Из древней литературы, произведения 18 века унаследовали лучшие темы и направления. Такие как патриотизм, социальная тематика и гуманизм. Новым образом являлись социальные отношения и взгляд со стороны. Такая литература возвышала жизнь обычного рядового человека. Писатели 18 века стремились показать человека, как личность, независимо от его сословной принадлежности. Наряду со всем этим, произведения 18 века были избалованы любовными монологами и женскими персонажами. Развивалась лирика, стихи о суетном и вечном, о свободе и неволе.

В общем, литература 18 века свидетельствовала о быстром освоении с новыми направлениями Европейского художественного творчества. Одним из этих направлений является Классицизм. В классицизме должно поддерживаться и различаться три жанра: высокий (трагедия, ода) и низкий (комедия, басня, эпопея).

В классицизме в самом его рассвете был признан мастером сатиры Антиох Дмитриевич Кантемир.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Он создал девять сатир, которые имели большую популярность и расходились во многих списках. Мотивами его сатир являются очерки нравов послепетровской эпохи. Он ввел своеобразную цензуру-словораздел, расчленяющий стих на два полустишья, придающий ему более гибкий, выразительный характер. Этот век литературных открытий и смелых экспериментов нуждался в выдающихся личностях. Михаил Васильевич Ломоносов. Он овладел латынью и греческим языком, изучил древнюю и средневековую поэзию. Ломоносов освоил оду, этот жанр широко представлен в его творчестве. Там широко описываются патриотические чувства Ломоносова, его уважение к императрице, за её вклад в науку. Его деятельность дала мощный толчок к развитию различных жанров поэзии, а так же литературы в целом. Но основоположником русской драматургии является Александр Петрович Сумарков. Он написал девять трагедий и двенадцать комедий. В драматургии Сумарков дебютировал в жанре трагедии. Достоинством его трагедий являлось обращение к событиям родной истории.

В литературу 18 века множество писателей внесли свою лепту, такие как Фонвизин, Державин, Радищев, Карамзин. Этот период был самым большим шагом на пути к современной литературе. Народу очень понравилась эта тематика, так как писатели выделяли обычные личности, затрагивали их проблемы и столкновения своих мыслей и противоречий. Эта литература очень трогательна и душевна своими переживаниями. А так же честна с народом, ведь в произведениях того века могут высмеиваться глупые дворяне и нечестные люди в общем.

Обновлено: 2015-05-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

О литературе 18 века можно сказать одним словом – тяжеловесная. Все произведения того времени нам трудно читать, тяжело разбираться в оборотах, лексике, сравнениях …

Понятно, что реальность сама меняется, меняется и язык. Уже просто нет тех реалий, которые описывали в то время. Язык также становится всё проще. (Теперь в смс-сообщениях мы, вообще, сокращаем всё.) Уходят сложные конструкции. После Маяковского с его рубленным ритмом (по одному слову в строке) прочесть, например, Кантемира, в произведениях которого в каждой строке десяток длинных слов!..

В то время ещё очень сильно влияла церковь, поэтому в стихах много библейских сравнений. Также люди изучали древние языки, сталкивались с мифами, поэтому мифические герои были привычны. Сейчас все знают только о Музе. В стихах той всё всем было понятно от одного слова-имени, нам приходится смотреть в Интернете.

Также было много торжественных стихов, воспевающих царей. Например, известны оды Державина. Сейчас людям может казаться, что ода – это попытка расположить к себе монарха, от одного слова которого может зависеть твоя судьба. Но я чувствую, что это были искренние слова похвалы. Гавриил Романович верил в избранность Екатерины Второй, понимал её ответственность перед всем народом.

Была в ту эпоху и критика. Например, Фонвизин в своих произведениях обличал пороки общества. В самом известном произведении его «Недоросль» Денис Иванович критикует ограниченную и жестокую помещицу, её избалованного сына, который, как говорили тогда, пренебрёг науками. В этой пьесе, как и в других, характеры понятны, они «чисты», как в древнем театре, где ещё маски использовались. Если персонаж отрицательный, то он плохой, а хороший – наоборот. Это следующий век размыл все границы между добром и злом своим психологизмом.

Важно, что в то время просвещённые люди специально работали над стихосложением, над русским языком. Они нарочно старались сделать его легче, выразительней… Чтобы стал не хуже, чем, например, главенствовавший при дворе французский.

Я думаю, что поэты и писатели добились своей цели.

Вариант 2

XVIII является веком перемен для Российской не только с территориальной точки зрения, но и с литературной. В 18 веке российские читатели узнали о таких гениях пера как Михаил Васильевич Ломоносов, Гавриил Романович Державин, Денис Иванович Фонвизин, Александр Николаевич Радищев. Образы созданные великим классицистами вызывали массу всеразличных эмоций у читательской публики, особенно этим может похвастаться Фонвизинская комедия «Недоросль». Но с момента фонвизинской славы прошло уже более двухсот лет, как современные читатели относятся к литературе 18 века?

В классическом литературоведении 18 век считается веком зарождения отечественной литературы. Авторы фактически не имели вольности и писали то, что угодно власти, стараясь отражать действительно в красочных и возвышенных тонах.

Однако, несмотря на это, литература обязана 18 веку за рождение таких гениев как Радищев и Фонвизин, которые впервые заговорили о тяжбах крестьянской жизни на Руси и загнивающем дворянстве.

В особенности успешно это сделал Радищев в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву», главный герой которого выступает бытописателем жизни простого населения во время поездки. Рассказанные Радищевым ужасные случаи притеснения помещиками крестьян вызвали гнев неимоверной силы в правящих кругах и вызвали понимание в глазах прогрессивного дворянства. Правительственная машина жестко расплатилась с Радищевым за невиданную по тем временам вольность, но идея о тотальной несправедливости в Российской Империи породила декабристов, которые в свою очередь являются прародителями народных революций в России. То есть можно с уверенностью сказать, что произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» повлияла на освобождение крестьян из-под помещичьего сапога.

Современный читатель, прекрасно понимая это, не может не отдать долг прошлому и не прочитать мысли человека, ратующего за свободу во время царского тоталитаризма, и пусть слог писателей 18 века весьма специфичен и во многом непонятен нам, жителям 21 века, однако мысли, заложенные в произведениях того времени -прекрасный фундамент для каждого человека, кому не чужды такие понятия как справедливость, свобода, равенство.

В заключении хотелось бы сказать, что современный читатель не просто читает литературу 18 века, он любит и понимает ее, потому что без любви и понимания к отечественной литературе невозможно понять ни себя, ни окружающих людей, живущих по всей территории России.

Литература 18 века

Каждый из нас читал разных авторов, поэтов, знакомился с их произведениями и биографией. Благодаря классике и поэзии можно понять, какой должна быть настоящая любовь, нормы поведения в обществе. Несмотря на пройденные года и столетия между произведениями и нашим временем человеческие чувства, случаи и ситуации которые возникают в жизни, бывают похожи. Литература нас учит не замыкаться в себе, исследовать новый мир быть открытым для новых чувств и приключений, умению вести себя достойно в любой ситуации, быть благородным. Авторы 18 столетия создавая свои произведения доносит до нас особенности той эпохи, того времени в котором они жили. В написании произведений меняется стиль с классицизма на сентиментализм. Четкость и логичность сменяются на выделение эмоциональной стороны героев. Их эмоции и переживания выходят на первый план.

Классицизм

Например, пьеса «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Яркий пример классицизма. Пьеса написана в стиле комедии.

Само название в те времена означало молодого человека принадлежавшего дворянскому сословию, который по какой-либо причине не получил должного образования. Их не принимали на службу, они не могли жениться. Высмеивая этих людей, автор хотел обратить внимание детей на значимость обучения. В пьесе встречаются разные сословия от крестьян до дворянских сословий. Главные персонажи: Митрофанушка и госпожа Простакова, являющаяся его матерью. Женщина властная, руководит всем и всеми кто находится у нее в подчинении. Это пьеса открыто осуждает традиционное дворянское воспитание, их дикость и нравы. Есть только хорошие и плохие герои. Их фамилии говорят все за них: Простаковы, Скотинины, Митрофан, Стародум, Правдин и другие.

Само произведение легко читается, даже спустя столько времени мы понимаем весь юмор и ужас той ситуации.

Сентиментализм

Совершенно другую картину мы можем увидеть в более поздних произведениях.

Например, повесть « Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина.

Главная героиня Лиза, вынуждена работать содержать себя и свою маму. К несчастью ей повстречался молодой человек, в которого она влюбилась. Её возлюбленный оказался не совсем порядочным и бросил ее. Когда Лиза увидела его с другой девушкой, ее сердце этого не выдержало, и она бросилась в пруд. Автор детально описывает чувства героини, и читатель полностью окунается в те волшебные ощущение первой влюбленности и познает всю горечь ситуации в конце. Современному читателю совсем не чужды такие ощущения, он так же переживает любовь и расставание, обиду и ненависть.

Из всего этого можно сделать вывод, что не зависимо от того в каком стиле были написано произведения в то время, они навсегда останутся актуальными и интересными для читателя. Именно в них можно испытать глубочайшие чувства любви, узнать о быте и нравах, научиться вести себя в обществе.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика семьи Рудневых в рассказе Тапер Куприна

    Сюжет рассказа Куприна происходит в дореволюционной Москве. В своём произведении автор показывает атмосферу и быт, в которых жили тогда дворяне. События рассказа происходят в доме Рудневых, которым автор уделил большое внимание.

  • Елизавета Мерцалова в рассказе Чудесный доктор Куприна сочинение

    Трогательный рассказ Куприна «Чудесный доктор» заставляет читателя окунуться в мрачную атмосферу нищеты, где жизнь познаётся совершенно в других красках. В центре рассказа семья Мерцаловых, которая живёт в подвале среди грязи

  • Большинство людей живут, не замечая сколько прекрасных вещей нас окружает. Нужно обладать особыми качествами, чтобы видеть красоту в простых вещах. Если вам сложно разглядеть чудо, просто оглянитесь вокруг, большинство чудес предоставляет нам природа.

  • Сочинение Образ России в поэме Мертвые души Гоголя

    Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в первую очередь известна из-за своих сатирических персонажей, многие из которых стали характеризовать определенное поведение. Так, все прекрасно представляют

  • Смысл названия романа Замятина Мы

    Замятин Евгений Иванович однажды, в начале двадцатого века, написал роман, который до сих пор остаётся актуальным. Основная тема и проблема данного произведения – технократия, жизнь общества, в котором всё решают специалисты

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Литература XVIII века в восприятии современного читателя. (подготовка к сочинению)

2 слайд

Описание слайда:

I.Вступление. Актуальность литературы 18 века. II.Основная часть. 1.Особенности произведений литературы XVIII века. 2. Повесть Карамзина «Бедная Лиза»-пример сентиментализма. 3.Сходство и различие литературы 18-го века и современной литературы. III.Заключение. Влияние литературы 18-го века на современного читателя. План сочинения.

3 слайд

Описание слайда:

Г. А. Гуковский: Образцом... психологического эксперимента была повесть «Бедная Лиза», имевшая огромный успех, открывшая современникам целый мир эмоций. Эта повесть построена на основе сюжета, распространенного в европейских литературах второй половины XVIII в. - о любви дворянина и простой девушки. Человечность демократического сентиментализма, требовавшая свободы для всякого человека, превратилась у него в формулу «и крестьянки любить умеют». Критика повести "Бедная Лиза" Карамзина

4 слайд

Описание слайда:

В. Н. Топоров «Бедная Лиза» - именно тот корень, из которого выросло древо русской классической прозы, чья мощная крона иногда скрывает ствол и отвлекает от размышлений над исторически столь недавними истоками самого явления русской литературы Нового времени." Критика повести "Бедная Лиза" Карамзина

5 слайд

Описание слайда:

сост. Н. И. Дюнькин и А. И. Новиков Повесть „Бедная Лиза" является лучшим образцом нашей сентиментальной повести. <...> Действующие лица повести довольно правдоподобны, как типы общечеловеческие, но грешат, как типы национальные. В этом отношении более всех не выдерживает критики Лиза. Автор влагает в ее уста речи, как по содержанию, так и по способу выражения совершенно не подходящие к лицу девушки-крестьянки. Это говорить скорей образованная сентиментальная барышня. В психологическом отношении все ее поступки вполне правдоподобны: молоденькая деревенская девушка полюбила красавца-барина и в отчаянии утопилась, когда он бросил ее.

Несмотря на то, что на дворе 21 век, пора передовых технологий, литература 18 века до сих пор остается очень актуальной и популярной среди читателей.

18 век богат хорошими произведениями и романами, которые написали великие авторы, такие как Державин, Фонвизин, Радищев, Карамзин.

Современная литература очень отличается от той, что писали в 18 веке. Во-первых, потому что у людей было несколько иное мировоззрение и восприятие жизни. Всё было принято идеализировать. Во-вторых, все произведения подвергались жесткой цензуре, и писателям было непозволительно писать всё, что душа пожелает. Многие моменты в книгах сглаживали и изображали в более ярких тонах. В наше же время писать можно о чем угодно.

Проблемы, которые возникали в тех произведениях, актуальны и по сей день. Любовь, дружба, долг, предательство, честь, отвага – всё это происходит и в нашей жизни.

Старые книги наполнены глубоким смыслом, благородством и теплотой. Для сегодняшнего читателя они несколько наивны, но, читая их, невольно хочется подражать героям и впустить в свою жизнь такую же душевную доброту.

Из книг 18 века читатель узнает о жизненном укладе того времени, как люди общались, как проводили свой досуг и какие отношения у них были. Конечно, многое изменилось, но немало осталось прежним.

К примеру, в повести Карамзина «Бедная Лиза» задействованы такие проблемы, как любовь и предательство, добро и зло. Возвышенные чувства двух людей из разных слоев общества закончились трагедией. Большое значение сыграло социальное неравенство влюбленных, Лизы и Эраста, и автор сам подтвердил, что такая любовь обречена. Подобные ситуации имеют место быть и в нашей сегодняшней жизни.

В произведении Фонвизина «Недоросль» главным действующим лицом является Митрофанушка. Он нигде не работает и не желает трудиться. Всё, что ему нужно – есть и бездельничать. Это пример того, каким человек быть не должен. Нужно обязательно развиваться и стремиться к какой-то цели в жизни.

Литература 18 века прививает читателям множество положительных качеств, таких как доброта, милосердие, трудолюбие, умение прощать и любить. А также не причинять другим людям зла и не становиться жестоким.

Вместе со статьёй «Сочинение «Чем современна литература 18 века?» читают:

Поделиться: