Одним из видов стимулирования работника для повышения качества его труда и производительности считается . Но с другой стороны, премия выступает как , то есть ее начисление .

Следовательно, необоснованная премия является проблемой не только руководства компании, но и налоговых органов. И задача ее взыскания становится от этого только актуальней.

Нормативное закрепление

Все, что связано с премией, законностью ее начисления и возможности удержания, отражается в таких документах:

  • 129-ой статьи ТК , об .
  • 191-ой статьи , о порядке премирования и внутренних документах о премировании в компании.
  • 137-ой статьи , о возможности удержания необоснованной премии.
  • 1109-ой статьи ГК , о возможности возврата незаконной премии.

Основываясь на федеральных нормах, каждая компания разрабатывает и принимает к исполнению . В нем обязательно отражаются:

  • Все виды премий, действующие в компании.
  • Их регулярность.
  • Источники средств для их выплат.
  • Условия и субъекты премирования.

Несоблюдение при выплате премии одного из пунктов, закрепленных во внутренних или государственных нормативных актах, делает эту премию необоснованной. А именно, это может быть:

  • Отсутствие документального закрепления данной премии. То есть в локальных документах фирмы подобный не прописан.
  • Недостаточная степень документальной проработки. В положении премия обозначена, но там ничего нет о периодичности выплат, оснований, показателях для премирования.
  • Дублирование премий. То есть премия месячная, или за одни показатели.
  • Премия выплачивается при невыполненных показателях.
  • Премия выплачена сотрудникам, которым по положению она не положена.
  • Нарушение документального оформления премии, например, в приказе допущена ошибка.
  • Распределение премии было сделано с нарушением установленного внутренними документами порядка.
  • Допущены ошибки или неточности при расчете размеров премии.
  • Не соблюден источник формирования премии. Например, выплаченная премия из прибыли при ее отсутствии.
  • Общая сумма премиальных превышает установленный верхний лимит.
  • Премия, назначенная руководителем самому себе, в обход существующих в компании правил.

Когда может возникнуть такая необходимость

Премия, как один из видов стимулирования труда сотрудников компании, бывает выгодна как работнику, получающему , так и работодателю, получившему дополнительный рычаг воздействия на подчиненных. Но премия должна быть законна и обоснована.

Недопустимо нарушать установленные правила ни в минус, ни в плюс. Но необходимость в возврате переплаченной премии возникает, если:

  • Необоснованная премия стала результатом допущенной ошибки (счетной или не счетной).
  • Данная переплата была сделана намеренно, для уменьшения налога на прибыль, или вывода денег из фирмы без ведома собственников.

Чем грозит необоснованная выплата премии

За подобное деяние, ответственность грозит главным образом руководству фирмы. Последствия для них могут быть такими:

  • Возмещение ущерба собственникам.
  • Судебная ответственность, если это были систематические злоупотребления.

Для получившего необоснованную премию все по другому. Если в этом нет его умысла и вины, то закон на его стороне. В таком случае работник:

  • Не может быть наказан.
  • Имеет право не возвращать премию, даже необоснованную.
  • Взыскать с него данную премию возможно лишь в случае, если это результат счетной ошибки.

Способов вернуть ошибочную премию всего два:

  • Взыскать.
  • Предложить работнику вариант добровольного возврата.

Причем в случае его отказа, удержать переплату можно только при наличии всего нескольких поводов к этому. Это можно сделать, когда:

  • Необоснованная выплата премии – результат счетной ошибки.
  • Судом () установлено, что сотрудник не выполнил требования для начисления премии, и сам виноват в сокрытии этого.
  • Незаконность премии – результат неправомерных поступков сотрудника, и это доказано судом.

Счетная ошибка

Счетными могут только ошибки, допущенные при расчете. И связанные с арифметическими действиями при расчете вручную, или техническим сбоем бухгалтерских программ. Переплата, основанная на:

  • Неправильном вводе данных.
  • Случайным удвоением суммы выплат.

Как счетные не определяются.

Процедура взыскания

Последовательность такая:

  • Определение причины выплаты необоснованной премии. И если она позволяет начать процедуру взыскания, то перейти к ней.
  • Вначале составляется акт, с фиксацией суммы переплаты и ее причины.
  • Затем сотрудник (сотрудники) письменно уведомляются об этом. В письме должно звучать предложение вернуть деньги добровольно в согласованные сроки.
  • Если работник не возражает, то он должен подтвердить это письменно.
  • После получения согласия, руководитель фирмы подписывает приказ об удержании, с указанием суммы и сроков. От составления акта до приказа должно пройти не более месяца. Если сумма большая, то удерживать ее можно частями, по договоренности.
  • Если работник не согласен, или месячный срок пропущен, выход один – обращение в суд, который уже и будет принимать решение.

Все государственные службы, федеральные, областные и муниципальные органы, бюджетные учреждения содержатся в основном за счёт средств различных уровней бюджета. Руководители должны строго соблюдать законодательство и не допускать нецелевое расходование бюджетных средств на нужды, не указанные в отчётных документах и планах. Выделяемые средства нельзя направлять на неверные статьи расхода. За выявленные нарушения норм по принятым бюджетным обязательствам ответственные должностные лица несут административное наказание по КоАП РФ или уголовное наказание по УК РФ.


Для выделения денег из государственной казны учреждения должны представить на рассмотрение чиновникам бумаги, в которых чётко расписано, на решение каких задач требуются бюджетные деньги и в каком количестве. Как правило, такими документами могут являться бюджетные планы, росписи, уведомления об ассигнованиях, смета и прочее.

Неправомерное растаскивание или хищение бюджетных средств подразумевает растрату больших денег на цели, не предусмотренные в отправленной заявке.

За нецелевое использование бюджетных средств ответственность УК РФ такая:
  • взыскание от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или заработка / других поступлений за 1-2 года;
  • обязательные работы до двух лет или судьёй может быть наложен запрет на исполнение осуждённым должностей или осуществление определённой трудовой деятельности на срок до трёх лет;
  • строгая изоляция до шести месяцев либо тюремное заключение до двух лет, к этому наказанию может быть добавлено лишение прав на определённые должности или на какую-нибудь деятельность на период до трёх лет.
Если растрата средств на нецелевые нужды совершена несколькими лицами в очень крупной сумме, тогда применяется следующая уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств:

Законодательством определено, что крупным объёмом средств бюджета считается более полутора миллионов рублей. За нецелевой расход в особо крупном размере придётся отвечать, если была растрачено более 7 500 000 руб.

Должностные лица, осуществившие нецелевую растрату денег, признаются преступниками. Опасность их деяний состоит в подрыве функционирования государства, основы финансового обеспечения со стороны Правительства, а также в создании условий для экономических преступлений.

Вся российская бюджетная система состоит из фондов следующих уровней:
  • федеральный;
  • региональный;
  • муниципальный;
  • внебюджетный.

Деньги из казны могут быть выданы определённому получателю на обозначенные нужды. Если средства фактически были переданы другому лицу или потрачены на незапланированные задачи, это считается нарушением законодательства, за которое устанавливается административное или уголовное наказание.

Цели, на которые выделяются деньги из казны, могут быть такими: промышленное, сельскохозяйственное, транспортное и другие виды государственного развития; охрана природы, восстановление ресурсов и т.д.

Средства из бюджета выдаются в следующих формах:

Использованием предоставленные денежных средств не по назначению считается их направление на расходы, не указанные в смете, или оплата одних затрат бюджетного плана за счёт других.

Растрата средств осуществляется путём списания всей предоставленной суммы со счёта и выдачи её какой-нибудь организации или человеку. Если было потрачено менее 1,5 млн руб., то это деяние не рассматривается как хищение бюджетных средств по статье УК. За это предусматривается только административная ответственность.

Другой комментарий к ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

Объектом преступления за нецелевое использование бюджетных средств в УК РФ считаетсяпроцесс, который состоит из 3 этапов:

  1. Поступление бюджетных средств на оплату счетов на основании подписанного договора с какой-нибудь компанией.
  2. Разрешение оплаты за услуги / товары.
  3. Убытие денег со счёта.

Субъектом преступления считается должностное лицо государственной власти, администрации, бюджетного учреждения, которое вправе принимать средства из казны и расходовать их на заранее обозначенные нужды.

По данным статистики, в судах рассматриваются различные дела о неправомерных растратах. Многие из них касаются неправильного применения кодов бюджетной классификации (КБК) и классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), на которые направляются денежные средства из бюджета. Вся информация о КБК и КОСГУ в обязательном порядке должна быть доведена до всех должностных лиц бюджетных учреждений.

Если деньги списываются на КБК, которые не могут быть применены для данных расходов, то это действие признаётся нарушением закона.

Также в судебной практике насчитывается много дел, когда деньги, полученные от предоставления платных услуг,руководство госоргана или бюджетной организации, не передавало в соответствующий бюджетный фонд. Вместо этого они были использованы на решение иных задач, которые даже не указывались в бюджетном плане доходов и расходов.

Каждый год для бюджетных учреждений составляется план расходов. В нём обозначается предел для учёта затрат, превышать который запрещено.

Если по какой-нибудь статье расходов установлена определённая сумма, а на неё было списано денежных средств выше лимита, такое действие автоматически считается основанием для рассмотрения в суде.

Также на заседаниях слушаются следующие дела о нецелевом использовании денежных средств по УК РФ:
  • осуществление расходов, которые не могут быть оплачены за счёт денежных выделений из федерального бюджета;
  • покрытие расходов подведомственной организации, т.е. каждое бюджетное учреждение должно оплачивать свои долги самостоятельно за счёт средств бюджета, а не гаранта.

Срок давности за кражу/растрату средств составляет 6 лет.

Каждое нарушение рассматривается в индивидуальном порядке, и невозможно заранее предугадать, признает ли суд виновность подсудимого, и какой приговор будет вынесен.

Консультация юриста

На судебных заседаниях рассмотрение дел о нецелевом расходовании бюджетных средств по УК РФ происходит по определённым правилам.

В комментариях к ст. 285.1 сказано, что для признания подсудимого виновным в растрате нужно, чтобы основания для наказания сошлись на одном совершённом преступлении:

  1. К ответственности можно привлечь того сотрудника бюджетного органа/учреждения, который вправе единолично распоряжаться денежными поступлениями.
  2. Должна быть доказана умышленность преступления, то есть подсудимый на момент совершения противозаконных дел прекрасно осознавал, какие изменения принесут его действия и никак не помешал их свершению.

Очень часто при поступлении обвинения от надзорного органа о растрате целевых сумм руководство проверяемой организации всеми силами сопротивляется и пытается доказать правомерность своих действий.

Оспорить выводы контролирующей службы разрешается до заседания суда и на слушании дела в суде. Чтобы узнать, как это сделать до судебного рассмотрения, нужно изучить нормативные документы уполномоченной организации, которая осуществляла проверку в бюджетном учреждении.

Главе проштрафившейся организации даётся всего лишь пять рабочих дней со дня получения акта, чтобы письменно составить своё несогласие. В документе необходимо указать неправильную страницу в решении надзорной службы, привести статьи законодательства, которые способны подтвердить правоту учреждения. Если в оспаривании обвинения в воровстве не найдётся сторонников в контролирующем органе, то дело о нецелевом использовании бюджетных средств дойдёт до судаи будет грозить ответственность по УК.

Нарушения в виде необоснованных выплат составных частей заработной платы выявляются в ходе проверок достаточно часто. Чаще всего это выплаты, оформляемые в виде материальной помощи или премий к празднику. В качестве примера рассмотрим Постановление АС УО от 12.12.2014 N Ф09-8547/14 по делу N А50-2560/2014. На рассмотрение суда был вынесен спор между контрольным учреждением и детской школой искусств в отношении премий сотрудникам, в основном по административно-управленческому персоналу. Проанализировав распоряжения о выплате, заявления работников, проверяющие установили, что выплаченные денежные суммы не зависят от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, не являются компенсационными или стимулирующими выплатами, в связи с чем пришли к выводу, что названные выплаты должны быть квалифицированы как материальная помощь. Данная выплата произведена с нарушением ст. 129 ТК РФ, поскольку произведена произвольно, по "некорректному" перечню, а не в связи с уважительностью причины (свадьба, пожар, смерть близкого родственника и т.п.). В рассматриваемом случае в перечень выплат, отнесенных учреждением к материальной помощи, были отнесены выплаты к праздничным датам, для детей к Новому году (до 16 лет включительно) и др. Все перечисленные выплаты носят характер неправомерного использования средств бюджетов.

В Постановлении ФАС ВВО от 09.06.2014 по делу N А11-3916/2013 арбитрами был рассмотрен спор между КРУ и образовательным учреждением. Предметом спора, в частности, являлись нарушения по выплате заработной платы, которые выразились в виде:

Выплат стимулирующих надбавок за исполнение работниками их прямых должностных обязанностей;

Переплаты заработной платы заведующим отделениями за счет содержания сверхштатной единицы;

Необоснованного начисления доплат за исполнение обязанностей заместителя заведующего отделением по воспитательной работе, не предусмотренного штатным расписанием.

Напомним, что зарплата выплачивается работникам, принятым на должности, предусмотренные штатным расписанием. Оплата труда штатным работникам осуществляется в соответствии с нормами ст. ст. 129, 135, 144 ТК РФ.

В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда в государственных учреждениях субъектов РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Таким образом, основополагающим документом для выплаты заработной платы является положение по оплате труда, которое разрабатывается в соответствии с нормативно-правовыми актами субъекта РФ.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются к должностным окладам, ставкам заработной платы работников в пределах фонда оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников. Их перечень (для автономных учреждений) утверждается нормативным актом субъекта РФ.

Выплаты стимулирующего характера являются составной частью заработной платы. Они устанавливаются к должностному окладу и выплачиваются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Критерии утверждаются руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников. Если критерии не выполняются, то платить стимулирующие надбавки неправомерно.

Неправомерное расходование бюджетных средств


А. Павелин,

эксперт журнала "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной

деятельности государственных (муниципальных) учреждений"


Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 7, июль 2017 г., с. 17-25.


Контрольные органы, проводящие ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, нередко характеризуют выявленные нарушения как неправомерное использование денежных средств. О том, что понимается под этим понятием и какие нарушения чаще всего квалифицируются в качестве неправомерного использования бюджетных средств, поговорим в статье.


Определение неправомерного использования бюджетных средств


Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.