В общую канву работы коллегиального органа управления - педагогического совета - должны быть вписаны не только установочные и итоговые, но и тематические заседания. Педсовет по здоровьесбережению в ДОУ принято проводить следующим после установочного. На мероприятие приглашаются все педработники учреждения, медсестра, логопед, дефектолог, преподаватель физвоспитания, музработник и представители администрации. Важность мероприятия продиктована тем, что реализация образовательных программ может быть под вопросом ввиду низкой посещаемости и высокого уровня заболеваемости детей.

В соответствии с требованиями ФГОС, педсовет по здоровьесбережению должен преследовать важные для ДОУ и его воспитанников цели:

  • укрепление и поддержание структуры здоровья дошколят;
  • применение эффективных форм мотивации воспитанников и педработников к (далее - ЗОЖ);
  • стремление к популяризации ЗОЖ;
  • создание у дошкольников, их родителей и воспитателей навыков ответственности в вопросах сбережения здоровья.

Как избежать ошибок в организации педагогических советов? Читайте материал в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»

РАСКРЫТЬ РЕКОМЕНДАЦИЮ

Для осуществления целей планируются краткосрочные и долгосрочные задачи, которые участники собрания должны выполнить в ходе заседания или за определенный установленный ими период. К ключевым задачам, направленным на сохранение здоровья детей, относят:

  1. Добиться максимально эффективного взаимодействия педагогов, преподавателей физкультуры и медработников детского сада.
  2. Систематизировать оздоровительную работу и физвоспитание дошкольников.
  3. Упорядочить знания педагогов по вопросам профилактики заболеваемости детей, их оздоровления и внедрения методик сохранения здоровья.
  4. Развивать творческий потенциал, здоровьесберегающие навыки и знания педработников в контексте социальных изменений и актуальных требований.
  5. Воспитать у детей навыки культурно-гигиенического поведения.

По ФГОС, педсовет по здоровьесбережению в ДОУ может включать методы активизации педагогов, а потому тематическое заседание, посвященное профилактике детской заболеваемости и сохранения здоровья воспитанников, проводится как в традиционной форме, так и в формате круглого стола, дискуссии, «мозгового штурма», викторины.

Заседание в традиционном ключе начинается с постановки целей и задач встречи, оглашения повестки дня, уточнения присутствующих и отсутствующих педагогов. Секретарь педагогического совета ведет протокол педсовета по физическому воспитанию и здоровьесбережению в ДОУ в соответствии с ФГОС. Заведующий или старший воспитатель оглашает тему заседания.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа: Взаимодействие с родителями воспитанников в ДОО . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Педсовет должен быть полезным и интересным каждому педработнику, потому следует вовлечь каждого в ход обсуждения, решения педагогических задач, планирования. Важным дополнением встречи будут таблицы, схемы и плакаты, демонстрация видео или информативных слайдов. Чтобы встреча была эффективной, ей должна предшествовать , в том числе создание информационных справок, поиск статистической информации, актуальных сведений городского отдела здравоохранения.

К обязательной подготовительной работе относят:

  1. Создание информационного стенда или стенгазеты о теме предстоящего мероприятия.
  2. Подбор специальной литературы, изучение и анализ источников касательно физкультурно-здоровьесберегающей работы.
  3. Предварительное консультирование педагогов по данной теме.
  4. Посещение уроков коллег, организация открытых мероприятий по теме сбережения здоровья детей.
  5. Работа с родителями (анкетирование, оформление стендов, посещение родительских собраний).
  6. Планирование сценария (для нетрадиционного педсовета) и повестки дня (для традиционного мероприятия).
  7. Создание наработок .

На мероприятии:

  • Анализируется состояние здоровья детей и распределение воспитанников по группам здоровья, которое происходит в начале учебного года, динамика изменений, число пропусков по болезни, организация санитарно-гигиенических условий. Отмечаются случаи травматизма (если имели место), эпидемий, график и результаты проведения профилактических медосмотров и прививок. Оценивается физическое развитие детей (вес, рост, физиологические показатели здоровья).
  • Заслушиваются отчеты профильных специалистов (логопеда, медсестры, дефектолога, преподавателя физвоспитания) и педработников, которые резюмируют итоги работы организации гимнастики, ежедневных увлекательных прогулок, процедур закаливания, профилактических мер.
  • Проводится анкетирование педагогов по оценке состояния их здоровья и способности к сбережению здоровья детей, анализируются результаты анкетирования родителей, которое было проведено накануне.
  • Просматриваются видеоматериалы и слайды, создающие комфортную атмосферу дружелюбия, расширяющие кругозор педагогов, демонстрирующие передовой опыт внедрения технологий, сберегающих .
  • Выполняются игровые упражнения, применяются элементы дидактических игр - разгадывание педагогических кроссвордов, игры на продолжение пословиц, поговорок, составление стихотворений или сказок, отгадывание загадок и прочее.
  • Проводятся дискуссии с обсуждением противоположных точек зрения и аргументацией каждой из них.
  • Вырабатываются рекомендации для воспитателей групп: регулярное наполнение оборудование «Физкультурных уголков», соблюдать график и длительность прогулок, обновлять стенд с информацией для родителей, обновлять картотеку игр и прогулок с детьми.

Если заседание педсовета по здоровью в ДОУ проводится в нетрадиционной форме, заведующая и представитель детсадовского методобъединения выбирают среди ряда популярных форматов мероприятия.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные ( , спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • поиск эффективных форм для формирования у детей мотивации к здоровому образу жизни,
  • формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Начать педсовет с анализа выполнения решения предыдущего педсовета.

Уважаемые коллеги, повестку педсовета вы видите на экране (СЛАЙД 2)

Ход педсовета

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают.

Уважаемые коллеги! Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это..." (блиц опрос педагогов) (СЛАЙД 3)

Мы уточнили, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни.

(СЛАЙД 4) По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни. Дети сами, естественно, не могут обеспечить себе здоровый образ жизни. Но это могут сделать взрослые: дома – родители, в детском саду – сотрудники детского сада.

В дошкольных учреждениях в целом сложился системный подход к организации оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований для модернизации оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей.

(СЛАЙД 5) Согласно данным НИИ педиатрии сегодня только 14% детей можно назвать условно здоровыми, то есть не имеющими патологий, серьёзных психологических и физических заболеваний, в то время как порядка 40% страдают хроническими заболеваниями практически с самого рождения, а 50% имеют проблемы в развитии опорно-двигательного аппарата.

Неутешительная статистика, правда? И это только официальные данные. В реальности же дела могут обстоять гораздо хуже.

(СЛАЙД 6) К тому же, состояние здоровья детей из сугубо медицинской стало и педагогической проблемой. При низких показателях здоровья и плохой посещаемости не могут быть реализованы образовательные программы. Поэтому здоровьесбережение в ДОУ – одна из самых актуальных проблем современного общества.

Сегодня на педсовете выясним, какие условия созданы в нашем детском саду для работы по здоровьесбережению, какие здоровьесберегающие технологии используют педагоги нашего ДОУ.

Для начала разберёмся в понятиях.

Наиболее всеобъемлющей и общепринятой является формулировка ЗДОРОВЬЯ, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: (СЛАЙД 7) “Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Что же является самым главным для физического здоровья человека, и ребёнка в частности?

Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т.д. Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский главные “киты”, на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем организма (СЛАЙД 8)

Посудите сами, без пищи человек сможет прожить какое-то время, имея нарушения в опорно-двигательном аппарате, возможно, будет прикован к инвалидному креслу, но всё-таки он будет жить. А если нарушится деятельность сердца или лёгкие перестанут усваивать кислород, а самый простейший вирус, попав в организм, не встретит там преграды в виде иммунной системы, я думаю не нужно быть медиком, чтобы сделать вывод к чему это приведёт. Поэтому так важны эти самые “КИТЫ”, поддерживающие здоровье ребёнка.

(СЛАЙД 9) Основным же средством развития сердечнососудистой, дыхательной и иммунной системы являются циклические движения (бег, ходьба, плавание, прыжки и т.д.), при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Именно циклические виды движений наиболее естественны для ребёнка дошкольника.

Развитие дыхательной системы также напрямую связано с движением. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород из воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но...только на свежем воздухе! Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять 4 – 4,5 часов в день и должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью.

Как обстоят дела в нашем детском саду? (озвучить результаты контроля выхода на прогулку)

Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движением. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. При смене температуры внешней среды кровь от внутренних органов то приливает кожным покровам, то вновь поступает к внутренним органам. Это движение внутри организма, движение на клеточном уровне. Как показали исследования, с включением терморегуляционного аппарата автоматически включается система иммунной защиты. Закаливающее воздействие на организм ребёнка оказывают природные факторы. Не зря говорят: “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”

Определим понятия “Технология” и “Методика”? Очень часто эти понятия путают. (СЛАЙД 10)

Технология - в широком смысле - совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности,

Методика - это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, пошаговая инструкция, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.

(СЛАЙД 11) Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса.

В каждом дошкольном учреждении используются разнообразные программы. В каждой – здоровьесберегающие технологии.

(СЛАЙД 12) Комплексные (направленные на формирование у ребёнка универсальных способностей)

“Программа воспитания и обучения в детском саду” под ред. М.А. Васильевой

(Разделы “Физкультурно-оздоровительная работа”, “Воспитание КГН”, подраздел “Физическая культура” раздела “Обучение на занятиях”)

  • “Детство” Авторы: Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина (раздел “Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными”)
  • “Радуга” Автор Л.Д. Гусарова (Разделы “Формируем привычку к здоровому образу жизни”, “Физическая культура”)
  • “Истоки” автор М.А. Рунова (раздел “Физическое развитие”)
  • “Преемственность” авторы В.Г. Большенков, В.К. Бальсевич (раздел “Здоровье и физическая культура”

(СЛАЙД 13) Парциальные (или специализированные) включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Среди них выделены программы физкультурно-оздоровительного направления, валеологического направления и узкоспециализированные.

К программам физкультурно-оздоровительного направления отнесены:

  • “Физическая культура – дошкольникам” (Л.Д. Глазырина)
  • “Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми” (В.Т. Кудрявцева)
  • “Здоровье” (В.Г. Алямовская)
  • “Театр физического воспитания дошкольников” (Н.Н. Ефименко)
  • “Программа по физической культуре от 3 до 17 лет” (В.П. Щербаков)

К программам валеологического направления отнесены:

  • “Здоровье с детства” (Т.С. Казаковцева)
  • “Здравствуй” (М.Л. Лазарев)
  • К узкоспециализированным программам отнесены:
  • “Старт” (Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина)
  • “СА-ФИ-ДАНСЕ” (Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина), которую уже несколько лет использует в работе наш инструктор по ФИЗО

Выделяют так же технологии, в частности: социально-оздоровительная технология “Здоровый дошкольник” Ю.Ф. Змановского

В комплексной программе “От рождения до школы” содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач (СЛАЙД 14):

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков
  • Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Вы, конечно, обратили внимание, что3 эти задачи присутствуют во всех возрастных группах. Но если 1 и 2задачи дополняются незначительно, то задачи формирования начальных представлений о здоровом образе жизни становятся всё более обширными и глубокими.

Давайте разберёмся, какие виды технологий используются в ДОУ

(СЛАЙД 15) Медико-профuлактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности организовать:

  • мониторинг здоровья детей
    (Анализ документации: наличие в группах карты физического развития и здоровья, листа здоровья /заболеваемости.
  • разработку рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • контроль за питанием детей, физическим развитием, закаливанием;
    (Озвучить результаты тематической проверки)
  • профилактических мероприятий в детском саду (иммунизация, щадящий режим в период адаптации и т.д);
  • контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
  • здоровьесберегающая среда в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медиками и педагогами. Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

(СЛАЙД 16) Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

  • развить физические качества,
  • контролировать двигательную активность и становление физической культуры дошкольников,
  • формировать правильную осанку,
  • осуществлять профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата
  • оздоравливать при помощи средств закаливания,
  • воспитывать привычку к повседневной физической активности и заботе о здоровье

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, а так же в виде различных гимнастик, закаливающих процедур (босохождение, воздушные ванны и т.д.), физминуток, П/и, организация прогулок, и т.д.

(СПРАВКА ТП: Выполнение оздоровительных мероприятий в режиме дня)

(СЛАЙД 17) Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника.

Основная задача этих технологий

  • обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье,
  • обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. (Вежливое обращение к детям, спокойная речь воспитателя, внимательное, заботливое отношение и т.д.)

(СЛАЙД 18) Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на

  • развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья,
  • развитие потребности к здоровому образу жизни.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребёнка, воспитывающий культуру здоровья ребёнка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, заботиться о своём здоровье, не переутомлён работой, должен объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью.

Как оценивают педагоги своё здоровье и готовность к деятельности по здоровьесбережению?

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ – (Анкета для педагогов – приложение №1)

(СЛАЙД 19) Технологии валеологического просвещения родителей

Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в ДОУ, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребёнка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в

  • формировании у родителей здорового образа жизни как ценности,
  • в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в ДОУ,
  • информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка,
  • привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

В нашем детском саду взаимодействие с родителями по вопросам здоровьесбережения ведётся с помощью различных мероприятий. По результатам анкетирования педагогов это: родительские собрания, консультации устные и письменные, папки-передвижки, спортивные праздники, и др.

(Анализ наглядной агитации в родительских уголках – по результатам ТП)

Озвучить результаты анкетирование родителей. (Анкета – приложение №2)

(СЛАЙД 20) Здоровьесберегающие образовательные технологии – это, прежде всего, технологии воспитания культуры здоровья дошкольников.

  • формирование у ребёнка осознанного отношения к здоровью и жизни,
  • накопление знаний о здоровье,
  • развитие умений оберегать его.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нём, когда дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. (т.е., всё то “наполнение” 3 задачи образовательной области “здоровье” программы “От рождения до школы”)

Опрос показал, что педагоги недостаточно компетентны в теоретических вопросах по здоровьесбережению

Давайте посмотрим, как обстоят дела на практике.

Какие здоровьесберегающие технологии используются в группах? (СЛАЙД 21)

ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ГРУПП

(по ходу выступления ставить галочки в соответствующих графах)

1 гр 2 гр 3 гр
УГ
Гимнастика после сна
Прогулки
Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Гимнастика для глаз
Профилактика плоскостопия
Профилактика нарушений осанки
Полоскание рта
Обширное умывание прохладной водой
беседы
Закаливание (Босохождение, топтание по мокрым дорожкам и т.д.)

Итак, В нашем детском саду используются различные формы организации (здоровьесберегающие технологии) работы по физическому воспитанию детей. Особое внимание в режиме дня важно уделять проведению закаливающих процедур

Заостряю Ваше внимание на том, что одна из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка, во время которой дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Кроме того, во время прогулки происходит закаливание органов дыхания, тренировка сердечнососудистой системы, укрепляется иммунитет ребёнка – те самые 3 кита, на которых держится здоровье и жизнь ребёнка.

Так чем же обеспечивается здоровье ребёнка? Предлагаю вам составить модель ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА в виде ДЕРЕВА (работа в группах) (СЛАЙД 22)

  • Ствол – это здоровье
  • Корни – факторы, которые обеспечивают крепкое здоровье
  • Крона – следствие, т.е. каким будет ребёнок

(Факторы: (правильное питание, соблюдение режима дня, ЗОЖ, полноценный сон, закаливание, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность и т.д.)

Следствие – интегративные качества:

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
  • любознательный, активный
  • эмоционально отзывчивый
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
  • способный управлять своим поведением и соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
  • овладевший необходимыми умениями и навыками)

Таким образом, у нас получилась модель здорового ребёнка. (СЛАЙД 23)

И наша с вами задача - “питать” корни – создавать условия, обеспечивающие крепкое здоровье ребёнка.

Итак, наш педсовет подходит к концу. Предлагаю приступить к выработке решений (СЛАЙД 24)

(работа в группах: педагогам предлагается перечень ключевых фраз для принятия решения:

  • Включить в работу (изучить, продумать..)...
  • Апробировать.....
  • Повышать компетенцию педагогов в....
  • Создать на группах...
  • Проанализировать заболеваемость за....
  • Принять к сведению замечания по....
  • Представить результаты работы на......
  • Ввести в практику работы....
  • Неукоснительно выполнять.....)

Пока формулируется проект решения, предлагаю вам ознакомиться с 10 правилами здорового образа жизни. (СЛАЙДЫ 25-36)

Решение педсовета:

Список литературы.

  1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. “Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI ВЕКА”
  2. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. “Как наблюдать за развитием и здоровьем ребёнка”
  3. Соловьёва Н.И., Чаленко И.А. “Здоровый образ жизни”
  4. Тарасова Т.А., Власова Л.С. “Я и моё здоровье”. Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет
  5. “Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях” под ред. В.И. Орла, С.Н. Агаджановой
  6. “Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста” составитель С.С.Бычкова

Елена Клинкова
Педагогический совет «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Цель : повышать педагогическое мастерство воспитателей по направлению «Физическое развитие» ; продолжать формировать опыт работы ДОУ по здоровьесбережению детей .

Задачи : проанализировать работу педагогов по сохранению и укреплению здоровья дошкольников ; стимулировать творческую профессиональную активность педагогов по решению данной проблемы; пополнить банк идей новыми инициативами педагогов по оздоровительной работе с детьми , взаимодействию с семьей.

Форма проведения : смешанная.

Повестка педагогического совета :

1. Вступительное слово по теме педагогического совета старшего воспитателя «Основные направления системного подхода к содержанию физического воспитания детей в ДОУ использованием ) ».

оздоровительная работа ДОУ . ».

3. Продуктивная рефлексивно-ролевая игра «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым ?». Анализ выдвинутых педагогами идей . Разработка «Программы действий» педагогического коллектива ДОУ по сохранению здоровья дошкольников .

4. Упражнение «Часы»

5. Анализ заболеваемости детей по возрастным группам.

6. Презентация учителя-логопеда «

7. Сообщение музыкального руководителя детского сада . Сеанс релаксации под музыку. Психогимнастика.

8. Сообщение «Использование здоровьесберегающих технологий в разных типах физкультурных занятий»

10. Принятие решений педсовета с указанием сроков и ответственных

11. Упражнение «Подарок» .

1. Вступительное слово старшего воспитателя «Основные направления системного подхода к содержанию физического воспитания детей в ДОУ» (с ) .

Здоровый малыш – это радость , счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Чтобы помочь родителям сохранить здоровье своего ребенка , наш детский сад выбрал физкультурно-оздоровительную работу приоритетным направлением.

Каждое образовательное учреждение несет ответственность за здоровье детей . Большую часть времени дошкольники проводят именно в детском саду, под присмотром педагогического и медицинского персонала. Коллектив активно проводит профилактическую работу по сохранению и укреплению здоровья каждого ребенка , решает задачи психофизического развития ребенка, подготовки его к школе, широко используя здоровьесберегающие технологии .

Эффективность оздоровительной работы напрямую зависит от организации образовательного процесса, поэтому его нужно так организовать, чтобы обучение, развитие и воспитание детей не наносило ущерба их здоровью . Наш педсовет посвящен этой важной теме.

Сообщение на тему «Основные направления системного подхода к содержанию физического воспитания детей в ДОУ» (приложение 1) .

(Знакомит педагогов с повесткой педсовета .)

2. Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ . Использование здоровьесберегающих технологий ».

С целью выявления уровня работы ДОУ по направлению физическое развитие в январе, феврале 2017 года был проведен тематический контроль физкультурно-оздоровительных мероприятий и , по его итогам, была составлена аналитическая справка.

3. Проведение старшим воспитателем продуктивной рефлексивно-ролевой игры «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым ?».

Педагогам предлагаю разделиться на 3 группы, выбрав для своего стола соответствующую табличку : «Воспитатели (педагоги ) », «Родители» , «Администрация» (заведующая ДОУ, старший воспитатель, заместитель заведующей по хозчасти). Каждая группа определяет со своей точки зрения причины заболевания дошкольников и предлагает любые, даже самые неожиданные и смелые, идеи для их решения. Все идеи заносятся в протокол.

Теперь проанализируем данные идеи. На их основе разработаем «Программу действий» педколлектива ДОУ по сохранению здоровья дошкольников .

Проанализировав идеи педагогов , выделили основные проблемы и сформулировали задачи для дальнейшей работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ :

1) обеспечить условия, предотвращающие появление у детей переутомления, гиподинамии, стрессов;

2) организовать деятельность педагогов по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни ;

3) повышать квалификацию коллектива по вопросам активного внедрения в ; внедрение наиболее эффективных

4) создать условия для укрепления здоровья сотрудников ДОУ ;

5) регулярно проводить диагностику состояния здоровья детей ;

6) разработать новые формы взаимодействия с родителями по формированию здорового

В соответствии с выводами составляется примерная «Программа действий» , заполняется таблица (приложение 3) .

4. Упражнение «Часы» . Участники сидят в кругу. Между всеми играющими последовательно, как на часах, распределяются цифры. Ведущий называет любое время. Тот, чья цифра соответствует количеству часов, должен быстро хлопнуть в ладоши; тот, чья цифра соответствует количеству минут, сказать «бом» . Если часы показывают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «Бом» .

6. Презентация учителя-логопеда «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речи детей дошкольного возраста».

7. Сообщение «Музыкотерапия в детском саду» музыкальный руководитель. Сеанс релаксации под музыку. Психогимнастика.

8. Сообщение «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников» воспитатель.

9. Аукцион народных подвижных игр.

Предлагается называть народные подвижные игры, поднимая при этом флажок. Тот, кто назовет игру последним - победил, получает приз- папку, для создания копилки "Народных игр"

10. Решения педсовета с указанием сроков и ответственных.

1 Создать папку-копилку здоровьесберегающих технологий , пополнять ее систематически. Срок : постоянно. Ответственные : ст. воспитатель, педагоги .

2 Педагогам активно внедрять в свою работу не использовавшиеся ранее технологии , подготовить отчет-презентацию по данному решению. Срок : до 1 сентября 2017 г. 3 Ответственные : педагоги .

Изготовить нестандартное физкультурное оборудование (1 вид-1 воспитатель) . Срок : до 1 сентября 2017 г. Ответственные : воспитатели.

11. Упражнение «Подарок» . Каждый участник дарит своему соседу справа «подарок» , то есть сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неограниченные возможности. Упражнение проходит по кругу.

Домашнее задание. Создать рисунок - автопортет. Особенностью этого автопортрета будет необходимость подчеркнуть в нем свои профессиональные грани. Для рисования можно использовать любые изобразительные средства.

Приложение 3 Программа действий ДОУ

Задачи ДОУ Что уже выполняется Трудности в выполнении Что еще можно выполнить

1. Создавать условия для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ .

2. Повышать квалификацию коллектива по вопросам активного внедрения в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий

3. Организовывать правильно двигательный режим в ДОУ – важнейшего оздоровительного и профилактического фактора, а также общего режима дня

4. Создать условия для укрепления здоровья сотрудников ДОУ

5. Внедрять наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс

6. Разработать новые формы взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни в семье, профилактике вредных привычек.

7. Организовать кружковую работу по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни

№ п/п Группа Примерные идеи 1 2 3

1 Воспитатели : 1) необходимо принять инструктора по ЛФК, так как в ДОУ есть дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

2) «Начни с себя!» педагога надо научить заботиться о своем здоровье ;

3) самообразование воспитателей по вопросам использования технологий здоровьесбережения . Проведение семинаров, консультаций специалистов по этому вопросу;

4) следует проанализировать эффективность используемых педагогических приемов воздействия на здоровье детей ;

5) недостаток мебели в групповых комнатах, соответствующих росту детей;

6) проводить беседы с родителями о пользе здорового образа жизни . Организовать клуб «Здоровая семья » .

2 Родители : 1) надо найти способ «оторвать» детей от телевизора и компьютера;

2) надо найти время для занятий спортом с детьми. Например, по дороге из детского сада пробежаться, сделать на свежем воздухе несколько физических упражнений;

3) принцип «Начни с себя» эффективен для всех;

4) надо чаще брать пример со своих детей. Они ежедневно укрепляют свое здоровье в детском саду ;

5) беседы с педагогами о здоровом образе жизни приносят пользу.

4 Администрация :

1) необходимо организовать обучение педагогов методам и технологиям , сохраняющим здоровье детей ;

2) провести беседы, консультации с родителями о необходимости соблюдения режима дня дома, правильном питании детей (с показом видеоматериалов) ;

3) увеличить двигательную активность детей в течение дня с целью профилактики гиподинамии, нарушений осанки;

Приложение 1 «Основные направления системного подхода к содержанию физического воспитания детей в ДОУ»

С введением ФГОС образование должно стать еще более безопасным, здоровьеформирующим , здоровьесберегающим .

Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и, в будущем, способны заниматься производительно-полезным трудом. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья . До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни , осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников . Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии » . Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов , психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение и укрепление здоровья .

Здоровьесберегающая технология - это целостная система воспитательно-оздоровительных , коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога , ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Главное для работников детского сада - обеспечить ребенку счастливое детство как самого ценного периода развития. Чтобы дети были счастливыми, они обязательно должны быть здоровыми , поэтому работа нашего коллектива по сохранению и укреплению здоровья детей - это не дань моде, а настоящая необходимость. Ни одна система, направленная на сохранение и развитие здоровья детей , не может дать полноценных результатов, если в этом направлении работает только один специалист, например медицинский работник или педагог . Поэтому, только созданное в ДОУ детско-взрослое сообщество может дать положительные результаты в процессе оздоровления детей .

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих.

Коллектив нашего детского сада прежде всего :

Изучил особенности физкультурно - оздоровительной работы ;

Проанализировал исходное состояние здоровья дошкольников , а также здоровьесберегающей среды в ДОУ ; освоение педагогами методов и приёмов здоровьесбережения ; внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья ;

- просмотрел : взаимодействие валеологической направленности воспитателей с родителями ДОУ.

Так, в детском саду постепенно сложилась система здоровьесбережения :

Различные оздоровительные режимы (адаптационный, на время каникул) ;

Комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по "дорожкам здоровья ", профилактика плоскостопия; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика после дневного сна);

Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре всех типов;

Оптимизация двигательного режима : традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки);

Организация рационального питания;

Медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

Соблюдение требований СанПиН к организации педагогического процесса ;

Комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов .

Основные направления системного подхода к содержанию физического воспитания детей в ДОУ :

ПЕРВОЕ направление – комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами :

Осмотр детей специалистами детской поликлиники;

Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;

Диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.

ВТОРОЕ направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей :

Утренняя гимнастика;

Физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);

Занятия с использованием мини – тренажеров ;

Ритмика;

Гимнастика после сна;

Ежедневный режим прогулок;

Создание необходимой развивающей среды;

Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

Проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

Музыкальные занятия;

Занятия по формированию здорового образа жизни .

ТРЕТЬЕ направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням : от щадящих до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур :

Босохождение;

Умывание;

Ходьба босиком по «дорожкам здоровья » (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия) ;

Воздушные ванны в облегченной одежде;

Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

ЧЕТВЕРТОЕ направление связано с осуществлением лечебно – профилактической работы. В его рамках проводится следующие мероприятия :

Постоянный контроль осанки;

Контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;

Подбор мебели в соответствии с ростом детей;

Сбалансированное питание;

Потребление фитонцидов (чеснока и лука) ;

Употребление соков и фруктов;

использование очистителей воздуха , кварцевание групп.

ПЯТЫМ направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей :

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ ;

Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;

Психогимнастика по методике М. Чистяковой;

Игровой массаж А. Уманской.

ШЕСТЫМ направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий :

Элементы аутотренинга и релаксации;

Элементы музыкотерапии;

Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.

СЕДЬМЫМ направлением является реабилитация и коррекционная работа :

Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;

Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;

Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке;

Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.

ВОСЬМЫМ направлением является консультативно – информационная работа :

Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;

Открытые просмотры ОД с использованием оздоравливающих технологий ;

Активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ ;

Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;

Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;

Проведение ООД с детьми с использованием оздоровительных технологий .

Здоровьесберегающая технология - это система мер , включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников . Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.