34. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ

34.1. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ ЛИЦА И ШЕИ ……………..319

34.2. ДЕФОРМАЦИИ НАРУЖНОГО НОСА ……………………………………………..325

34.3. ДЕФОРМАЦИЯ НАРУЖНОГО УХА ………………………………………………336

Лицо - это передний отдел головы человека. Условно верхняя граница проходит по ли­нии, отделяющей волосистую часть кожи головы от кожи лба. Анатомическая верхняя граница лицевой части черепа - это линия, проводимая через глабеллу (переносицу), надбровные ду­ги, верхний край скуловой кости и дуги до наружного слухового прохода. Боковая граница - по линии прикрепления ушной раковины сзади и задний край ветви нижней челюсти, а нижняя - угол и нижний край нижней челюсти. Рельеф лица и его профиль определяются формой наи­более выпуклых участков - лба, надбровных и скуловых дуг, носа, а также формой мягких тка­ней губ и щек.

Лицо, представляя собой лишь часть головы человека, является главной характеристикой его внешности, т.к. лицо каждого человека обладает индивидуальностью. По лицу человека можно судить о его возрасте, состоянии здоровья, характере, наличии сопутствующих заболе­ваний и т.п.

В 1528 году художник Альбрехт Дюрер в книге о пропорциях человека указывает, что про­порции лица не только строго индивидуальные, но и стабильные. Известно, что у новорожден­ного размер головы в высоту составляет 1/4 часть от всей длины тела, у ребенка 7 лет - 1/6, а у взрослого - 1/8 часть. В клинике принято подразделять лицо на топографо-анатомические области. Различают лицевую часть лобной области головы (надбровные области, надперено­сье) и собственно лицо, состоящее из следующих областей: глазниц, носа, подглазничных, ро­товой, щечных, скуловых, околоушно-жевательных и подбородочной. Пропорции высоты, ши­рины и профиля лица изменяются с возрастом.

При старении, в связи с изменением зубочелюстного аппарата (потерей зубов, атрофией альвеолярного отростка), высота верхней и нижней челюстей уменьшается. В результате этого носогубные и подбородочногубные складки становятся резко выраженными. Инволютивные из­менения захватывают мягкие ткани (тонус мышц снижается, происходит частичная атрофия их из-за недостаточной нагрузки). С возрастом истончается жировая клетчатка и эластичность ко­жи теряется, упругость ее снижена, кожа становится дряблой и складки на лице уже не рас­правляются и образуются морщины. В связи с тем, что тонус мышц снижен, появление морщин еще больше усиливается. Следует отметить, что носогубные и подбородочногубные складки бывают выражены и в сравнительно молодом (до 40 лет) возрасте. В области наружного угла глаз появляется сеть мелких морщин в форме «гусиной лапки» (их появление ускоряет привыч­ка некоторых людей прищуривать глаза). С возрастом на лбу появляются или углубляются лоб­ные складки кожи (продольные или поперечные между бровями - складки мыслителей). Черты лица заостряются, щеки обвисают, появляются избытки кожи век, подбородка и щек.

Стремление к красоте присуще людям извечно и оно является одним из факторов совер­шенствования человека. Эстетическая хирургия способна воспрепятствовать старению.

Эстетическая (косметическая) хирургия является разделом пластической хирургии. Целью эстетической хирургии челюстно-лицевой области является устранение обращающих на себя внимание изменений (возрастных и др.) и дефектов (врожденных или приобретенных). По­сле проведения любой косметической операции остается рубец, который должен удовлетво­рять пациента в эстетическом отношении. Это достигается тем, что разрезы располагаются по ходу естественных складок и борозд.

Отбор пациентов для проведения эстетических оперативных вмешательств является очень важным этапом, т.к. в этот промежуток времени общения с пациентом решается вопрос о возможности выполнения операции данному человеку. Врачу приходиться сталкиваться с неко­торыми людьми, которые при отсутствии косметических недостатков, все же находят у себя не­эстетический вид отдельных частей лица. Они фиксируют на этом свое внимание и все неудачи в жизни (личной или профессиональной) связывают только с этим и проявляют большую на­стойчивость в своем желании быть оперированными. При отсутствии показаний для проведе­ния операции необходимо отказать такому пациенту, т.к. оперативное вмешательство может для него в будущем стать источником душевных переживаний и страданий.

Показания для проведения операций могут быть абсолютными (при наличии выражен­ных и очень заметных косметических дефектов) и относительными (если недостатки слабо-выражены и малозаметны). В последнем случае следует правильно оценить психическое со­стояние пациента с точки зрения возможности совмещения его пожеланий с тяжестью космети­ческого дефекта. Косметическая операция должна выполняться практически здоровым людям.

В челюстно-лицевой области данные операции необходимо проводить у пациентов, достигших 17-18 лет. Исключение составляют лица с врожденными деформациями ушных раковин (лопоухостью), которым хирургическое вмешательство можно проводить в 6-7 летнем возрасте, т.е. перед поступлением в школу.

Высокие точеные скулы формируют великолепный подтянутый абрис лица. Так было во все времена, в большинстве культур и при всех нравах. Если своё «родное» лицо не может похвастаться идеальными пропорциями, пришла пора узнать, как сделать скулы идеальными.

Контурная пластика скул - это процедура, восстанавливающая эстетические пропорции лица.

Каким образом определяются эстетические пропорции лица?

Если пациенту предстоит контурная пластика скул, врач-косметолог делает замеры лица пациента и соотносит их с «золотой маской». «Золотая маска» была разработана в соответствии с правилами «золотого сечения» Леонардо да Винчи, которое до сих пор берется за образец идеальных пропорций. Процедура предполагает максимальное приближение пропорций лица пациента к идеальным в результате процедуры и не изменяет индивидуальные черты.

Каковы показания для контурной пластики скул?

Контурная пластика скул проводится у пациентов с выраженным птозом щек, с «поплывшим» или неправильным овалом лица, выраженной носослезной бороздой, запавшими щеками или плохо выраженной формой скул. Причиной перечисленных показаний является уменьшение объема скуловой кости и, как следствие, обвисание скуло-щечных мышц. Эти изменения не всегда возрастные, они могут быть сугубо эстетического характера. Поскольку пропорции костной ткани черепа являются основой для того, как выглядит лицо человека, то именно на восстановление и корректировку костных тканей направлена данная процедура.

В чем технически состоит контурная пластика скул?

Контурная пластика скул предполагает применение препаратов на основе гиалуроновой кислоты, которые, говоря языком профессионалов, «выкладывают» на скуловую кость лица, тем самым уменьшая недостаточность костной ткани лица и «натягивая» мышцы на их прежнее место. Кость - это основа и каркас для мышечной конструкции. Поэтому самым безопасным способом восстановить убыль костной ткани сегодня являются инъекции гиалуроновой кислоты в скулы..

Как проходит контурная пластика скул и как долго длится процедура?

Коррекция скул филлерами начинается с измерения анатомической вариабельности ширины лица пациента, чтобы понять, сколько процедур потребуется для положительного результата. Ширина глаза пациента умножается на пять, и эта цифра является опорной для определения правильной анатомической ширины лица. Далее лицо пациента дезинфицируется, причем правильной дезинфекцией считается протирание кожи именно спиртовым раствором, а не антисептиками без содержания спирта. Скуловая контурная пластика считается инвазивной процедурой, поскольку гель выкладывается супрапериостально (то есть над надкостнично). Врач делает на лице пациента разметку стерильным фломастером. Далее пациенту вводится анестезия с препаратами, спазмирующими сосуды и уменьшающими неприятные ощущения от инъекций.

Поскольку процедура считается лечебной, места уколов геля выбираются самые безопасные, в соответствии с научнообоснованной разметкой, такие, где отсутствуют сосуды, вены, артерии.

Требует ли коррекция скул реабилитационного периода?

Непосредственно после процедуры в течение трех дней у пациента будет нарастать отек, поэтому визуального эффекта контурная пластика скул в этот период не даст, хотя изменения видны сразу. Эта особенность процедуры связана с тем, что гиалуроновая кислота притягивает к себе много жидкости, в чем и состоит её функция. Может появиться боль, поскольку «неработавшая» до сих пор мышца, начинает натягиваться и создавать ощущение «перетренированности». Такая боль отпускает через одни-двое суток и легко переносится на обезболивающих препаратах.

Контурная пластика скул практически не требует реабилитационного периода, поскольку небольшая отечность будет заметна только самому пациенту. Окружающим не бросается в глаза изменение наших индивидуальных черт лица. Напротив, процедура дает эффект посвежевшего лица, и окружающие будут воспринимать пациента отдохнувшим или похудевшим. Такой результат достигается за счет более выраженных скул и подтяжки брылей, что дает желаемый молодой овал лица.

Какие преимущества и какой эффект даёт коррекция скул филлерами?

Контурная пластика скул способна заменить или отдалить пластическую операцию. По результатам клинических исследований в отдаленном времени (то есть, когда пациента наблюдают много лет), инъекции гиалуроновой кислоты в скулы отдаляют старение. Процесс старения отодвигается за счет восстановления опорной функции дермы и восстановления мышечного натяжения.

Коррекция скул филлерами позволяет пациенту выглядеть моложе на много лет, иногда даже на 30, она удаляет все возможные морщины и несовершенства кожи, восстанавливает молодую упругость и плотность кожи. Овал лица снова приобретает свойственный молодому лицу треугольник основанием вверх, или форму сердца.

Насколько длительный результат гарантирует контурная пластика скул?

Сам препарат может находиться в местах инъекции в среднем от года до полутора. Но даже после биодеградации (рассасывание, разложение) препарата гиалуроновой кислоты, контурная пластика скул дает возможность пациенту выглядеть намного лучше именно за счет восстановления опорной функции дермы. Гиалуроновая кислота восстанавливает все волокна и волокнистые структуры, межуточное вещество дермы. Межуточное вещество - это бесструктурная жидкость, в которую погружены волокнистые и клеточные элементы кожи. Оно состоит, в том числе, из гиалуроновой кислоты и отвечает за образование коллагена. В то же время коррекция скул филлерами способствует замедлению резорбции костной ткани.

Нужна ли повторная процедура, и через какой период времени?

Контурная пластика скул требует врачебного осмотра через две недели после процедуры, на которых врач определит дальнейшую терапию. Возможно, потребуются повторные процедуры с минимальным перерывом в две недели, если к ним будут показания. Высокопрофессиональный специалист будет опираться на научные и математические измерения и не станет добиваться недостижимого результата, желаемого пациентом. И, конечно же, никогда не будет делать контурную пластику скул «на глазок».

Может ли контурная пластика скул вызвать отторжение?

Контурная пластика скул предполагает применение препаратов гиалуроновй кислоты разных плотностей, в зависимости от места введения. Гиалуроновая кислота является рекомбинантым, биосинтезированным препаратом, аналогичным тому, который находится в организме человека. К гиалуроновой кислоте не вырабатывается антител, соответственно, не происходит аллергических реакций и не наблюдается отторжения. Гиалуроновая кислота регистрируется как медицинский препарат и, фактически, является лечебным продуктом. Состояние кожи улучшается за счет восстановления обменных процессов, свойственных молодой коже, повышается тургор кожи.

К каким осложнениям может привести контурная пластика скул?

Контурная пластика скул, как и любое вмешательство, может вызвать осложнения. В основном, они связаны с непрофессионализмом врача. Одно из них, встречающееся в половине случаев - инфицирование, связанное с несоблюдением врачом правил антисептики и асептики, например, если врач использует хлоргексидин вместо спиртового раствора.

Контурная пластика скул может вызвать и другое осложнение, связанное с неправильным выбором препаратов и нарушением техник введения, - ишемию. Ишемия - это сдавление тканей, нарушение их микроциркуляции, которое затем приводит к проблемам асептического и даже септического характера, то есть нагноению тканей.

Другие осложнения контурная пластика скул может вызвать, если пациент не соблюдает рекомендаций врача. Например, специалисты не рекомендуют делать процедуру менее, чем за две недели до авиаперелёта, иначе гель может быть поврежден и будет воспаляться в коже. Процедура подразумевает отказ в течение некоторого времени от физических упражнений, алкоголя, солярия, саун и бань. Несоблюдение этих рекомендаций приводит к ускорению кровообращения и, как следствие, к травматизации тканей гелем и последующим отекам, гематомам и воспалению.

Скрывая от врача хронические заболевания или наличие противопоказаний, пациент ставит под угрозу собственное здоровье, поскольку в таком случае контурная пластика скул может стать провокатором для развития весьма грозных осложнений.

На сегодняшний день контурная пластика скул считается одним из наиболее эффективных и безопасных способов получить без хирургического вмешательства и за короткий срок совершенно молодое лицо с подтянутой кожей, правильным овалом и красиво очерченными скулами.

- врач-косметолог первой категории, дерматовенеролог, лектор Кафедры дерматовенерологии и микологии РМАПО, дипломирована английским обществом клинической медицины при центральном госпитале Лондона (2007-08 гг.), специалист по контурной пластике и главный врач компании «НовоНексус», Москва.

Задать вопрос доктору

Колесова Лияна

Врач косметолог, Москва

82 ответов на вопросы, 352 отзыва

Лияна Колесова – врач-косметолог первой категории, дерматовенеролог, обладатель диплома английского общества клинической медицины, лектор Кафедры дерматовенерологии и микологии РМАПО, ведущий специалист в области контурной пластики. В арсенале доктора Колесовой – инъекции гиалуроновой кислоты, способные в руках чуткого профессионала на много лет отодвинуть, а то и отменить необходимость в пластической хирургии. Инъекции гиалуроновой кислоты делают лицо моложе на десяток лет, формируют подтянутый овал. Доктор Колесова называет причиной старения убыль костной ткани и, как следствие, потерю дермой своей опорной функции. Признаки старения и потеря молодого овала лица корректируются при помощи контурной пластики, которая состоит в инъекциях гиалуроновой кислоты в различные зоны лица. Доктор Колесова владеет научно-обоснованными расчетами пропорций лица для идеального эстетического результата. Доктор Колесова проводит коррекцию формы губ и возвращает своим пациентам красивые и молодые губы. Увеличение губ гиалуроновой кислотой может быть также востребовано и при их несовершенной природной форме. Для восстановления эстетических пропорций лица доктор прибегает к коррекции формы подбородка. Эта процедура эффективно стирает следы возраста при «поплывшем» овале и «двойном» подбородке. Будучи признанным экспертом в области контурной пластики, доктор Колесова проводит обучающие семинары и мастер-классы для специалистов. Эстетические результаты контурной пластики в исполнении Лияны Колесовой превосходят все ожидания пациентов, продлевая их молодость и приумножая красоту.

Тема: Пропорциональные особенности и пластические точки лица человека. Преподаватель: Умрихин С. В. Работу сделала: студентка группы 02 -2 ПЭ Зуева М. А.

Введение: В данной презентации мы рассмотрим пропорции и пластические точки лица. Лицо человека формируется за счет черепа, хрящей, жира и мышечной ткани, сейчас мы рассмотрим это подробнее.

Череп: Череп определяет форму головы, бровей, скулы, нижняя челюсть. Люди устроены одинаково, но всё равно очень разные. Достигается это за счёт довольно небольших вариаций, которые тем не менее человеческий мозг ухватывает моментально.

Мышцы головы и лица: Мышцы создают рельеф, так же они могут двигаться и деформировать лицо, передавая не только тот факт что персонаж говорит, но что гораздо важнее, передавая эмоции, то есть даже для статики вероятность деформации нейтрального выражения лица очень высока.

Мимические мышцы: Их специфика состоит в том, что они одним концом прикрепляются к костям, а другим - к коже или другим мышцам. Каждая мышца облечена в фасцию - соединительную оболочку (тонкую капсулу), которая есть у всех мышц.

Мимические мышцы делятся: Мышцы свода черепа: Надчерепная мышца; Поперечная выйная мышца; Передняя ушная мышца; Верхняя ушная мышца; Задняя ушная мышца; Мышцы окружности глаза: Мышца, сморщивающая бровь; Мышца гордецов; Круговая мышца глаза; Круговая мышца рта; Мышечная система носа: Носовая мышца: крыльная часть, поперечная часть; Мышца, опускающая перегородку носа; Мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа; Мышцы скул: Большая скуловая мышца; Малая скуловая мышца; Щечная мышца; Мышца, опускающая угол рта (треугольная мышца); Мышца, опускающая нижнюю губу; Мышца, поднимающая верхнюю губу; Подбородочная мышца.

Пропорции лица человека: Лица у людей очень разные, но есть общепринятые нормы по которым мы определяем пропорциональность лица человека: Пропорции: 1 - расстояния от кромки волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка равны; 2 - глаза находятся ровно посередине черепа; 3 - ширина крыльев носа равна ширине глаза и также равна расстоянию между глазами, или крылья носа заканчиваются там где начинаются глаза. (это же расстояния от глаз до края лица, то есть по ширине лицо состоит из 5 глаз); 4 - угол брови угол глаза и кончик крыла носа находятся на одной линии; 5 - уголок рта заканчивается там где начинается радужка (или по центру глаз); 6 - глаза и рот располагаются в третях основных отрезков (линии волос, бровей, кончик носа, подбородок) ; 7 - уши по размеру и положению равны носу (вписаны во второй основной отрезок) (или верхний край чуть ниже); 8 - край нижней губы посередине основного отрезка.

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

  1. «Каждый раз, рисуя портрет, особенно на заказ, я теряю друга».
  2. «Портрет - это картина, на которой в конечном итоге губы выглядят как-то не так».

Портрет - один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Зачем изучать пропорции

Пропорции нужны для того, чтобы понять, как объекты расположены относительно друг друга в размерном, плоскостном и промежуточном соотношении. Если для портрета важна хоть небольшая доля реализма, без знания пропорций этого не добиться. С другой стороны, абстрактные портреты никто не отменял.

Знание пропорций помогает передавать не только черты лица, но и эмоции и мимику человека. Зная зависимость изменения внешнего вида от положения головы, эмоционального состояния модели и освещения, художник может перенести на холст характер и настроение человека, тем самым создавая предмет искусства. Но для этого необходимо знать правильные пропорции лица и уметь строить композицию в соответствии с правилами.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части - от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

Угловатые формы лиц

Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.

Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц - высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.

Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.

Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.

Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы - самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта.

Очертания лица

Для начала рисуем круг - это будет широкой частью черепа. Как известно, основные черты лица занимают место под кругом. Чтобы примерно определить их место, делим круг пополам вертикально и линию продолжаем вниз так, чтоб нижнее очертание окружности делило ее ровно пополам. Низ линии будет подбородком. От боков круга к «подбородку» нужно провести линии, которые станут предварительными очертаниями скул и щек.

Если портрет рисуется с лица модели или по памяти, то можно несколькими легкими линиями подкорректировать форму, определить примерную ширину подбородка и линию роста волос. Стоит обратить внимание, что волосы на портрете будут занимать некоторую часть круга, который был нарисован в самом начале.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей - каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

Нос и губы

Вертикальную линию нижней части лица нужно разделить пополам. Отметка середины там, где должно быть основание носа. Ширину носа легко определить, проведя параллельные линии вниз от внутренних уголков глаз.

Оставшуюся часть - от носа до подбородка - нужно снова разделить пополам. Средняя линия совпадает с линией рта, то есть прямо над ней располагается верхняя губа, а под ней - нижняя. Ширину рта можно вычислить, проведя параллельные линии вниз от середины зрачков. Ширина подбородка обычно равна ширине носа.

Построение пропорций человеческого лица, описанное выше, является упрощенным методом и подходит для идеальных лиц, которых в природе не так много.

Внешний облик человека Внешний облик человека, т. е. его наружный вид, представляет собой совокупность данных, воспринимаемых зрительно. Определяющими во внешнем облике являются его элементы. Ими являются отдельные анатомические органы, целые области тела, отдельные части целого, функциональные проявления, а также одежда и другие сопутствующие предметы. Каждый элемент, как всякое свойство, характеризуется определенными признаками, которые индивидуализируют внешний облик человека. Таких признаков внешности может быть выделено достаточно много, а различных сочетаний этих признаков - еще больше.

Многочисленные и разнообразные особенности внешности человека образуют три основные группы признаков: анатомические, функциональные и сопутствующие. Анатомические и функциональные признаки считаются собственными и являются основными в идентификации человека. Сопутствующие - это косвенные признаки, характеризующие внешний облик человека косвенно и способствующие его отождествлению. Анатомические признаки определяют пол, возраст, рост, телосложение, антропологические черты внешности, строение тела, головы, лица и его элементов. Особое внимание, естественно, уделяется лицу человека как наиболее индивидуализирующему личность при ее зрительном восприятии. Кожные покровы лица, в особенности те из них, которые характеризуются близкорасположенной костно-хрящевой основой черепа, относительно устойчивы в течение всей жизни человека, что делает возможным отождествление личности, внешний облик которой был зафиксирован даже со значительным интервалом времени. К анатомическим признакам относятся размеры, форма, контур, положение, цвет и особенности строения отдельных частей лица и тела.

Функциональные признаки проявляются в процессе жизнедеятельности человека, характеризуя его двигательные и физиологические функции. Функциональные признаки отражают внешнее проявление жизнедеятельности человека. Среди них наиболее выраженными и доступными наблюдению являются признаки, характеризующие осанку, походку, жестикуляцию, мимику и речь. Осанка определяется положением головы по отношению к вертикали и туловищу, а также положением туловища относительно вертикали. Походка определяется главным образом взаимным положением ног, рук и корпуса в различные моменты движения, а также темпом ходьбы. Жестикуляция проявляется в особых движениях рук, к которым прибегают с целью повышения выразительности речи. Мимика задается движением мускулов лица и является привычным способом выражения определенного состояния или чувства. Речевые функции характеризуются элементами собственной речи и речевого механизма. Они проявляются в языке, диалекте и акценте. Поведение человека проявляется внешне в различных привычках и манерах и выражается в особенностях выполнения определенных действий, например в манере здороваться с окружающими, приглаживать волосы, смеяться, тушить окурок, держать сигарету и т. п. Функциональные признаки легче подвергаются изменениям, однако среди них могут быть довольно устойчивые, обусловленные особенностями анатомического строения (например, хромота как следствие укороченной ноги), заболевания и др.

Отображения внешнего облика человека Отображения внешнего облика человека, используемые в криминалистике, принято делить на субъективные и объективные. Субъективные отображения возникают в результате непосредственного зрительного восприятия человека или его останков другим лицом. Объективное отображение внешнего облика человека - это его отображение па фотоснимках, кинолентах, рентгеновских снимках, в следах, его видеоизображение и т. п.

Пластические точки лица Объективное отображение внешнего облика человека - это его отображение па фотоснимках, кинолентах, рентгеновских снимках, в следах, его видеоизображение и т. п.

Точки на коже не только способны сигнализировать о заболеваниях или патологиях, но и улучшать внешний вид. Этими секретами столетиями пользовались восточные красавицы, чтобы продлить себе молодость. В наше время мало кто пользуется этими приемами. А зря. Точки акупунктуры при верной стимуляции дают результат не хуже, чем салонные процедуры красоты. При этом они доступны и бесплатны.

Существуют определяющие точки на лице, которые необходимо учитывать пластическим хирургам при выполнении ринопластики, так как они помогают спроектировать оптимальную по пропорциям форму носа. Такие точки на лице следующие: гнасион (gnasion) – нижняя средняя точка выступающей части подбородка; ментон (menton) – наиболее выступающая точка на нижнем крае подбородка; назион (nasion) – точка на лице в центре между носовой и лобной костями; погонион (pogonion) – точка на лице в центре самой выступающей части подбородка; ринион (rhinion)- точка на спинке носа, где соприкасаются между собой хрящ перегородки носа, носовые кости и треугольные хрящи; селлион (sellion) – глубокая точка на лице в выемке между глабеллой и спинкой носа; субназальная точка – точка на лице, находящаяся под передней носовой остью, которая является вершиной носо-губного угла.

При регулярном прорабатывании этих точек с эфирными маслами реально продлить молодость, поправить здоровье в домашних условиях.