Скачать:


Предварительный просмотр:

Как война повлияла на мою семью

МОУ «СОШ №4» г.Железногорска Курской области

Чернухина Елена Николаевна

Настоящие герои - рядом

Тема Великой Отечественной во мне жила и живет всегда. До боли в сердце, до кома в горле. Воспитанная советской школой, я четко знаю все этапы, все события и героев того времени. Вот уже год, наблюдая за традиционными мероприятиями, связанными с юбилейной военной датой, вдруг осознала, что совсем мало знаю об участии своих родственников в той войне. Мне горько оттого, что я ничего не узнала о войне от них самих. Тогда мое сердце занимали другие герои. Читая о них книги, я обливалась слезами: Павка Корчагин, молодогвардейцы, Виталий Бонивур (в его честь я даже назвала своего младшего брата).

Теперь-то, когда никого из моих родных, участников войны, нет в живых, я понимаю, что рядом со мною жили настоящие герои, а не книжные. Поражает, что, имея серьезные ранения, подорванное войной здоровье, они тогда не пользовались никакими льготами, не имели инвалидности, а ишачили, как проклятые, до конца своей жизни на полях и фермах. Но кто тогда считал героями простых деревенских мужиков? Их анкеты не очень подходили под героику того времени. Да и участие в войне считалось делом обычным: ведь были живы все, кто вернулся с фронта. В детали никто не вдавался.

Правда, один раз в год, 9 мая, фронтовиков вместе со школьниками приглашали на митинг у братской могилы с традиционной пирамидкой, на которой высечено восемь имен захороненных бойцов. Эта могила теперь заброшена, почти разрушился памятник, так как никто не ухаживает за ним.

После митингов ветераны садились на травке, праздновали Победу выпивкой и нехитрой закуской, поминали погибших. После нескольких тостов шум голосов усиливался, возникали споры, переходящие в крики, густой мат, а иногда и в драки. Главной причиной этих волнений служило то, что здесь же присутствовали бывшие полицаи. В их адрес со стороны «вояк» (так называли в деревне фронтовиков) неслось такое! «Я кровь проливал, а ты, сука, фашистам служил!» Не жаловали и тех, кто прошел плен.

Дедушка - бывший танкист.

Мой дед по отцовской линии Иван Федорович Чернухин в 21 год в 1939 году пошел на Финскую войну. В это время его первенцу, моему папе, был всего год. Дедушку серьезно ранило, и в 1940 году он пришел домой на долечивание. А уже в 1941 году Иван, имея двух детей, первым призывом пошел на Великую Отечественную. После курсов воевал стрелком-водителем в танковых войсках. Держал оборону Ленинграда, был не раз ранен, но дошел до Берлина.

Семья в это время жила на оккупированной территории. Бедствовали - полицаи отобрали корову, единственную кормилицу. Я часто ловлю себя на мысли, что трудная жизнь была в войну и у мирного населения, особенно у детей. Однажды зимой полицаи привели в дом, где жила бабушка с маленькими детьми, фашистов. Они полезли на печь, сняли валенки бабушки и пытались примерить их, но валенки не подошли - у бабушки была маленькая ножка. И тогда мой четырехлетний папенька закричал: «Не надо наши валенки брать, идите к бабке Варе (соседке) - у нее нога здоровенная!»

Дедушка вернулся домой в звании старшины, имея боевые награды. Как относительно грамотного молодого фронтовика его впрягли в колхозную работу. Он побывал на всех должностях - от председателя до пастуха в колхозе имени Орджоникидзе (придумывали же такие названия: где Орджоникидзе, а где забитая деревня Конышевского района). Это было явлением обычным в те годы: вместо не шибко грамотных солдат на руководящие должности приходили партийные функционеры, а «вояк» отправляли в пастухи. Дед любил выпить. В эти моменты он становился жалким, плакал, вспоминал войну и просил меня: «Унуча, спой «Три танкиста!» Дедушка, бывший танкист, обожал эту песню. И я, маленькая, громко пела с подвыпившим дедом: «Три танкиста, три веселых друга!» Дедушка любил меня: первая внучка! Жалею, что не расспросила у него про военные годы, когда была взрослой.

Судьба родных

Судьба Семена Васильевича Лебедева, дедушки по материнской линии, сложилась более трагично. Семен Васильевич был очень грамотным: с отличием окончил церковноприходскую школу, хорошо рисовал, с трех лет играл на гармошке. Но родители распорядились судьбой Семена по-своему. Вместо учебы на иконописца, о чем мечтал сын, они отправили его к родственникам в Донбасс, где дед служил мальчиком в лавке. До Великой Отечественной у него был серьезный путь. В 1914 году призвали в царскую армию, прошел Первую Мировую. Воюя против германцев (он так говорил), испытал на себе химическое оружие: его отравили газами, и до конца жизни дед страдал страшной астмой. Революционная пропаганда привела его под знамена Красной армии и провела через горнило гражданской войны, после которой он устанавливал советскую власть, занимаясь коллективизацией в своей округе. При этом дед официально в партии не состоял. Его родной брат Петр, вернувшийся из австрийского плена, имел ветряную мельницу и попал под раскулачивание. До конца своей жизни брат не простил, что дед не защитил его, но в колхоз так и не вступил, умер рано.

В сентябре 1941-го в 46 лет дедушка пошел на Великую Отечественную. Дома оставалась тяжелобольная жена с четырьмя детьми, младшая из которых - моя мама. Дедушка начал солдатский путь с обороны Москвы, а в 1944-м его очень тяжело ранило в ноги, лечился в госпитале в Казани. В тот год вернулся с фронта. Мама помнит, что моя бабушка выскочила на крыльцо и бросилась на шею какому-то дядьке. Она только кричала в голос: «Сенечка пришел!» и плакала. А мама думала, что это мать обнимает чужого мужчину. Она не узнала своего отца, страшного, заросшего, грязного, на двух костылях. Ведь, когда он уходил на фронт, ей было три года. Дед прошел не только путь солдата. В год возвращения с фронта его так на двух костылях и поставили весовщиком на ток взвешивать зерно. А в год Победы дедушка Семен стал врагом народа: в складе голодные земляки сделали подкоп, и зерна недосчитались. Выяснять не стали - на шесть лет отправили в сталинские лагеря, где он отбыл три года. По иронии судьбы дедушку послали туда, где он лечился в госпитале после ранения. Потом была реабилитация, но какое это тогда имело значение, когда дети страдали от голода (хозяйство конфисковали), а жена, надорвавшись, рано умерла…

После дедушка Семен работал в сельсовете (скольким людям, вырывающимся из деревни на учебу или на заработки, он тайком выдавал справки!). Он слыл знаменитым на всю округу гармонистом. Он, абсолютный трезвенник, был нарасхват и обслуживал всё, начиная с крестин и заканчивая похоронами. К нему даже была очередь. У деда имелась специальная тетрадь, куда он записывал свой репертуар: только одних «Полек» дедушка знал десятки. Умел ремонтировать гармони. И если в округе были еще гармонисты, то этим мастерством никто не владел. Иногда за игру на мероприятиях деду ставили лишний трудодень. Гармонь была с дедушкой на всех фронтах. С ней он не расставался до конца жизни.

Сыновья дедушки, мои дяди, подростками на лошади отвозили раненых бойцов. За это полицаи хорошо «отходили» их плетками. Бабушку тоже покалечили - били ногами и прикладами до полусмерти. Мама до сих пор помнит страшную лужу крови на крыльце хаты. А потом старшего из маминых братьев, дядю Семена, мобилизовали в последний военный призыв. В 17 лет он начал воевать, форсировал Днепр, участвовал в кровопролитных сражениях, освобождал страны Западной Европы, дошел до Берлина. При этом ни одного серьезного ранения. После войны окончил военное училище, служил офицером до самой контузии, которую получил на учениях. Дядя был умницей: без поддержки и протежирования дослужился до капитана, мог сделать хорошую карьеру, если бы не его тяжёлая болезнь.

Награды дедушек растерялись (кто их тогда хранил в деревнях, эти железки да грамоты - кусок ткани или пуд пшена ценились больше), а некоторые награды дяди сохранились.

В нашей деревне в Конышевском районе, стоящей на высокой горе, много следов от окопов. Советские войска держали здесь оборону. В окопах после войны играли в прятки мои родители, когда были маленькими, а потом и мы. Но с каждым годом следы от окопов становятся меньше, зарастают от времени, остались лишь небольшие углубления: земля залечивает раны. На этих местах бушует сейчас разнотравье, растут ягоды, цветы. Здесь ощущаешь вечность, и ничто не напоминает о жестоких военных годах. Но как будет страшно, если зарастет наша память о том трагическом времени.

Великая Отечественная война являлась составной, решающей частью второй мировой войны, в ходе которой потерпели полный разгром гитлеровская Германия и милитаристская Япония. За годы войны СССР понес огромные жертвы - большой удар был нанесен по людскому резерву, по последним данным более 30 миллионов человек погибло за пять лет. Куманев Г.А. Источники Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Москва, Наука, 1985. На территории страны частично или полностью разрушили и сожгли 1710 городов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень, свыше 6 миллионов зданий, 32 тысячи предприятий, десятки тысяч колхозов и совхозов. Там же. В общей сложности около 30% национального богатства было потеряно. И хотя Нерчинский район расположен был далеко от полей сражений, но экономика района также понесла потери.

Прежде всего, резко сократился аграрный сектор. Несмотря на то, что ушедших на войну мужчин заменили женщины, уровень сбора зерновых культур понизился. Одной из причин является сдача в военные дни лошадей, коров и т.д. Количество рогатого скота сократилось в 2-3 раза (в среднем). На 1945 г. в районе было засеяно 17133 га, что составляет 30% от 1941 года. Газета «Большевистское Знамя» №42, 43, 44 за 1945 г. (Приложение № 10). Соответственно урожай (пшеница, рожь, картофель) был собран намного меньше. Тем более, что в течение пяти лет большинство продуктов отправлялось на фронт (молоко, зерно, мясо, яйца, брынза, мед). В какой-то мере это отражалось и на жизни в городе. Недостаток продуктов ощущался повсеместно. Промышленность, все ее производство было направлено на изготовление продукции, необходимой в военное время, то есть для фронта. И в 1945 г. встает вопрос о том, чтобы перевести промышленность на мирный лад. В Нерчинске в военное время работал пошивочный цех и в 1945 г. он прекращает шить шинели, рукавицы и т.д. и на некоторое время работа в нем замирает. Все предприятия г.Нерчинска также переходят на мирное производство.

Постепенно возвращаются домой солдаты. Но 2523 нерчинцев уже не вернулись, а многие приезжали с фронта ранеными, калеченными: и не сосчитать, сколько из них из-за ран и контузий преждевременно ушли из жизни.

Целое поколение было потеряно из-за войны. Население Нерчинского района сократилось примерно 3100 человек. Большинство составляли женщины, детей до 5 лет было около тысячи, что составляло по сравнению с 1939 годом 65,2%. Газета «Большевистское знамя» №73 от 17.07.1945.

Впрочем, экономика Нерчинского района была примерно такой же, как и в других районах области. Кузнецов И.И. Восточная Сибирь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Приложение (таблицы) Иркутск, 1974. Поэтому мы не будем подробно останавливаться на этом. А рассмотрим другой, с нашей точки зрения, наиболее актуальный вопрос в данное время - влияние войны на жизнь и судьбы людей. Актуальным он является потому, что наше современное поколение воспринимает простую, бытовую жизнь человека глубже, чем статистику военных лет. Примеры, судьбы людей влияют гораздо больше не формирование патриотического отношения к своей малой Родине. Быть походим на деда, прадеда, на бабушку - это стремление ближе молодому поколению. В то же время сочувствие, боль за их судьбу или за судьбу человека, когда-то жившего там же, где и ты, задевают тонко и ненавязчиво все тонкие струны доброго и светлого в твоей душе. Многие семьи ощутили в войну горечь и боль потери, не дождавшись с фронта своего родного человека, а получив вместо него похоронку, или что еще хуже - известие о без вести пропавшем.

В селе Бишигино Нерчинского района проживала обычная семья. Воспоминания Подшиваловой Клавдии Романовны, проживающей г.Нерчинск; Путинцевой Татьяны Романовны (с.Знаменка Нерчинского района, ул.Новая, 261), Усовой Галины Романовны (г.Нерчинск, ул.Трудовая, 32) Отец - Субботин Роман Алексеевич в 1941 году уходит на фронт. И осталась жена Анастасия Ивановна солдаткой, а вместе с ней семеро детей. Клава 1927 г.р., Иван 1929 г.р., Вера 1931 г.р., Шура и Катя 1935 г.р., Виктор 1937 г.р., Таня 1941 г.р. Младшей дочке - Тане было всего семь месяцев. И неизвестно, что было бы с семьей, если бы председатель колхоза не поставил Анастасию Ивановну хлеб печь: «Иди, Настя, где лепешку, где мякины домой унесешь. Что ж делать-то?» За счет унесенных домой хлебных крох была спасена семья. В этом же году четырнадцатилетняя Клава выходит на работу. Юная девочка становится кочегаром, а ее брат начинает работу в колхозе на тракторе. Разве возможно такое было в мирное время? Тяжелая изнуряющая работа и постоянное недосыпание отразились на здоровье девочки. Но война готовила Клаве еще один «сюрприз», который коренным образом поменял ей жизнь на сорок лет. В 1943 году уходит на войну любимый человек Клавы - Подшивалов Николай, в 1944 году на него приходит похоронка. Целый год не хотела Клава ни о ком и ни о чем слышать, а в 1945 году неожиданно для всех Клава выходит замуж за брата Николая - Мишу: - Смотрю на него и кажется, Коля со мной. Так они были похожи. Вот и привязалась к нему…

В 1948 году теплым летним вечерком шел в деревню солдат. Долго его не было дома, да и не надеялись уже на его возвращение родные… Так вернулся домой Подшивалов Николай, похоронка оказалась ошибкой. Дома его ждали неприятные новости, его Клава замужем за его братом Мишей. Тяжело и больно было Николаю, но не стал он рушить молодую семью. Николай собрался и уехал в Иркутскую область, в п.Черемхово. Михаил, забрав свою жену, переехал в другое село (с.Знаменка Нерчинского района), но после отъезда брата вернулся на родину. Жизнь шла своим чередом. Николай женился, появились дети в обеих семьях.

Прошло сорок пять лет. Михаил умер, в далеком Черемхово умерла жена Николая. И в 1986 году Николай приезжает в родную деревню, приезжает не просто так, а чтобы сосватать за себя женщину, о которой помнил всегда. Вот так, почти через пятьдесят лет встретились влюбленные. Удивительно, как светились их глаза, когда уже пожилые люди смотрели друг на друга. Легкое подшучивание Клавы над своим «молодым» женихом, спокойные улыбки в ответ - со стороны было видно, что эти люди не просто решили жить вместе, а прошли долгий путь к своему счастью, хотя могли прожить всю свою жизнь вместе.

В 1943 году в семью Субботиных был демобилизован отец с тяжелым ранением живота. И семье стало полегче. Хоть и нельзя было Роману Алексеевичу поднимать ничего тяжелого, но руки у него были золотые: паять, шить, ремонтировать. И несмотря на то, что в 1944 г. в семье появился восьмой ребенок - дочь Галя, семье все же стало чуть легче. Смерть от голода уже не стояла у порога.

И таких семей было большое количество. Семей, где война изменила судьбу человека, повлияла на его характер и чувства.

В селе Шивки проживала семья Фомина Ивана Ивановича (1883 - 1957 г.г.) и Анастасии Яковлевны (1900 - 1968 г.г.). Иван Иванович - участник двух войн: первой мировой империалистической 1914 г. и гражданской - 1918 г., был контужен.

В их семье росли двенадцать детей, одна дочь умерла от воспаления легких, прожив один годик. Семья была очень дружная, все дети были положительными.

В годы войны Анастасия Яковлевна и Иван Иванович проводили на фронт не только сыновей, но и одну из дочерей Марию, которая так и не вернулась с фронта в родной дом.

Старший из сыновей Дмитрий, 1914 г.р., служил в Укурее, после окончания войны жил в городе Чернышевск.

Григорий, 1916 г.р., служил в Белоруссии пограничником. Почти перед самым концом войны был ранен оставшимися бандеровцами. Ему раздробило обе ноги, он долго находился в госпитале на лечении. За ним ухаживала медсестра, которая его полюбила, а после лечения забрала к себе домой, и они поженились. После войны два раза приезжал он на родину в Шивки, очень ему хотелось переехать жить в родное село, но семья не согласилась на переезд. Так и прожил он всю жизнь в Белоруссии, в г. Гродно.

Александр, 1918 г.р., служил в пограничных войсках, в звании старшего лейтенанта, прослужил в армии семь лет. Пережил всю блокаду в Ленинграде, рассказывал, что там было. Люди шли по улицам и падали от голода. Голод был очень страшный, приходилось питаться отбросами, ели и крыс. Мертвых на санках везли на кладбище.

Домой Александр вернулся весь седой. Боялся за мать - что будет с ней, когда она увидит его.

Приехал домой и сел на чемоданчик у ворот. В это время мать доила корову, он незаметно проскочил в дом. Там встретился с отцом, они обнялись. Александр решил выдать себя за своего товарища. Прилег отдохнуть с дороги. Тем временем пришла мать и начала печь блины. Отец сообщил ей о том, что приехал товарищ сына. Так она блин испечет и бежит смотреть на него. Потом говорит:

Вставай, товарищ.

Сели за стол, она так и не узнала сына.

Ну, как наш-то Саша? Скоро придет?

Скоро, - ответил он.

Так а ты чей? Откуда? - опять спросила она.

Мама, это я, твой сын Сашка. Мать упала в обморок.

Мария, 1922 г.р., после окончания средней школы прошла курсы медсестер и отправилась добровольцем на фронт. Под Москвой получила ранение в руку. Служила в десантных войсках, помогала заряжать снаряды. Была во многих городах. В 1944 году прислала свою последнюю фотографию из Бесарабии. Там же получила ранение в голову. Лежала в госпитале три месяца в Краснодаре. Умерла от ран в марте 1945-го. Имела звание - младший лейтенант.

Роман, 1926 г.р., служил в береговой охране на Дальнем Востоке пять лет.

Василий, 1931 г.р. служил в армии уже после войны, в Монголии три года.

Все сыновья и дочь семье Фоминых честно выполнили свой воинский долг. У всех были награды, медали, знаки отличия.

Анастасия Яковлевна в 1946 году была награждена медалью «Мать-героиня».

Сейчас из семьи Фоминых осталась одна младшая дочь - Альбина Ивановна Ярославцева, которая и рассказала историю своей семьи.

Еще одним из негативных влияний на судьбу человека является пример Подойницыной Вассы Иннокентьевны. Воспоминании Подойницыной Вассы Иннокентьевны (Нерчинский район, с.Знаменка, ул.Школьная, 1) С 1941 г. семнадцатилетней девушкой села она села на трактор и выехала вместе с другими в поле. Работали с утра до ночи, иногда не то что отдохнуть, поесть некогда было:

Выскочим из трактора, нарвем мангира, пожуем и опять работать.

В 1943 г. дали Васе в помощники двенадцатилетнего Николая Морозова. Жалко стало мальчишку Васе и не выдержав, собрала она в мешочек зерна, отдала Коле, чтобы хоть немного поел он. За то, что нарушила молодая трактористка строгий приказ, В 1942 г. вышел приказ, запрещающий брать хотя бы один колосок с поля. газета «Большевистское знамя» №16, 1942. она была осуждена на 2 года лишения свободы. Вернувшись домой, вновь стала трудиться на полях послевоенной поры Васса Иннокентьевна. Но 2 года от молодых лет, 2 года здоровья потеряла она, из-за военной политики СССР, трудившись в мороз на лесоповалах.

Резко изменила война жизнь семей, чьи мужчины не вернулись с фронта. Трудно стало жить их матерям, женам, детям. Трудно не только в материальном положении, гораздо тяжелее было перенести утрату близкого человека. Не была полной и счастливой жизнь жен без мужей, детей без отцов. И поэтому рады они были приходу близкого человека, даже если война сделала его калекой.

В 1943 году, на Курской дуге, горел в своем танке Сергей Хохлов. Чудом его спасли, доставили в госпиталь. Но ни врачи, ни Бог не могли вернуть ему ноги. Обе ноги молодого бойца были ампутированы. А в далеком Забайкалье, в Нерчинском районе оставалась у него семья: жена и дети. Долго думал он и решил, что не вернется он больше к ним, не станет для них обузой в такой страшное время. А дома ждали писем. Но их не было. И вскоре жена начала искать, писать письма, делать запросы до тех пор, пока из госпиталя не пришло ей письмо от солдат, сообщивших о трагедии, случившейся с ее мужем. Быстро собравшись в дорогу, поехала она на другой конец СССР к своему мужу. Забрала его из госпиталя и привезла домой. И долгое время, годы ухаживала за ним, помогала учиться ходить на протезах. Из сильного, здорового мужчины сделала война калеку, навсегда уготовив ему судьбу мучиться от болей. О том, как воевал Сергей, говорят его награды и книги, написанные в послевоенное время двумя авторами.

В 70-х годах в семью Хохловых приехал гость. Это был писатель С.Иванов. Приехал он не просто так, а чтобы узнать побольше о смелом танкисте, о котором он узнал совершенно случайно. И вскоре после его отъезда семья получила посылку - новую книгу Иванова «Судьба танкиста». Вторая книга, в которой упоминается эпизод гибели танка на Курской дуге, вышла ранее и о Степане там упоминается, как о смелом, решительном человеке, способном в трудную минуту проявить мужество, стойкость, инициативу и отвагу. Газета «Нерчинская звезда» от 18.09.1998. ст. «В поединке со смертью» Викторов В. В жизни семьи в послевоенные годы случился еще один интересный эпизод. Вскоре после Победы в село пришло письмо от незнакомой женщины. К сожалению, само письмо не сохранилось, но со слов жены Татьяны там было примерно следующее:

Пишет вам… Я узнала, что вас зовут Степан Хохлов. Моего мужа, ушедшего на фронт танкистом, звали также. Он сражался на Курской дуге. После этой битвы он потерялся. Из разных источников я узнала о вас. Степа, если это ты и боишься приехать домой из-за потери ног, из-за того, что боишься быть обузой нам, прошу тебя - приезжай. Я жду тебя, ты мне нужен любой…»

Семья Хохловых выслала фотографию Сергея и ответили на письмо, разрушив все надежды солдатки. Это письмо доказывает, что жены ждали, искали своих мужей, которые потерялись без вести и готовы были их принять хоть какими, лишь бы были они живые.

Таких судеб, которые война изменила, было очень много. Именно о них должны узнать наши дети, узнать как жестока война. Люди, прошедшие ее, понимают всю глубину счастливой жизни в мирное время, умеют ценить все радости и блага, которые она дает им. Наблюдая за жизнью ветеранов, удивляешься, какой стойкостью они обладают, каким жизнелюбием и стремлением во всем достичь благоденствия. В этом году мы побывали у многих ветеранов. В каждом доме принимали тепло, с удовольствием рассказывали о жизни, поили чаем и радовались общению.

Дмитрий Тимофеевич Бешенцев, пережив свою жену, год назад женился второй раз. Вместе с женой - Анной Михайловной содержат они большой дом, имеют огород, разводят пчел. И это несмотря на возраст - обоим уже за восемьдесят. Большая усадьба и у Николая Петровича Быкова. С раннего утра поднимается он: накормить скот, отнести молоко, летом выйти в огород, где не только овощи, но и ягода: малина, клубника. Эти люди, несмотря на возраст и болезни, живут так, что более молодым надо учиться и учиться у них. Их не сломило ничто: ни боль, ни потери друзей, ни страшные минуты боев. Заглянув смерти в глаза, они научились ценить жизнь. Они понимают, как ценны мир и спокойствие в обществе.

Как влияет война на душевное состояние человека – вот вопрос, над которым размышляет Л. Н. Андреев.

Писатель рассуждает о том, как война меняет человека, его душевные качества. В пример он берет героя, который о войне знает понаслышке и, не понимая, что творится вокруг него в суровое военное время, задается вопросом: “Что же это такое, ведь это сумасшествие?” Юноша честно признается, что начинает “привыкать ко всем страданием”, становится “менее чувствителен, менее отзывчив”.

такие лучшие качества людей, как чувствительность, сострадание.

Я не разделяю точку зрения писателя: война способна изменить человека, но почему в худшую сторону? Считаю, что она учит людей ценить мир, быть добрее, милосерднее. Докажу это примерами из классики.

В рассказе Михаила Шолохова “Судьба человека” повествуется о том, как Андрей Соколов, побывав на фронте, в плену, потеряв семью, не ожесточился, не стал “менее чувствителен, менее отзывчив” на чужую беду. Встретив в Урюпинске беспризорника Ванюшу, он назвался его отцом и усыновил мальчика, потерявшего родителей.

В повести Виталия Закруткина

“Матерь человеческая” изображена женщина, которая, казалось бы, должна ожесточиться, озлобиться: ведь фашисты на ее глазах повесили мужа и сына Васятку. Но нет! В сердце Марии рядом с ненавистью живет сострадание. Вспомним, как она в одном из подвалов деревни нашла раненого немца. Первое ее желание – убить врага! Но слово “Мама”, вылетевшее из уст врага, заставляет женщину отбросить вилы: страдания не вытравили из ее души милосердия!

Таким образом, могу сделать вывод, что война не всегда притупляет лучшие качества людей, многим она дает бесценный опыт, учит добру и сочувствию.


Другие работы по этой теме:

  1. В период войны личные интересы отходят на задний план. Внешний вид и красивые вещи имеют второстепенное значение. Взаимоотношения между людьми теряют романтический оттенок, а смерть...
  2. Продолжите сравнительную характеристику Остапа и Андрия, отметив, как проявили себя братья в первых сражениях. Чем отличалось их поведение в бою? Остап обнаруживает “наклонности бу­дущего вождя”,...
  3. В своей повести “Убиты под Москвой” К. Воробьев показывает нам “беспощадную, страшную правду первых месяцев войны”. Его герои – юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые...
  4. Что влияет на человека в ситуации нравственного выбора – вот проблема, над которой рассуждает Н. Татаринцев. Каждый день людям приходится делать выбор: что предпочесть, как...
  5. Человеческая жизнь – это набор огромного числа событий, которые проявляются по-разному. Человек, делающий выбор, способен проявить свой характер. Зачастую из-за одного-единственного решения может измениться весь...
  6. Существуют люди, которые делятся на два типа, те которые, думают, что все жизненные испытания им предначертаны судьбой и что бы ни делали, будет так, как...
  7. Природа – это то, в окружении чего мы находимся, – самый прекрасный, удивительный, многогранный мир. Человек облагораживается именно благодаря сближению с этим сложным миром природы,...
  8. Детство – самая светлая и радостная, волшебная и беззаботная пора в жизни каждого человека, во время которой начинается познавание мира. По крайней мере, оно должно...

Елена Чернухина пока не располагает полными сведениями по датам, наградам, географическими названиям, связанным с воинскими дорогами своих родственников. Эти поиски она планирует осуществить летом вместе с дочерью. Сегодня Елена делится своими мыслями о том, как война повлияла на судьбы людей, сквозь призму детских ощущений и воспоминаний родных

Настоящие герои — рядом

Тема Великой Отечественной во мне жила и живет всегда. До боли в сердце, до кома в горле. Воспитанная советской школой, я четко знаю все этапы, все события и героев того времени. Вот уже год, наблюдая за традиционными мероприятиями, связанными с юбилейной военной датой, вдруг осознала, что совсем мало знаю об участии своих родственников в той войне. Мне горько оттого, что я ничего не узнала о войне от них самих. Тогда мое сердце занимали другие герои. Читая о них книги, я обливалась слезами: Павка Корчагин, молодогвардейцы, Виталий Бонивур (в его честь я назвала брата).
Теперь-то, когда никого из моих родных, участников войны, нет в живых, я понимаю, что рядом со мною жили настоящие герои, а не книжные. Поражает, что, имея серьезные ранения, подорванное войной здоровье, они тогда не пользовались никакими льготами, не имели инвалидности, а ишачили, как проклятые, до конца своей жизни на полях и фермах. Но кто тогда считал героями простых деревенских мужиков? Их анкеты не очень подходили под героику того времени. Да и участие в войне считалось делом обычным: ведь были живы все, кто вернулся с фронта. В детали никто не вдавался.
Правда, один раз в год, 9 мая, фронтовиков вместе со школьниками приглашали на митинг у братской могилы с традиционной пирамидкой, на которой высечено восемь имен захороненных бойцов. Эта могила теперь заброшена, почти разрушился памятник, так как никто не ухаживал за ним.
После митингов ветераны садились на травке, праздновали Победу выпивкой и нехитрой закуской, поминали погибших. После нескольких тостов шум голосов усиливался, возникали споры, переходящие в крики, густой мат, а иногда и в драки. Главной причиной этих волнений служило то, что здесь же присутствовали бывшие полицаи. В их адрес со стороны «вояк» (так называли в деревне фронтовиков) неслось такое! «Я кровь проливал, а ты, сука, фашистам служил!» Не жаловали и тех, кто прошел плен.

Дедушка — бывший танкист

Мой дед по отцовской линии Иван Федорович Чернухин в 21 год в 1939 году пошел на Финскую войну. В это время его первенцу, моему папе, был всего год. Дедушку серьезно ранило, и в 1940 году он пришел домой на долечивание. А уже в 1941 году Иван, имея двух детей, первым призывом пошел на Великую Отечественную. После курсов воевал стрелком-водителем в танковых войсках. Держал оборону Ленинграда, был не раз ранен, но дошел до Берлина.
Семья в это время жила на оккупированной территории. Бедствовали — полицаи отобрали корову, единственную кормилицу. Я часто ловлю себя на мысли, что трудная жизнь была в войну и у мирного населения, особенно у детей. Однажды зимой полицаи привели в дом, где жила бабушка с маленькими детьми, фашистов. Они полезли на печь, сняли валенки бабушки и пытались примерить их, но валенки не подошли — у бабушки была маленькая ножка. И тогда мой четырехлетний папенька закричал: «Не надо наши валенки брать, идите к бабке Варе (соседка) — у нее нога здоровенная!»
Дедушка вернулся домой в звании старшины, имея боевые награды. Как относительно грамотного молодого фронтовика, его впрягли в колхозную работу. Он побывал на всех должностях — от председателя до пастуха в колхозе имени Орджоникидзе (придумывали же такие названия: где Орджоникидзе, а где забитая деревня Конышевского района). Это было явлением обычным в те годы: вместо не шибко грамотных солдат на руководящие должности приходили партийные функционеры, а «вояк» отправляли в пастухи. Дед любил выпить. В эти моменты он становился жалким, плакал, вспоминал войну и просил меня: «Унуча, спой «Три танкиста!» Дедушка, бывший танкист, обожал эту песню. И я, маленькая, громко пела с подвыпившим дедом: «Три танкиста, три веселых друга!» Дедушка любил меня: первая внучка! Жалею, что не расспросила у него про военные годы, когда была взрослой.

Судьба родных

Судьба Семена Васильевича Лебедева, дедушки по материнской линии, сложилась более трагично. Семен Васильевич был очень грамотным: с отличием окончил церковноприходскую школу, хорошо рисовал, с трех лет играл на гармошке. Но родители распорядились судьбой Семена по-своему. Вместо учебы на иконописца, о чем мечтал сын, они отправили его к родственникам в Донбасс, где дед служил мальчиком в лавке. До Великой Отечественной у него был серьезный путь. В 1914 году призвали в царскую армию, прошел Первую Мировую. Воюя против германцев (он так говорил), испытал на себе химическое оружие: его отравили газами, и до конца жизни дед страдал страшной астмой. Революционная пропаганда привела его под знамена Красной армии и провела через горнило гражданской войны, после которой он устанавливал советскую власть, занимаясь коллективизацией в своей округе. При этом дед официально в партии не состоял. Его родной брат Петр, вернувшийся из австрийского плена, имел ветряную мельницу и попал под раскулачивание. До конца своей жизни брат не простил, что дед не защитил его, но в колхоз так и не вступил, умер рано.
В сентябре 1941-го в 46 лет дедушка пошел на Великую Отечественную. Дома оставалась тяжелобольная жена с четырьмя детьми, младшая из которых — моя мама. Дедушка начал солдатский путь с обороны Москвы, а в 1944-м его очень тяжело ранило в ноги, лечился в госпитале в Казани. В тот год вернулся с фронта. Мама помнит, что моя бабушка выскочила на крыльцо и бросилась на шею какому-то дядьке. Она только кричала в голос: «Сенечка пришел!» и плакала. А мама думала, что это мать обнимает чужого дядьку. Она не узнала своего отца, страшного, заросшего, грязного, на двух костылях. Ведь, когда он уходил на фронт, ей было три года. Дед прошел не только путь солдата. В год возвращения с фронта его так на двух костылях и поставили весовщиком на ток взвешивать зерно. А в год Победы дедушка Семен стал врагом народа: в складе голодные земляки сделали подкоп, и зерна недосчитались. Выяснять не стали — на шесть лет отправили в сталинские лагеря, где он отбыл три года. По иронии судьбы дедушку послали туда, где он лечился в госпитале после ранения. Потом была реабилитация, но какое это имело значение, когда дети страдали от голода (хозяйство конфисковали), а жена, надорвавшись, рано умерла…
После дедушка Семен работал в сельсовете (скольким людям, вырывающимся из деревни на учебу или на заработки, он тайком выдавал справки!). Он слыл знаменитым на всю округу гармонистом. Он, абсолютный трезвенник, был нарасхват и обслуживал все, начиная с крестин и заканчивая похоронами. К нему даже была очередь. У деда имелась специальная тетрадь, куда он записывал свой репертуар: только одних полек дедушка знал десятки. Умел ремонтировать гармони. И если в округе были еще гармонисты, то этим мастерством никто не владел. Иногда за игру на мероприятиях деду ставили лишний трудодень. Гармонь была с дедушкой на всех фронтах. С ней он не расставался до конца жизни.
Сыновья дедушки, мои дяди, подростками отвозили раненых бойцов. За это полицаи хорошо отходили их плетками. Бабушку тоже покалечили — били ногами и прикладами до полусмерти. Мама до сих пор помнит страшную лужу крови на крыльце хаты. А потом старшего из маминых братьев, дядю Семена, мобилизовали в последний военный призыв. В 17 лет он начал воевать, форсировал Днепр, участвовал в кровопролитных сражениях, освобождал страны Западной Европы, дошел до Берлина. При этом ни одного серьезного ранения. После войны окончил военное училище, служил офицером до самой контузии, которую получил на учениях. Дядя был умницей: без поддержки дослужился до капитана, мог сделать хорошую карьеру.
Награды дедушек растерялись (кто их тогда хранил в деревнях, эти железки да грамоты — кусок ткани или пуд пшена ценились больше), а некоторые награды дяди сохранились.
В нашей деревне в Конышевском районе, стоящей на высокой горе, много следов от окопов. Советские войска держали здесь оборону. В окопах после войны играли в прятки мои родители, когда были маленькими, а потом и мы. Но с каждым годом следы от окопов становятся меньше, зарастают от времени, остались лишь небольшие углубления: земля залечивает раны. На этих местах бушует сейчас разнотравье, растут ягоды, цветы. Здесь ощущаешь вечность, и ничто не напоминает о жестоких военных годах. Но как будет страшно, если зарастет наша память о том трагическом времени.
Автор Елена Чернухина.

Аргументы на тему "Война" из литературы для сочинения ЕГЭ

Проблема мужества, трусости, сострадания, милосердия, взаимопомощи, заботы о близких, человечности, нравственного выбора на войне. Влияние войны на жизнь человека, характер и мировосприятие. Участие детей в войне. Ответственность человека за свои поступки.

В чем проявлялось мужество солдат на войне? (А.М. Шолохов "Судьба человека")

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» можно увидеть проявление истинного мужества во время войны. Главный герой рассказа Андрей Соколов отправляется на войну, оставив свою семью дома. Ради близких он прошел все испытания: страдал от голода, мужественно сражался, сидел в карцере и бежал из плена. Страх смерти не заставил его отказаться от своих убеждений: перед лицом опасности он сохранил человеческое достоинство. Война унесла жизни его близких, но даже после этого он не сломался, и вновь проявил мужество, правда, уже не на поле боя. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Андрей Соколов – пример мужественного солдата, который продолжил бороться с тяготами судьбы даже после войны.


Проблема нравственной оценки факта войны. (М. Зусак "Книжный вор")

В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель - девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны? (Л.Н. Толстой "Война и мир", Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»)

Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна.

ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ


Главный герой повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» Алексей Третьяков мучительно размышляет о причинах, значении войны для народа, человека, жизни. Он не находит весомых объяснений необходимости войны. Её бессмысленность, обесценивание человеческой жизни ради достижения какой бы то ни было важной цели ужасает героя, вызывает недоумение: «… Одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда?нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы…».

Как дети переживали военные события? В чем заключалось их участие в борьбе с врагом? (Л. Кассиль и М. Поляновский "Улица младшего сына")

Не только взрослые, но и дети вставали на защиту своей Родины во время войны. Они хотели помочь своей стране, своему городу и своей семье в борьбе с врагом. В центре повести Льва Кассиля и Макса Поляновского «Улица младшего сына» - обычный мальчик Володя Дубинин из Керчи. Произведение начинается с того, что рассказчики видят улицу, названную в честь ребенка. Заинтересовавшись этим, они идут в музей, чтобы узнать, кто такой Володя. Рассказчики беседуют с мамой мальчика, находят его школу и товарищей и узнают, что Володя - обычный мальчик со своими мечтами и планами, в жизнь которого ворвалась война. Его отец, капитан военного корабля, научил сына быть стойким и храбрым. Мальчик отважно вступил в отряд партизан, добывал новости из тыла врага и первым узнал об отступлении немцев. К сожалению, мальчик погиб во время разминирования подходов к каменоломне. Однако город не забыл своего маленького героя, который, несмотря на юные годы, совершал ежедневный подвиг наравне со взрослыми и пожертвовал своей жизнью ради спасения других.

Как относились взрослые к участию детей в военных событиях? (В. Катаев "Сын полка")

Война – страшна и бесчеловечна, это не место для детей. На войне люди теряют близких, ожесточаются. Взрослые всеми силами пытаются оградить детей от ужасов войны, но, к сожалению, им не всегда это удается. Главный герой повести Валентина Катаева «Сын полка» Ваня Солнцев теряет на войне всю свою семью, скитается по лесу, пытаясь пробраться сквозь линию фронта к «своим». Там ребенка находят разведчики и приводят его в лагерь к командиру. Мальчик счастлив, он выжил, пробился сквозь линию фронта, его вкусно накормили и уложили спать. Однако капитан Енакиев понимает, что ребенку не место в армии, он с грустью вспоминает своего сына и решает отправить Ваню детский приемник. По дороге Ваня сбегает, пытаясь вернуться в батарею. После неудачной попытки ему удается это сделать, и капитан вынужден смириться: он видит, как мальчик старается быть полезным, рвется в бой. Ваня хочет помочь общему делу: он проявляет инициативу и идет в разведку, в букваре рисует карту местности, но за этим занятием его ловят немцы. К счастью, в общей суматохе про ребенка забывают и ему удается бежать. Енакиев восхищается стремлением мальчика защитить свою страну, однако переживает за него. Чтобы спасти жизнь ребенку, командир отправляет Ваню с важным посланием подальше от места битвы. Весь расчет первого орудия погибает, а в письме, которое передал Енакиев, командир прощается с батареей и просит позаботиться о Ване Солнцеве.

Проблема проявления человечности на войне, проявление сострадания, милосердия к пленному врагу. (Л. Толстой "Война и мир")

Проявить сострадание к врагу способны только сильные люди, знающие цену человеческой жизни. Так, в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого есть интересный эпизод, описывающий отношение русских солдат к французам. В ночном лесу рота солдат грелась у костра. Неожиданно они услышали шорох и увидели двух французских солдат, несмотря на военное время не побоявшихся подойти к врагу. Они были очень слабы и еле держались на ногах. Один из солдат, одежда которого выдавала в нем офицера, без сил упал на землю. Солдаты постелили больному шинель и принесли обоим каши и водки. Это были офицер Рамбаль и его денщик Морель. Офицер так замерз, что не мог даже передвигаться, поэтому русские солдаты взяли его на руки и отнесли в избу, которую занимал полковник. По дороге он называл их добрыми друзьями, в то время как его денщик, уже изрядно захмелев, напевал французские песни, сидя между русскими солдатами. Эта история учит нас тому, что даже в трудные времена нужно оставаться человеком, не добивать слабого, проявлять сострадание и милосердие.

ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ

Возможно ли проявление заботы о ближних в годы войны? (Е. Верейская "Три девочки")

В центре повести Елены Верейской «Три девочки» - подруги, из беззаботного детства шагнувших в страшное военное время. Подруги Наташа, Катя и Люся живут в коммунальной квартире в Ленинграде, вместе проводят время и ходят в обычную школу. Их ждет самое трудное испытание в жизни, ведь неожиданно начинается война. Школу разрушают, и подруги прекращают свою учебу, теперь они вынуждены учиться выживать. Девочки быстро взрослеют: веселая и легкомысленная Люся превращается в ответственную и организованную девушку, Наташа становится более вдумчивой, а Катя - уверенной в себе. Однако даже в такое время они остаются людьми и продолжают заботиться о близких, несмотря на тяжелые жизненные условия. Война не разобщила их, а сделала еще дружнее. Каждый из членов дружной «коммунальной семьи» в первую очередь думал о других. Очень трогателен эпизод в книге, где доктор отдает большую часть своего пайка маленькому мальчику. Рискуя умереть от голода, люди делятся всем, что у них есть, и это вселяет надежду и заставляет их верить в победу. Забота, любовь и поддержка могут творить чудеса, только благодаря таким отношениям, люди смогли пережить одни их самых тяжелых дней в истории нашей страны.

Почему люди хранят память о войне? (О. Берггольц "Стихи о себе")

Несмотря на тяжесть воспоминаний о войне, нужно хранить их. Матери, потерявшие детей, взрослые и дети, видевшие смерть близких, никогда не забудут эти страшные страницы в истории нашей страны, но и современники не должны забывать. Для этого существует огромное количество книг, песен, фильмов, призванных рассказать о страшном времени. Например, в «Стихах о себе» Ольга Берггольц призывает всегда помнить военное время, людей, сражавшихся на фронте и умиравших от голода в блокадном Ленинграде. Поэтесса обращается к людям, которые хотели бы сгладить «в робкой памяти людей» это, и уверяет их, что не даст забыть «как падал ленинградец на желтый снег пустынных площадей». Прошедшая всю войну и потерявшая в Ленинграде мужа Ольга Берггольц сдержала свое обещание, оставив после своей смерти множество стихотворений, очерков и дневниковых записей.

Что помогает победить на войне? (Л.Толстой "Война и мир")

Невозможно одержать победу в войне в одиночку. Только сплотившись перед лицом общей беды и найдя в себе храбрость противостоять страху, можно победить. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» особенно остро ощущается чувство единства. Разные люди объединились в борьбе за жизнь и свободу. Храбрость каждого солдата, боевой дух армии и вера в собственные силы помогли русским победить французскую армию, посягнувшую на родную землю. Батальные сцены Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений особенно ярко показывают сплоченность людей. Побеждают в этой войне не карьеристы, которые хотят лишь чинов и наград, а обычные солдаты, крестьяне, ополченцы, ежеминутно совершающие подвиг. Скромный командир батареи Тушин, Тихон Щербатый и Платон Каратаев, купец Ферапонтов, юный Петя Ростов, объединяющие в себе основные качества русского народа, сражались не потому что им приказали, они сражались по своей воле, защищали свой дом и своих близких, именно поэтому победили в войне.

Что объединяет людей в годы войны? (Л. Толстой "Война и мир")

Проблеме единения людей в годы войны посвящено огромное количество произведений русской литературы. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» люди разных сословий и взглядов сплотились перед лицом общей беды. Единение народа показано писателем на примере множества непохожих индивидуальностей. Так, семья Ростовых оставляет в Москве все свое имущество и отдает подводы раненым. Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи. Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля.

ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ

Зачем надо извлекать уроки из поражений и побед? (Л. Толстой "Война и мир")

Один из героев романа Л.Н. Толстого Андрей Болконский шел на войну для с намерениями построить блестящую военную карьеру. Он оставил свою семью, чтобы получить славу в сражениях. Как горько было его разочарование, когда он понял, что проиграл в этой битве. То, что представлялось ему в мечтах как прекрасные батальные сцены, в жизни оказалось страшной бойней с кровью и человеческими страданиями. Осознание пришло к нему как прозрение, он понял, что война страшна, и она не несет в себе ничего, кроме боли. Это личное поражение на войне заставило его переоценить свою жизнь и признать, что семья, дружба и любовь намного важнее славы и признания.

ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ

Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя? (В. Кондратьев "Сашка")

Проблема сострадания к врагу рассматривается в повести В. Кондратьева «Сашка». Молодой русский боец берет в плен немецкого солдата. Пообщавшись с ротным, пленный не выдает никакой информации, поэтому Сашке приказывают доставить его в штаб. По дороге солдат показывал пленному листовку, на которой написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину. Однако комбат, потерявший близкого человека в этой войне, приказывает расстрелять немца. Совесть не позволяет Сашке убить безоружного человека, такого же как он молодого парня, который ведет себя так же, как бы он повел себя в плену. Немец не выдает своих, не умоляет пощадить его, сохраняя человеческое достоинство. Рискуя попасть под трибунал, Сашка не выполняет приказ командира. Вера в правоту спасает ему и его пленному жизнь, и командир отменяет приказ.

Как война меняет мировосприятие и характер человека? (В. Бакланов «Навеки - девятнадцатилетние»)

Г. Бакланов в повести «Навеки - девятнадцатилетние» говорит о значимости и ценности человека, о его ответственности, памяти, связующей народ: «Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так». Война – это катастрофа. Однако она ведет не только к трагедии, к гибели людей, к ломке их сознания, но и способствует духовному росту, преображению народа, определению истинных жизненных ценностей каждым. На войне происходит переоценка ценностей, мировосприятие и характер человека меняются.

Проблема бесчеловечности войны. (И. Шмелев "Солнце мертвых")

В эпопее «Солнце мертвых» И. Шмелёва показывает все ужасы войны. «Запах тленья», «гогот, топот и рык» человекообразных, это вагоны «свежего человечьего мяса, молодого мяса!» и «сто двадцать тысяч голов! Человеческих!». Война – это поглощение мира живых миром мертвых. Она делает из человека зверя, заставляет совершать страшные вещи. Как бы ни были велики внешние вещественные разрушения и уничтожения, не они ужасают И. Шмелёва: ни ураган, ни голод, ни снегопад, ни высыхающие от засухи посевы. Зло начинается там, где начинается человек, не противящийся ему, для него «всё – ни?че?го!» «и нет никого, и никаких». Для писателя бесспорно, что человеческий душевно?духовный мир – это место борьбы добра со злом, и бесспорно также то, что всегда, в любых обстоятельствах, даже во время войны, будут люди, в которых зверь не победит человека.

Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. Душевная травма участников войны. (В. гроссман "Авель")

В рассказе «Авель (Шестое августа)» В.С. Гроссман размышляет о войне в целом. Показывая трагедию Хиросимы, писатель говорит не только о общечеловеческой беде и экологической катастрофе, но и о личной трагедии человека. Юный бомбардир Коннор несёт бремя ответственности за то, что он стал тем человеком, которому суждено нажатием кнопки привести в действие убивающий механизм. Для Коннора это личная война, где каждый остаётся всего лишь человеком с присущими ему слабостями и страхами в желании сохранить собственную жизнь. Однако порой, для того чтобы остаться человеком, нужно умереть. Гроссман уверен, что подлинная человечность невозможна без сопричастности происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Сопряжение в одном человеке обострённого чувства Мира и солдатской исполнительности, навязанной государственной машиной и системой воспитания, оказывается для юноши роковым и приводит к расколу сознания. Члены экипажа по-разному воспринимают случившееся, не все они ощущают свою ответственность за содеянное, говорят о высоких целях. Беспрецедентный даже по фашистским меркам акт фашизма оправдывается общественной мыслью, преподносясь как борьба с пресловутым фашизмом. Однако Джозеф Коннер испытывает острое сознание вины, все время моет руки, как бы пытаясь отмыть их от крови невинных. Герой сходит с ума, поняв, что его внутренний человек не может жить с той ношей, которую он на себя взвалил.

Что такое война и как она влияет на человека? (К. Воробьев "Убиты под Москвой")

В повести «Убиты под Москвой» К. Воробьёв пишет, что война – это огромная машина, «составившаяся из тысяч и тысяч усилий разных людей, двинулась, движется не чьё-то уже волей, а сама, получив свой ход, и потому неостановимо». Старик в доме, где оставляют отступающие раненых, войну называет «хозяином» всему. Вся жизнь теперь определена войной, меняющей не только быт, судьбы, но и сознание людей. Война – это противостояние, в котором побеждает сильнейший: «На войне – кто первый не выдержит». Смерть, которую несёт война, занимает почти все мысли солдат: «Это в первые месяцы на фронте он стыдился себя, думал, он один так. Все так в эти минуты, каждый одолевает их с самим собой наедине: другой жизни ведь не будет». Метаморфозы, происходящие с человеком на войне, объясняются целью смерти: в бою за Отчизну солдаты проявляют немыслимое мужество, самопожертвование, в плену же, обречённые на смерть, живут, руководствуясь животными инстинктами. Война калечит не только тела людей, но и их душу: писатель показывает, как инвалиды боятся окончания войны, так как не представляют уже своего места в мирной жизни.

УБИТЫ ПОД МОСКВОЙ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ