и тот, кто ее удостаивается, обретает безграничное довольство, счастье и защиту.
Аллах указал на то, как человек может обрести любовь Своего Создателя, и таких средств множество. Но есть и те, которых аллах не любит, потому что они сами отказались от того, что могло бы их принести к любви Аллаха. Кто лишает себя любви Всевышнего Аллаха? Каковы признаки лишения любви Аллаха?
1. Во-первых, это те, кто сами не любят Всевышнего Аллаха, кто не следует Его предписаниям и Сунне. В сердце того, кого не любит Аллах, Он поместил ненависть к вере и следованию истине. Все для него кажется обременительным. Такой человек сам отказывается от любви Своего Творца, так как в хадисе сказано:
«Скажи (о, Мухаммад людям): Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной (т.е. примите единобожие Ислама, следуйте Корану и Сунне), тогда Аллах полюбит вас и простит вам ваши грехи. И Аллах Прощающий, Милосердный» (3:31).
2. Те, кому чужда любовь к Творениям Всевышнего, они не любят ни своих близких, окружающих, и людей в целом. Они не помогают окружающим, не волнуются и не переживают за них и безразличны по отношению к ним.
«Моя любовь становится обязательной для тех, которые любят друг друга ради Меня, Моя любовь обязательна для тех, которые посещают друг друга ради Меня, Моя любовь будет обязательна тем, которые помогают друг другу (в финансовых отношениях), Моя любовь будет обязательной для тех, кто поддерживает отношения ради Меня».
«Всякому, кто проявляет вражду к тому, кто предан Мне, Я объявлю войну».
3. Отсутствие испытаний, ровная и беспечная жизнь без поклонения могут являться доказательством отсутствия любви Всевышнего. Ведь жизненные испытания как раз таки являются признаком его любви. Испытания для души, каким горькими не были, полезны.
В хадисе-кудси сказано: «Самая большая награда приходит с большими испытаниями. Когда Аллах любит кого-то, Он испытывает его, тот, кто принимает это с терпением, удостаивается довольства Аллаха, а тот, кто жалуется, заслуживает Его гнев».
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Когда Аллах желает блага для Своего раба, Он ускоряет для него наказание в этом мире, а когда Он гневается на Своего раба, Он откладывает его наказание, пока он (раб) не предстанет перед Ним со своими грехами в День Воскресения» (передал Ат-Тирмизи).
4. Нелюбовь со стороны окружающих. Если человека не любят другие люди, проявляют ненависть и неприятие.
«Если Аллах любит кого-либо из (Своих) рабов, Он обращается к Джибрилю и говорит: «Поистине, Я люблю такого-то, полюби же и ты его», и Джибриль начинает любить его. Потом обращается к (обитателям) небес и говорит: «Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же и вы его», и обитатели небес начинают любить его, а потом ему оказывают хороший приём и на земле. Если Аллаху ненавистен кто-либо из рабов (Его), то Он обращается к Джибрилю и говорит: «Поистине, мне ненавистен такой-то, так возненавидь же его и ты», и тогда Джибриль начинает ненавидеть его. Потом обращается к обитателям небес и говорит: «Поистине, Аллаху ненавистен такой-то, возненавидьте же его и вы», и у них возникает ненависть к нему, а потом его начинают не любить и на земле».
Человек, который не любит Аллаха, и который лишен любви Аллаха, любит то, что ненавистно Аллаху, следует тому, что запрещено Аллахом, и ему ненавистно то, что Аллах предписал. Так он постоянен в совершении грехов одного за другим, не осознавая пагубность своих свершений, он не приносит покаяния, так как не считает себя виноватым.
Когда Аллах не любит человека, он дает ему три вещи, но лишает трех других вещей:
1. Аллах благословляет его окружением набожных людей, но лишает принятия от них советов.
2. По воле Аллаха он может совершать благие деяния, но Аллах лишает его искренности в поступках.
3. Аллах Всевышний дарует ему мудрость, но лишает праведности в ней.

По каким признакам можно понять, что Аллах любит человека?

Ответ.

Хвала Аллаху.

Вы задали вопрос о важном… О том, чего не достигает никто, кроме некоторых праведных людей Аллаха.

Любовь Аллаха - это степень, за получение которой соревнуются, вершат благие деяния, стремятся, самоотверженно работают и прилагают все свои усилия, за получение которой творят поклонение. Любовь Аллаха - «это то, чего вожделеют сердца, то, что является пищей для души, усладой для глаз, то, без чего человек считается духовно мертвым. Любовь Аллаха - это свет, без которого ты оказываешься в глубокой темноте, это исцеление, без которой сердце останется больным, это сладость жизни, без которой она будет заполнена тревогами и печалями. Любовь Аллаха - это дух веры и деяний, положений и состояний. Это то, без чего все становится просто телом, без души».

Любовь Аллаха имеет свои причины и свои признаки, которые являются словно ключами от двери. Среди причин можно упомянуть следующие:


1. Следование пути Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ведь Всевышний Аллах в Своей Благородной Книге сказал:

قل إن كنتم تحبون الله فاتبعوني يحببكم الله ويغفر لكم ذنوبكم والله غفور رحيم

«Скажи: „Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах - Прощающий, Милосердный“» .

2-5. Смиренность перед мусульманами и достоинство перед неверующими. Борьба на пути Аллаха и страх только перед Всевышним Аллахом. Всевышний Аллах упомянул все эти качества в одном аяте:

يا أيها الذين آمنوا من يرتد منكم عن دينه فسوف يأتي الله بقوم يحبهم ويحبونه أذلة على المؤمنين أعزة على الكافرين يجاهدون في سبيل الله ولا يخافون لومة لائم

«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих» .

В этом аяте Всевышний Аллах перечислил качества тех, кого Он любит. Первым из этих качеств является скромность, отсутствие высокомерия перед мусульманами и достоинство перед неверующими. Это проявляется в том, что мусульманин не преклоняется перед ними и не унижается. Следующим качеством является борьба на пути Аллаха: борьба против сатаны, неверующих, лицемеров и нечестивцев, борьба против своей души. Еще одно из качеств состоит в том, что они не страшатся порицания (упреков) других. Мусульманина, следующего канонам своей религии, не заботит то, что кто-то насмехается над ним или упрекает.

6. Совершение добровольного поклонения. В кудси хадисе Великий и Всемогущий Аллах сказал: «». К добровольным видам поклонения относятся такие, как добровольная молитва, милостыня, малое паломничество, большое паломничество и пост.

8-12. Любовь, посещение друг друга, самопожертвование и искренность по отношению к друг другу ради Аллаха.

Эти качества упоминаются в одном хадисе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В нем он передает слова Великого и Всемогущего Аллаха: «Я обязательно полюблю любящих друг друга ради Меня, поддерживающих связь с друг другом ради Меня, ничего не жалеющих ради Меня и посещающих друг друга ради Меня» . Слово «искренность» приводится у Ибн Хиббана . Оба хадиса аль-Альбани признал достоверными.

Беды для мусульманина лучше откладывания наказания на Судный День. И как же нет, если во время испытаний повышается его положение, и прощаются его грехи? Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то не наказывает его в этом мире, но откладывает наказание до Судного Дня» .

Ученые разъяснили, что тот, чьё наказание сдерживается, является лицемером. Воистину, Аллах откладывает его наказание, чтобы в День Стояния в полной мере наказать его за грех.

О Аллах, сделай нас из тех, кто люб Тебе!

Не задавай вопрос о благе, которое придет к тебе, если тебя полюбит Аллах… И о милости, которая будет дарована тебе… Достаточно тебе даже того, чтобы знать, что ты «любимец Аллаха»… Великие плоды любви Аллаха к своему рабу в том, что:

· его станут любить люди, и на земле ему будет хороший прием; как сказано в хадисе у аль-Бухари : «Если Аллах полюбил кого-нибудь из своих рабов, Он обращается к Джибрилю, говоря: „Поистине, Аллах любит такого-то, полюби же его и ты!“, после чего Джибриль начинает любить его. И обращается Джибриль к обитателям небес со словами: „Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы!“, и обитатели небес начинают любить его, а потом ему начинают оказывать хороший прием и на земле »;

· будут ему великие милости, которые упоминаются в кудси хадисе от Абу Хурайры, от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Воистину, Аллах сказал: „Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность. Мой раб будет стараться приблизиться ко Мне, совершая добровольное (поклонение), пока Я не полюблю его ; когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить. И если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его. И ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться так, как необходимость забирать душу Моего верующего раба. Он не любит смерть, и Я не люблю доставлять ему неприятность“» .

Этот священный хадис включает в себя несколько милостей, которые получит человек, которого любит Аллах:

1. «…стану его слухом, посредством которого он будет слышать », то есть он станет слышать только то, что любо Аллаху;

2. «…его зрением, посредством которого он будет видеть », то есть он не будет видеть то, что не любит Аллах;

3. «…его рукой, которой он будет хватать », то есть он станет совершать рукой только те движения, которыми доволен Аллах;

4. «…его ногой, с помощью которой он будет ходить », то есть он не станет ходить в те места, которыми не доволен Аллах;

Вопрос: На вашем сайте и вообще в Интернете есть много вопросов о признаках любви Аллаха к человеку, а каковы признаки того, что Аллах не любит человека?

Ответ: Хвала Аллаху.

Воистину, Всевышний Аллах любит верующих рабов, поэтому Он прививает им любовь к вере и украшает ею их сердца. И Всевышний Аллах не любит неверующих и грешников, если только они не покаются.

Тому, кого любит Аллах, Он предопределил уверовать, привил его сердцу любовь к вере и к верующим, а также привил другим верующим любовь к нему, и он проживает свою жизнь, не сходя с этого пути. Таков тот, кого любит Аллах.

В сердце того, кого не любит Аллах, Он поместил ненависть к вере и послушанию, привил любовь к грехам и грешникам, и внушил любовь грешников к нему, и он проживает свою жизнь, не сходя с этого пути. Таков тот, кого ненавидит Аллах.

Но мы не можем говорить о конкретном человеке, что его любит Аллах, как не можем и об определенном человеке сказать, что Аллах его ненавидит.

Мы должны знать, что Аллах может не любить человека в определенное время, а в другое время – любить его, и это в соответствии с делами самого человека. Если человек совершает некоторые поступки, которые порочат его, или которые ненавистны Аллаху, то это еще не дает право говорить о нем, как о человеке, ненавистном Аллаху. Так как Всевышний Аллах по Своей милости может исправить его, и он покается до своей смерти и станет совершать благие дела. И Аллах простит его. Также у человека могут быть скрытые благие дела, которые не известны другим людям, и Аллах поступит с Ним в соответствии со Своей милостью.

Однако мы с уверенностью можем утверждать то, что Аллаху ненавистен человек в тот момент, когда он совершает грешное дело и ослушается Всевышнего.

Мы укажем на некоторые признаки, которые могут привести к тому, что Аллах станет испытывать ненависть, нелюбовь к Своему рабу, но в то же время, мы не утверждаем, что каждый человек, который обладает подобными качествами, относится к тем, кого не любит Аллах. Эти качества следующие:

— его не любят другие, и он имеет дурную славу в мирской жизни; так как обычно это происходит тогда, когда деяния человека скверны, и сам он испорчен;

Аль-Бухари (№ 3209) и Муслим (№ 2637) – здесь версия Муслима – передали от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах любит кого-либо из (Своих) рабов, Он обращается к Джибрилю и говорит: „Поистине, Я люблю такого-то, полюби же и ты его“, и Джибриль начинает любить его. Потом обращается к (обитателям) небес и говорит: „Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же и вы его“ и обитатели небес начинают любить его, а потом ему оказывают хороший приём и на земле. Если Аллаху ненавистен кто-либо из рабов (Его), то Он обращается к Джибрилю и говорит: „Поистине, мне ненавистен такой-то, так возненавидь же его и ты“, и тогда Джибриль начинает ненавидеть его. Потом обращается к обитателям небес и говорит: „Поистине, Аллаху ненавистен такой-то, возненавидьте же его и вы“, и у них возникает ненависть к нему, а потом его начинают не любить и на земле.

Аль-Бухари (№ 1367) и Муслим (№ 949) приводят слова Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Однажды, мимо нас пронесли погребальные носилки и люди стали хвалить покойного, и пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: „Это обязательно“. Затем пронесли другие погребальные носилки, и люди стали отзываться о покойном плохо. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Это обязательно“. Тогда ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, обратился к посланнику Аллаха: „Что обязательно?“ Посланник Аллаха ответил: „Тот, о ком вы отзывались хорошо, обязательно попадёт в Рай, тот же, о ком вы отзывались плохо, непременно окажется в Огне, ведь вы - свидетели Аллаха на земле“».

— ему любо то, что ненавистно Аллаху, и он ненавидит то, что любит Аллах. Всевышний Аллах, говоря о верующих, которых Он любит, сказал:

وَلَكِنَّ اللَّهَ حَبَّبَ إِلَيْكُمُ الْإِيمَانَ وَزَيَّنَهُ فِي قُلُوبِكُمْ وَكَرَّهَ إِلَيْكُمُ الْكُفْرَ وَالْفُسُوقَ وَالْعِصْيَانَ أُولَئِكَ هُمُ الرَّاشِدُونَ

«Однако Аллах поселил в вас любовь к вере и предоставил ее в наилучшем свете в ваших сердцах и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие по правому пути» (сура «аль-Худжурат», аят 7).

— он продолжает пребывать в грехе, ослушании Аллаха и заблуждении: как только он прекращает один грех, тут же совершает другой; он не приходит к покаянию до самой смерти и умирает в этом положении;

— наряду с верующими людьми дружит и с грешниками;

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек исповедует религию своего друга. Пусть каждый из вас смотрит на того, с кем он дружит» (Абу Дауд № 4833). Аль-Альбани и другие в «Сахих Аби Дауд» сказали, что это хороший хадис.

— не соблюдает религиозные каноны и обязанности, небрежен и невнимателен к молитве, не соблюдает права Аллаха и права Его рабов и не обращает внимания на последствия этого в этой и последующей жизни;

— ему ненавистны искренние советы и ненавистен человек, который призывает его к благому, и гордыня подталкивает его на совершение греха;

Сказал Всевышний Аллах:

وَإِذَا قِيلَ لَهُ اتَّقِ اللَّهَ أَخَذَتْهُ الْعِزَّةُ بِالْإِثْمِ فَحَسْبُهُ جَهَنَّمُ وَلَبِئْسَ الْمِهَادُ

«Когда же ему говорят: „Бойся Аллаха!“ — гордыня подталкивает его на грех. Довольно для него Геенны — а ведь это скверное прибежище!» (сура «аль-Бакара», аят 206).

— враждует с верующими, питает враждебные чувства к ним и любит грешников; его любовь и неприятие не ради Аллаха, не ради того, что любо Аллаху, и чем Он доволен. Если он полюбил нечто или кого-то, то любит не ради Аллаха, а если ему нечто или некто ненавистен, то и это не ради Него.

— в нём есть качества, ненавистные Аллаху: ложь, обман, вероломство, распространение сплетен и клеветы или другие качества, которые не любит Аллах. Если в человеке есть какое-либо качество, которое ненавистно Аллаху, и оно так прижилось к нему, что стало свойством его натуры и характера, то этот человек подвергает себя ненависти и гневу Аллаха. Поистине, если Аллаху ненавистно какое-либо свойство и качество, то ему ненавистно и обладание этим качеством.

— является лицемером, порочным человеком, гордецом, обладателем кичливости, заносчивости и надменности и пренебрегает поклонением (Аллаху);

— его привязанность и любовь к религии слаба, он предан своим прихотям: стремится только удовлетворить все свои желания и прихоти, пока не станет подобным тому, кто сделал свою прихоть богом для себя;

— он стремится быстро выполнять мирские дела, но небрежен в совершении деяний ради Последней жизни. Сказал Всевышний Аллах:

مَنْ كَانَ يُرِيدُ الْعَاجِلَةَ عَجَّلْنَا لَهُ فِيهَا مَا نَشَاءُ لِمَنْ نُرِيدُ ثُمَّ جَعَلْنَا لَهُ جَهَنَّمَ يَصْلَاهَا مَذْمُومًا مَدْحُورًا

«Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему Геенну, где он будет гореть презренным и отверженным» (сура «аль-Исра», аят 18).

Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передал слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Несчастен раб динара, несчастен раб дирхама, несчастен раб бархата и шелка! Если ему даруется благо, он бывает довольным, а если не получает ничего, то – нет» (аль-Бухари № 6435).

— совершает большие пагубные грехи, которые гневят Аллаха и ненавистны Ему: как прелюбодеяние, ростовщичество, обвинение добродетельных женщин (в прелюбодеянии), и не кается в этих грехах;

— говорит непристойности, ругательства, является человеком дурного нрава и несправедливым; из-за его безнравственности, несправедливости, плохого отношения к другим и нарушения границ Аллаха (то есть совершения грехов) его опасаются люди.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В наихудшем положении пред Аллахом в Судный День будет тот, кого оставили люди, опасаясь его зла» (аль-Бухари № 6032 и Муслим № 2591).

— уподобляется неверующим и нечестивцам и ненавидит быть похожим на верующих;

— совершает действия, граничащие с многобожием, или совершает многобожие, а после не кается в этом. Многобожие – это наихудшее из качеств, которое может быть в человеке. Это качество подвергает человека гневу и мести Аллаха.

Одним словом, человек, который обычно подчиняется Аллаху и Его посланнику, вероятно среди тех, кого любит Аллах. Человек, который обычно ослушается Аллаха и Его посланника, достоин гнева и ненависти Аллаха.

Но нельзя говорить об определенном человеке, что его любит Аллах, как и нельзя сказать о ком-либо, что он Аллаху ненавистен.

Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, человек может совершать дела обитателей Огня до тех пор, пока не окажется от Огня на расстоянии одного локтя, после чего сбудется то, что было предписано ему, и он станет совершать дела обитателей Рая, и попадёт в Рай. И, поистине, человек может совершать дела обитателей Рая до тех пор, пока не окажется от Рая на расстоянии одного локтя, но после чего сбудется то, что было предписано ему, и он станет совершать дела обитателей Огня и войдёт в Огонь» (аль-Бухари № 3332 и Муслим № 2643).

Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 23425.

А Всевышний Аллах знает лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ» Islam Q&A фатва № 192976

[Карун] сказал: «Это было

даровано мне только за зна-ние, которым я обладаю». Неужели не знал он, что до него уже погубил Аллах [целые] поколения тех, кто превосходил его силой и  [имелбольше богатств]? [Что же каса-ется] грешников, то не станут спрашивать о грехах их! 1

И он вышел к своему народу в своих украшениях. Те, кото-рые желали [благ]этой жизни,

сказали: «О если бы и нам

[было даровано] то, что даро-

вано Каруну! Поистине, он обладатель великого удела!»

Те же, кому было даровано знание, сказали: «Горе вам! Награда Аллаха тем, кто уве-ровал и совершал праведные

[дела, будет] лучше, [но]

не обрести её никому, кроме терпеливых!»


1 В День воскресения этих людей узнают по их почерневшим лицам.


z 708 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


А  [потом]заставили Мы

землю поглотить его вместе с его домом, и не оказалось у него тех, кто помог бы ему против Аллаха, и сам он не

[сумел] помочь [себе].

Утром те, которые вчера хотели [оказаться на]его

месте, стали говорить: «Ах!

[Разве не знаешь ты, что]

Аллах увеличивает и умень-шает удел, кому пожелает из рабов Своих? Если бы Аллах не оказал нам милость, Он заставил бы [землю]погло-тить нас! Ах! [Разве не зна-ешь ты, что] не преуспеют

Неверующие?»

Ту Последнюю обитель Мы предназначаем для тех, кто на земле не стремится ни к воз-вышению, ни к нечестию,

[ибо счастливый] исход [ждёт только] благочестивых

Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: «Карун был сыном дя-ди Мусы со стороны отца» [Тафсир Табари, т. 20, с. 75]. То же самое говорили Ибрахим ан-Наха‘и, ‘Абдуллах ибн аль-Ха-рис ибн Науфаль, Симак ибн Харб, Катада, Малик ибн Ди-


z Рассказ о Каруне и Мусе  y 709


нар и Ибн Джурайдж. Как указывает Ибн Джарир ат-Табари, в большинстве своём улемы придерживались такого же мне-ния [История Табари, т. 1, с. 262]. Катада сказал: «Его прозвали “озарённый”, ибо он читал Тору красивым голосом, однако этот человек был врагом Аллаха и проявлял лицемерие, подобно са-маритянину, но его погубила несправедливость, причиной кото-рой явилось огромное богатство» [Тафсир Табари, т. 20, с. 67].

Добрые советчики из числа его соплеменников говорили ему: «Не ликуй» , то есть не превозносись и не похваляйся перед другими. И они говорили: «…поистине, Аллах не любит ли-кующих.  Стремись к Последней обители, [используя]то,

что даровал тебе Аллах, и не забывая о своём уделе в зем-ной жизни». Смысл их слов был таков: стремись к получениюнаграды Аллаха в мире ином, ибо эта награда лучше и долго-вечнее, но вместе с тем используй своё богатство и для дозво-ленных наслаждений в мире дольнем. И они говорили: «…ока-зывай благодеяния [людям], как Аллах оказывал их тебе, и не стремись [распространять]нечестие на земле». Это зна-чит: оказывай благодеяния людям, как оказывал их тебе Созда-тель людей, не причиняй им зла и не распространяй среди них нечестие, поступая вопреки тому, что тебе было велено, ибо тог-да Аллах накажет тебя и лишит того, что Он тебе даровал, ведь,

«поистине, Аллах не любит распространяющих нечестие».

Однако на добрые и правильные наставления Карун от-вечал: «Это было даровано мне только за знание, которым я обладаю». Смысл его слов был таков: я не нуждаюсь в том,о чём вы говорили и на что указывали, ибо Аллах даровал мне богатство, зная, что я его заслуживаю, а если бы Аллах не лю-бил меня, Он не даровал бы мне этого.

В ответ на это Аллах Всевышний сказал: «Неужели не знал он, что до него уже погубил Аллах [целые]поколения тех, кто превосходил его силой и  [имел больше богатств]?


z 710 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


[Что же касается] грешников, то не станут спрашивать о грехах их!» Это значит: в прошлом Мы погубили за грехицелые народы, хотя эти люди были сильнее Каруна и имели больше богатств и детей; если бы Карун был прав, Мы не под-вергли бы наказанию никого из тех, кто был богаче его, а это значит, что его богатство не является признаком Нашей любви к нему и заботы о нём.

Аллах Всевышний также сказал:

Ни ваши богатства, ни ваши дети [нисколько]не приблизят к Нам [никого из]вас, за

исключением­ тех, кто уверо-вал и совершал­ праведные дела (34:37).

Аллах Всевышний также сказал:

Неужели они считают, что, поддерживая их богатством и сыновьями,

Мы спешим [одарить]их бла-гами? (23:55–56).

Эти слова указывают на правильность толкования нами слов Аллаха « [Карун] сказал: “Это было даровано мне только за знание, которым я обладаю”». Что же касается утверждений,согласно которым слова Каруна указывают на то, что он владел искусством алхимии и знал величайшее имя Аллаха, что бы-ло использовано им для накопления богатств, то они неверны.


z Рассказ о Каруне и Мусе  y 711


Во-первых, алхимия является обманом и не имеет ничего обще-го с делами Творца. Во-вторых, величайшее имя Аллаха не по-может вознестись к Нему мольбе того, кто не верует в Него, Карун же не веровал внутренне, а только проявлял лицемерие. Кроме того, такое толкование его слов не соответствует контек-сту, что было разъяснено нами в «Тафсире», и хвала Аллаху.

Аллах Всевышний сказал: «И он вышел к своему на-роду в своих украшениях». Многие толкователи указыва-ют, что Карун появлялся на людях в великолепных одеждах, окружённый верховыми животными, слугами и свитой. Видя его, те, кому украшения мира дольнего представлялись чем-то важным, желали иметь нечто подобное и завидовали ему. Когда же их слова услышали знающие люди, которые облада-ли правильным пониманием и отстранялись от мира, они ска-зали: «Горе вам! Награда Аллаха тем, кто уверовал и со-вершал праведные [дела, будет]лучше». Аллах Всевышнийсказал: «… [но] не обрести её никому, кроме терпеливых».

Это означает: среди взирающих на украшения мира дольне-го внять подобным советам и устремиться к вышнему миру, то есть к миру вечному, может лишь такой человек, сердцу кото-рого Аллах указал правильный путь и укрепил его, как укре-пил и его разум. Прекрасны слова одного из наших праведных предшественников, который сказал: «Поистине, Аллах любит проницательный взор в случае возникновения сомнений и со-вершенный разум в случае возникновения желаний».

Аллах Всевышний сказал: «А [потом] заставили Мы

землю поглотить его вместе с его домом, и не оказалось у не-го тех, кто помог бы ему против Аллаха, и сам он не [сумел]­

помочь [себе]». Таким образом, сначала Аллах упомянул о том,как Карун вышел к своему народу в своих украшениях и похва­ лялся перед людьми, а потом сказал: «А [потом] заставили Мы землю поглотить его вместе с его домом». С Каруном


z 712 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


случилось то же, что и с человеком, о котором Пророк  ска-зал: «[Шёл куда-то] один человек, из кичливости волочивший за собой [по земле] свой изар * , [как вдруг] разверзлась под ним земля, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскресе-

ния» [Бухари, № 3485].

Как указывают Ибн ‘Аббас [Тафсир Табари, т. 20, с. 75] и ас-Судди, Карун заплатил некой блуднице, чтобы та сказала Му-се, когда он будет находиться среди людей: «Поистине, ты сде-лал со мной то-то и то-то» 1 . Говорят, что, когда она сказала это, Муса задрожал от страха и совершил молитву в два рак‘ата. За-тем он подошёл к ней, потребовал поклясться, что она сказала правду, и спросил: «Кто указал тебе на это, и что побудило те-бя совершить подобное?» - и она рассказала, что пошла на это по наущению Каруна, а потом попросила у Господа прощения и принесла Ему покаяние. Пав ниц пред Аллахом, Муса призвал проклятие на Каруна, и Аллах ниспослал ему в откровении: «По-истине, Я велел земле повиноваться тебе в том, что касается его». Тогда Муса велел земле поглотить Каруна вместе с его жилищем, и она выполнила его веление, а Аллах знает об этом лучше.

Говорят также, что, появившись на людях в своих украше-ниях и великолепной одежде, Карун, за которым следовало мно-жество людей и мулов, прошёл мимо Мусы  в то время, ког-да тот напоминал израильтянам о днях Аллаха ** . Многие люди стали смотреть на Каруна, и тогда Муса спросил его: «Что по-будило тебя поступить так?» Тот сказал: «О Муса! Хотя ты и превосходишь меня, поскольку являешься пророком, но я пре-восхожу тебя богатством. Если хочешь, выходи и призови на ме-ня проклятие, а я призову проклятие на тебя». Тогда оба они вы-шли на открытое место в окружении людей, и Муса спросил его: «Ты будешь взывать [к Аллаху первым] или я?» Карун сказал:

1 Имеется в виду, что она публично заявила о совершении им прелюбодеяния.


z Рассказ о Каруне и Мусе  y 713


«Я воззову [первым]», после чего воззвал к Аллаху, но не по-лучил ответа. Муса спросил: «Воззвать ли мне?» Карун сказал: «Да». Муса обратился к Аллаху: «О Аллах, вели земле, чтобы сегодня она повиновалась мне!» - и Аллах ниспослал ему в от-кровении: «Поистине, Я уже сделал [это]». Тогда Муса ска-зал: «О земля, возьми их!» - и она поглотила их до щиколоток. Потом он снова сказал: «О земля, возьми их!» - и она погло-тила их сначала до колен, а потом до плеч. Потом Муса сказал: «Прими их сокровища и богатства!» - и земля поглотила всё это у них на глазах. А потом Муса указал на них рукой и ска-зал: «Исчезните, о левиты * !» - и земля сомкнулась над ними. Сообщается, что Катада сказал: «Они будут ежедневно погру-жаться в землю на одну сажень до самого Дня воскресения».

Толкователи часто приводят множество передаваемых со слов израильтян сообщений о Каруне и Мусе, но я намеренно отказался от их использования.

Слова Аллаха «и не оказалось у него тех, кто помог бы ему против Аллаха, и сам он не [сумел]помочь» означают, чтоКарун не помог себе сам, и никто не помог ему, а в другом ­аяте сказано: «и не будет у него ни силы, ни помощника» (86:10).

После того как земля разверзлась, поглотив людей, их бо-гатства и жилища, те, кто ещё недавно желал иметь то же, что было даровано Каруну, раскаялись и стали благодарить Алла-ха, Который устраивает дела Своих рабов, как пожелает. Вот почему они говорили: «Если бы Аллах не оказал нам ми-лость, Он заставил бы [землю]поглотить нас! Ах! [Разве незнаешь ты], что не преуспеют неверующие?»

Потом Аллах Всевышний поведал, что Он предназначил «Последнюю обитель» , то есть мир вечный, обитателям кото-рого будут завидовать, «для тех, кто на земле не стремится ни к возвышению, ни к нечестию» . Здесь под возвышением под-разумевается высокомерие, гордость и заносчивость, а под нече-


z 714 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


стием - присвоение чужого имущества, причинение зла людям и совершение иных грехов, являющихся необходимым следстви-ем вышеупомянутых качеств. И, наконец, Аллах Всевышний ска-зал: «… [ибо счастливый] исход [ждёт только] благочестивых».

Возможно, всё, о чём говорится в рассказе о Каруне, про-исходило до того, как израильтяне покинули Египет, ибо Аллах Всевышний сказал: «А [потом] заставили Мы землю погло-тить его вместе с его домом» , что явно указывает на строение.Возможно также, что это происходило во время скитаний из-раильтян по пустыне, а под домом подразумевается то место, где они поставили свои шатры.

Карун подвергается порицанию и в других ­аятах Корана. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

Мы направили Мусу с На-шими знамениями и ясным доказательством

к фараону, Хаману и Каруну, и они сказали: «Колдун, лжец!» (40:23–24).

В другой суре после упоминания об ‘адитах и самудянах Аллах Всевышний сказал:

И [оказались повергнутыми ництакже] Карун, фараон

и Хаман. Муса явился к ним с явными доказательствами, однако они превознеслись на земле и не [смогли избежатьнаказания].


z Рассказ о Каруне и Мусе  y 715


Каждого [из них]Мы [нака-зали] за его грех. Среди них

[были такие], на кого Мы

наслали сильный ветер, при-нёсший с собой мелкие камни, и  [такие], кого [погубил]вопль, и  [такие], кого поглотила земля

[по велению] Нашему, и  [такие], кого Мы потопили.

Аллах не был несправедлив к ним, но сами они были несправедливы по отношению к себе (29:39–40).

Тем, кого поглотила земля, был Карун, теми же, кого Аллах потопил, были фараон, Хаман и их воины, и все они являлись грешниками.

Глава о достоинствах Мусы  и его кончине

Аллах Всевышний сказал:

ние. Поистине, был он избранным и являлся посланником­ и пророком.

Мы обратились к нему с пра-вой стороны горы и прибли-зили его для тайной беседы.


z 716 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


И по милости Своей к нему Мы [сделали]пророком [также] его брата Харуна

Аллах Всевышний также сказал:

[Аллах] сказал: «О Муса,

Поистине, Я избрал тебя

[среди всех] людей, [ибо ниспослал тебе] Своё послание и  [непосредственно обратилсяк тебе] со Своими словами,

так возьми же то, что Я даро-вал тебе, и будь [одним]из благодарных!» (7:144).

Мы уже приводили хадис, в котором сообщается, что Послан-ник Аллаха  сказал:

Не отдавайте мне предпочтения перед [другими] про-роками, ибо, поистине, в День воскресения [все] лю-ди будут поражены [насмерть]. Я буду первым, над кем разверзнется земля, и я увижу Мусу, [который бу-дет] держаться за одну из опор престола [Аллаха], и я не знаю, оживёт ли он раньше меня, или ему воздаст­ ся за то, что он уже был поражён [в земной жизни, ког-да рассыпалась] гора [Бухари, № 2412; Муслим, № 2374].

Как уже указывалось, эти слова Пророка  были проявлением смирения, поскольку он является последним пророком и госпо-дином людей в обоих мирах, в чём нет никаких сомнений.


z Рассказ о Каруне и Мусе  y 717


Аллах Всевышний сказал:

Поистине, Мы ниспослали тебе откровения, как ниспо-сылали их Нуху и пророкам после него. Мы ниспосылали откровения Ибрахиму, Исма‘илу, Исхаку, Я‘кубу, коленам*, ‘Исе, Айюбу, Юнусу, Харуну и Сулейману, а Давуду Мы даровали Псалмы.

Мы [направляли к людям]

посланников,­ о которых рас-сказали тебе прежде, а также других посланников, о которых прежде не рассказывали тебе, и Аллах говорил с Мусой [безпосредника] (4:163–164).

Аллах Всевышний также сказал:

О те, кто уверовал! Не упо-добляйтесь [людям], которые обижали Мусу, [ибо]Аллах оправдал его, [опровергнув]

то, что они говорили, и зани-мал он пред Аллахом высокое положение (33:69).

Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк  сказал:


z 718 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


Муса был стыдливым человеком и прикрывал своё тело так, что никто не видел его кожи. Некоторые израильтя-не наносили ему обиды, говоря: «Он прикрывается так только потому, что на его коже есть изъян: либо проказа, либо грыжа на срамных частях, либо язва», и Аллах по-желал [показать, что на самом деле ничего этого] у Му-сы не было. Однажды Муса уединился, положил свою одежду на камень и стал купаться. Закончив, он повер-нулся к одежде, чтобы взять её, но оказалось, что камень укатился вместе с ней. Тогда Муса взял свой посох и по-бежал вслед за камнем, крича: «Моя одежда, о камень! Моя одежда, о камень!» - пока не оказался возле груп-пы израильтян, которые увидели его обнажённым [и по-няли, что перед ними] - лучшее создание Аллаха. Так Аллах опроверг то, что они говорили. Между тем камень остановился, Муса же взял свою одежду, надел её и при-нялся наносить посохом удары по камню, и, клянусь Ал-лахом, от этих ударов на камне осталось три (или : четы-ре; или : пять) следа! Вот почему Всемогущий и Великий Аллах сказал: «О те, кто уверовал! Не уподобляйтесь [людям], которые обижали Мусу, [ибо] Аллах оправдал его, [опровергнув]­ то, что они говорили, и занимал он пред Аллахом высокое положение» [Бухари, № 278, 3404;

Муслим, № 339; Ахмад, т. 2, с. 315].

Один из наших праведных предшественников сказал: «О вы-соте положения Мусы свидетельствует то, что, когда он об-ратился к Аллаху с ходатайством за своего брата и попросил, чтобы Он сделал Харуна его помощником, Аллах внял моль-бе Мусы и сделал Харуна пророком, ведь Аллах Всевышний сказал: “И по милости Своей к нему Мы [сделали] проро-ком [также]его брата Харуна” (19:53)».


z Рассказ о Каруне и Мусе  y 719


Сообщается, что ‘Абдуллах [ибн Мас‘уд]  сказал:

При разделе [военной добычи] в день [битвы при] Ху-найне Пророк  отдал предпочтение некоторым лю-дям. Так, он дал аль-Акра‘у ибн Хабису 1 сто верблю-дов, и столько же дал ‘Уяйне 2 [ибн Хисну, и щедро] оделил некоторых знатных арабов 3 , отдав им в тот день предпочтение [перед другими]. [Увидев это], один чело-век воскликнул: «Клянусь Аллахом, нет справедливости в таком разделе, и не ради Аллаха это было сделано!» Тогда я сказал: «Клянусь Аллахом, я обязательно со-общу об этом Пророку!» - после чего пришёл к не-му и передал [ему слова этого человека] 4 . [Выслушав меня], он воскликнул: «А кто же тогда справедлив, ес-ли несправедливы Аллах и посланник Его?! Да помилу-ет Аллах Мусу, который подвергался ещё большим оби-дам, но терпел!» [Бухари, № 3149].

В одном из хадисов о ночном путешествии, передаваемом со слов Анаса, сообщается, что Посланник Аллаха 

3 Пророк сделал это, желая окончательно склонить к исламу вождей некото-рых племён.

4 В комментариях указывается, что этот человек относился либо к числу ан-саров, либо принадлежал к их союзникам, и поэтому Ибн Мас‘уд был по­ трясён, узнав, что он может так говорить о Пророке.


z 720 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


прошёл мимо Мусы, который молился в своей могиле [Муслим,

№ 2375; Ахмад, т. 3, с. 120].

В хадисе о ночном путешествии, передаваемом со слов Малика ибн Са‘са‘а, сообщается, что, когда Пророк  до-стиг шестого неба и проходил мимо Мусы, Джибрил сказал ему: «Это - Муса, поприветствуй же его!» - и он попривет­ ствовал его, а Муса ответил на приветствие, после чего сказал: «Добро пожаловать праведному брату и праведному проро-ку!» - когда же он покидал Мусу, тот заплакал. Его спроси-ли: «Что заставляет тебя плакать?» - и он сказал: «Я плачу по той причине, что после меня был послан [к людям] молодой человек, а в Рай войдёт больше [людей] из его общины, чем из

моей!» [Бухари, № 3887; Муслим, № 164].

Как указывается в этом хадисе, Ибрахим находится на седьмом небе. В другой версии этого хадиса, который Шу-райк ибн Абу Нимр передал со слов Анаса, сообщается, что Ибрахим находился на шестом небе, а Муса - на седь-мом. Во всех остальных версиях сообщается, что на шестом небе находился Муса, а на седьмом - Ибрахим, который сидел, прислонившись к Священному Дому * , куда ежеднев-но являются по семьдесят тысяч ангелов, которые молятся там, после чего покидают это место и больше никогда туда не возвращаются.

Во всех версиях этого хадиса сообщается, что, после то-го как Аллах вменил в обязанность Мухаммаду  и членам его общины совершение пятидесяти молитв в течение дня и ночи, Мухаммад прошёл мимо Мусы, и тот сказал: «Возвращайся к твоему Господу и проси Его об облегчении для твоей общи-ны», после чего упомянул, что в своё время он долго пытал-ся добиться от израильтян выполнения всех возложенных на них обязанностей, и сказал, что слух, зрение и сердца членов общины Мухаммада  слабее, чему у израильтян. После это-


z Рассказ о Каруне и Мусе  y 721


го Пророк  неоднократно возвращался к своему Господу, и в конечном итоге количество обязательных молитв, которые мусульманам предписывалось совершать в течение суток, было снижено до пяти, а Аллах Всевышний сказал: «[В мире доль-нем будет] пять, а [здесь] - пятьдесят» * . Да воздаст же Ал-лах благом за нас Мухаммаду  и Мусе!

Сообщается, что Ибн ‘Аббас  сказал:

[Однажды] Посланник Аллаха  сказал: «Мне бы-ли показаны [все] народы, и я увидел [одного] проро-ка, с которым было [всего лишь] несколько человек ** , и [другого] пророка, с которым был один человек или двое, и такого пророка, с которым не было вообще ни-кого. Вдруг передо мной показалось великое множест­ во людей, и я подумал, что они составляют мою общи - ну, однако мне было сказано: “Это Муса и народ его, но посмотри в ту сторону”. Я посмотрел [туда], и ока-залось, что там находится много людей, после чего мне было сказано: “[А теперь] посмотри в другую сторо-ну”, и там тоже было много людей. Потом мне ска - зали: “Это - твоя община, и среди них находятся семьдесят тысяч [человек], которые войдут в Рай без расчёта и мучений”». После этого [Пророк  ] под-нялся и вошёл в свой дом, а люди стали говорить о тех, кто войдёт в Рай без расчёта и мучений. Один из них сказал: «Может быть, это те люди, которые были сподвижниками Посланника Аллаха  ». Другой ска-зал: «Может быть, ими окажутся [люди], рождён-ные в исламе и не поклонявшиеся никому, кроме Алла-ха», и они высказывали разные другие предположения, а [через некоторое время] к ним вышел Посланник Аллаха. Он спросил: «О чём вы говорите?» -


z 722 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


и они рассказали ему, [о чём шла речь]. Тогда он ска-зал: «Это - те, которые сами не произносят заго-воров и не обращаются за этим к другим, не верят в дурные предзнаменования, гадая по полёту птиц * , и уповают на своего Господа». После этого со своего места поднялся ‘Уккаша ибн Михсан аль-Асади и ска-зал: «Попроси Аллаха причислить меня к ним». [На это Пророк  ] ответил: «Ты - из числа их». А потом со своего места поднялся другой человек и [тоже] ска-зал: «Попроси Аллаха причислить меня к ним», [Про-рок же  ] сказал: «‘Уккаша опередил тебя в этом» **

[Бухари, № 5785; Муслим, № 220].

Аллах Всевышний неоднократно воздаёт Мусе  хвалу и при-водит в Своей Великой Книге множество коротких и длинных рассказов о нём. В Коране Муса и ниспосланное ему Писание часто упоминаются в сочетании с упоминаниями о Мухамма-де  и Писании, которое было ниспослано ему.

Так, Аллах Всевышний сказал:

[Однако], когда явился к ним

посланник Аллаха, подтверж-дающий [истинность]того, что

у них есть, некоторые из тех, кому было даровано Писание, отказались от Книги Аллаха, будто они и не знают! (2:101).

Аллах Всевышний также сказал:

Алиф. Лям. Мим.


z Рассказ о Каруне и Мусе  y 723


Аллах - нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего.

Он ниспослал тебе,

[о Мухаммад], Писание 1

с истиной в качестве под-тверждения тому, что было до него 2 . И ниспослал Он

Тору и Евангелие,

[которые должны были служить]­

руководством для людей пре-жде, и ниспослал Он Различе-ние 3 . Поистине, тем, кто не

верует в знамения Аллаха, [уготовано] суровое наказание,

ведь Аллах - Всемогущий, Имеющий [возможность]­

отмщать (3:1–4).

Аллах Всевышний также сказал.