ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  

Централизованная экономическая система

В то же время централизованные экономические системы имеют свои ПРЕИМУЩЕСТВА. Они (при умелом руководстве) могут быть более устойчивыми и дают людям большую уверенность в завтрашнем дне. Они обеспечивают более равномерное распределение в обществе жизненных благ и необходимый их минимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать безработицы в обществе (хотя достигается это, как правило, за счет искусственного сдерживания роста производительности труда там, где мог бы работать один, работают двое и более человек). Свойственный этим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа со стороны государства) особенно удобен для безынициативной, нетворческой части общества, которая предпочитает хотя и скромное, и несвободное, но спокойное существование без особых забот. Вот почему подобные системы весьма живучи. Тем не менее все эффективные экономики современности работают на рыночных принципах.  


Что представляет собой централизованная экономическая система Назовите ее "плюсы" и "минусы".  

Централизованная экономическая система, ее главные черты и основные "плюсы" и "минусы".  

Разработка и внедрение программы квалификации, подготовки и переподготовки преподавательского состава экономического факультета НГУ в области экономического образования в сочетании с созданием центра активных методов обучения . Предполагается разработать учебные и методические пособия для следующих разделов экономический порядок, экономическое законодательство, трансформация планово-централизованной экономической системы макроэкономические факторы народного хозяйства экономическая политика как инструмент экономической стабилизации,  

В настоящее время Франция решает важные задачи на национальном уровне с целью разработки и коммерческого освоения современной техники в таких областях, как средства связи , ядерная и другие виды энергетики. Своим активным отношением к проблемам экономического роста и обновления Франция отличается от других стран Западной Европы , в которых заметны признаки экономического застоя. Для Франции, страны с сильно централизованной политической системой, характерна руководящая роль государства в научно-техническом развитии . Французское правительство энергично ведет программу ядерных реакторов-множителей и с недавних пор разрабатывает план применения микропроцессоров в телефонной связи , вызвавший интерес во всем мире. Франция также проявляет большое внимание к японскому опыту.  

Централизованная плановая система хозяйствования привела к экстенсивному использованию природных и людских ресурсов, к непрерывному падению темпов экономического роста.  

Экономический и административно-правовой методы управления функционируют на единой методологической основе , так как они служат выражением сознательного использования обществом объективных экономических законов и преследуют единые экономические цели. Экономические методы наиболее результативны тогда, когда они реализуются в рамках централизованно управляемой системы , поскольку они нуждаются в административном регулировании . Кроме того, чем лучше разработаны экономические методы , тем меньше требуется распорядительской деятельности.  

Ликвидация плановой централизованной системы привела к исчезновению прежних организационных форм управления в строительстве. Исчезла дореформенная система финансирования капитальных вложений , что явилось результатом принципиальных преобразований как в политической, так и в экономической системах России.  

Пятилетний период (1992-1997) был временем адаптации к рынку не только налоговых правоотношений , но и всей российской системы товарно-денежных отношений . В этот период резко возросла потребность в том, чтобы обеспечить достоверной информацией всех экономических контрагентов, включая зарубежных партнеров России. В связи с этим была развернута широкомасштабная научно-методическая работа по созданию Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее Концепция). Создание новых концептуальных основ бухгалтерского учета - проблема крайне сложная, поскольку ее решение заключается в кардинальной трансформации всей нормативно-методической базы учета и отчетности, более 70 лет служившей потребностям централизованной экономики, в систему, обеспечивающую интересы не только отдельных собственников, но и государства как персонифицированного производителя общественных услуг и товаров. Концепция призвана обеспечить интегрированные интересы внутренних и внешних пользователей на уровне отечественной экономики, а также способствовать расширению сферы российского участия на международном рынке товаров, труда и капиталов. Несмотря на то, что предпринятые в 1996-1997 гг. усилия Правительства России переориентировать систему бухгалтерского учета на потребности рынка существенно изменили принципы построения его базовых основ, они не привели ее за слишком короткое для этого время в соответствие с требованиями мировых стандартов рыночной экономики . Поэтому система бухгалтерского учета переживает, как любая другая экономическая система , все трудности переходного к рынку периода и сопряженные с этим просчеты и недостатки реформирования своих методологических и методических основ. Особенно это проявляется в системе экономических отношений собственников с государством.  

Формирование централизованно-плановой системы хозяйствования в России было обусловлено переходом к новой социально-экономической формации и необходимостью вывода экономики страны из развала, в котором она оказалась вследствие мировой и гражданской войны. Для начального периода становления новой государственной системы было характерным полное расстройство финансов и денежного обращения , натурализация всех хозяйственных отношений. В руководстве народным хозяйством широко при-  

Экономика в странах Древнего Востока достигла своих высот при централизованном управлении. У греков не было единого народнохозяйственного организма, как не существовало, и единой Эллады (самоназвание Греции), и единого народа. Были отдельные полисы, каждый со своей замкнутой финансово-экономической системой . Они то воевали между собой, то заключали союзы. Но торговые, а затем и денежные связи сохранялись и разрывали замкнутый круг обособленности. Можно констатировать очевидное ослабление у древних греков по сравнению, например, с египтянами интереса к практической стороне управления и печальный для бухгалтеров факт отсутствие восторженного поклонения им, преклонения перед их деятельностью, уменьшение популярности и престижности бухгалтерской профессии.  

В функционирующей на основе разделения труда экономике требуется государственное регулирование многосторонних интересов, чтобы избежать насильственного решения общественных конфликтов. Согласование и учет интересов производителей и потребителей и связанное с этим регулирование необходимо каждой экономике, основанной на общественном разделении труда , будьте экономика рыночная , или централизованная. Поэтому интересы производителей и потребителей можно обозначить как самостоятельные, независимые от типа экономической системы интересы.  

В нынешнем столетии централизованная система банковского бизнеса стала рассматриваться не только в качестве привычного явления, но даже как одно из обязательных условий достижения высших ступеней экономического развития . Вера в желательность центральных банков стала всеобщей. В последнее время выявилось стремление к усилению сфер контроля за счет учреждения международных банковских институтов, а также через международное сотрудничество между уже существующими центральными банками различных государств. Тем не менее, отсутствуют какие-либо систематические исследования причин предполагаемого превосходства централизованной банковской системы над ее альтернативами.  

После 1875 г. все страны, уже имевшие к тому времени централизованную систему банковского бизнеса, сделали выбор в ее пользу, более не дискутируя вопрос о целесообразности такого шага. Тема практического выбора между этой системой и ее свободной альтернативой с тех пор уже не затрагивалась. Более того, декларированное превосходство централизованной системы превратилось в обыкновенную догму без сколько-нибудь ясного понимания природы ее преимуществ. Однако, среди крупнейших экономических держав до сих пор оставалась одна, где все еще не существовало централизованной организации банковского дела , и державой этой были Соединенные Штаты Америки. Целью настоящей главы является рассмотрение некоторых из причин, в конце концов , приведших в 1913 г. к введению и в этой стране централизованной банковской системы.  

В странах с огосударствленной экономикой возникающие при превышении объемом спроса объема предложения ограниченного подобным образом (например, заложенного в план) количества товара и вытекающей отсюда конкуренции покупателей теневые процессы могут иметь дополнительную специфику. Помимо уже рассмотренных случаев, а также различных денежных и неденежных "надбавок" к официальной цене Рг (например, взяток или встречных услуг покупателя продавцу) до уровня, равного или эквивалентного Pq, могут появиться и нередко действительно формируются тенденции производителя "обосновать" перед управляющими инстанциями желаемое им повышение цены до Pq путем действительного или мнимого роста издержек, что также может быть изображено на том же графике (рис. 3.16) тем же самым сдвигом кривой предложения S до положения ST. В таком случае мы получаем вполне наглядное изображение действия пресловутого "затратного механизма". В странах с централизованной огосударствленной экономической системой возможен и иной результат воздействия государства на объем предлагаемого на рынке товара , когда планируемое и производимое по такому плану количество товара QK превышает равновесное количество Q (рис. 3.17). Р I S  

Экономической основой анализируемой системы экономики является директивное планирование. Все и вся определяющий центр, единственный обладатель конечной истины, материализует свою политическую волю в виде экономических планов . В экономике господствует общественная, или государственная собственность . Абсолютно централизованный экономический план имеет разбивку директив по регионам, отраслям, отдельным производителя, включая и сельское хозяйство . Непременным элементом системы является административная коллективизация сельского хозяйства , имеющая следствием экспроприацию трудовой частной собственности , насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание доводится до каждого субъекта планирования.  

Переход от системы централизованного планирования в ее крайней абсолютизированной форме к другой, жизнеспособной экономической системе является объективной необходимостью в целях, преодоления рассмотренных выше противоречий, которые со временем сделали не оправдавшую себя систему практически недееспособной. Выход из создавшегося положения лежит в данном случае в переходе к рыночной системе . Естественно, что такой переход должен занять длительный период времени, его продолжительность определяется выбором модели рыночной системы , а также зависит от глубины продолжающегося в постсоциалистических условиях кризиса переходной экономики , в рамках которой и происходит преобразование прошлой экономической системы . Отсюда сложность проблемы выбора модели будущей национальной экономической системы.  

Концепция социального рыночного хозяйства исходит из того, что частное хозяйство в его чистом виде (без государственного вмешательства) столь же неизбежно чревато неэффективным функционированием экономики, не говоря уже о социальной несправедливости. Основная идея социального рыночного хозяйства заключается в следующем Принцип рыночной свободы должен быть взаимосвязан с поддержанием социальной гармонии Экономическое регулирование и координация деятельности должны происходить в первую очередь через рынки. Однако государство обязано вмешиваться с теми или иными корректирующими мерами, как только возникает опасность, что развитие рыночных процессов приведет к социально нежелательным и несправедливым результатам. Итак, социальное рыночное хозяйство представляет собой, по сути дела, промежуточную концепцию между чисто рыночной и централизованно регулируемой системами экономики . Рыночное хозяйство здесь выступает как несущая опора всего экономического порядка. Однако оно не предоставлено само себе, а сознательно регулируется государством. Так возникает социально управляемый рыночный механизм.  

Власть способна создать объект согласия внутри организации, что проявляется главным образом, в возможности сделать выбор вместо... . Здесь речь идет о фундаментальное характеристике экономической организации (начиная с самоуправляемого кооператива вплоть до жестко централизованной бюрократической системы). Иерархическая организация представляет собой многоуровневую структуру , состоящую из взаимосвязанных подсистем, элементы которых имеют право принимать решения . Иерархия организации определяет порядок соподчинения подсистем и элементов в системе управления организацией , распределения управленческих функций и ответственности. Жизнедеятельность подобной структуры осуществляется за счет информационного обмена между подсистемами и элементами как по вертикали, так и по горизонтали. Процесс взаимного обмена информацией по вертикали и горизонтали иерархии образует прямую и обратную связь в системе управления . Понятия степень свободы (т. е. нижестоящий элемент структуры свободен в своих решениях в рамках поставленных ему сверху задач и ограничений) и прямая и обратная связь являются фундаментальными в теории управления организацией , поскольку их содержание определяет сущность и качество управления.  

Кольцевыеперевозки применяются для обслуживания пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к другому, с обязательным возвратом транспорта в начальный пункт. Эта система перевозок очень эффективна, о чем свидетельствует опыт объединения Автомосквич. Здесь в результате внедрения централизованной кольцевой системы внутризаводских перевозок в 2,5 раза повысилась эффективность использования транспорта, в 1,8 раза снизилась стоимость транспортировки грузов. Одновременно уменьшилась численность рабочих , занятых выполнением этих операций. Точно так же на Таганрогском комбайновом заводе в результате перехода к кольцевым маршрутам было высвобождено 65 вспомогательных рабочих , 20 единиц безрельсового транспорта и получен годовой экономический эффект 48 тыс. руб.  

В то же время опыт государственной планово-централизованной экономики высветил принципиальную неразрешимость проблемы сбалансированности внутри этой системы. Доказательством тому служат, во-первых, значительное отставание по уровню благосостояния от стран рыночной экономики во-вторых, деформация ее структуры в сторону отраслей, выпускающих не конечную, а промежуточную продукцию (утяжеление структуры) в-третьих, наличие резких перепадов в технико-технологической оснащенности различных отраслей и отдельных предприятий. Такое состояние экономики становится естественным и проявляется в хронической дефицитности, замедлении темпов экономического роста , снижении эффективности . В этом смысле кризис экономической системы, являясь по характеру институциональным, в то же время малопредсказуем по возможным результатам.   системы моделей оптимального планирования или рыночного механизма.  

Плановая экономика – это система государственного устройства, при которой происходит централизованное распределение всех материальных ресурсов, находящихся в государственной собственности. Государство выступает регулятором цен, инвестиций, экономического развития. Природные и производственные ресурсы не могут находиться в частой собственности.

Плановая экономика имеет иерархическую структуру. Органы власти выступают центральным звеном управления и контроля.

Плановое экономическое развитие по размеру участия в нем государства делится на два вида:

  1. Командное.
  2. Демократическое.

Командная модель развития экономики подразумевает жесткий государственный контроль над всеми экономическими ресурсами . Запрещение частной собственности на объекты производства. Подразумевается обязательное выполнение централизованных планов. Непосредственные руководители производств не имеют права принятия стратегических решений развития предприятий. У потребителей нет возможности выбора продукта. Это способствует постоянному дефициту в определенных продуктах либо услугах. Такое государственное устройство было в СССР по 1991год.

При демократической плановой экономике основой выступает государственная собственность, но возможно наличие частной собственности на материальные блага. Централизованное планирование касается только государственных организаций. Примерами данного вида экономического развития выступают Германия, Франция.

Плановая и рыночная экономика – это два звена одной цепи развития макроэкономического процесса. Их не следует рассматривать по отдельности, они должны дополнять и поддерживать друг друга для эффективного экономического развития государства.

Минусы плановой экономики

  • Отсутствие конкуренции . Это обуславливает застой в производстве и замедление темпов экономического роста.
  • Отсутствие управления на местном уровне. Наличие жесткой централизованной системы. Это не позволяет оперативно решать проблемы на местах.
  • Низкая мобильность системы , не позволяющая быстро реагировать на перемену потребностей в том или ином товаре. Невозможность участия руководителя предприятия в планировании, развитии, ассортименте выпускаемой продукции. В связи с этим на рынке отсутствуют востребованные товары, при излишнем предложении других товаров.
  • В связи с невысоким рыночным ассортиментом, у населения на руках накапливаются значительные денежные средства. Возможность тратить только половину своего дохода, тогда как при рыночной экономике этот показатель достигает 90%.
  • Концентрация власти в руках нескольких человек, что приводит к авторитаризму и тоталитаризму.
  • Несовершенство трудовых отношений . В связи с уровниловкой в оплате труда отсутствует мотивация к высоким темпам производства. Отсутствие свободы творчества и предпринимательской активности. Нет стимула внедрения новых технологий.
  • Планирование ориентируется на искусственный рост экономики, а не на повышение ее эффективности. Жесткая система цен. В связи с тем этим растет бесхозяйственность, нерациональное использование ресурсов.

Отрицательные стороны командно-административной системы приводят к снижению темпа экономического развития, стагнацию производства, политический кризис. Общественное производство становится неэффективным, не успевающим реагировать на изменение внешних потребностей. Хотя, экономика на основе плана с учетом отраслевых и территориальных особенностей, с сочетанием централизованного управления и хозяйственной самостоятельности обеспечивает экономическое единство, рациональное размещение производств, эффективное использование материальных и трудовых ресурсов.

PAGE_BREAK--Рисунок 1.1. Общие моменты любой экономической системы

Человеческое общество в своём развитии использовало и использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем.

В последние полтора-два столетия развития человеческого общества в мире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливо выделяются две рыночные системы - рынок свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - централизованная и традиционная. И все же обобщенно можно выделить два основных способа организации производства и соответственно два типа экономических систем: централизованную и рыночную. Остановимся на этих типах экономических систем и рассмотрим преимущества и недостатки каждой из них.
§ 1.2 Централизованная экономическая система
Суть данной системы – в государственном монополизме, то есть в том, что всесильное государство (через свой мощный бюрократический аппарат) абсолютно господствует в экономике. Госчиновники из центра командуют всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решают, что, как, для кого и сколько производить, а главное – как распределить произведенное. Поэтому такую основанную на принуждении систему часто называют командной, приказной, распределительной экономикой1. Характеризуя ее выделим следующие главные черты (рис. 1.2).

Основные черты

Q Господство государственной собственности

Q Диктатура государственного плана в экономике

Q Административные методы управления экономикой

Q Финансовая диктатура государства

Основные плюсы

V Более стабильная экономика

V Больше уверенности людей в будущем

V Меньше неравенства в обществе

V Гарантия минимального жизнеобеспечения всем

V Нет проблемы трудоустройства

V Удобный для многих государственный патернализм

Основные минусы

Ø Неудовлетворительная работа госсобственности

Ø Нет стимулов к усердному труду

Ø Безынициативность и безответственность работников

Ø Неэффективность экономики и всеобщие дефициты

Ø Диктат производителей над потребителями

Ø Низкий уровень жизни людей
Рисунок 1.2. Характеристика централизованной экономики

Во-первых, в экономике безраздельно царит государственная собственность на средства производства. Земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и прочие предприятия – всё принадлежит государству. Собственность отдельных граждан обычно ограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством.

Во-вторых, все производство, обмен и распределение продукции осуществляются по государственным планам, которые определяют тысячи сложнейших взаимосвязей в народном хозяйстве. Неизбежные в столь всеохватывающем планировании ошибки порождают многочисленные неувязки, сбои и дефициты в экономике. А на составление и обеспечение выполнения таких подробных планов работает огромный чиновничий аппарат.

При этом, в-третьих, вместо стимулирующих производство экономических рычагов (привлекательные налоги, заказы, кредиты) используются чисто административные методы управления (диктат бюрократии, приказы, контроль, наказание, поощрение), а главной целью деятельности предприятий становится не работа на потребителя, а выполнение плана (каким бы необоснованным он ни был).

В-четвертых, на жесткую централизацию экономики работает и финансовая диктатура государства. Львиная доля всех денежных средств хозяйствующих субъектов централизованно перераспределяется через государственный бюджет. Высокие налоги и отчисления стекаются в единый центр огромными финансовыми потоками, на которых затем чиновники произвольно выделяют бюджетные ассигнования тем, кому, с их точки зрения, нужно.

Цены, зарплаты, инвестиции, прибыли и убытки – все заранее «расписано» и гарантируется государством на плановом уровне. Поэтому материальное положение производителей практически не зависит от их инициативы, творчества, результатов труда и реакции потребителей. Более того, инициатива даже наказуема: «самодеятельность» и «неучтенное» новаторство (пусть даже весьма эффективные) могут выбить предприятие из плановой колеи, ухудшить его финансовое положение и привести к замене директора.

Минусы тотальной централизации можно проследить на примере бывшего СССР. Главный – неудовлетворительная работа госсобственности. Она плохо использовалась, растаскивалась; техника десятилетиями не обновлялась, ресурсоотдача была низкой, затраты высокими. В госсекторе царили бесхозяйственность, безответственность и пассивность работников, равнодушие к любым инновациям.

В то же время государственно-монополистические системы имеют свои плюсы. Они при условии умелого, несвоекорыстного и неантинародного руководства могут быть более устойчивыми и дают людям большую уверенность в завтрашнем дне; обеспечивают более равномерное распределение в обществе жизненный благ и необходимый их минимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать открытой безработицы в обществе (хотя, как правило, это достигается за счет искусственного сдерживания роста производительности труда: там, где мог бы работать один, работают два человека и более).

Свойственный этим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа со стороны государства) особенно удобен для несамостоятельной и пассивной части общества. Они предпочитают хотя и скромное, и несвободное, но спокойное существование без особых забот, полагая, что именно государство должно «накормить народ».

Вот почему подобные системы живучи: у них много поклонников. И все же одной «распорядительностью» никого накормить нельзя. Вначале надо произвести то, чем можно распорядиться. Поэтому все заряженные на эффективное производство современные экономики работают не на административно-командных, а на рыночных принципах1.
§ 1.3 Рыночная экономика и ее преимущества
Рыночная экономика – это хозяйственная система, основанная на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях между самостоятельными производителями (продавцами) и потребителями через свободную куплю-продажу товаров2. Такой естественный взаимообмен «дает людям то, чего они хотят, - подчеркивает Фридмен, - а не то, чего они должны хотеть по разумению какой-то группы». Важнейшие черты свободной экономики можно свести к следующим шести пунктам (рис. 1.3).

Так, социально-экономическую основу рыночного хозяйства составляет частная собственность на землю и другие средства производства. Именно на ее базе главными действующими лицами в экономики являются индивидуальные, партнерские, акционерные и смешанные предприятия.

Та же частная собственность служит материальной основой свободного предпринимательства, при котором каждый человек может заняться любой законной предпринимательской деятельностью, сам решает, что, как, и для кого и сколько производить, и сам «кует свое счастье». Вместе с тем каждый предприниматель не только свободен, но и лично материально ответственен за результаты своей хозяйственной деятельности: нет сбыта продукции – терпит убытки, а то разоряется; причинен ущерб партнерам, потребителям, обществу или природной среде – платит штрафы, неустойки, компенсации.

Вспомним, к примеру, недавние многомиллионные выплаты американских табачных компаний жертвам курения. Фирмы поплатились за то, что недостаточно предупреждали потребителей о смертельной опасности своей продукции, о высокой вероятности поражения курильщиков такими заболеваниями, как рак легких, желудка, закупорка сосудов ног, гангрена и пр.

Главные черты

Ø Основа экономики – частная собственность на ресурсы

Ø Свобода и материальная ответственность предпринимателей

Ø Свобода выбора экономических партнеров

Ø Личная выгода участников экономических связей

Ø Саморегулирование экономики рыночными факторами

Ø Минимум вмешательства государства в экономику

Основные достоинства

Q Стимулирует высокую предприимчивость и эффективность

Q Отторгает неэффективное и ненужное производство

Q Справедливо распределяет доходы по результатам труда

Q Дает больше прав и возможностей потребителям

Q Не требует большого аппарата управления

Основные недостатки

¨ Усиливает неравенство в общество

¨ Вызывает большую нестабильность в экономике

¨ Не заботится о необходимых обществу, но бесприбыльных благах

¨ Безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе
продолжение
--PAGE_BREAK--Рисунок 1.3. Характеристика рыночной экономики

Свобода выбора потребителями, предпринимателями и наемными работниками своих экономических партнеров и покупаемых товаров и услуг. Причем благодаря большому разнообразию продуктов решающее слово принадлежит потребителю. Именно его вольный выбор в конечном счете определяет, что и сколько должна производить экономика. По образному выражению Фридмена «каждый может проголосовать за цвет своего галстука»: достаточно вынуть кошелек и оплатить понравившуюся покупку.

Личная выгода каждого из участников экономических отношений. Она является лучшим стимулятором человеческой инициативы, изобретательности, активности. К тому же, преследуя личную выгоду, человек зачастую невольно «работает» на интересы других. Так, производители в погоне за прибылью лучше удовлетворяют запросы потребителей. От стремления рабочих к высокой зарплате выигрывают и фабриканты: растет производительность труда.

Саморегулирование экономики под воздействием рыночных факторов: свободно складывающихся цен, свободной игры спроса и предложения, конкуренции. Этот механизм – чуткая «нервная система» самонастраивающейся экономики. Потому то и «нет ничего выше и умнее рынка», как любят повторять на Уолл-стрит.

И в самом деле, если, скажем, спрос на товар повысится, то его цена возрастет. Это сделает производство товара более выгодным, и его изготовители увеличат выпуск. И тот же рынок непременно накажет за неоправданное вмешательство в его регулировочный механизм. К примеру, если государство, заботясь о бедняках, в приказном порядке занизит цену на какой-то товар, последний тут же исчезнет с прилавков и его продажу придется нормировать.

Минимум дирижизма, то есть контроля и управления экономикой со стороны государства. Чем меньше государство вмешивается в экономику, тем меньше помех для рыночной саморегулировки, меньше госсектор с его весьма вероятной убыточностью, меньше бюрократизма и злоупотреблений чиновников, коррупции и увиливания от налогов, меньше патернализма, а значит, меньше пассивности и иждивенчества людей, больше стимулов к творческому поиску, новаторству и энергичному труду.

В связи с этим интересны размышления Егора Гайдара, полагающего, что от соотношения сил государства и бизнеса в экономике зависит уровень преступности в обществе. «Фокус» в том, что ослабление государственных позиций делает главной фигурой в стране бизнесмена, а усиление государственности ставит в центр всего чиновника. Последний же «всегда потенциально более криминогенен, чем бизнесмен». Почему? «Бизнесмен может обогащаться честно, только бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бесчестно»1.

Основными достоинствами рыночной системы является то, что она стимулирует высокую предприимчивость, труд и плодотворное хозяйствование; экономически отторгает неэффективные и/или ненужные обществу производства; обеспечивает наиболее справедливое распределение доходов между участниками общественного производства – по конечным результатам их деятельности; дает больше прав и возможностей выбора потребителям; наконец, рыночная система не требует большого управленческого аппарата2.

Эффективность рынка подтверждает исторический опыт многих стран, но наиболее нагляден пример Литвы и Финляндии, испытавших на себе разные хозяйственные системы. В конце 1920-х годов первая даже опережала вторую по ряду позиций. После насильственного присоединения Литвы к СССР ей пришлось принять советскую модель с туго завинченной централизацией. Свободная же Финляндия продолжила свой рыночный путь. И вот результат: к моменту краха советской империи (1991) Литва оказалась просто нищенкой на ярком фоне финского процветания.

Еще более убедителен опыт тех стран, где разные экономические системы разделили один и тот же народ: германский, китайский, корейский. Там, где господствовали приказная система и социализм – в ГДР, КНР и Северной Корее, - там царили неэффективность экономики, низкий престиж усердного и творческого труда, недемократичность, несвобода. И наоборот, ФРГ, Гонконг и Тайвань, Южная Корея все более экономически и демократически прогрессировали. Таким образом, граница между достатком и бедностью стран проходит по линии, разделяющей свободный рынок и централизацию, капитализм и социализм1.


§ 1.4 Минусы рынка и проблема внешних эффектов
В нашем многоликом мире ни в чем нет совершенств, не без недостатков и рыночная модель (рис. 1.3). Во-первых, она усиливает неравенство в обществе: частная собственность на землю и капитал позволяет преуспевающим бизнесменам накапливать огромные богатства. Кроме того, такие богатства могут быть получены не своим трудом, а по наследству.

Во-вторых, рыночная экономика отличается нестабильностью, ей свойственны подъемы и спады, а значит, и периодические обострения проблем безработицы, инфляции, снижения жизненного уровня людей. В-третьих, рыночную систему не интересует бесприбыльное производство таких нужных обществу благ, как жизнеобеспечение нетрудоспособных и безработных, всеобщее здравоохранение и образование, публичные библиотеки, охрана общественного порядка и безопасность страны, освещение улиц и пр.

Наконец, в-четвертых, рынок «глух» к тем неблагоприятным экологическим и социальным последствиям, которые возможны в результате предпринимательской деятельности (вредные воздействия на людей, разрушение внешней среды, безработица). Эти последствия порождают проблему так называемых внешних эффектов, на которой здесь уместно хотя бы кратко остановиться.

Внешние эффекты – это побочные следствия хозяйственной деятельности, выпадающие на долю не связанных с нею людей. Скажем, автозаводы производят и охотно продают свою продукцию довольным автолюбителям, а окружающим достаются ядовитые выхлопы, шум, грязь, опасности на дорогах.

Подобных отрицательных внешних эффектов (издержек) множество – промышленные стоки, дым, вибрация, одуряющие запахи, пищевые отравления. Однако случаются и положительные эффекты (выгоды) – к примеру, образовательные услуги конкретным лицам одновременно повышают духовный уровень всего общества, уменьшая в нем алкоголизм, наркоманию, преступность пчелы из хозяйства фермера – пасечника опыляют соседние сады; телебашня служит хорошим ориентиром для окрестных жителей и т.п.

Проблема внешних эффектов в том, как устранять или компенсировать их отрицательные проявления? Предложения сводятся к двум основным путям: государственному (запреты, проверки, штрафы, дополнительные налоги с виновных и выплаты пострадавшим, введение жестких стандартов) и частному – через прямое соглашение между самими заинтересованными сторонами.

Так, англо–американский экономист Рональд Коуз отдает предпочтение последнему. По его выводам, известным как теорема Коуза, в случаях, когда четко определены права собственности, число заинтересованных лиц невелико и стоимость сделки незначительна, проблема внешних эффектов лучше решается через частные соглашения. А задача государства здесь – благоприятствовать таким соглашениям.

И в самом деле, возьмем конкретный пример большого жилого дома с привычно загроможденным машинами двором. Удовольствия автовладельцев здесь больно бьют по интересам немоторизованной части жителей (приватизация куска общей земли; отравление воздуха, почвы, растительности; шум, вытеснение площадок для отдыха). Как смягчить эту проблему?

Государственный путь возмещения побочных эффектов сводится к налогам и «размазыванию» собранных сумм по общим программам благоустройства района (в лучшем случае), а в худшем – по карманам чиновников (доплаты, премии). Жители же данного дома от этого мало что получают.

Частный путь обеспечивает компенсацию более адресно и полно. Здесь все обитатели двора и дома (их собственники) образуют так называемый кондоминиум с равными правами на общие площади и неотравленную окружающую среду. Автовладельцы же выкупают у товарищества право на дополнительные площади и невольный вред внешней среде. Собранные деньги используются на благоустройство данного двора (вплоть до разведения сада), на уплотнение окон квартир, установку в них кондиционеров, на оплату витаминов, смягчающих вред от яда машин, и т.п.

На частном пути возникает еще один плюс: домовладельцы могут сами сдавать в аренду помещения первого этажа и подвала, зарабатывая средства для кондиминиума, а не отдавая их чиновникам жилищных контор1.
§ 1.5 Сравнительная характеристика централизованной и рыночной экономик
В заключение попробуем представить краткую сравнительную характеристику командной и рыночной экономик (табл. 1.1). Первые четыре строки в таблице уже обсуждались выше и потому не требуют дополнительных пояснений. Последняя же, пятая строка проявляет еще одно весьма существенное различие между системами: если централизованная, командная экономика предстает главным образом как распределительная, то рыночная – как производящая.

Для наглядности тут уместно вспомнить притчу о рыбе и удочке: можно регулярно давать на прокорм человеку рыбу, а можно раз и навсегда дать ему удочку, чтобы он кормил себя сам. Первый вариант напоминает централизованную систему, второй – рыночную (где «удочка» – это государственные гарантии частной собственности и свободы предпринимательства, «легкие налоги» (Смит) и определенные правила бизнеса).

Сопоставляя централизованную (социализм) и рыночную (капитализм) системы, австро-англо-американский экономист Фридрих фон Хайек (1899-1992) подчеркивает, что они функционируют на разных принципах. А именно. В основе «командной экономики» лежат «сознательные порядки» – организации и институты типа фабрики, армии, жестких уставов, создаваемых с заранее определенной целью и действующих по плану, в заданном «сверху» режиме.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

экономическая система , традиционная экономика , централизованная экономика , рыночная экономика , смешанная экономика

Итак, как мы уже выяснили, человечеству постоянно приходится приводить в соответствие свои безграничные желания и ограниченные возможности.

Причем если в условиях натурального хозяйства люди могут жить независимо друг от друга, то при разделении труда и специализации необходим обмен продуктами. Никто не стал бы специализироваться, скажем, на шитье костюмов или писании книг, если бы не надеялся обменять свои костюмы и книги на продукты питания, одежду и другие блага и услуги, удовлетворяющие его потребности. Чем сильнее развито разделение труда, тем больше зависимость между производителями и тем больше необходимость согласования их деятельности. Такое согласование должна осуществлять экономическая система — определенный способ организации экономической жизни.

Какие вопросы решает экономическая система?

Каждая экономическая система должна решать следующие вопросы:

  1. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? Какие потребности считать самыми важными и как распределить редкие ресурсы между производством различных товаров и услуг?
  2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ? Решив первый вопрос, следует выбрать технологию производства — определить, в каком сочетании будут использованы факторы производства. Если техника в данном обществе развита недостаточно, выбираются такие технологии, для которых требуется сравнительно большой вклад труда (трудоемкость) и небольшой вклад капитала (капиталоемкость) . В ходе технического прогресса трудоемкость производства снижается, а капиталоемкость, как правило, возрастает. Экономическая система должна выбирать способ производства, который позволяет получить от имеющихся ресурсов возможно большую отдачу.
  3. ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? Предположим, что в экономической системе определены нужные продукты, распределены производственные ресурсы, подобраны наилучшие технологии и произведены готовые изделия. Как их распределить? В какой пропорции обменивать?

Так или иначе, все эти вопросы должны быть решены. Однако различные экономические системы решают их по-разному. К основным типам экономических систем относятся традиционная , централизованная (командная) и рыночная экономики .

Традиционная экономика

На протяжении большей части истории человечества вопросы, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, решались в соответствии с традициями и обычаями («так, как раньше»). В настоящее время в чистом виде такая экономическая система сохранилась у некоторых племен Центральной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, долины Амазонки.

В традиционной экономике обычаи закрепляют не только набор производимых благ, но и распределение занятий. В Индии, например, люди делились на касты священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог выбрать себе профессию по своему желанию, человек обязательно наследовал ремесло отца. Таким образом, распределение самых важных в ту пору ресурсов — трудовых — диктовалось нерушимыми многовековыми традициями.

То же самое можно сказать и о выборе производимых благ и технологий. Одни и те же изделия производились из поколения в поколение, а способы производства при этом оставались такими, какими они были сотни лет назад. С одной стороны, это позволяло потомственным ремесленникам достичь высочайшего уровня мастерства, с другой — не изобреталось и не производилось ничего нового. Технический прогресс и рост эффективности производства были невозможны, потому что каждый ремесленник копировал приемы работы своих учителей. Какие-либо усовершенствования вносить категорически запрещалось, каждая мелочь в производственном процессе была закреплена в специальных правилах, а значит, и производительность труда веками оставалась на неизменном уровне.

Вопросы распределения и обмена продуктов (ДЛЯ КОГО производить?) в традиционной экономике также решались согласно обычаям. Было определено, какую часть урожая надо отдавать феодалу, королю, церкви. В остальном сельское хозяйство, в котором трудилось в традиционной экономике подавляющее большинство людей, как правило, оставалось натуральным, а значит, проблемы с распределением продукта не возникало — его потребляли сами производители. Что касается ремесленников, то они чаще всего производили свои изделия на заказ и заранее знали своего покупателя. Небольшая часть продуктов поступала на рынок, но и там действовали освященные веками правила торговли, и цены изменялись нечасто.

В целом традиционная экономика обладает некоторыми привлекательными чертами — она обеспечивает стабильность общества и его полную предсказуемость, добротность и иногда даже высокое качество производимых благ, разнообразие которых, правда, очень ограниченно.

С другой стороны, традиционная экономика беззащитна перед любыми внешними изменениями, например переменой климата, нападением извне. Прежние традиции не соответствуют новым условиям, а на формирование новых нужны столетия. Яркий пример: традиционное пастбищное скотоводство жителей Северной Африки привело к исчезновению растительности и образованию пустыни Сахара. Видимо, при более гибкой экономической системе этот процесс можно было бы если не полностью предотвратить, то, по крайней мере, существенно замедлить.

И, конечно, огромный недостаток традиционной экономики — ее неспособность к самосовершенствованию, прогрессу. Население при такой экономике должно удовлетворять лишь минимум постоянных основных потребностей и не стремиться к большему.

Централизованная (командная) экономика

В этой экономической системе решения о том, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, принимаются из единого центра, которым обычно является глава государства. Командная экономика в сравнительно чистом виде существовала, например, в государстве древних инков. Через много веков похожая экономическая система сложилась в Советском Союзе и других странах, которые под влиянием СССР пошли по «социалистическому пути». В настоящее время командную экономику можно найти лишь на Кубе и в Северной Корее.

В централизованной экономике все материальные ресурсы и продукты производства обычно принадлежат государству. Что же касается работников, то они подчинены государственному чиновнику, тот — более важному чиновнику, и так далее по административной лестнице вплоть до верховного правителя, как бы он ни назывался: фараоном, императором или генеральным секретарем правящей партии.

Согласование экономической деятельности в централизованной экономике происходит с помощью планов, поэтому такую экономику называют также плановой. Процесс планирования происходит примерно так. На самом верху государственной пирамиды определяется, сколько данного продукта, предположим, автомобилей, следует произвести в масштабах всей страны за год. Затем специальный плановый орган (в СССР это был Госплан) рассчитывает, сколько потребуется стали, пластмасс, резины и прочих ресурсов для выпуска всех запланированных автомобилей. Следующий этап — расчет потребностей в электроэнергии, угле, нефти и другом сырье для производства этих ресурсов.

Такая процедура повторяется с каждым из видов продукции. Потом подсчитывается, сколько должно быть произведено, скажем, стали для выпуска всех продуктов, и эта цифра доводится до Министерства черной металлургии. То же самое происходит и со всеми остальными ресурсами. Дальше процесс планирования спускается из Госплана в отраслевые министерства. Предположим, Министерство черной металлургии получает задание выпустить за год определенное количество чугуна, стали, проката разных видов. Министерство, в свою очередь, расписывает производственные задания по всем подчиняющимся ему заводам, указывая, сколько какой продукции каждый завод должен поставить в каждый квартал будущего года. Директор завода распределяет свой план по цехам, цех — по участкам и так далее вплоть до самого работника-сталевара.

Преимущество плановой экономики — возможность быстро сосредоточить все ресурсы общества на «направлении главного удара». Это очень важно во время войн, крупных стихийных бедствий, а также позволяет продвинуться вперед в выбранной области.

Поэтому, например, Советскому Союзу удалось в свое время быстро реализовать программу освоения космоса. Однако при этом всегда приходят в запустение другие отрасли экономики (в СССР — легкая промышленность и сельское хозяйство), откуда забираются средства на развитие главных отраслей.

Для работы сложного механизма централизованной экономики требуется огромное количество управляющих, планирующих, рассчитывающих и проверяющих чиновников. Для того чтобы побуждать подчиненных выполнять планы-приказы, начальник должен иметь над ними реальную власть, обеспеченную силой всего государства. Все это очень дорого стоит. Но главная трудность централизованного планирования производства заключается в определении того, сколько же единиц каждого продукта нужно обществу. В современной экономике количество выпускаемых видов изделий измеряется сотнями тысяч. Рассчитать необходимый объем их производства не сможет даже самый мощный суперкомпьютер — ведь для этого нужно знать вкусы и потребности многих миллионов людей. Поэтому в реальной жизни расчет плана при такой экономической системе происходит так: все существующие в стране промышленные и сельскохозяйственные предприятия сообщают наверх, сколько они могли бы произвести в будущем году (для этого к прошлогоднему объему производства добавляется еще немного, предположим 2%). Эти цифры суммируются и с небольшими поправками составляют план, который затем возвращается на те же предприятия. Понятно, что точность и обоснованность такого плана оставляют желать много лучшего.

Технология производства также определяется государством, потому что ему в централизованной системе принадлежат все здания, сооружения, станки, ресурсы и пр. Поскольку управляющий экономикой чиновник лично не заинтересован в результатах ее работы, он вряд ли будет прилагать большие усилия к тому, чтобы способ производства был самым эффективным.

Все произведенные в централизованной экономической системе продукты поступают в собственность государства и перераспределяются им в соответствии с планом. Приблизительный характер планов может создать при распределении немалые сложности как для предприятий, так и для рядовых потребителей. В централизованной экономике даже в самый благополучный период всегда бывает дефицит одних товаров и избыток других. Стремясь поправить дело, государство меняет планы, но поскольку неясно, на какую точно величину нужно делать поправки, то там, где был дефицит, возникает избыток, и наоборот.

Другой важный недостаток централизованной экономики — это отсутствие достаточных стимулов к производству. Дело в том, что доход производителя в этой экономической системе прямо не зависит от того, сколько и какой продукции он произвел. Размер получаемых доходов в первую очередь определяется местом, которое занимает человек в пирамиде управления: меньше всего достается простому работнику, больше всего — главному начальнику. В этих условиях побудить людей работать с большей производительностью можно только неэкономическими способами: или угрожая наказанием, или внушая энтузиазм, например основанный на вере в светлое будущее. В Советском Союзе использовались оба эти способа.

Сильные стороны централизованной экономики сказываются при ее малых размерах, когда у центра есть возможность непосредственно контролировать все, что происходит в хозяйстве. Собственно говоря, любая фирма представляет собой небольшую централизованную экономическую систему. Если же хозяйство становится слишком большим, получение точной информации и контроль усложняются, возникает необходимость в большом бюрократическом аппарате управления, и недостатки централизованного планирования начинают перевешивать достоинства.

Рыночная система

В рыночной экономической системе действуют люди, свободные от власти традиций и не подчиненные единому центру. Каждый из них сам решает, что изготовлять, как и в каком количестве, исходя при этом из одной-единственной цели — личного интереса, увеличения собственного богатства и благосостояния.

В условиях разделения труда и личной свободы производители связаны друг с другом через обмен продуктами — товарами . Только обменивая свой товар, производитель может получить все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Взаимозависимость людей в рыночной экономике очень велика. Но в отличие от ремесленника, работающего по заказу, производитель в рыночной экономике часто производит свой товар для неизвестного ему заранее покупателя. В отличие же от централизованной, рыночная экономика не гарантирует каждому, что он всегда сможет обменять свой продукт на другие. Обратной стороной свободы выбора являются риск и полная личная ответственность.

Итак, обмен товарами играет ключевую роль в рыночной экономике. Но произвести обмен товара на товар не так уж просто. Для этого необходимо согласие обоих товаровладельцев. Вполне вероятно, что, скажем, сапожник готов обменять сапоги на пироги, но пирожник хотел бы получить за свой товар что-нибудь другое. Для того чтобы удовлетворить всех, пришлось бы затевать длинную цепочку обменов.

Выход может быть только такой — условиться, что какой-нибудь один товар будут принимать все продавцы без исключения. Такой товар называется деньгами . Без денег рыночная экономика успешно работать не сможет.

Продажа товара — это обмен его на деньги, а покупка — обмен денег на товар.

Экономическая система, объединяющая свободных людей, связанных между собой отношениями купли-продажи, называется рыночной . Слово «рынок» на всех языках первоначально означало то место, где торгуют. Такие рынки стали возникать с незапамятных времен, потому что даже в те времена, когда господствовало натуральное хозяйство, некоторые товары: соль, железо, пряности, драгоценности — привозили из других мест и продавали на рынках купцы. Однако в те времена жизнь большинства жителей не была постоянно связана с рынком.

В конце XVIII — середине XIX в. в западноевропейских странах произошла промышленная революция, в результате которой большинство товаров стало производиться уже не вручную, а с помощью машин. Количество товаров резко увеличилось, и они начали продаваться на рынках. Более того, купля и продажа охватили не только продукты, но и факторы производства. Предметом торговли сделались машины и оборудование, а также земельные участки, которые раньше принадлежали феодалам и могли только передаваться по наследству. Продаваться и покупаться стал и труд работников, которые могли свободно им распоряжаться, в отличие от крепостных, цеховых ремесленников и их подмастерьев. Так возникли рынки капитала , земли и труда . Общественный строй, при котором в экономике господствует рыночная система, получил название «капитализм».

В рыночной экономике факторы производства и его результат — продукт — принадлежат не общине, как в традиционной экономике, и не государству, как в централизованной, а частным лицам. Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый производитель выбирает самый выгодный для себя продукт и производит его столько, чтобы получить в итоге как можно больше денег. Технология производства также выбирается по возможности самая эффективная, при которой отношение результата к затратам является наибольшим. Поэтому рыночная экономика благоприятствует техническому прогрессу, в результате которого создаются новые, более производительные технологии.

Пожалуй, самый сложный вопрос — о распределении продуктов. Как рыночная экономическая система умудряется навести порядок в этой компании эгоистов, делающих что кому заблагорассудится? Ведь здесь обеспеченность населения необходимыми благами, а также справедливость распределения и обмена не гарантируются ни обычаем, ни планом, подкрепленным властью государства.

На этот вопрос ответил знаменитый английский экономист и философ Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), которую для краткости начинают просто «Богатством народов».

Исторический опыт показал преимущество рыночной экономики над двумя другими экономическими системами. Она простейшим образом решает проблему стимулов экономической деятельности, обладает способностью сравнительно быстро приспосабливаться к неожиданным изменениям, благоприятствует техническому прогрессу. Конечно, рыночная экономика — не идеал. Ей могут быть свойственны сильное неравенство доходов, поскольку государство не вмешивается в их распределение (в традиционной и централизованной экономике разрыв в доходах между «начальством» и рядовыми работниками очень велик, но сами работники находятся примерно в равном положении), периодические экономические спады, безработица и другие проблемы. Но мы можем назвать рыночную экономику наименее плохой из существующих экономических систем.

В последующих главах мы более подробно рассмотрим, как решаются эти проблемы и как работает система рыночной экономики.

Смешанная экономика

До сих пор мы вели речь об экономических системах в чистом виде. Однако, как правило, реальная экономика какой-либо страны не является чисто рыночной, чисто централизованной или чисто традиционной. Элементы различных экономических систем особым образом сочетаются в каждой стране. В развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки можно найти элементы всех трех типов экономических систем. В развитых странах мы сталкиваемся с сочетанием рыночной и централизованной экономики при господстве первой из них. Такое сочетание называется смешанной экономикой. Смешанная экономика призвана использовать сильные стороны и преодолеть недостатки рыночной и централизованной экономик. Например, даже в одной из самых рыночных экономик мира — американской — государство активно вмешивается в процесс распределения продукта и централизованно выдает бедным талоны на покупку еды. В то же время в такой централизованной экономике, как советская, даже в годы сталинизма допускались элементы рыночной экономики, например продовольственные и вещевые рынки, на которых граждане могли попытаться купить то, что не получали от государства. Однако разница между экономикой, где преобладает централизованное планирование, и экономикой, где преобладает рынок, огромна. Ее почувствовало на себе население нашей страны, где происходит долгий и болезненный переход от плановой к рыночной экономике.

Краткое содержание

Приведение в соответствие безграничных потребностей и ограниченных возможностей членов общества осуществляет экономическая система. Каждая экономическая система решает три важнейших вопроса: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

Выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную, централизованную (командную) и рыночную. В традиционной экономике проблемы, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, решаются на основе обычаев и традиций, в централизованной — с помощью плана, устанавливаемого государством, а в рыночной -на основе целей и интересов свободных производителей, которые изготовляют наиболее выгодные для себя продукты.

В реальной экономике каждой конкретной страны основные типы экономических систем сочетаются, образуя смешанную экономику с преобладанием той или иной системы.

Из истории экономической мысли

Адам Смит (1723-1790)

Адам Смит родился в шотландском городке Киркалди, обучался в университетах Глазго и Оксфорда. Затем Смит переехал в Эдинбург, где читал лекции по английской литературе и риторике. Успех этих лекций создал ему имя в научных кругах, поэтому уже в 28 лет он был приглашен в университет Глазго в качестве профессора, а затем возглавил там кафедру нравственной философии (сегодня мы напили бы ее кафедрой общественных наук). Первая книга Смита, «Теория нравственных чувств» (1759), посвящена проблемам этики — науки о морали, о правилах человеческого поведения. Уже в этой книге Смит пытался решить проблему согласования интересов различных людей. Он отметил, что это согласование может осуществляться через свойственное человеку чувство симпатии. Смит понимал под этим тот факт, что, оценивая свои поступки, человек может встать на точку зрения другого человека.

Казалось, что после выхода книги жизнь ее автора ограничится университетской наукой, тем более что Смит обладал очень спокойным и замкнутым характером. Однако в 1764 г. все изменилось: Смит оставил кафедру и уехал во Францию в качестве гувернера и воспитателя молодого английского герцога Баклю. В Европе он много путешествовал и встречался с самыми известными учеными своего времени — Вольтером, Кенэ, Тюрго и другими. Там же он начал писать свое наиболее знаменитое произведение — «Богатство народов». Дальнейшая жизнь Смита протекала без заметных событий: он занимал почетную должность таможенного комиссара Шотландии, с большой энергией занимался исследованиями и публицистикой.

В «Богатстве народов» Смит открыл еще один способ согласования личных интересов, основанный уже не на симпатии, а на рыночной экономике при условии свободной конкуренции (соревнования) участников рынка.

Главный вывод книги Смита: рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе. Вмешательство государства ей скорее вредит, чем помогает. Смит утверждал, что в рыночной системе каждый человек, преследуя личную выгоду, выбирает себе то занятие, которое лучше всего оплачивается, производит товар, имеющий наибольшую цену. Благодаря этому каждый человек в отдельности (значит, и все общество в целом) достигает наилучшего для себя результата, а ресурсы общества распределяются наиболее эффективно. Кроме того, поскольку наиболее выгодные продукты начинают производить сразу много человек, между ними возникает конкуренция и цена товара в конце концов снижается, что тоже выгодно обществу. Как выразился Смит, «невидимая рука» подталкивает эгоистов к общественному благу.

Но для этого нужно, чтобы каждый человек мог свободно заняться делом, которое он считает самым выгодным. Никто не должен (как в традиционной или централизованной экономике) ограничивать его выбор, указывать ему, чем следует и чем не следует заниматься.

Прямое вмешательство государства скорее вредит, чем помогает рыночной экономике — этот вывод Смита произвел наибольшее впечатление на его современников. Дело в том, что в то время в экономической мысли господствовали так называемые «меркантилисты» — сторонники активного государственного регулирования всех сторон экономической жизни и особенно внешней торговли.

С «Богатства народов» Смита начинается самостоятельная экономическая наука — ранее экономические знания относились к предмету нравственной философии.


Вернуться назад на

Суть данной системы – в государственном монополизме, то есть в том, что всесильное государство (через свой мощный бюрократический аппарат) абсолютно господствует в экономике. Госчиновники из центра командуют всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решают, что, как, для кого и сколько производить, а главное – как распределить произведенное. Поэтому такую основанную на принуждении систему часто называют командной, приказной, распределительной экономикой.

Характеризуя ее выделим следующие главные черты:

Во-первых, в экономике безраздельно царит государственная собственность на средства производства. Земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и прочие предприятия – всё принадлежит государству. Собственность отдельных граждан обычно ограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством.

Во-вторых, все производство, обмен и распределение продукции осуществляются по государственным планам, которые определяют тысячи сложнейших взаимосвязей в народном хозяйстве. Неизбежные в столь всеохватывающем планировании ошибки порождают многочисленные неувязки, сбои и дефициты в экономике. А на составление и обеспечение выполнения таких подробных планов работает огромный чиновничий аппарат.

При этом, в-третьих, вместо стимулирующих производство экономических рычагов (привлекательные налоги, заказы, кредиты) используются чисто административные методы управления (диктат бюрократии, приказы, контроль, наказание, поощрение), а главной целью деятельности предприятий становится не работа на потребителя, а выполнение плана (каким бы необоснованным он ни был).

В-четвертых, на жесткую централизацию экономики работает и финансовая диктатура государства. Львиная доля всех денежных средств хозяйствующих субъектов централизованно перераспределяется через государственный бюджет. Высокие налоги и отчисления стекаются в единый центр огромными финансовыми потоками, на которых затем чиновники произвольно выделяют бюджетные ассигнования тем, кому, с их точки зрения, нужно.

Цены, зарплаты, инвестиции, прибыли и убытки – все заранее «расписано» и гарантируется государством на плановом уровне. Поэтому материальное положение производителей практически не зависит от их инициативы, творчества, результатов труда и реакции потребителей. Более того, инициатива даже наказуема: «самодеятельность» и «неучтенное» новаторство (пусть даже весьма эффективные) могут выбить предприятие из плановой колеи, ухудшить его финансовое положение и привести к замене директора.

Минусы тотальной централизации можно проследить на примере бывшего СССР. Главный – неудовлетворительная работа госсобственности. Она плохо использовалась, растаскивалась; техника десятилетиями не обновлялась, ресурсоотдача была низкой, затраты высокими. В госсекторе царили бесхозяйственность, безответственность и пассивность работников, равнодушие к любым инновациям.

В то же время государственно-монополистические системы имеют свои плюсы. Они при условии умелого, несвоекорыстного и неантинародного руководства могут быть более устойчивыми и дают людям большую уверенность в завтрашнем дне; обеспечивают более равномерное распределение в обществе жизненный благ и необходимый их минимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать открытой безработицы в обществе (хотя, как правило, это достигается за счет искусственного сдерживания роста производительности труда: там, где мог бы работать один, работают два человека и более).

Свойственный этим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа со стороны государства) особенно удобен для несамостоятельной и пассивной части общества. Они предпочитают хотя и скромное, и несвободное, но спокойное существование без особых забот, полагая, что именно государство должно «накормить народ».

Вот почему подобные системы живучи: у них много поклонников. И все же одной «распорядительностью» никого накормить нельзя. Вначале надо произвести то, чем можно распорядиться. Поэтому все заряженные на эффективное производство современные экономики работают не на административно-командных, а на рыночных принципах.