По горизонтали :

    Совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду.

    Система взглядов, воззрений на природу и общество

    Выражение представлений человека об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания

5. Постижение действительности сознанием

6. Существо, противостоящее внешнему миру, как объект познания

7. Древнее народное сказание о легендарных героях, о происхождении явлений природы

9. Совокупность достижений человека в производственном, общественном и духовном отношении

11. Совокупность людей, объединенных способом материальных благ на определенной ступени исторического развития

12. Поступательно движение вперед, улучшение в процессе развития

15. Ступень общественного развития и материальной культуры

16. Развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого(чего)-нибудь, подготавливающий качественные изменения

18. Человеческая общность как результат исторически сложившихся форм деятельности людей

20. Человек, сосредоточенный на собственном внутреннем мире

22. Умение одного человека увлечь делом или идеей многих

23. Социальный пол, определяющий человека в обществе и то, как это поведение воспринимается

24. Процесс объединения частей в целое

27. Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания

29. Способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях

31. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда

32. Упадок в развитии чего-либо; движение назад

По вертикали :

3. Способность мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности как свойство высшей нервной деятельности человека

    Взаимоотношение между людьми, характеризующееся явной или скрытой борьбой

8. Совокупность значений, придаваемых, так или иначе, элементам какой-либо естественнонаучной или абстрактной дедуктивной теории

10. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления

13. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений

14. Отдельно взятый человек, представитель человеческого рода

17. Относительно устоявшийся шаблон мышления

19. Право и возможность распоряжаться кем(чем)-либо, подчинять своей воле

21. Целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения

25. Преобразование, изменение чего-либо

28. Человечность в общественной деятельности, в отношении к людям

30. Система взглядов, идей, представлений, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности

Ответы :

1. сотрудничество

2. мировоззрение

3. субъективность

5. знание

6. субъект

7. миф

9. культура

11. общество

12. прогресс

15. цивилизация

16. эволюция

18. социум

20. интроверт

22. лидерство

23. гендер

24. интеграция

26. харизма

27. эмпиризм

29. мышление

31. человек

32. регресс

3. сознание

4. соперничество

8. интерпретация

10. философия

13. гипотеза

14. индивид

17. стереотип

19. власть

21. труд

25. реформа

28. гуманизм

30. идеология


Критическое мышлпение критическое мышлпение есть мышлпение самостоятельное, носит индивидуальный характер информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления критическое мышлпение начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. критическое мышлпение стремится к убедительной аргументации критическое мышлпение есть мышлпение социальное. Дэвид Клустер, профессор, преподаватель американской литературы, Хоуп-колледж, Холланд, штат Мичиган, США.




















Учитель: взгляд изнутри Любому учителю свойственны три базовых чувства: - чувство иерархии -чувство сцены - чувство само влиятельности Каждое из этих чувств может быть выражено в слабой, средней и сильной степени. Но они обязательно присущи психологии учителя.


Пути к успеху Помните о том, что слишком высокие показатели по трем базовым педагогическим чувствам не только снижают эффективность процесса обучения, но и могут навредить вашему здоровью Не бывает однозначно правильных и неправильных мыслей Когда нам уделяют положительное внимание, нам думается лучше Делайте паузы. Тишина также является мощной формой работы Планируйте в своих уроках «островки» неопределенности. Они гарантируют творчество




Прием ИНСЕРТ V - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; – - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете; + - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым; ? - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
19 Рекомендуемая литература И.О.Загашев, С.И Заир- Бек, И.В.Муштавинская Учим детей мыслить критически «Альянс-Дельта», С-Пб, 2003 См.: Петров Ю. Н. О технологии развития критиче­ского мышления // Химия в школе С; Петров Ю. П., Царева В. В. О применении тех­нологии «Чтпение и письмо для развития критического мышления» // Химия в школе С; Петров Ю. Н. О применении стратегии «Параллельные тексты» // Химия в школе С

Вообще, что касается понятия «мышление», то следует отметить несколько взглядов.
Во-первых, как указывает толковый словарь С.И.Ожегова, мышление – это «способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях».
Разберем это понятие. Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось лишь показаниями его анализаторов. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. То, что у фигуры четыре угла доказывать не надо, так как мы это видим с помощью анализатора (зрения). А вот, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, мы не можем ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать. Такого рода понятие является опосредованным.
Таким образом, мышление есть опосредованное познание. Так же мышление есть познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Для того чтобы выявить эти связи, человек прибегает к мыслительным операциям – сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы.
И, наконец, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений.
И этот процесс вполне доступен детям. Как показывают исследования В.В.Давыдова, дети младшего школьного возраста вполне могут овладевать элементами алгебры, например, устанавливать отношения между величинами. Для выявления отношений между величинами оказалось необходимым моделирование этих отношений – выражение их в другой материальной форме, при которой они выступают как бы в очищенном виде и становятся ориентировочной основой действий.
В психологической науке различают такие формы мышления, как:
понятия;
суждения;
умозаключения.
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры - длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.
Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:
общими и единичными;
конкретными и абстрактными;
эмпирическими и теоретическими.
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки. В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
Каждое новое поколение людей усваивает научные, технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в процессе исторического развития. Усвоить понятие - это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.
Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов, обозначающих имена собственные). В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как «Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или «Эта река несудоходна».
Например, суждение: «Металлы при нагревании расширяются» - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

(ЧЕРЕЗ ТУМАННОСТИ РУССКОГО СЛОВЕСНОГО ЯЗЫКА)

Русскому словесному языку можно посвятить множество комплиментарных отзывов, но коль есть в нём недостатки, то для их устранения о них и нужно говорить. Враждебного отношения к языку в этом нет, есть стремление разобраться в туманностях, вольно или невольно внесённых специалистами в словари при толковании некоторых понятий, и по возможности исправить недостатки.
Не секрет, что туманности языка превращаются при его применении в туманности речи и затрудняют возможность формирования правильной мысли, что, в свою очередь, мешает взаимопониманию общающихся людей и принятию правильных решений.

Современная наука настойчиво исследует таинство образования человеческой мысли и приближает нас к новой эре – эре создания и функционирования средств искусственного мышления. На этом пути в числе важнейших являются задачи по созданию языка, понятного как человеку, так и искусственно мыслящему средству, а также методов формирования искусственной мысли, соответствующей при отражении человеческой речи. Трудность задачи усугубляется тем, что искусственные интеллектуальные средства могут работать только в среде стандартизованных понятий. Контекст, для выяснения того или иного понятия применённого термина, на который часто опирается человеческая мысль, если даже он будет когда-либо реализован для искусственно мыслящего средства, всегда будет фактором, снижающим и производительность, и надёжность, и качество его работы.
В настоящее время в словарях часты случаи, когда термин толкуется множеством понятий, когда его понятие туманно или замещается одним или несколькими иными терминами, также не имеющими чётких определений. Например: термин "жизнь" имеет 14 толкований, а термин "измышление" поясняется через четыре других термина: вымысел, выдумка, изобретение, ложь.
В названии статьи четыре термина. Кажется, они хорошо известны, по каждому из них читатель может дать пояснения и не поверить, что в словарях определения понятий этих терминов туманны. Но, к сожалению, это так.
Прежде чем начать знакомиться со статьёй, прошу читателя записать на листе бумаги своё представление о языке, речи, мысли, мышлении.
«Словарь русского языка» С.И. Ожегова эти термины поясняет так:
Язык – это система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая мышление и являющаяся орудием общения.
Язык – это речь, способность говорить, а также – система знаков, передающих информацию.
В других словарях в дополнение к этому находим, что язык – это средство хранения информации.
Речь – это способность говорить (говорение); стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа, публичное выступление; один из видов коммуникационной деятельности человека, использующий средства языка.
Мысль – это мышление; идея; то, что заполняет сознание; убеждения и взгляды.
Мышление – это способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
«Стилистический энциклопедический словарь русского языка», Москва, изд. «Наука», 2003 г. даёт следующие толкования терминам язык и речь:
Язык – это система языковых и внеязыковых средств выражения того или иного содержания (текста), их речевая организация.
Речь – это функционирование языка в процессе общения.
Речевой акт – это целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принятыми в данном обществе нормами коммуникации; элементарная единица языкового общения.

Вероятно, читатель, Ваши представления о терминах оказались не столь исчерпывающими, но цель статьи не в том, чтобы огорчить Вас. Напротив, предлагаю интересно провести время, погрузившись в исследование понятий указанных терминов. А для этого необходимы не только словарные толкования, но важны и Ваши представления о них. Далее я предложу свои определения языка, речи, мысли и мышления. А это значит, что Вы сможете осуществить критический анализ понятий терминов на основе трёх суждений: своего, словарного и моего. Уверен, что итогом Вашей исследовательской работы станет интеллектуальное возвышение.
Думайте, я же буду «раскачивать лодку».
Начну с описания того, как мы воспринимаем, ощущаем и отражаем реальность (действительность).
Мир, окружающий нас, представлен объектами и явлениями. Под объектами понимаются физические тела от галактик до частиц излучения энергии. Под явлениями понимаются события, признаки которых выявляются нашим мышлением. Например, электромагнитное поле вокруг проводника, по которому движется электрический ток, дождь, ветер, снегопад, ночь, день, небо, сила, движение и многое другое.
У человека, как известно, шесть органов восприятия внешней информации: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и ощущение направления силы тяжести, создаваемое вестибулярным аппаратом. Учитывая, что итогом их «работы» является сигнал или электрический импульс, который по нервному волокну передаётся от них в мозг, можно ограничить рассмотрение процесса наших ощущений в рамках принципиальной схемы: информация об образах и явлениях реальности – органы восприятия – рассудок – разум – память. При поступлении электрического импульса на нейрон головного мозга в нём происходит, как предполагает наука, изменение биохимического состава. Информация, поступившая к нам, например, в виде фотонов света, отраженных от предметов, преобразуется в электрический импульс, а затем в биохимическое изменение клетки мозга. Совокупность нейронов с изменённой биохимической структурой хранит сформированные нами представления как образы и признаки объектов и явлений реальности. Они же, с учётом взаимных связей между нейронами, составляют комплекс познаний или совокупность понятий о реальности.
Для чего я это пишу? – для того, чтобы читатель вспомнил, как эти представления формировались в его мозге, когда он был ещё совсем маленьким и не умел говорить. Спустя год, два, он, сначала неуверенно, неумело, неточно начал применять слова – коды тех понятий, которые у него уже сформировались: мама, папа. Эти коды, до применения, он формировал, слушая голоса родных людей, постепенно соединяя их зрительные образы со слуховыми. Этот метод познания и кодирования реальности человек сохраняет всю жизнь. Первичны понятия, вторичны их коды и словесные описания понятий – определения.
При восприятии словесной информации рассудок слушающего или читающего человека поставляет разуму коды (слова). Разум по кодам устанавливает связи с понятиями, которые составляют его познания. Если понятия имеются и находятся в памяти – принятая информация становится человеку понятной; если нет, то информацию он не понимает. Если в базах познаний по принятому коду находятся иные понятия, то человек принятую информацию понимает по-своему. В подтверждение этому вспомните, как выглядят туркисайды и мурмисайды.
Примечание:Туркисайды и мурмисайды придуманы в 1964 году студентом Московского государственного института культуры Фёдоровым Иваном Макаровичем при подготовке этюда по режиссуре и актёрскому мастерству.
Не можете? А как выглядит Чебурашка? Можете. Услышав слово, понятие которого отсутствует в памяти человека, он воспринимает его как набор фонем.
Код понятия – это искусственно созданный разумом заголовок информационного блока, каким является понятие. Именно процесс кодирования понятий предоставил человеку возможность передавать информацию (совокупность понятий) в сжатом виде. Если бы этого изобретения не случилось, у человека для передачи информации была бы только возможность копирования образов и признаков объектов и явлений реальности, что в ряде случаев крайне затруднительно. Но успех кодирования понятий при их передаче от одного человека к другому зависит от того, имеется ли в памяти у принимающей стороны поступивший код и то понятие, которое он озаглавливает. Отсутствие одного из указанных факторов исключает возможность понимания поступающей информации.
Надеюсь, что этим описанием я не вызвал раздражения у читателя.
Далее предлагаю свои определения заявленных терминов.
Мышление – это процесс последовательного формирования разумом мыслительных категорий.
Мыслительная категория – это совокупность импульсов от активированных разумом нейронов, образующих тематический блок информации для её последующего отражения.
Мышление может быть только понятийным, основанным на реальности, на том, что составляет основу познания. Его исходным качеством является поток импульсов от активированных нейронов памяти к комплексам обработки информации.
Процесс мышления нами не ощущается и первой фазой его объективирования является образование мысли.
Мысль – это последовательность кодов понятий мыслительной категории.
С образованием мысли мы ощущаем появление последовательности кодов понятий, образующей тематический блок информации о ком-то или чём-то, возможности её критического анализа, редактирования и принятия решения на отражение во внешнюю среду выбранным способом. Особенностью мысли является её связь с понятиями, которые, точно призрак, следуют за кодами мысли.
Примечание: С определениями терминов: мышление, мысль, и словосочетания – мыслительная категория, читатель уже мог встретиться в ранее опубликованной статье «Рассудок, разум, мышление».
Понятие – это совокупность представлений человека об объекте или явлении действительности, сформированная его разумом.
Когда возникает задача отражения мысли во внешнюю среду, разум передаёт мысль структуре мозга, управляющей биологическими органами человека, для её отражения. После этого мысль отражается посредством голоса, письма, пантомимы, танца, жеста, живописи, скульптуры и других средств. Эти средства именуются языком.
Откроем толковый словарь, в нём мы увидим термины (коды) со словесными определениями или толкованиями понятий, систематизированными в алфавитном порядке. Это словарь национального языка. Откроем топографическую карту местности, и мы встретимся с языком карты – условными знаками, каждый из которых связан с определённым толкованием, отнесённым к какому-то понятию элемента местности. Язык жестов нам тоже знаком: мы им или владеем, или видели, как им владеют другие люди.
Является ли язык хранителем информации? Конечно, нет. Он не в состоянии осуществлять функции памяти. Существующая связь между кодами и понятиями, прежде всего, существует в памяти человека там и храниться. Опубликование её в книгах или документах, опять же, не является достоинством языка, а является достоинством этих книг и документов. Язык также не является носителем культуры нации и только позволяет судить о её интеллекте на основании состава кодов и определений понятий, отражающих область познанной (востребованной) действительности. Язык не имеет стиля и не может называться речью. Он – инструмент, одним из признаков качества которого является правильность и однозначность толкования кодируемых понятий.
Язык человека – это средство объективирования мышления (представления мысли), основанное на кодировании понятий реальности, посредством словесных, знаковых, цветовых, грамматических, ассоциативных и других построений, отражаемое и воспринимаемое при коммуникации (общении) с помощью световых и звуковых волн.
А что же такое речь? Говорение, разговор, беседа? Но первое, второе, третье и публичное выступление – это звучание слов (кодов) или проявление словесного языка в последовательности мыслей. А тексты, которые не звучат? Разве они не являются речью до их озвучивания? В приведенных из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова толкованиях термины речь и язык являются синонимами. Но какое-то несовершенство ощущается в этом. Собрание условных знаков для картографического описания местности невозможно считать картой какой-то местности. Язык карты и её речь различны по существу. В отношении словесного языка и словесной речи это различие между ними также существует. Словесная речь называется словарями «звучащим языком», но в грамматике русского языка имеется перечень частей речи (существительное, прилагательное, глагол и т.д.). Возникает недоумение: разве существительное перестаёт им быть, если оно не является нам в виде звучащего языка? Скорее всего, надо сделать заключение о некорректности определения в словарях понятия термина речь (словесная).
Вспомните словосочетание родная речь. Что для нас оно обозначает? Верно! – правильно установленное соотношение слов и понятий, которые за ними, точно призрак, скрываются. Но это не один код с понятием, а совокупность кодов с понятиями, построенная мышлением по правилам грамматики в предложения, выражающие событие. А что значит неродная речь? Это когда за кодами у нас нет понятий или когда ни коды, ни понятия нам не известны, или когда нарушены правила грамматики, или когда представленная совокупность кодов со своими понятиями, являясь произвольным набором информации, не выражает события.
Речь - это совокупность мыслей, построенная по установленным правилам, представленная средствами языка.
Словесная речь – это совокупность мыслей, построенная по правилам грамматики в предложения, представленная средствами словесного языка.
Словесная речь может быть мысленной, текстовой, разговорной. Она строится на основе словесного языка. Использование иных средств языка, порождает иной вид речи, которые могут быть преобразованы на основе понятий в словесную речь. Так речь топографической карты может быть представлена в виде текстовых словесных описаний, речь на основе языка жестов, также может быть переведена в словесную разговорную или текстовую речь. Речь балета, представляется либретто. Речь – это сущность того, о чём размышляет, говорит, пишет или что представляет человек.
Как в этом случае понимаются части словесной речи: существительное, прилагательное и так далее? – как коды классификации в структуре этого вида речи. Я бы назвал их кодами классификации первого порядка. Далее, ввёл бы понятие кодов классификации второго порядка для частей речи в предложении. Так код первого порядка существительное в предложении может кодироваться как подлежащее, а может быть дополнением. В современной грамматике части предложения представляют самостоятельный раздел и не соотнесены с речью. Но именно предложения определяют понятие словесной речи – мысли, отражающей сущность кого-то или чего-то. Исходя из сказанного, целесообразно словосочетание части предложения именовать как части речи в предложении.
Речь, и только она, является носителем культуры или интеллекта нации, отражая качество мышления её людей. Речь имеет стиль, и только посредством её образуются информационные базы в нашей памяти и в памяти технических запоминающих средств. Бытующее суждение о том, что эти качества речи принадлежат языку ошибочно.
На этом всё. Я выдохся «раскачивать лодку» и оставляю читателя на гребне раздумий.

Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза. Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности. Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления. Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Особенности мышления младших школьников

Современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т.е. отвлеченно мыслить.

Вопрос об умственных возможностях младшего школьника в разное время решался по-разному.

В результате ряда исследований выяснилось, что умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании условий, то есть при специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный теоретический материал.

Вообще, что касается понятия «мышление», то следует отметить несколько взглядов.

Во-первых, как указывает толковый словарь С.И.Ожегова, мышление - это “способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях”. Разберем это понятие.

Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось лишь показаниями его анализаторов. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. То, что у фигуры четыре угла доказывать не надо, так как мы это видим с помощью анализатора (зрения). А вот, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, мы не можем ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать. Такого рода понятие является опосредованным.

Таким образом, мышление есть опосредованное познание.

Так же мышление есть познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Для того чтобы выявить эти связи, человек прибегает к мыслительным операциям - сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы.

И, наконец, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений.

И этот процесс вполне доступен детям. Как показывают исследования В.В.Давыдова, дети младшего школьного возраста вполне могут овладевать элементами алгебры, например, устанавливать отношения между величинами. Для выявления отношений между величинами оказалось необходимым моделирование этих отношений - выражение их в другой материальной форме, при которой они выступают как бы в очищенном виде и становятся ориентировочной основой действий.