• Дворец Радзивиллов
  • Огромный парк из пяти частей
  • Фарный костел иезуитов

Контакты

Несвиж: дворец Радзивиллов, костел Тела Господня и еще 10 объектов

375 1770 2 06 02

Минская обл., г. Несвиж, ул. Замковая
Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»

Координаты для навигации:

53.222768, 26.691699

375 1770 2 06 02

Благодарим за заказ! Мы доставим Вас в "Несвиж: дворец Радзивиллов, костел Тела Господня и еще 10 объектов" максимально комфортно и оперативно!

Факты

  1. Первым белорусским книгоиздателем был Франциск Скорина. Но первые книги непосредственно на территории Беларуси и на белорусском языке были изданы несколько позже именно в Несвиже Симоном Будным. «Новый завет» с комментариями Будного считается первым в мировой литературе случаем рациональной критики Евангелия.
  2. В Несвиже появился один из первых театров, созданный Франтишкой Уршулей Радзивилл и располагавшийся в «Комедихаузе». Хоть представления велись и на польском языке, театр стал первым в Беларуси и давал представления не только в Несвиже, но и за его пределами.
  3. Прямо возле Несвижа проходит водораздел между бассейнами Балтийского и Черного морей. На территории деревни Осмолово, что чуть южнее Несвижа, протекают реки Лань и Уша. Первая затем впадает в Припять и Черное море, вторая – в Неман и Балтийское море.
  4. В Несвиже произошло первое в Восточной Европе восстание в гетто – 21 июля 1942 года. Памятный знак в честь жертв несвижского гетто установлен в Иерусалиме.
  5. Несвижский замок хранит немало тайн. Под его валами проходят подземные ходы, а легенда гласит, что в подземельях спрятаны 12 статуй апостолов, сделанных из золота. Статуи якобы были покрыты драгоценными камнями, а утеряны они были во время войны 1812 года.
  6. Самая известная легенда замка связана с Черной Панной – Барбарой Радзивилл, которая якобы разгуливает по его коридорам. Интересно в этой легенде то, что Барбара Радзивилл умерла в 1551 году, еще до того, как нынешний каменный замок был заложен, да и сама она ни разу не была в Несвиже.

Что посмотреть

  • Дворец Радзивиллов
  • Огромный парк из пяти частей
  • Фарный костел иезуитов
  • Идеально сохранившаяся замковая башня
  • Слуцкая брама – часть исторических фортификаций
  • Ратуша и историческая застройка

А посмотреть здесь действительно есть на что. Это и дворцово-замковый комплекс Радзивиллов, бывший на протяжении нескольких веков основной резиденцией одного из самых богатых и знатных родов ВКЛ и Речи Посполитой, и удивительная замковая башня, сочетающая в себе черты готики и ренессанса, и городская ратуша, сооруженная в честь обретения городом магдебургского права, и находящиеся рядом с ней старинные торговые ряды, и уникальная Слуцкая брама, встречающая гостей исторического центра с востока, и многое другое. Сами улицы, несмотря на события последних столетий, хранят богатую историю города, которую можно сполна ощутить и сегодня.

Центральное место в Несвиже занимает дворцово-парковый ансамбль. Это не только замок с прекрасным внутренним двором, рвом и фортификациями, но и парк площадью более 90 гектаров, водоемы и прилегающая территория. Поражает органичное сплетение различных архитектурных стилей комплекса: за время его существования он приобрел различные черты ренессанса, классицизма, барокко, рококо, модерна и неоклассицизма. Сейчас замок полностью восстановлен, внутри располагается историко-культурный музей с богатой экспозицией, есть гостиница и ресторан.

Костел Божьего Тела, строительство которого началось в 1587 году, стал первым в Восточной Европе храмом в стиле барокко. Долгие годы костел принадлежал ордену изуитов. Белоснежный фасад храма великолепно вписался в атмосферу старинного города. Уже в XVIII веке рядом с костелом на средства помещика Булгарина была построена часовня, архитектором которой вероятнее всего был итальянец Маурицио Педетти. Интерьер костела богато декорирован скульптурными – барельефы, бюсты, мраморные алтари и памятники – и живописными изображениями. Главный алтарь украшает картина художника Ксаверия Геского «Тайная вечеря», созданная в 1750-е годы. В подвалах костела находится фамильная усыпальница Радзивиллов – 70 саркофагов, 2 канопы и урна с прахом. Костел и крипта открыты для посещения.

Возле костела возвышается замковая башня, построенная в конце XVI века, в архитектуре которой видны черты готики и ренессанса. Изначально она была частью городских оборонительных сооружений. Но уже в XVIII веке стала использоваться как звонница-колокольня. Башня хорошо сохранилась, и кажется, что ее возвели совсем недавно. Стены из красного кирпича и белые контуры окон неизменно привлекают внимание туристов.

Превосходный парк является частью дворцово-замкового ансамбля. По сути это несколько различных парков, созданных в XIX и начале XX века. Всего за 25 лет их было создано пять: Замковый, Старый, Японский, Английский и Марысин. Общая площадь парков составляет более 60 гектаров. Каждый парк по-своему интересен и неповторим. Кроме парков следует обратить внимание на озера: Дикое, Замковое, Бернардинское, Девичье, которые являются органической частью природного ансамбля.

Почти сразу после обретения городом магдебургского права была создана городская ратуша. Строительство завершилось в 1596 году на средства самих горожан, а работами руководил Ян Мария Бернардони. Будучи построенной как самая высокая точка города, ратуша и сегодня остается таковой: ни одно здание за пять с лишним веков не оспорило ее первенство. Сегодня в ратуше представлена музейная экспозиция и проводятся экскурсии.

Еще одно превосходное барочное сооружение ― знаменитая Слуцкая брама. Раньше она была частью городских фортификаций и воротами города со стороны Слуцкого тракта (с юго-востока). Со временем массивные дубовые ворота сняли, а браму перестроили в барочном стиле. Теперь брама служит символом могущества Радзивиллов, Несвижа и ВКЛ тех времен, своеобразной триумфальной аркой. В летний период Слуцкая брама открыта для посетителей.

Нынешний Несвижский государственный педагогический колледж им. Якуба Коласа на протяжении нескольких веков был женским монастырем бенедиктинок. Несмотря на смену профиля, здания бывшего монастыря во многом сохранили свою атмосферу и внешний вид. Особенно интересна брама-колокольня, построенная в 1760-е годы.

Городская застройка представляет большой интерес для туристов. Обязательно прогуляйтесь по старому городу – Вы будете немало удивлены разнообразием архитектурных стилей.

В самом замке и некоторых других исторических памятниках регулярно проходят костюмированные представления. Смотрите расписание!

История

Несвиж был основан до появления в городе замка: первое его упоминание относится к 31 мая 1223 года. Впрочем, археологические раскопки говорят о том, что поселение здесь появилось лишь в XV веке. В результате пересмотра исторических данных сейчас склоняются к тому, что первое упоминание о Несвиже все же датируется 1445 годом.

Изначально город и земли вокруг него принадлежали Миколаю Яну Немировичу, получившему их от великого князя. В 1492 году Несвиж попал в распоряжение к одному из наиболее богатых людей ВКЛ – Петру Кишке. Вскоре владельцами города стали Радзивиллы.

Николай Радзивилл Черный в 1547 году добился получения титула «князя Священной Римской империи» для себя и своих потомков. С этого момента и началось стремительное развитие Несвижа как культурного центра и основной резиденции одного из самых богатых и влиятельных родов Великого княжества Литовского. В 1586 году Радзивиллы закрепили Несвиж за собой юридически в качестве ординации – неделимого владения, передаваемого по наследству только старшему сыну. В этом статусе город оставался до 1939 года.

В 1560-е годы в Несвиже действовала типография, в которой были изданы первые книги на белорусском языке на территории современной Беларуси. Здесь же увидели свет философские и религиозные книги на польском языке, и один из первых нотных сборников в ВКЛ – «Канционал». Примерно тогда же появляется и первый театр.

Сын Черного Николай Христофор Радзивилл Сиротка превратил деревянный Несвиж в каменный. Вернувшись из путешествия по Европе и Ближнему востоку полным идей, он стал воплощать эти идеи в городе, благо, средства богатейшего рода позволяли делать это достаточно быстро. В итоге при нем хаотичная застройка сменилась аккуратной квартальной, вокруг города появились укрепления, а на месте многих деревянных строений появились каменные, созданные итальянскими архитекторами в стиле барокко.

Сиротка снял с местных жителей часть феодальных повинностей, а также ослабил налоговое бремя, что способствовало бурному росту ремесленной деятельности и экономики Несвижа в целом. Кроме того, при нем город получил магдебургское право. В Несвиже начали действовать слесарный, ткацкий и портняжный цеха. В 1583 году началось строительство каменного замка, который расположился несколько южнее существовавшего до этого деревянного. Вскоре на центральной площади за деньги горожан возводится ратуша, а у въездов ― каменные ворота (брамы). За это же время в Несвиже появились каменные культовые сооружения – иезуитский костел, монастыри бернардинцев, бернардинок и доминиканцев. В 1586 году город, согласно привилею короля Стефана Батория, получил собственный герб.

В 1655 и 1660 годах замок безуспешно штурмовали войска московского царя. В 1706 году Несвиж полностью разграбили шведы. Впрочем, уже через несколько десятков лет он снова блистал. В эпоху Михаила Казимира Радзивилла по прозвищу Рыбонька (1702-1762 годы) в Несвиже действовал театр, типография, кадетский корпус, ряд мануфактур, был восстановлен дворец, отреставрирован костел, упорядочена семейная усыпальница.

В ходе борьбы за власть и влияние между Каролем Станиславом Радзивиллом по прозвищу Пане Коханку и князей Чарторыйских последние прибегли к помощи российской императрицы Екатерины II. В результате в 1764 и 1768 годах город был оккупирован российскими войсками. После второго раздела Речи Посполитой он стал частью Российской империи, но остался в собственности Радзивиллов.

В 1921 году Несвиж стал частью Польши, в 1939 году – СССР, а с 1941 по 1944 год находился под оккупацией Германии. В послевоенное время Несвижский замок был превращен в санаторий «Несвиж», который подчинялся КГБ, а позже – Четвертому Главному управлению Министерства здравоохранения БССР и управлению «Межколхозздравница». С распадом СССР замок перешел в распоряжение Министерства культуры Беларуси, после чего началась масштабная реставрация. Она завершилась в 2012 году, а официальное открытие замка состоялось 20 июля того же года.

Усыпальница магнатов Радзивиллов находится под Фарным костёлом. В костёле вход в крипту найти сложно. У левой костельной стены стоит небольшая каменная тумбочка, в котрой сбоку маленькая дверца. На всякого, кто спускается в это молчаливое царство, смотрит череп на фоне перекрещенных лопаты и косы.
Само помещение крипты находится фактически выше уровня земли – на то, чтобы основать ее, Николай Криштоф Радзивилл по прозвищу Сиротка ездил получать разрешение у папы Римского. По христианскому обычаю тело должно быть предано земле, а в крипте тела остаются как бы непогребёнными. Учитывая заслуги Сиротки (он много лет путешествовал по святым землям Сирии, Египта и Палестины и был одним из первых рыцарей Гроба Господня), папа дал Радзивиллу привилей на основание усыпальницы.
К слову, это была третья гробница в Европе после усыпальницы Людовиков во Франции и Габсбургов в Австрии.
Несмотря на то, что в крипте есть окна и она расположена фактически над землей, туда никогда не заглядывает солнце. Говорят, это сделано проектировщиками специально, ведь в солнечных лучах можно увидеть души умерших. Хотя, скорее всего, причина вечного сумрака в слишком толстых костельных стенах.
Сиротка привез из Египта секрет бальзамирования, и все тела, что были погребены до 19 века, сохранились на удивление хорошо. Потом секрет, передававшийся по наследству, был утерян, и бальзамирование не проводили. Тела знатных усопших запаивали в цинковые или свинцовые гробы, и когда внутреннее давление достигало критической точки, процессы разложения останавливались. Правда, такие захоронения даже исследователи не эксгумировали – достаточно хотябы небольшой дырочки, чтобы тело истлело за несколько часов.
Исследования в крипте Радзивиллов проводились дважды. Первый раз в 1905 году – тогда была составлена опись и все гробы опечатали, а второй – сразу после смерти Сталина в 1953 году. По всей видимости, чтобы поддержать тело вождя в сохранном виде, интенсивно искали новые способы бальзамирования, пытаясь разгадать секреты Радзивиллов. Исследования проводила группа профессора Червякова. Открыли секреты или нет – история умалчивает, но известно, какое сильное впечатление произвели на исследователей великолепно сохранившиеся тела Радзивиллов, захороненные еще три века назад.
Основатель крипты и первый в ней погребенный Радзивилл – Сиртка установил два правила, которые никто не должен был нарушать. Первое: в крипте должны покоиться только Радзивиллы (хотя сам же его и нарушил – у его ног саркофаг преданного слуги). Второе: все Радзивиллы погребаются в простой одежде, без украшений. Возможно, благодаря этому обряду крипта сохранилась до наших дней и не была разграблена. Легенда гласит, что сам Радзивилл-Сиротка погребен в плаще пилигрима.
Большинство саркофагов крипты выглядит весьма аскетично: черные деревянные больших размеров гробы, лишь изредка встречаются саркофаги нв лапах грифона. Внутри каждого – деревянный или железный гроб. О том, что здесь похоронены аристократы, напоминают разве что таблички с родословными и эпитафиями и редкие кованные железные венки.
Крипта – одна из главных хранительниц несвижских легенд. Поскольку люди здесь погребались на протяжении четырех веков, среди захоронений есть немало очень странных. У каждого из них - своя незамысловатая легенда. Чаще всего их сочиняли простые люди, чтобы как-то объяснить себе и другим чудачества магнатов. Так, самый легендарный – горбатый саркофаг. Обычный гроб с огромным, в полметра, деревянным горбом на крышке. Рассказывают, что здесь похоронена юная княжна, которая замерзла в парке, ожидая возлюбленного. Ее не смогли положить в гроб, поэтому похоронили сидя. Эта прекрасная легенда была опровергнута исследователями 1953 года. В необычном саркофаге оказалась 74-летняя княгиня, на гробе – эпитафии от детей и внуков, а необычную форму саркофага создает прикрепленная к крышке гроба ваза.
Есть еще одно достаточно странное захоронение. Подальше от основных саркофагов в углу стоит нечто, напоминающее бочонок с ручками. По легенде, здесь покоятся останки князя, которого растерзал медведь. Зверь так искромсал человека, что сложили всё, что от него осталось, в такой вот необычный гроб и поставили в родовую усыпальницу… В 1953 году исследователи открыли крышку бочки и увидели там в растворе человеческие сердце, легкие, печень и почки. Дело в том, что с 19 века начали делать бальзамирование со вскрытием. И когда умерла жена одного из князей Радзивиллов, он запретил, чтобы сердце, которое его когда-то любило, просто выбросили. Поэтому и приказал положить внутренние органы покойной супруги в специальный раствор и поставить в усыпальнице. А на ее гробе выковать эпитафию: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе».
Но самая большая достопримечательность крипты – саркофаг легендарного Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу «Пане Коханку». Это совершенно обычный деревянный гроб с полуистлевшей табличкой, может даже скромнее, чем некоторые другие. Но он свидетельствует о том, что этот человек, о котором ходит столько легенд, действительно существовал. Его называли несвижским бароном Мюнхгаузеном и Казановой. Каких только преданий не донесла молва: и что возлюбленной у него была русалка, и что в Налибокской пуще он поймал черта, любил кататься на повозке, запряженной четверкой медведей. Однажды летом «Пане Коханку» устраивал бал для гостей со всей Европы. А поскольку весил он 10 пудов (160 кг), то на балу разомлел, вышел на балкон и пообещал устроить завтра в Несвиже зиму. Гости тогда решили, что князь хлебнул лишку. Наутро же вокруг замка действительно лежал снег… Хотя, конечно, это был не настоящий снег, а всего лишь соль. Жутко дорогая в те времена, она ценилась на вес золота. Солью был засыпан не только весь парк вокруг дворца, но и дорога, ведущая от замка к костелу (примерно 400 м). В тот день все гости катались на санях. А соли потом хватило Несвижу едва ли не на столетие.
Известно немало легенд о самой усыпальнице. Еще в польской монографии 1937 года «Несвиж» говорится о том, что в крипте стояло 102 саркофага. Сейчас же здесь осталось 72. Куда исчезли недостающие 30 ? На этот счет есть разные версии. Говорят, во время войны часть саркофагов была утрачена – вывезена или разграблена. А возможно, во время послевоенного ремонта крипта была несколько перестроена. В некоторых ее покоях пол отзывается слишком гулко. Такое ощущуние, что снизу есть еще один ярус захоронений. Да и настоятель костела во время и после войны (ксендз Колосовский) рассказывал о каких-то таинственных этажах и ответвлениях, в которых из-за отсутствия кислорода даже свеча не горит. Возможно, из-за этого их просто закрыли. Так или иначе, истинные масштабы крипты и количество погребенных в ней – одна из загадок, ответа на которую пока нет.
Как это печально: любое могущество, богатство и ум однажды уместятся под обычной деревянной доской. Радзивиллы состояли в браках практически со всеми королевскими династиями Европы. Четыре столетия жизни знатного беларуского магнатского рода уместились в небольшой мрачной комнате… Чувствуется в подобном захоронении непонятная сила. Кладбищенские аккуратные могилки не могут сравниться с грозными черными саркофагами. Самый крайний боковой отсек крипты – комната, в которую слабонервным лучше не заходить. Здесь покоится большая семья – 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут погребена несчастная мать Катажина (Екатерина) Радзивилл, схоронившая за жизнь 5 малолетних детей и 7 внуков (по другой версии во всех 12 гробах ее дети). Говорят, несчастная женщина всю жизнь проходила в трауре, без конца оплакивая собственных детей. Современная медицина дает этому вполне материальное объяснение – у аристократов были слишком распространены родственные связи, что и становилось причиной частой детской смертности. Говорят, проходящие возле костела в лунную ночь люди иногда слышат жуткий крик – то душа несчастной Катажины, обернувшись совой, плачет о невинных младенцах.
Самое первое захоронение под костёлом датировано 1616 годом, а последнее – 1936-м. После изгнания из Несвижа Радзивиллов крипта стала чем-то вроде памятника, заботливо оберегаемого служащими костела. Единственное вторжение сюда – комиссия 1953 года. Все настоятели Фарного костёла, сменившиеся за 60 лет, утверждают, что это место не для праздного созерцания и уж тем более не для экспериментов. Свято охраняли они родовую княжескую усыпальницу от стороннего глаза.
В 1936 году здесь был похоронен последний ординат Несвижа – Антоний Альбрехт Радзивилл. Отпевали его месяц – ровно столько длился траур между датой смерти и погребения. Будто чувствовали, что последний. Впрочем, времена меняются. Скрипта снова стала действующей. 8 июня 2000 года здесь был погребен еще один потомок великого рода. Умерший в 1999 году в Англии Антоний Радзивилл завещал похоронить свой прах в усыпальниуе предков. И правительство нашей страны дало на это разрешение, что, вероятно, было немыслимо еще лет десять назад. Так что история старейшей в Европе родовой усыпальницы продолжается…



Несвиж - город-легенда, город-сказка, город-сон. Таких городов немного, и все они знаковые в белорусской истории - Полоцк (столица Полоцкого княжества - первого государственного образования на территории Беларуси), Новогрудок (первая столица Великого Княжества Литовского), Краков, Гродно, Вильня, Прага...

Даже время появления Несвижа окутано тайной. Долгое время было принято считать, что город основан в 1223 году - эту дату вы увидите и сегодня на въезде в город. Согласно летописному упоминанию, 31 мая 1223 на реке Калке в Украине произошла битва русских и половецких войск с татаро- монголами, когда и погиб «князь Юрий Несвежский». Историки ошибочно решили, что раз Несвежский - значит, из Несвижа. Позже выяснилось, что тот «Юрий Несвежский» был, вероятно, из украинского города Несвич, что сходно по звучанию.

Другая, более правдоподобная дата основания Несвижа − 1446 год, когда Несвиж упоминается в летописи в связи с тем, что Великий князь Казимир Ягеллончик передал его Миколаю Яну Немировичу. Однако понятно, что для несвижанина трудно свыкнуться с мыслью, что город моложе на два столетия. Так и приветствует число «1223» горожан и гостей. Однако же от такого «помолодения» этот славный город не становится менее интересным или привлекательным для исследователей, туристов и любителей старины.

Сначала город принадлежал Немировичам, потом Кишкам, с 1513-го - неизменно Радзивиллам. Значение Несвижа особенно возрастает в 1586 году, когда появляется Несвижская ординация Радзивиллов - неделимое владение, которое передавалось только от отца к старшему сыну.

Поэтому услышав название Несвиж, любой образованный человек тут же откликнется: «Радзивиллы!» И не ошибется.

Радзивиллы







Сколько будет существовать Несвиж, столько он будет бла-годарить Радзивиллов. Этот ве-ликий род, согласно легенде, ведет свое начало от мифическо-го пращура Лиздзейки, который советовал (белор. «радзіу») ве-ликому князю Гедымину зало-жить столицу (Вильню) на том месте, где князю приснился ве-щий сон о рычащем волке. В благодарность за ценные советы Гедымин приказал отмерить Лиздзейкестолько земли, пока будет слышен звук охотничьей трубы, - так Радзивиллы обрели

герб «Трубы» (1413 год). Легенду о Лиздзейке даже описал в «Пане Тадеуше» великий Адам Мицкевич.

Согласно более правдоподобной версии, начиналось все с Виленского каштеляна Кристина Осцика (около 1363 - около 1443), назвавшего сына Радзивиллом. Позже имя стало фамилией. Фамилией, которая будет гром-ко звучать на землях Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой долгие века.

Этот славный княжеский род получил город во владение в 1533 году, когда Ян Радзивилл Бородатый женился на Анне из рода Кишек. Ян Радзи-вилл был храбрым рыцарем, доверенным лицом короля Жигимонта I Старого. Сын Яна Радзивилла Миколай Радзивилл Черный стал канцле-ром ВКЛ и виленским воеводой. Его двоюродная сестра Барбара Радзивилл вышла замуж за польского короля и великого князя Жигимонта II Августа. Таким образом владелец Несвижа, по сути, породнился с самими Ягеллонами...

Наибольший расцвет Несвижа произошел во времена князя Миколая Криштофа Радзивилла Сиротки, сына Миколая Черного.

Город получил Магдебургское право (право на самоуправление) - Сиротка сам составил соответствующий привилей и на Гродненском сейме 24 июня 1586 года подписал его у короля Стефана Батория. Благодаря Маг- дебургскому праву город получил ратушу, к которой мы еще вернемся. Сегодня это, кстати, старейшая ратуша в Беларуси.

Вслед за ратушей идет строительство величественного костела, мо-настыря, активно строится замок, в городе появляются другие каменные сооружения: из деревянного Несвижа Сиротка сделал каменный.

Мудрость Сиротки заключалась в том, что он не копил деньги ради денег, а инвестировал в себя, в честь и, говоря современным языком, бренд своего рода. Именно он зало-жил фундамент славы и достоинства семьи, имя которой звучит на просторах Европы вот уже шесть столетий.

Однако не Сироткой единым славится этот великий род: с 1466 года и до наших дней эта семья дала Великому Кня-жеству Литовскому и Речи Посполитой более 40 сенаторов, а также канцлеров, маршалков, гетманов, воевод, епископов...

Добрую память оставили после себя все без исключения правители Несвижа, но наиболее (после Сиротки) - Михал Казимир Радзивилл «Рыбонька» и его жена Францишка Уршуля из дома Вишневецких. Рыбонька практически завер-шил постройку замка (которую окончил его сын Пане Коханку), финансировал росписи костела. Францишка Уршуля основала в Несвиже театр, написала для него 16 пьес и 14 эскизов сценографии этих постановок...

Про род Радзивиллов написано уже множество книг и монографий, а будет еще больше - настолько велики его дела и огромны достижения. «Bognamradzi» («Бог нам советует», белор. «радзіць») - девиз рода Радзивиллов, начертанный на их гербе. И этот девиз никогда не подвел.

Костел Божьего Тела (1589-1593 гг.)

Костёл, колокольня и ратуша

Костёл

Костёл и часовня св. Роха

Св. Екатерина Александрийская

Костел Божьего Тела является одинаково большой святыней и для семьи Радзивиллов , и для всех народов бывшего ВКЛ, и для каж-дого верующего человека.

19 августа 1584 года Сиротка подписал акт основания в Несвиже коллегиума иезуитов. Приход-ская святыня, строительство кото-рой началось еще в 1583 году на мес-те деревянного храма, была пере-дана иезуитам. Было решено пере-строить его, для чего в течение 2 лет храм разобрали. Возведенный на этом месте позднее костел Бо-жьего Тела стал выполнять роль не только иезуитского храма, но впоследствие и приходского.

С точки зрения архитектуры это первая всецело барочная по-стройка на территории Восточной Европы и вторая - в мире. Кроме того, храм примечателен еще и тем, что за 420 лет своего сущест-вования никогда не был закрыт. Для рода Радзивиллов это семей-ная усыпальница , где почили представители рода начиная с 1616-го года и вплоть до наших дней. В свое время крипта Несвиж-ского костела стала третьей семей-ной усыпальницей в Европе (после усыпальницы Бурбонов во Фран-ции (аббатство Сен-Дени) и Габс-бургов в Австрии (Капуцинкирхе в Вене)). Разрешение на создание усыпальницы князь Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» по-лучил лично у Папы Римского, по-скольку в то время считалось не-приемлемым, чтобы покойники оставались после смерти не зако-панными в землю, а на поверх-ности.

Говоря об архитектурном ас-пекте, нельзя обойти феноменаль-ную личность архитектора Джован-ни Мария Бернардони. Как мы уже знаем, в 1582-84 годах Сиротка от-правился в паломничество в Еги-пет, Святую Землю и Италию. Уви-дев там лучшие образцы передовой европейской архитектуры, Радзивилл задумал сделать Несвиж не ху-же. Для этого в Риме Сиротка при-глашает приехать в Несвиж моло-дого архитектора-иезуита Бернар-дони. Тот соглашается и обещает прибыть в Несвиж вслед за Сирот-кой. Однако дорога от Рима до Несвижа занимает несколько лет. Дли-тельное время оставалось загадкой, почему архитектор ехал так долго, однако белорусская исследователь-ница архитектуры Тамара Габрусь раскрыла эту загадку... посмотрев на карту Европы! Выяснилось, что Бернардони, бывший иезуитом, по дороге останавливался не в отелях, а в монастырях и миссиях иезуитов. И почти везде с ним случалась, три-виально говоря, одна и та же исто-рия. Отцы-иезуиты в один голос го-ворили талантливому архитектору: «Построишь нам костел, а потом поедешь дальше!». Воти вышло, что на пути из Рима в Несвиж Бернар-дони оставил в память о себе не-сколько прекрасных костелов. По-следнюю - перед Несвижем - оста-новку Джованни сделал уже в Грод-но, на территории Беларуси. Ко-роль Стефан Баторий также угово-рил архитектора «построить кос-тел» - который известен нам как ка-менная Фара Витовта (разрушена коммун истами в 1961 году).

Впрочем, когда Джованни Ма-рия Бернардони наконец доехал до Несвижа, Сиротка не отпускал его целых 13 лет!

Первым делом был разобран прежний, недостроенный храм, который показался Радзивиллам «мелким». 14 сентября 1589 года был заложен краеугольный камень нового костела, который освятил Виленский епископ, краковский кардинал Юрий Радзивилл. Точная дата известна благодаря памятной доске на стене костела. Бернардони возводит величественный и возвы-шенный каменный храм, прототи-пом для которого в некотором смысле стала базилика Иль Джезу в Риме: возведенная в 1568-1584 го-дах, она задала мотив для последу-ющих храмов иезуитов. Джованни дали свободу творчества, и он по-строил прекраснейший барочный храм (1589-1593 гг.), ставший чудом и прорывом в архитектуре для на-ших земель в то время. Перед косте-лом возникла массивная башня - ныне колокольня, являющаяся са-ма по себе прекрасным памятни-ком архитектуры.

Помимо костела в Несвиже, выдающийся архитектор, вероят-но, построил храмы в Вильне, Но-вом Свержене, Чернавчицах, что под Брестом, деревне Деревное под Столбцами... Выехав, наконец, из Несвижа, Бернардони отпра-вился в Краков, где построил... точную копию костела в Несвиже! И сегодня костел Петра и Павла, в крипте которого похоронен вели-кий теолог Петр Скарга, отличает-ся от Несвижского разве что деко-ром... Тамже, в Кракове, Бернардо-ни умер, успев возвести храм под купол - верх достраивали уже его ученики... Интересный и малоиз-вестный факт: купол Несвижского храма также возводил не Бернар-дони, а приглашенный из Италии архитектор Джузеппе Бризио...

Интерьер костёла

Пресвитерий

Фреска

Фреска в нутри купола

Фреска в нутри купола

Фреска

Внутреннее убранство храма вызывает не меньшее восхищение, чем внешний его вид: барочные черты находят здесь продолжение и даже усиление. После возведения храма началась работа над его внутренней отделкой. С левой сто-роны был создан алтарь Святого Креста из белого, розового и чер-ного мрамора. Над ним работали итальянский скульптор Джиролама Компани и архитектор Чезаре Франко. Алтарь возвышается ровно над входом в усыпальницу Радзивиллов. Интереснейший факт: изначально этот алтарь должен был быть главным в том меньшем храме, который разобрали. А затем был размещен сбоку в новом костеле.

В середине XVII века, во время польско-шведской войны, инте-рьеры храма сильно пострадали, чудом сохранились только камен-ные алтари и надгробья. Всю вто-рую половину XVII века храм про-стоял просто побеленный, причем как снаружи, так и внутри. Масш-табные работы начались в первой половине XVIII века: были сняты перекрытия из боковых нефов, за счет чего визуальный объем косте-ла значительно увеличился; тогда же, в середине XVIII века, были соз-даны фрески и главный алтарный образ «Последняя вечеря». На гра-вюре Гирша Лейбовича 1747 года всего этого еще нет.

Надо сказать, что библейские сюжеты выполнены настолько воз-вышенно и утонченно, что создают импрессию трепета и торжества. Здесь хочется молчать или же мо-литься. Внутреннее убранство хра-ма уже само по себе великолепное явление. Стоит заметить, что если внешний вид храма остается не-изменным вот уже 420 лет, то внутри каждый из князей мог осторожно привнести что-то свое, либо это делали непосредственно сами благодарные прихожане.

Восхищение вызывают колон-ны и арки под самым куполом хра-ма. Особенно когда понимаешь или, по крайней мере, догадыва-ешься, что они всего лишь нарисо-ваны на плоскости! Настолько объемно и правдоподобно это вы-полнено!.. В главном алтаре поме-щена икона «Последняя вечеря», напоминающая нам о последней вечере Христа, а именно во имя Божьего Тела и назван храм. Как мы помним, хлеб был переменен в Божье Тело, а вино - в Кровь. Этот вечный сюжет создает великолеп-ный акцент храма, концентрируя вокруг себя все иные сюжеты-при-ложения. Кстати, создан этот об-раз, как и церковные фрески, в 1752 году Ксаверием Домиником Геским и его сыном Юзефом Ксавери-ем - придворными художниками Радзивиллов.

В боковых алтарях заняли свои места иконы «Святой Игна-тий» и «Святой Франциск Ксаве-рий». Краски всех фресок обнов-лялись в самом начале XX века, над этим работали краковские мастера Бруздович, Матейко и Страйновский. К тому времени, когда рабо-ты по отделке храма были законче-ны, его уже называли «чудом све-та» - за неверояное великолепие. Ректор Новогрудского иезуитского коллегиума в 1752 году писал: «Весь мир объедешь, а такой красоты не найдешь».

Поскольку Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» был челове-ком не только гуманистических взглядов, но и человеком совре-менным, логичным было появле-ние после его смерти барельефа фундатору непосредственно в са-мом храме. Хотя такие «светские» вещи не приветствовались и пото-му не были широко распростра-нены. Надгробье Сиротки из песчаника изображает его во вре-мя молитвы, в плаще пилигрима, который был на нем во время всей пилигримки в Рим и Святую Зем-лю. За спиной Сиротки - изобра-жение рыцарских лат. И эпитафия, которую якобы составил перед смертью сам князь: «Перед лицом смерти никто не рыцарь...» (Кста-ти, гроб Сиротки в усыпальнице стоит ровно под этой надгробной плитой). Неподалеку - памятники умершим детям Сиротки: Миколаю (умер ребенком) и Криштофу Миколаю, который умер в 1607 году от чумы в Болонье. На эпитафии указано: «умер от боли в животе в возрасте 16 лет, 10 месяцев, 3 дней и 13 часов».

В XX веке в костеле появилось несколько мемориальных таблиц: в 1902 году поклонники творчества писателя Владислава Сырокомли (Людвига Кондратовича) в сороковую годовщину со дня его смерти посвятили ему памятную доску; Сырокомля, жизнь и творчество ко-торого тесно связано с Несвижем, венчался в этом храме в 1844 году. В 1930-х годах возникла памятная дос-ка Эдварду Войниловичу, боль-шому другу Радзивиллов, основа-телю Красного костела в Минске. В 2006 году прихожане создали слева от входа в храм (на внешней стене) памятную таблицу ксендзу Гжегожу Колосовскому (1909-1991), кото-рый служил в этом костеле с 1939 года как викарий, а в 1941-1991 годах как настоятель. Ксендз Колосовский спас костел от пожара во вре-мя войны и от разрушения в совет-ское время.

Вообще говоря, внутреннее убранство костела Божьего Тела мож-но смело назвать одним из выда-ющихся музеев художественной европейской традиции своего вре-мени.

Усыпальница Радзивиллов (1616)

В нутри усыпальницы

Саркофаги

Усыпальница

Усыпальница

Здание церкви не очень внушительно, но красиво. Тогдашний правитель Несвижа, князь Миколай «Сиротка» Радзивилл, путешествуя по Европе, был впечатлен церквями Святой земли и Рима и пожелал увидеть в своей вотчине нечто подобное. По типу выстроенный костёл представлял собой базилику с тремя нефами, и его белоснежный фасад несомненно ассоциируется с итальянскими образцами религиозной архитектуры. Фасад весьма украшают искривленный силуэт верхнего яруса и две ниши со скульптурами.


Заслуживает особенного внимания интерьер костела, который украшают многочисленные фрески. Благодаря им слава костела распространилась далеко по Европе.

Эти росписи создавались в середине 18 века, когда костел реставрировали, и считается, что их авторы многое переняли у Рубенса в своей работе. Особенно любопытны изображения колонн под куполом: перспектива в росписях выверена очень тщательно и создает полное впечатление того, что колонны настоящие.

При последней реставрации 1902 г. росписи подновили, и сегодня ими можно любоваться во всей красе. Наиболее интересна «Тайная вечеря» кисти К. Гесского; также интересны иконы боковых алтарей, изображающие святого Игнатия и святого Франциска Ксаверия.


В сентябре 2014 мы в рамках путешествия по Беларуси мы посетили Несвижский замок, и конечно же, Фарный Костел Божьего тела, расположенный рядом и связанный с знаменитым родом Радзивиллов-владельцев замка. Перед поездкой мы читали отчеты других путешественников, но даже не могли представить, какая красота сокрыта за скромными церковными стенами, а в крипте рода Радзивиллов буквально пробегает мороз по коже.

Так как мы провели в гостинице на территории Несвижского замка две ночи, времени у нас было предостаточно на то, чтобы спокойно и без спешки осмотреть весь комплекс. Фарный костел мы оставили на закуску. Заранее мы запланировали, что попробуем договориться на счет индивидуальной экскурсии в туристическом центре, которые находится под стенами костела.


Сонная девушка за стойкой, очень удивилась тому, что мы выразили желание, вот так сразу пойти на осмотр с экскурсоводом. Она пропела что-то вроде того, что это дело очень сложное, и что надо было заказывать экскурсию заранее (при этом два дня мы ходили по Несвижскому комплексу практически в одиночестве, толп туристов видно не было). В общем, немного повыделывалась и за 5 минут договорилась и с костелом, и с гидом о проведении экскурсии. Стоимость - 160 000 белорусских рублей (что-то около 500 рублей, что, согласитесь, на троих человек очень дешево).
Мы подождали всего 30 минут, после чего подошла довольно милая молодая девушка и повела нас к собору.


Рядом с фарным костелом находится бывшая въездная башня к замку Радзивиллов. Сегодня она играет роль колокольни.

Около входа она рассказала нам очень коротко историю собора и рассказала, на что обратить внимание на фасаде.
Первым делом мы, как глупые мартышки, спросили ее о том, что означает слово «фарный». Оказалось, все просто, это слово означает «приходской». В восточной Европе Фарные костелы довольно часто встречаются, например, на территории Эстонии и Польши.

Итак, Фарный костел был построен по распоряжению Миколая Христофора Сиротка из рода Радзивиллов, того самого, который построил в Несвиже каменный замок. Сразу возникает вопрос, зачем был нужен такой шикарный, огромный собор в такой глуши как Несвиж? Все очень просто, Миколай Христовор Сиротка перешел в католичество из протестанства. Когда монахи ордена иезуитов приехали в Несвиж, город им жутко не понравился, и они не дали на это разрешения. Радзивилл Сиротка воспринял это как личное оскорбление и пригласил лучшего итальянского архитектора Джовани Бернардони, который участвовал в строительстве самого главного иезуитского храма Эль Джезе. Архитектор провел в Несвиже ни много ни мало, 10 лет, построив и дворец, и костел.
Строительство костела было завершено в 1593 году, а освящение прошло в 1601 году.
Несвижский костел построен в стиле барокко. На фасаде храма можно увидеть надпись на латыне, которая переводится как «Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Своем».

В нишах на фасаде установлены 4 скульптуры святого Николая (покровитель бедных), святого Христофора (покровителя путешественников). На верхнем ярусе - Игнатий Лойола и св. Франциск Ксаверия.

Пока мы слушали историю на улице, к нам несколько раз пыталась прибиться пара россиян, причем первый раз они даже спросили, как можно заказать экскурсию. В конце концов, они также к нам присоединились, три раза перебив нашу экскурсию. Поэтому проще было из взять с собой, чем постоянно отбиваться.
Осмотрев собор снаружи, мы отправились во внутрь.

На пороге храма экскурсовод сказала нам, что если мы хотим посетить фамильную усыпальницу Радзивиллов, то нужно заплатить с каждого по 10 000 белорусских рублей - сбор на восстановление храма. Что ж, мы не жадные, надо так надо.
Перед входом в собор экскурсовод нам строго-настрого сказала, что снимать нельзя (под страхом быть «избитой» храмовыми смотрителями сделали несколько фотографий на телефон без вспышки, ну мы ж не для себя, все для читателей.

Итак, войдя в собор мы застыли в изумлении. Вот чего-чего, а такой красоты мы никак не ожидали увидеть. Мы с Наташей сразу вспомнили барочные соборы, которые мы видели в прошлом году в австрийской Штирии, роскошь вполне себе сопоставима.

Стены и потолок собора были расписаны в технике гризайль во времена Радзивилла по прозвищу Рыбонька, придворными художниками Радзивиллов, отцом и сыном Гесскими.

В самом центре собора, где обычно находится иконостас расположена икона «Тайная вечерия», которое производит очень сильное впечатление. Икона очень странная, она отличается от привычных изображений этой сцены. Во-первых, Господь и его ученики сидят за круглым столом. На переднем плане расположен Иуда, который в одной руке держит мешочек с 30 серебряниками. Никто из апостолов не отбрасывает тень, кроме Иуды. Авторство иконы установили следующим образом: при реставрации в складках платья Иуды была найдена средневековая авторская подпись с фамилией Гесский.

В Соборе мы еще раз себя мысленно похвалили, за то, что не зажали деньги и взяли индивидуальную экскурсию, ведь экскурсовод указала на множество интересных деталей.
Первым делом мы подошли к древнему алтарю, который сохранился в 16 века. Интересной деталью здесь являются фигуры ангелов, поддерживающих колонны. По интерпретации историков это означает символическое возвращение к правильной вере семейства Радзивиллов.

В интерьере собора есть и фрески, и иконы, и красивые барельефы. У каждого барельефа своя историю. Очень романтична история барельефа, посвященного Констанции Радзивилл (скульптурная группа - женщина, сидящая на мраморном гробе). Барельеф нашли совершенно случайно, он прятался за иконой. На скульптуре трогательно-нежная надпись «Кроме жизни всем я обязан только тебе».
Кроме этого есть барельефы Радзивилла Сиротки и его сыновей.

Особое место в рассказе экскурсовода занял Григорий Викентьевич Колоссовский, который был ксендзом собора во времена великой отечественной войны. Когда немцы заставляли всех сдавать под страхом смерти цветные металлы, Григорий Викентьевич раздобыл справку, что церковный орган был уже сдан, а сам с помощниками разобрал его и закопал в своем огороде, таким образом спасая ценную вещь. В конце войны в купол попал снаряд и начался пожар, однако и тут Г.Колоссовский не растерялся, позвал на помощь, и общими усилиями пожар был потушен. Несвижский собор Божьего тела со дня его основания не закрывался ни разу.

В общем, выслушав все реальные и вымышленные истории, мы спустились в страшное место, в семейный склеп Радзивиллов. Кстати, без экскурсовода вход туда запрещен, но даже без экскурсии советую просто дать немного денег смотрительнице, почему-то мне кажется, что она пропустит.

Семейное захоронение Радзивиллов

В небольшом подземном помещении расположились 72 гроба. Первое захоронение датируется 1616 годов, последнее 1999. Честно говоря, место жутковатое. В голову почему-то сразу лезли фильмы о вампирах. Но с нами была экскурсовод и она всеми силами подливала масла в огонь, различными страшилками и легендами. Она с удовольствие делилась с нами секретами бальзамирования, рассказывая в подробностях, как в те времена делали мумий. Радзивилл сиротка привез с собой из Египта секрет бальзамирования тел, которым впоследствии очень интересовались советские ученые, которые три раза встревали усыпальницу.
Первое что мы заметили, что гробы физически очень большие. На самом деле оказалось, что это гробы-матрешки, то есть внутри большого гроба находится еще один, деревянный или металлический. У более поздних захоронений в гробах установлено стекло, чтобы можно было видеть лицо, вернее то, что от него осталось. По словам экскурсовода - лучше это зрелище не видеть.
Одной из легенд была история о горбатом гробе. Якобы в средние века, одна из дочерей князя Радзивилл влюбилась в простого парня и забеременела от него. Чтобы избежать позора, девушку заточили в башне и объявили сумасшедшей. Там она и родила дочурку. Пока мать была в горячке девочку выкрали. Верная служанка рассказала бедной девушке. Измученная горем княжна обманула охранников и побежала к тому месту, которое ей указала служанка. На утро ее нашли сгорбленной от горя и мертвой. Из-за того, что труп не смогли разогнуть, пришлось и похоронить в горбатом гробу.

В общем, история в реальности история была прозаичнее. В гробу располагалась... ваза для цветов, видимо любимая вещь одной из женщин рода Радзивилл.
В небольшом склепике слева от входа можно увидеть несколько взрослых гробов и 12 детских маленьких гробиков. С этим захоронением также связана страшная история. В маленьких гробиках дети и внуки несчастной Екатерины Радзивилл, жены Михаила Сиротки. По легенде, которую разнесла людская молва, душа матери каждый день прилетала к слепу и превращалась здесь в сову. Сова по ночам кричала истошным голосом, да так, что у каждого, кто слышал эти звуки, волосы становились дыбом. Из 33 детей у нее выжили только 4, представляете, какая была тяжелая судьба этой женщины?

Особо эффектно было, когда мы, находясь в склепе, услышали странные стуки. Казалось, что кто-то стучал по крышке гроба...изнутри. Услышав это, все нервно посмеялись и потихоньку стали двигаться к выходу.

Интересно удалось Радзивиллам согласовать с Римом создание крипты, хотя по христианским законам усопшие должны быть пограблены под землей. Род был богатый и могущественный, все понятно, Рим дал разрешение, так как крипта располагается ниже уровня земли, а, значит, можно считать, что тела расположены под землей. Хитро?
В общем, с интересом выслушав все байки и легенды, мы поднялись наверх.

В храме уже никого не было и мне удалось сделать несколько фотографий на телефон, правда смотрительница поругала за то, что я задержалась в костеле пока она прохлаждалась на уличной лавочке. Вообще она вела себя очень некрасиво, как будто этот костел является ее собственностью, культурно общаться женщину, явно, никто не научил.

В то время как я фотографировала документы в дверях храма, она на меня бросилась буквально с кулаками, с криками «Знаю я вас туристов, вы меня не проведете!». На слова о том, что я фотографирую на улице тетка внимания не обратила. Но мне было все равно, так как в кармане лежал телефон с трофейными фотографиями.

В общем, вот такая у нас получилась экскурсия. Если будете в Несвиже, обязательно посетите Костел с экскурсией. Несмотря на то, что в костел вход бесплатный, с гидом вы получите удовольствия в несколько раз больше.

Поиск дешевых авиабилетов в Минск

Отзывы, цены, бронирование отелей в Белоруссии

Отели Минска